Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и предмет науки административного права




Административное право следует рассматривать не только как отрасль права, как часть правовой системы Республики Беларусь, но и как науку и учебную дисциплину. Административное право в первом понимании выступает как совокупность правовых норм, которыми регламентируются управленческие общественные отношения. Во втором понимании речь идет не о праве как регулирующем механизме, а о науке об административном праве, которая занимается исследованием норм административного права, их систематизацией, определением места и роли в общественном развитии и правовом механизме. Наука административного права — это поиск наилучших вариантов формулирования норм административного права, их применения, классификация и систематизация этих норм. Итоги научных достижений выражаются в научных диссертациях, книгах, докладах, статьях.

Наука административного права Республики Беларусь является составной частью белорусской юридической науки, ее отдельной отраслью. Она имеет связь с подобными науками зарубежных стран, с юридической практикой своей страны и зарубежных стран, опирается на положительные (приемлемые) достижения зарубежной науки. Поэтому очень важным и необходимым является поступление в Республику Беларусь научной литературы из других стран.

Предметом науки административного права является не только совокупность действующих юридических норм. Наука рассматривает административное право в динамике, каким оно было в прошлом, т.е. исторические аспекты, и каким должно быть в будущем, выявляет процессы развития административно-правовых явлений.

Наука административного права не может изучать нормы в отрыве от общественных отношении, регулируемых ими. Значит, наукой исследуются их субъекты и объекты, юридические факты.

В системе рассматриваемой науки наличествуют знания и об общих категориях, понятиях административного права. К ним относятся понятия о предмете, методе, принципах и системе административного права, административно-правовых нормах, исполнительной власти, ее функциях и органах, государственной службе, государственном служащем, государственной должности, должностном лице, представителе власти, административном принуждении, административной ответственности, административном процессе, административной юстиции и т.д. В этих категориях отражается сама суть административного права, поэтому они помогают лучше понять рассматриваемую отрасль права. Однако не все категории могут быть воплощены в административно-правовых нормах, поскольку часть из них является абстракциями, теоретическими обобщениями, например, предмет и метод административного права, исполнительная власть и т.д. Вместе с тем в указанных категориях отражаются «...самые сущностные стороны административно-правовой действительности». Некоторые категории находят закрепление в административно-правовых нормах, нормах-дефинициях и нормах-принципах, например, определение должности, должностного лица, государственной службы, административной ответственности, административного правонарушения и т.д. При этом было бы желательным, чтобы в нормах права закреплялись определения, четко раскрывающие то или иное понятие, и в них не употреблялись термины, требующие отдельного пояснения. Так, в пункте 3 части 4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь в определении должностных лиц употребляются термины («организационно-распорядительные», «административно-хозяйственные» обязанности, «юридически значимые действия»), не получившие единообразного понимания в административно-правовой литературе. Они сами нуждаются в определении, пояснении, и здесь не исключается проявление субъективизма отдельных ученых или даже практиков, что в свою очередь может повлечь ущемление прав и интересов отдельных граждан. Поэтому лучше всего было бы закреплять в нормах права те научные категории, которые имели бы общее признание в науке административного права.

Наука административного права не может не считаться с практикой, правоприменительной деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Правильно отмечает К.С. Вельский: «Наука административного права изучает действующее административное законодательство, но изучает его не абстрактно по книгам и кодексам, а в тесной связи с жизнью граждан, с работой аппарата управления. Наука должна становиться на точку зрения тех, кто реализует административно-правовые нормы, должна уметь изучать право с его реальной стороны, т.е. в сравнении с жизнью. Посредством такого слияния действующего права с жизнью, бытом народа, деятельностью органов исполнительной власти ученый - административист может указать на ненадобность, устарелость тех или иных норм административного права и тем самым содействовать их отмене или изменению. Наконец, изучая жизнь, ученый может заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых дополнительных норм и попытаться их сформулировать. Указывая на эту сторону предмета юридической науки, известный ученый-цивилист Б.Б. Черепахин писал: «Изучение практики применения норм права невозможно в отрыве от изучения самих правовых норм. Изучение и обобщение практики помогает изучению норм права и определению путей их совершенствования. Однако нельзя считать практику применения норм отдельным (самостоятельным) предметом изучения, изолированным от других элементов того же единого предмета». Однако вряд ли можно согласиться с К.С. Вельским в том, что наука должна становиться на точку зрения практиков. Наука, изучая практику, не может всегда следовать ей, быть подчиненной, зависимой от нее. Ведь практика нередко идет не только не в русле желаемого, но и в противоречии с действующим законодательством. Наука обязана помогать практике избавляться от подобного, избирать наиболее эффективные формы и методы в работе. Иначе говоря, наука способствует совершенствованию практики. Наука и практика взаимозависимые, но не подчиненные явления.

Таким образом, можно констатировать, что предмет науки административного права состоит из нескольких частей, составных элементов:

1) административно-правовые нормы;

2) административно-правовые отношения;

3) административно-правовые категории;

4) практика применения норм административного права.

Наука административного права тесно связана с другими

юридическими науками. «Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного договора — науки гражданского права, вопросов административного процесса — наук уголовного и гражданского процессов. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному и другим отраслям юридической науки. Несомненно, что взаимодействие всех частей большой семьи юридической науки может быть очень плодотворным как для права и науки о нем вообще, так и административного права и науки о нем в частности».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.