Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежный опыт информатизации судов




Прокуратура

В разделе VIII Конституции рассмотрена деятельность прокуратуры. Прокуратура не принадлежит ни к одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Прокуратура Украины – это независимый государственный орган, который составляет единую систему и включает следующие направления деятельности (ст. 121 Конституции Украины):

· поддержание государственного обвинения в суде;

· представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Основанием для такого представительства в суде могут быть обращения к прокурору граждан, представителей государственных органов, юридических лиц и др.;

· надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

· надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Систему органов прокуратуры составляют:

ü Генеральная прокуратура,

ü прокуратура Автономной республики Крым, областей, городов Киева и
Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные,

ü другие приравненные к ним прокуроры,

ü военные прокуроры.

Единство системы обеспечивается тем, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору Украины.

Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность с согласия Верховной Рады Президентом Украины и освобождается от должности Президентом Украины, причем при освобождении от должности согласия Верховной Рады не требуется.

Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Украины, что имеет последствием его отставку от должности.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины - пять лет (ст. 122 Конституции Украины).

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Украины определяются ст. 121, 123 Конституции Украины и ст. 5 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г.

 

В настоящее время помимо широко известных программных продуктов используются и новые технологии. К ним можно отнести – электронный суд (electronic court – e-court).

Рассмотрим примеры его внедрения в разных странах.

В судебной системе США (State Unified Court System) и Канады под понятием «e-court», понимают доступ к судам по Интернету, использование компьютера с рабочего места, из дома или из любой библиотеки для получения материалов о сотнях тысяч судебных дел и иной информации, связанной с судопроизводством.

Одним из программных продуктов, позволяющих успешно осуществлять е-court являются системы «Управление делами или Электронный Архив дел» (Case Management/Electronic Case Files (CM/ECF)) и «Открытый доступ к судебным электронным отчетам» (Public Access to Court Electronic Records), которые включают следующие функции:

§ управление судебным делом (прослеживание процесса, ответов, крайних сроков и слушаний);

§ внесение дополнительных сведений, документов и изменений в дела;

§ поиск документов;

§ управление, хранение, резервные копии и архивирование электронных документов;

§ направление документов из суда, в суд или непосредственно в его пределах;

§ предоставление информации относительно других сторон по делу, о дате подачи и хранения документа.

Но, несмотря на то, что оба проекты США и Канады во многом схожи, они имеют отличительные черты.

В США каждый суд самостоятельно управляет своими системами, однако, единый Административный офис развивает всю систему e-court, в Канаде же задачи разделены между судами и теми, кто обеспечивает сервис и техническое обслуживание.

В судебной системе Европейского Союза, в настоящее время реализуется проект «электронное правительство» (e-government), в рамках которого осуществляется работа по внедрению системы электронный суд на базе программного обеспечения «Правосудие для электронного правительства».

Основные цели проекта: перепечатка, синхронизация и цифровая архивация документов, доступ граждан к информации, а также осуществление всех работ в безопасном режиме.

Технологическая платформа, разрабатываемая в ЕС, нацелена на хранение и обмен стандартной электронной информацией в пределах европейского судебного сообщества. Европейская система e-court, посредством сбора данных из различных источников (документы аудио/видео/текста) и обеспечения гибкой многоязычной информационно-поисковой системы, будет помогать обвинителям, судьям и адвокатам в их ежедневных процедурах, особенно в стадии сбора и поиска документов.

Австралийская система e-court делает упор на внедрении новых способов ведения дел, улучшении доступа к системе правосудия и повышении ее эффективности. Эта информационная технология включает множество новых возможностей: электронное хранение данных, «онлайн заседания», систему управления судебными делами и документами и т.д. [15].

В настоящее время система e-court предоставляет следующие онлайн услуги [27]:

§ e-search (электронный поиск) позволяет пользователям искать информацию по конкретным делам. Это доступная база данных всех дел, начатых в Федеральном Суде Австралии, и дел, находящихся в юрисдикции Федерального мирового суда Австралии (Federal Magistrates Court of Australia).

§ e-filing (электронная регистрация) позволяет истцам или их юридическим представителям подавать заявления и другие документы в суд электронным способом. Система включает пошаговое руководство для подающих документы, а также такие возможности как оплата за подачу документов и регистрацию кредитной карточкой.

§ форум e-сourt разрешает сторонам и их юридическим представителям участвовать в виртуальном зале суда. Это помогает в управлении делами до суда, позволяя делать указания и другие распоряжения судье, ведущему дело, онлайн.

В базе данных отражена следующая информация [27]:

§ название каждого участника судебного дела;

§ номер судебного дела;

§ дата начала судебного заседания;

§ тип заявления;

§ тип каждого документа поданного по делу, и дата, когда документ был подан;

§ прошлые и будущие даты слушаний;

§ текущий статус судебного дела;

§ тексты сделанных распоряжений, предписаний и протестов по делу.

Одно из несомненных достоинств e-сourt системы - это возможность доступного общественного пользования. Электронный суд предлагает высокий уровень безопасности и защищенности хранящейся информации, и только стороны могут получить доступ к делам электронного суда. Если вы - истец или юридический представитель, то можете с помощью информационных технологий получить доступ к электронным записям, отчетам суда по вашему делу в любое время суток.

Программа позволяет автоматически уведомлять одну из сторон процесса, если в деле появляются изменения. Если стороны хотят нанять представителей, адвокатов, то они могут сделать это через систему, электронно, из тех адвокатов, которые зарегистрированы в системе e-сourt. С помощью системы e-сourt можно получать даты слушаний, но только при условии ежедневной проверки Судебного списка дат.

 


ТЕМА 4. Содержание и особенности функционирования органов законодательной (представительской) власти

1. Верховная Рада Украины: функции и полномочия.

2. Законодательный процесс.

3. Информационно-технический комплекс „Рада”

 

1. Верховная Рада Украины: функции и полномочия

Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная Рада Украины (ВРУ) (ст. 75 Конституции Украины).

Конституционный состав ВРУчетыреста пятьдесят народных депутатов, которые избираются на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования (ст. 76 Конституции Украины).

Народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеет право голоса и проживает в Украине на протяжении последних пяти лет.

Не может быть избранным в ВРУ гражданин, который имеет судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины. Срок полномочий ВРУ составляет пять лет.

Очередные выборы в ВРУ происходят в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий Верховной Рады Украины (ст. 77 Конституции Украины). Внеочередные выборы в ВРУ назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий ВРУ. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом.

Народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе (ст. 78 Конституции Украины). Народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата, состоять на государственной службе, занимать другие оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, целью которых является получение прибыли. В случае нарушения этих требований, народный депутат Украины в двадцатидневный срок со дня возникновения указанных обстоятельств прекращает такую деятельность или подает личное заявление о сложении с себя полномочий.

Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность (ст. 80 Конституции Украины). Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету. Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.

Полномочия народных депутатов Украины прекращаются одновременно с прекращением полномочий ВРУ (ст. 81 Конституции Украины).

Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно в случае:

· сложения полномочий по его личному заявлению;

· обретения законной силы обвинительного приговора относительно него;

· признания его судом недееспособным или безвестно отсутствующим;

· прекращения его гражданства или выезда на постоянное место жительства за границы Украины;

· если на протяжении двадцати дней со дня возникновения обстоятельств, которые приводят к нарушению требований относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, эти обстоятельства ним не устранены;

· невхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции;

· его смерти;

· в случае досрочного прекращения в соответствии с Конституцией Украины полномочий Верховной Рады Украины.

ВРУ работает сессионно (ст. 82 Конституции Украины) и является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава.

Первое заседание новоизбранной ВРУ проходит не позднее, чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов и его открывает старейший по возрасту народный депутат Украины.

Народному депутату ВР положено:

· ежегодная материальная помощь и пособие на оздоровление;

· заработная плата;

· бесплатное образование;

· оплата заграничных командировок;

· оплата телефонной связи и выступлений в СМИ;

· служебное авто и квартира;

· ежегодный бесплатный отдых;

· содержание помощника.

Порядок работы ВРУ устанавливается Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

В ВРУ по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, которая вносит предложения Президенту Украины относительно кандидатуры Премьер-министра Украины и кандидатур в состав Кабинета Министров Украины.

Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто (ст. 84 Конституции Украины). Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины. Решения Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования. Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично.

К полномочиям Верховной Рады Украины относится (ст. 85 Конституции Украины):

установление государственных символов Украины;

принятие законов;

утверждение Государственного бюджета Украины, внесение изменений и контроль его исполнения;

назначение на должности и освобождение от должностей трети состава Конституционного Суда Украины;

определения основ внутренней и внешней политики;

утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

назначение выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные настоящей Конституцией;

смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленной статьей 111 настоящей Конституции;

заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и внешнем положение Украины;

объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключения мира, одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;

одобрение решения о предоставление воинской помощи другим государствам или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;

рассмотрение и принятие решения относительно одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины;

утверждение законом Конституции АРК, изменений к ней.

досрочное прекращение полномочий Верховной Рады АРК при наличии решения Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины;

назначение внеочередных выборов в Верховную Раду АРК;

образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов;

назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления.

ВРУ осуществляет также другие полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению.

ВРУ избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины и отзывает их с этих должностей (ст. 88 Конституции Украины).

Полномочия председателя Верховной Рады Украины определены настоящей Конституцией и установленным Регламентом ВРУ:

· ведет заседания ВРУ;

· организовывает работу самой ВРУ и ее аппарата, координирует деятельность ее органов;

· подписывает акты, принятые ВРУ;

· представляет Верховную Раду Украины в отношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств;

Верховная Рада может создавать в пределах своих полномочий следующие органы изчисла народных депутатов Украины:

постоянно действующие комитеты - для осуществления законопроектной работы и выполнения контрольных функций в соответствии с Конституцией Украины;

временные специальные комиссии – для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к ее полномочиям;

временные следственные комиссии - для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, если за это проголосовала не менее чем одна треть от конституционного состава Верховной Рады Украины. Выводы и предложения временных следственных комиссий не является решающими для следствия и суда.

Организация и порядок деятельности комитетов Верховной Рады Украины, ее временных специальных и временных следственных комиссий устанавливаются законом.

Среди органов представительской власти на местном уровне можно выделить:

· Верховную Раду АРК;

· Совет министров АРК.

Законодательные акты, которые принимаются этими органами, являются обязательными к исполнению на всей территории АРК.

Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады АРКи Совета министров АРК определяются Конституцией, законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады АРК по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется судами, что принадлежат к единственной системе судов Украины. В Автономной Республике Крым действует Представительство Президента Украины, статус которого определяется законом Украины.

· органы местного самоуправления.

Их законодательный процесс проявляется в том, что сельский, поселковый, городской совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и другие акты управления в форме решений.

Решения принимаются открытым или тайным голосованием на пленарных заседаниях. В случае несогласия решение может быть остановлено сельским, поселковым, городским головой в пятидневный срок с момента его принятия с предоставлением обоснованных замечаний. В таком случае совет обязан в двухнедельный срок повторно рассмотреть решение. Если совет отклонил замечания головы и подтвердил предыдущее решение двумя третями депутатов от общего состава совета, оно вступает в силу.

Следует отметить, что решения совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

Сельский, поселковый, городской голова, председатель районного, областного совета в пределах своих полномочий издают распоряжения.

Акты управления органов местного самоуправления, принятые в пределах предоставленных полномочий, являются обязательными для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, а также гражданами, которые постоянно или временно проживают на соответствующей территории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.