КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александрия
Европейская алхимия Основы европейской (в широком смысле слова, включающем государства Ближнего Востока и северной Африки) алхимии были заложены древнейшей цивилизацией Междуречья – уже в IV тысячелетии до н.э. между реками Тигр и Ефрат возникло государство шумеров. Анализ шумерской бронзы впервые выполнил Бертло; он пришел к выводу, что для получения металла такого качества необходимы были обширные знания металлургии и горнорудного дела. Это подтвердили многочисленные глиняные таблицы, найденные на территории главного города Междуречья Вавилона (XX-V вв. до н.э.) и расшифрованные в XIX в. Вавилонские ученые, которых греки и римляне звали халдеями, пользовались всемирной славой как чародеи, мудрецы, маги, чернокнижники, астрологи. Однако более совершенными “химиками” были египтяне. Изучая египетский папирус XVI в. до н.э. (“Папирус Эберса”), Бертло пришел к выводу, что египетские жрецы превосходили халдеев в химических знаниях.
Соединение теории с экспериментом, приведшее к возникновению полноценной алхимии, произошло в Александрии – городе, основанном Александром Македонским, учеником Аристотеля, на африканском берегу Средиземного моря в 332-331 гг. до н.э. В период правления династии Птолемеев (305-30 гг. до н.э.) Александрия стала центром умственной жизни европейской цивилизации. Александрийская Академия и музеум (мусейон) при ней были настоящим ученым городом в городе; в Академии жили и работали до 14 тыс. ученых и учеников. В библиотеке музеума насчитывалось около семисот тысяч рукописей.
В храме Сераписа находились химические лаборатории, где пытался получить эликсир бессмертия один из царей, Птолемей II Филадельф. Процветанию научной мысли в Александрии способствовала атмосфера веротерпимости. В результате древнеегипетская магия получила новые теоретические обоснования в виде учений греческих философов о первоэлементах и атомах, вечном движении и изменчивости [[81]]. Учение о единстве и взаимосвязи всего существующего, развитое позже неоплатониками (Плотин 204-269 гг. н.э.), позволяло алхимии найти свое место в целостной картине мира. Но обновления алхимической теории в первых веках новой эры не произошло. Началась эпоха войн Цезаря (разгром библиотеки в 48-47 гг. до н.э.), сменившаяся борьбой греко-римского языческого мира с зарождающимся христианством. Победила новая религия бедняков – в 391 г. н.э. во время христианского восстания окончательно разрушены и сожжены храм Сераписа, музеум и библиотека. Языческие ученые уже не могли вернуться в ставшие христианскими Грецию и Рим. Уцелевшее наследие александрийских алхимиков перешло к арабам.
Арабская “ал-химия” В 642 г. Александрия была завоевана арабами. Представители только что зародившегося ислама (основатель – Мухаммед, 570-632) относились терпимо к иудеям и христианам, приверженцам единого бога; "языческое" же наследие в Александрии (остатки библиотеки) было окончательно уничтожено. Согласно легенде, второй халиф Омар (правил в 634-644 гг.) сказал: "Все, что соответствует Корану в древних книгах, есть в Коране, а что не соответствует, не годится для мусульман". В 750 г. сменилась правящая династия: в простиравшейся от Инда до Пиреней арабской империи – халифате стали править Аббасиды. Наиболее известный из них – Гарун-аль-Рашид (763/766-809). В основанном недалеко от развалин Вавилона Багдаде в VIII-IX вв. происходило то, что можно сравнить с более поздним европейским Возрождением XVI в. Начали усиленно развиваться науки и искусства. Арабы активно собирали знания греков, персов и индусов; к 900 г. все важнейшие сохранившиеся книги древности были переведены на арабский язык. Высшие школы были основаны в Багдаде, Самарканде, Кордове, Севилье, Гренаде. Возродилась и получила дальнейшее развитие алхимия. По-видимому, основной теоретической базой арабской алхимии оказалась астрология; в результате начала преобладать магическая "теория" превращений веществ. Основным центром арабской алхимии стала Кордова (современная Испания); в библиотеке кордовского халифа Абд-аль-Рахмана-Шах-Насира было 400 тыс. книг. Главное же – таких культурных центров появилось много на обширном пространстве между Памиром и Атлантическим океаном [[82]]. Наиболее известные ученые арабского мира – Джабир-ибн-Хайян (лат. Гебер) (VIII-IX вв.), алхимик, получивший нашатырный спирт, растворы серной и азотной кислот; Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази, сокращенное имя Абу-ар-Рази или Ар-Рази (лат. Разес) (865-925 гг.), создавший первую подробную классификацию веществ и лабораторного оборудования; Абу али Ибн Сина (лат. Авиценна) (ок. 980-1037), великий врач и энциклопедист; Ибн-Рушд (лат. Аверроэс) (1126-1198), философ, учение которого влияло на европейское естествознание до XVII века. Несмотря на то, что большинство работ Джабира-ибн-Хайяна сейчас известны только в более поздних переводах, именно ему можно приписать чрезвычайно важную для алхимиков теорию “стихий-качеств” или “двух принципов”. Согласно этой теории, все металлы состоят из двух начал, двух принципов – серы и ртути. Эти начала не соответствуют известным элементам (Hg и S). Ртуть – женское начало, символизирует металлические свойства и обусловливает блеск, ковкость и гибкость металлов. Сера – мужское начало, указывает на степень воспламеняемости и цвет. Известные металлы отличаются друг от друга только соотношением принципов ртути и серы. В приписываемой Джабиру книге “Сумма тайных совершенств” написано: “Солнце (золото) составлено из весьма утонченной ртути и небольшого количества очень чистой, ясной, гомогенизированной серы с красноватым отливом.” [[83]] Из идеи двух начал следует, что металлы способны к взаимному превращению (трансмутации) – нужно только изменить в них соотношение принципов серы и ртути. Последователь Джабира Ар-Рази вводит еще одно начало или принцип – соль, или мышьяк. Принцип “соль” – не составляющая металлов, а описание способа слияния принципов серы и ртути. Подобная “теория строения” кажется современным химикам не только антинаучной, но и просто смешной. Однако вполне современная (1963 г.) теория строения вещества – кварковая – предполагает, что все элементарные частицы построены из “цветных”, “странных”, “очарованных” кварков, соединяющихся благодаря наличию специального “принципа взаимодействия” – глюонов. Если кварковая модель физики XX века считается научной, то более раннюю (и возможно менее совершенную) модель “трех принципов” тоже следует считать не заблуждением, а по крайней мере этапом развития науки о веществе. Современная химия сохранила следы примерно пятивекового периода арабской алхимии во множестве терминов (ал-кимия, алкоголь, нафта, нитрум, эликсир (ал-иксир) и др.).
Великое Делание [[84]] Европейские алхимики получили от арабов к XIII в. богатое наследие. Однако, если описания технической части алхимических текстов непрерывно дополнялись и совершенствовались в течение тысячелетий, то теоретическая база испытала на себе влияние многократной смены господствовавших религий. Имеющаяся литература по истории химии не дает полного представления об идеологии алхимиков. В средние века она в основном представляла собой расплывчатое учение о нескольких началах (принципах) и первоэлементах, правильное сочетание которых позволяло осуществить трансмутацию – получение золота из неблагородного сырья. При этом работу исследователя над самим собой большинство средневековых алхимиков уже не считали основой процесса, она служила в некоторых случаях лишь подготовительным этапом (пост и молитва) к Великому Деланию – созданию философского камня. Наиболее почитаемыми у европейских алхимиков были книги, создание которых приписано Гермесу Трисмегисту (Триждывеличайшему) – легендарному творцу мира и всех наук. Первые из этих книг стали известны в Александрии не позже II века н.э. Самый популярный из герметических текстов – "Изумрудная скрижаль" (лат. "Tabulae Smaragdinae"). Это 13 или 15 кратких изречений, понятных только посвященным [[85]].
Иначе, чем Бертло и другие ученые-химики, представляли себе идеологию европейской алхимии их современники – оккультисты конца XIX – начала XX века. Оккультизм – это учение о всеобщих скрытых связях всех вещей и явлений, о человеке как микрокосмосе, осознающем в себе всю Природу. Многие современные ученые считают оккультизм примитивной антинаучной магией. Однако именно недостаток оккультного отношения к химии, т.е. осознания связи вновь синтезируемых веществ со всеми живыми существами на Земле, приводит к тому, что ДДТ обнаруживают в организмах антарктических пингвинов, а диоксины – в молоке кормящих матерей. Алхимия рассмотрена оккультистами как сверххимия, а современная им (ок. 1900 г.) химия названа грубой и низшей частью алхимии [[86]]. Смысл своей деятельности наиболее емко выразил, по мнению оккультистов, один из величайших алхимиков, врач и философ Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541): Высшая степень познания – самосозерцание единого и всеобщего мирового духа в человеке. Мировой дух осуществляет духовное творчество, а человек является его проводником в творчестве физически-телесном, и есть первотворец в вещественном мире [[87]]: "Ибо природа не производит на свет ничего, что было бы завершено с ее стороны, но завершить это должен человек... Это завершение есть алхимия. Следовательно, алхимик, это – булочник, когда он печет хлеб, винодел, когда он делает вино, ткач, когда он ткет сукно... Поэтому я и намереваюсь так писать об алхимии, чтобы вы хорошо узнали и испытали ее, что она такое и как ее нужно понимать; чтобы не досадовали на то, что нельзя получить через нее ни золота, ни серебра... Третий столп медицины есть алхимия, ибо без нее нельзя приготовить лекарств, так как без искусства нельзя пользоваться природой. ". Чисто химические представления Парацельса во многом устарели, но его понимание природы и своего места в ней гораздо более развито, чем примитивный материализм – мировоззрение многих сегодняшних научных работников.
Итак, цель деятельности европейских алхимиков – завершение Творения в вещественном мире, излечение "несовершенных" веществ и получение из них "совершенного" философского камня.
Буквальное, строго естественнонаучное понимание такой цели, как и самих алхимических текстов, может завести современного исследователя в безнадежный тупик. Выдающийся химик М.Бертло писал об одном из основателей алхимии [[88]]: "Гермесу приписывают одну из главных аксиом алхимиков: "Если вы не лишите тела их телесного состояния и если вы не превратите в тела бестелесные вещества, вы не получите то, что вы ожидаете"; это значит: если вы не лишите металлы их металлического состояния (окислением, растворением и т.п.) и если вы не получите металлы из неметаллических веществ и т.п." Трактовка Бертло – узко-химическая. В 1885 году, когда он писал свою книгу "Начала алхимии", он не знал о сложном строении атома. С точки зрения науки конца XX века аксиому алхимиков можно толковать и как получение из вещества плазмы (ионизированные атомы), и как ядерный распад и ядерный синтез. А можно пойти еще дальше и предположить, что речь идет о разложении нуклонов на кварки (существование последних еще строго не доказано). И ничто не запрещает нам пользоваться более "модным" термином современной физики – “Физическим вакуумом”... Но "химико-металлическая" трактовка остается самой понятной и потому считается самой научной. Подобное сужение восприятия алхимических текстов позволяет современным химикам свысока глядеть на "златоделателей".
* * *
Таким образом, алхимия была попыткой соединить приемы древней магии с мистикой "Мирового духа". Прерывания развития алхимии в Европе, связанные с религиозными войнами и нетерпимостью ортодоксальных мусульман и христиан к любым отклонениям от догматов веры, не позволили разработать целостной идеологии; в результате выжили лишь магические ритуалы, превратившиеся со временем в набор химико-технологических приемов. Развитие химической технологии без духовной основы обеспечило "научно-технический прогресс" и... экологический кризис. Веротерпимость в Китае, допускающая относительно мирное сосуществование основных религиозных учений – даосизма, конфуцианства и буддизма, единое "интеллектуальное пространство" позволили развить "алхимию дао" – целостное учение о достижении долголетия и бессмертия. В процессе развития даосской алхимии сработали "экологические тормоза" – чисто химические приемы были отброшены (оставлены ремесленникам) из-за их недостаточного совершенства и невозможности полноценного управления ими, в отличие от "внутренней алхимии" – методов саморегуляции организма. Философия гармонии и единства всего сущего, неотделимости человека от природы уберегла последнюю от необдуманного вмешательства исследователей. Но... развитие собственных естественных наук в восточноазиатских странах шло чрезвычайно медленно. Очевидно, что человечеству нужна “серединная алхимия”, сочетающая высшие достижения синтетической химии с духовным учением, основанным на проверенных тысячелетиями мировых религиях.
Очистить и преобразовать себя – прежде чем на основании ограниченных теорий преобразовывать мир – такова глубинная философия алхимиков. По-видимому, именно такой подход должен преобладать в работе современных ученых. Это не означает, что на химических факультетах вузов надо изучать мистику. Ученый начала XXI века обязан осознать, что нельзя изменять и "улучшать" Природу, не поняв ее смысла, не ощутив себя ее частью. Для современных химиков алхимический подход должен стать не “темным прошлым”, а наиболее перспективным будущим – иначе химия так и останется для человечества ядовитым пугалом. [[89]]
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |