Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты обеспечения рыночного макро равновесия




Достижение равновесия в рыночной экономике возможно только в определенных социально–экономических условиях, при определенных предпосылках, в частности когда в экономике действуют конкурентные силы, отсутствуют внешние катастрофические факторы, люди стремятся к росту благосостояния, по крайней мере, уважают богатство и не разрушают его. Общественные товары, т. е. неделимые, общедоступные бесплатные блага, а также внешние эффекты, т. е. выгоды и убытки третьих лиц в результате рыночных сделок, называют несостоятельностями рынка, так как они ломают автоматизм действия рынка, толкающего производителей и потребителей к рациональному сопоставлению затрат и выгод. В рыночной экономике трудно добиться достаточно полной информированности покупателей и продавцов. Все это обусловливает необходимость для общества прибегать к мерам, направленным на обеспечение устойчивости рыночной экономики, регулировать рыночную экономику, производить для участников рыночных сделок управленческие услуги, в силу чего управление (регулирование) рыночной экономикой само становится общественным товаром, приносящем пользу всем субъектам рыночной экономики.

Материальным носителем регулирующих воздействий на рыночную экономику являются денежные средства, находящиеся в общественной собственности, прежде всего государственный бюджет, а также средства смешанного происхождения, прежде всего средства государственного банка. Использование бюджетных средств для стабилизирующих воздействий на рыночную экономику называется фискальной политикой. Использование средств государственного банка для этих же целей называется денежно– кредитной политикой. Остановимся на элементах фискальной политики.

Фискальная политика – сознательное изменение налогов и государственных расходов с целью роста чистого национального продукта, занятости и стабильности цен. В период спада, т. е. когда инвестиций недостаточно для покрытия возросших сбережений, государство прибегает к стимулирующей фискальной политике. Она включает: (1) увеличение государственных расходов, или (2) снижение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Другими словами, если в исходном пункте имеется несоответствие сбережений и инвестиций в пользу сбережений, а государственный бюджет сбалансирован по расходом и расходам, то фискальная политика должна двигаться по направлению бюджетного дефицита. Это стимулирующая фискальная политика.

И наоборот, если в исходном пункте имеется несоответствие сбережений и инвестиций в пользу инвестиций, государственный бюджет сбалансирован по расходом и расходам, то фискальная политика должна двигаться по направлению положительного сальдо правительственного бюджета. Это сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2).

К недостаткам фискальной политики относятся временной лаг распознавания спада или роста экономики, административная задержка, функциональное запаздывание, сочетание фискальных целей с другими целями государства, пристрастие к стимулирующим мерам со стороны правительства и депутатов, деловой цикл, обусловленный периодичностью выборов в органы законодательной власти.

Остановимся на денежно–кредитной политике. Это абсолютное и относительное изменение денежной массы и ставки процента для обеспечения экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основными инструментами денежно–кредитной политики являются учетная ставка (ставка процента по кредитам, выдываемым Государственным банком коммерческим банкам, резервная норма (доля привлеченных коммерческими банками) средств хозяйствующих субъектов, которую коммерческие банки должны резервировать в Государственном банке), операции на открытом рынке (скупка и продажа ценных бумаг Государственным банком).

Денежно–кредитная политика может быть двух видов: политика дешевых денег и политика дорогих денег. Политика дешевых денег направлена сокращение сбережений и увеличение инвестиций и целесообразна в период спада. В этот период Государственный банк покупает облигации у хозяйствующих субъектов, понижает резервную норму и учетную ставку. В результате денежное предложение возрастает, процентная ставка падает, инвестиционные расходы растут, а реальный чистый национальный продукт возрастает.

Политика дорогих денег состоит в сдерживании поступлений новых денег в экономику. В связи сэтим Государственный банк продает облигации, увеличивает резервную норму и учетную ставку. В результате денежное предложение сокращается, процентная ставка возрастает, инвестиционные расходы сокращаются, а рост чистого национального продукта сдерживается. Сильные стороны денежно–кредитной политики заключаются в быстроте и гибкости применяемых мер и изоляции от политического давления. Ограниченость кредитно–денежной политики связана с отказом хозяйствующих субъктов следовать ее целям. Например, политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам рост резервов, однако она не в состоянии заставить банки выдавать ссуды и увеличивать предложение денег. Эта сторона денежно – кредитной политики хорошо выражается пословицей: «Выможете подвести коня к воде, но неможете заставить его пить».

В России денежно – кредитная и фискальная политика ослабляются слабой мобильностью ресурсов, закрытостью различных секторов экономики для новых капиталов, монополизацией экономики.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Равновесный чистый национальный пародукт может быть представлен как пересечение кривых совокупного спроса и совокупного преложения, а также как персечение линии совокупного потреблени (суммы частного потребления, инвестиций, государственного потребления и чистого экспорта) с линией равномерно возрастающего чистогонационального продукта, равного его потреблению.

2. Для преодоления рыночных несостоятельностей в достижении равновесия чистого национального продукта и денежной массы государство использует инструменты фискальной политики (государственные расходы и налоги) и денежно–кредитной политики (операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение нормы резерва).

8. МИКРОЭКОНОМИКА
8.1. Потребительское поведение на рынке
8.2. Конкурентный рынок
8.3. Монополистический рынок
8.4. Рынок ресурсов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.