Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алихаджиева И.С., Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. 10 страница




Законодательной недоработкой является отсутствие механизма судебной замены данного наказания в случае злостного уклонения от него. Однако предложение С.Ф. Милюкова криминализировать соответствующие деяния и установить ответственность за самовольное занятие должности или занятие деятельностью лицом, лишенным этого права по приговору суда1, вряд ли можно считать выходом из создавшегося положения.

Обязанность исполнения данного наказания возложена на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных2, а в случае изоляции осужденного от общества и назначении в качестве дополнительного наказания — на администрацию исправительных учреждений (исправительных колоний, дисциплинарных частей, арестных домов и исправительных центров).

Уголовно-исполнительная инспекция регистрирует осужденного, осуществляет контроль за соблюдением запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяет исполнение приговора суда администрацией либо органом, правомочным аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью или определенной должности в отношении осужденного.

Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана освободить его от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью; внести в трудовую книжку в случае увольнения запись о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с указанием срока, должности и вида деятельности. Представляется, что последнее положение Уголовно-исполнительного кодекса входит в противоречие с нормами КЗоТ, запрещающими вносить в трудовую книжку данные о взысканиях.

Органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, обязаны ликвидировать разрешение и изъять документ, предоставляющий данному лицу право на занятие запрещенной деятельностью.

За неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусматривается уголовная ответственность лиц, правомочных разрешить вопрос об увольнении осужденного или аннулировании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью (представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческой или иной организации)1.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).

 

Начиная с ХIХ века этим наказанием сопровождалось лишение прав. Уложение 1845 г. при лишении всех прав состояния в качестве дополнительного наказания назначало «лишение почетных титулов, чинов, орденов и прочих знаков отличия, и отобранием принадлежащих лично осужденному грамот, дипломов, патентов и аттестатов» (ст.25). Карательное свойство этого наказания проявлялось в моральном воздействии на осужденного и лишении его возможных привилегий, существовавших для лиц, имевших специальные или почетные звания.

УК РСФСР 1922 г. также устанавливал, что поражение прав может по особому постановлению суда сопровождаться лишением осужденного ордена Красного или Трудового Знамени, но такое постановление должно быть представлено до вступления приговора в законную силу на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ст. 41).

 

Как представляется, современным законодателем необоснованно отвергнуты аргументы в пользу отмены данного наказания ввиду нецелесообразности его применения к осужденным, имеющим в прошлом соответствующие заслуги и достижения1.

При сохранении его в системе наказаний необходимо, на наш взгляд, изменить содержание ст. 48 УК РФ, дополнив ее словами о том, что применение данной меры возможно только в случаях, когда совершенное преступное деяние непосредственно связано с той деятельностью подсудимого, за осуществление которой ему присвоены специальное, воинское или почетное звание, классный чин или вручены государственные награды.

В действующем УК РФ редакционной корректировке подверглось наименование статьи2, расширены полномочия суда по лишению осужденных почетных званий и классного чина, конкретизированы обязательные условия применения данного вида наказания — совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности осуждаемого.

Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ данный вид наказания может назначаться только в качестве дополнительного.

Прежняя законодательная формулировка, детализируя действие рассматриваемого наказания, ограничивалась указанием категории преступления (тяжкое) и особого порядка принятия судебного решения о его назначении. По УК РСФСР судом вносилось представление в соответствующий орган, ведающий вопросами награждения, о лишении осужденного званий или наград. Статья 48 УК РФ разрешение по существу вопроса о целесообразности применения этого уголовного наказания относит к исключительной компетенции суда.

Режим применения данного наказания соответствует законодательству и нормативным актам, регулирующим порядок присвоения специальных, воинских или почетных званий, классного чина, объем прав (льгот и преимуществ) и обязанностей лиц, удостоенных званий и наград3.

Под специальным понимается звание, отражающее принадлежность к виду государственной службы или ведомственную принадлежность служащих, наделенных властными полномочиями (МВД1, МИД, Таможенная служба, Министерство налоговой полиции). Не относятся к специальным ученые звания (доцент, профессор) и степени (кандидат, доктор наук). Руководствуясь положениями ст. 48 УК РФ, суд не обладает правомочием по лишению званий, носящих квалификационный характер (профессиональные, квалификационные разряды, спортивные звания).

Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, присваиваемые военнослужащим и военнообязанным в соответствии с принадлежностью к роду войск или виду службы, служебным положением, военной или специальной подготовкой (рядовой, ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, капитан, майор, полковник, генерал)2. Как показывает судебная практика, лишению, как правило, подлежат только офицерские звания.

Классный чин — это служебный разряд государственных служащих, установленный в ряде специальных ведомств (младший юрист, юрист 3, 2, 1 класса, младший советник, государственный советник юстиции 3, 2, 1 класса, действительный государственный советник). Федеральным законом «Об основах государственной службы» система присвоения классных чинов введена и для государственных служащих (например, государственный советник РФ, государственный советник 1, 2, 3 класса)3.

Почетное звание присваивается за особые достижения в области науки, культуры, искусства (народный артист, заслуженный деятель науки, заслуженный врач, заслуженный юрист Российской Федерации)4.

Высшие специальные и воинские звания, классные чины присваиваются Президентом РФ. Присвоение иных званий и классных чинов отнесено к компетенции руководителей министерств и ведомств либо их должностных лиц.

В соответствии с п. 6 ст. 89 Конституции только Президент России обладает правом награждения государственными наградами. Государственная награда — это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, культуре, науке, искусстве, защите отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством и народом. К государственным наградам относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена («За заслуги перед Отечеством»), медали («За отвагу»), а также все почетные звания.

Копия обвинительного приговора суда направляется должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой (ч. 1 ст. 61 УИК РФ), а в отношении военнослужащих запаса — в военный комиссариат по месту воинского учета (ч. 3 ст. 61 УИК РФ). В документы осужденного вносится соответствующая запись. О лишении государственной награды Президент России издает Указ. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении изымаются правоохранительными органами и направляются в Службу государственных наград Президента РФ.

При совершении преступлений иной тяжести, не относящихся к категории тяжких, однако дискредитирующих специальное звание или государственную награду (например, неоказание помощи больному, оставление в опасности), суд может прибегнуть к процедуре представления частного определения в орган или должностному лицу, присвоившим соответствующее звание или удостоившим осужденного награды. Президент в указанном случае может лишить осужденного государственной награды или почетного звания, но такое лишение не будет являться дополнительным наказанием.

 

Принудительные работы без содержания под стражей, носившие и обязательный, и исправительный характер, впервые в советском праве были введены УК 1922 г. Они назначались на срок от семи дней до одного года и подразделялись «на работы по специальности, при которых осужденный продолжал работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или в другую местность» — ныне исправительные работы (ст. 50 УК РФ) и «работы неквалифицированного физического труда» — ныне обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Кроме того, обязательные работы можно рассматривать как аналог общественных работ, назначаемых волостными судами России, начиная с первой половины XIX века1.

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, которые исчисляются часами и могут быть установлены на срок от 60 до 240 часов. Вид и место производства обязательных работ определяется органами местного самоуправления2. Наказание отбывается по частям — не свыше четырех часов, для несовершеннолетних в возрасте до пятнадцати лет — не свыше двух, от пятнадцати до шестнадцати лет — не свыше трех часов в день (ч. 3 ст. 88 УК РФ) и не менее двенадцати часов в неделю.

По непонятным причинам ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. придала обязательным работам статус отложенного наказания. Это означает, что положения УК об обязательных работах вводятся в действие после вступления в силу УИК РФ по мере создания необходимых условий для реализации этого вида наказаний, но не позднее 2001 г.

Анализ Особенной части УК показал, что наказание в виде обязательных работ содержится в санкциях деяний небольшой тяжести и дифференцируется в зависимости от объекта преступления3(против личности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, в сфере экономики и т.д.).

Производство обязательных работ основано на безвозмездной основе и наряду с достижением целей наказания может решить проблему выполнения неквалифицированных и низкооплачиваемых работ, которыми, как показывает практика, некому заниматься даже в условиях наличия безработицы. По правилам ч. 2 ст. 28 УИК администрация организации, в которой осужденные отбывают обязательные работы, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за их выполнение.

Этому наказанию не могут быть подвергнуты инвалиды I и II группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, женщины, достигшие пятидесяти пяти лет, и мужчины шестидесятилетнего возраста, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (ч. 4 ст. 49 УК РФ).

В случае признания осужденного инвалидом I или II группы уголовно-исполнительная инспекция, которая исполняет наказание в виде обязательных работ, ведет учет осужденных, контроль за их поведением и суммарный учет отработанного времени, направляет в суд представление об его освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ, а в случае беременности осужденной — об отсрочке отбывания ей наказания1.

Осужденный привлекается к обязательным работам не позднее пятнадцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора. Злостное уклонение от выполнения обязательных работ влечет по представлению уголовно-исполнительной инспекции замену неотбытого срока ограничением свободы или арестом из расчета восемь часов обязательных работ за один день ограничения свободы или ареста (ч. 3 ст. 49 УК РФ)2.

Как показывает мировая практика, наказание в виде обязательных работ воспринято и эффективно применяется уголовным законодательством стран с различными правовыми системами.

Аналогом обязательных работ в уголовном законе Англии является введенное Законом о полномочиях уголовных судов 1973 г. предоставление бесплатных услуг обществу, назначаемое лицам старше шестнадцати лет, продолжительностью от сорока до двухсот сорока часов (для несовершеннолетних — до ста двадцати часов). Вид и место производства обязательных работ устанавливается должностным лицом, осуществляющим контроль за осужденным. В отличие от российского законодательства данная мера назначается только при наличии согласия подсудимого на основе доклада представителя местного органа власти и должностного лица системы пробации1о личности осуждаемого. Предоставление бесплатных услуг обществу является альтернативой лишению свободы за деяния, представляющие повышенную общественную опасность. Период действия данного наказания не должен превышать двенадцати месяцев, однако он может быть продлен. Нарушение условий отбывания этого наказания может повлечь штраф или другие санкции.

В ст. 50 УК РФ «Исправительные работы» (как, впрочем, и в ст. 27 УК РСФСР 1960 г. «Исправительные работы без лишения свободы») отсутствует законодательное определение этого вида наказания. Однако из ее содержания явствует, что исправительные работы заключаются в принудительном привлечении осужденного к труду по месту его работы на срок, указанный в приговоре суда, с удержанием в доход государства определенной части заработка осужденного. Юридическое содержание данного наказания не претерпело значительных изменений, сохранены его основные показатели, в числе которых исчисляемый месяцами и годами срок (от двух месяцев до двух лет), размер удержаний (от пяти до двадцати процентов), производимых из заработка осужденного в доход государства.

В ходе работы над проектом УК велась дискуссия относительно целесообразности сохранения исправительных работ в отечественной системе наказаний. И в первой редакции Уголовного кодекса, принятой Государственной Думой в январе 1995 г., этот вид наказания отсутствовал2, однако впоследствии возобладала иная точка зрения. Основным аргументом в пользу изъятия исправительных работ из перечня уголовных наказаний является становление в России нового общественного устройства, рыночных форм экономики, появление и широкое распространение безработицы, что предопределяет принципиально иной подход работодателя к заключению и расторжению трудового договора. Применение такого наказания в настоящее время фактически приводит к ограничению прав не осужденного, а работодателя и безработных граждан, не преступавших уголовный закон, превращая данный институт если не в бессмысленный, то в весьма малополезный.

Наблюдается постепенный отход законодателя от использования данного наказания. Санкции 94 статей Уголовного кодекса предусматривают исправительные работы в качестве вида наказания, что составляет суммарно 17,5% к общему числу наказаний. В УК РСФСР санкций, содержащих исправительные работы, было более 20%. Еще нагляднее прогнозы о низкой эффективности исправительных работ подтверждают данные судебной статистики: если в 1991 г. к исправительным работам было приговорено 21,8% осужденных, то в 1995 г. — 9,4%, а в первой половине 1998 г. — только 4,2%1.

При разработке нормативных положений, регулирующих исправительные работы, законодателю не удалось избежать неточностей. Страдают недоработкой формулировки ч. 1 ст. 50 УК РФ и п. 1 ст. 39 УИК РФ, регламентирующей порядок их исполнения. Из текста уголовного закона следует, что исправительные работы отбываются по месту работы, тогда как по правилам п.1 ст. 39 УИК они отбываются по месту основной (курсив наш. — Авт.) работы осужденного. Расхождение в законодательстве обусловливает уход иных источников дохода осужденных (например, при совместительстве) от процентных удержаний, налагаемых по приговору суда, что представляется недопустимым. При сохранении исправительных работ в системе наказаний действующего УК РФ необходимо будет устранить разночтения в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве посредством введения единого законодательного определения исправительных работ.

Исправительные работы могут быть назначены по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 64 УК РФ (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом), ст. 80 УК РФ (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) и ст. 46 УК РФ при замене штрафа на исправительные работы, а также в силу санкции статьи, предусматривающей эту меру уголовного воздействия.

Статья 50 УК не содержит каких-либо ограничений по категориям осужденных. Однако с учетом положений ст. 173 КЗоТ о запрещении приема на работу лиц моложе шестнадцати лет исправительные работы могут применяться к несовершеннолетним с указанного возраста и в соответствии с ч. 4 ст. 88 УК РФ не превышать одного года.

Исправительные работы приводятся в исполнение не позднее пятнадцати дней после поступления распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления в уголовно-исполнительную инспекцию, которая входит в структуру РОВД и к обязанностям которой относятся персональный учет осужденных, разъяснение порядка и условий отбывания наказания, контроль за соблюдением условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, где работают осужденные. Началом срока отбывания наказания является день получения этих документов администрацией организации, в которой работает осужденный. Причем это наказание может отбываться на предприятиях любой формы собственности и организационно-правовой формы.

В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, когда осужденный получал заработную плату и не работал по уважительным причинам (отпуск, болезнь, уход за больным, отпуск по беременности и родам, исполнение государственных или общественных обязанностей), и время, когда осужденный не получал заработной платы и не работал по уважительным причинам (признание безработным, срок содержания под стражей, время до фактического освобождения из мест лишения свободы в случае его замены на исправительные работы).

В основном осужденные на исправительные работы остаются в прежней должности либо выполняют аналогичную по характеру работу. Указанное правило не действует в том случае, если совершенное преступление связано с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, а оставление виновных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения назначенного наказания.

В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Такое разрешение выдается после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ уголовно-исполнительной инспекции может быть обжалован в суд. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Он не может отказаться от предложенной службой занятости переквалификации на другую специальность или иного профиля работы. О всех переменах места жительства либо работы осужденный обязан в течение десяти дней поставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию, в которой он стоит на учете. По согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией администрация предприятия предоставляет осужденному отпуск продолжительностью восемнадцать дней. Другие отпуска, предусмотренные законодательством России, предоставляются на общих основаниях.

К видам заработка, облагаемого процентным удержанием, отнесены заработная плата по основному месту работы и совместительству, вознаграждения по договорам и трудовым соглашениям, гонорары, что не является препятствием для взимания налогов и других платежей по исполнительному документу, а общая сумма удержаний может превышать 50%.

Удержания не производятся из пенсий, пособий в порядке социального обеспечения и социального страхования, выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы, компенсационных выплат.

В ст. 44 УИК РФ закреплено положение, согласно которому уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайства о снижении размера удержаний в случае ухудшения его материального положения (длительная болезнь близкого родственника, рождение ребенка, стихийное бедствие, причинившее существенный ущерб семье осужденного и т.д.). Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного определенные законом запреты и возложить обязанности. Решая вопрос о возложении обязанностей или установлении запретов для осужденного, принимается во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение. Указанные ограничения могут касаться пребывания вне дома в определенное время суток, в выходные дни и в период отпусков, пребывания в определенных местах района (города). Инспекция может возложить на осужденного к исправительным работам обязанность до двух раз в месяц являться на регистрацию. Запреты и обязанности устанавливаются на срок до шести месяцев мотивированным постановлением начальника уголовно-исполнительной инспекции, которое объявляется осужденному под расписку. По усмотрению инспекции этот срок может быть продлен каждый раз до шести месяцев, но в пределах срока отбывания наказания.

Согласно п. 6 ст. 173 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция в день окончания исправительных работ вносит в администрацию организаций предложение о прекращении удержаний из заработной платы осужденного. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

К осужденным, отбывающим исправительные работы, при наличии оснований могут применяться меры поощрения. Уголовно-исполнительная инспекция может сократить сроки и объем обязанностей и запретов, установленных для осужденного, а также представить осужденного к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания.

На осужденных к исправительным работам за нарушение порядка и условий их отбывания может быть наложено взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим наказанием.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания. Неотбытый срок исправительных работ в таком случае может быть заменен ограничением свободы исходя из соответствия одного дня ограничения свободы одному дню исправительных работ, арестом (один день ареста равен двум дням исправительных работ), лишением свободы (один день лишения свободы равен трем дням исправительных работ) (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно. Такой осужденный объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до тридцати суток.

К общим недостаткам, свойственным ряду институтов наказания, можно отнести отсутствие в тексте нормы, регулирующей вопрос замены этого вида наказания в отношении лиц, признанных нетрудоспособными, как это было сделано в последнем УК РСФСР (ч. 3 ст. 27). В какой-то мере этот пробел восполнен Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Так, при заболевании тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция на основании заключения врачебной комиссии направляет в суд представление об освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности осужденной к исправительным работам уголовно-исполнительная инспекция по согласованию с прокурором направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Продолжительность такой отсрочки складывается из срока беременности и времени до достижения ребенком восьмилетнего возраста.

В качестве позитивного момента следует признать введение российским Кодексом 1996 г. новых специфических видов наказаний, к числу которых относится ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ)1. Это наказание назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет.

Введение ограничения по военной службе в перечень уголовных наказаний явилось следствием законодательной трансформации части 2 ст. 34 УК РСФСР, устанавливающей правила замены военнослужащим исправительных работ без лишения свободы содержанием на гауптвахте. При определении данного наказания законодателем восприняты основные признаки и элементы института исправительных работ (процентное удержание в доход государства за определенный период), помещенных в перечне наказаний перед ограничением по военной службе.

В ч. 2 ст. 51 УК РФ устанавливается верхняя граница размера удержаний из денежного содержания осужденного в доход государства — 20%. Денежное содержание включает должностной оклад, оклад по воинскому званию, ежемесячные и иные надбавки и другие дополнительные денежные выплаты. При этом во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании, за исключением квалификационных категорий и представления к правительственным наградам, а также срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Иные ограничения (понижение в должности, отказ в предоставлении жилого помещения, полагающегося военнослужащему и т.д.) противоречат нормам Уголовного кодекса.

Ограничение по военной службе в порядке ч. 1 ст. 51 УК РФ назначается в случае совершения преступления против военной службы1, санкция которого предусматривает это наказание2, либо вместо исправительных работ.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. под военной службой понимается особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах государственной власти. Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку3.

Система контракта в сфере военной службы, введенная ст.ст. 9, 12 Закона РФ «Об обороне», носит добровольный характер и предусматривает основания его расторжения. Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме с Министерством обороны РФ (министерством, государственным комитетом или ведомством, в котором предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом специальными нормативными актами.

 

Артикул воинский во многих статьях упоминал нечто подобное ограничению по военной службе: удержание денежного содержания — «из жалованья оное починить» (арт. 58), «штрафу заплатить» (арт. 59), а также другие ограничения по службе — «за рядового служить» (арт. 28), «по состоянию дела весма или на несколькое время от чину отставлены быть» (арт. 32), «имеет своего чина лишен быть» (арт. 33) и т.д.

 

Вне уголовно-правовой регламентации остался вопрос о действии наказания в случае увольнения с военной службы, инициированного осужденным или командованием части. Указанный правовой пробел разрешен ст. 148 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая устанавливает, что при увольнении с контрактной службы командир воинской части направляет в суд представление о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом либо об освобождении от наказания1.

Уголовным законодательством не регулируется вопрос о мерах, принимаемых к осужденному в случаях его злостного уклонения от отбывания ограничения по военной службе, и механизме замены наказаний. Представляется, что данный конструктивный недостаток должен быть устранен.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе предусмотрены Уголовно-исполнительным кодексом2.

Началом отбывания наказания считается день издания командованием воинской части письменного приказа, который издается не позднее трех дней после получения копии приговора и распоряжения об его исполнении с указанием оснований и периода, в течение которого действует ограничение по военной службе. О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о его принятии к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, постановивший приговор. В суд направляется и копия приказа. Она после расписки осужденного об ознакомлении с ней подшивается в личное дело военнослужащего, а в послужном списке делается отметка о наказании. Перемещения осужденных военнослужащих по службе производятся только по решению командира воинской части на равную должность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.