КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второй аспект волшебства — проявление созидательной творческой преобразующей силы человека
Мэри Дейли в своих философских работах использует термин «психический активизм». Идея этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способности влиять на события. Инструменты влияния на реальность — метафоры. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира». Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит «использовать метафоры» в нашем понимании? Сочинять сказки! Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. В качестве доказательства, приводим выдержку из письма сибирского сказкотерапевта Чекмаревой Надежды Даниловны: «...Я работаю с разными людьми: в центр приходят инвалиды и после серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15-20 лет заключения. Но всех их, таких разных, работа со сказкой увлекла, всем им она изменила жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. — инвалид первой группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою первую сказку «Победа», находилась в черной полосе своей жизни и не видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом прямом смысле слова. Она вышла замуж, сейчас у нее счастливая судьба, замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»...
Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно было бы сказать: «Это просто совпадение или чудо». Однако таких примеров за годы работы накопилось достаточно, чтобы сказать — это закономерность. Похоже, создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, как думают некоторые наши коллеги. Он, своего рода, программирует себя. Именно поэтому так важно для нас, чтобы сочиняемые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически описывая развернутую программу мероприятий по достижению успеха. Хороший конец — это результат деятельности. Наверное, еще и с умением видеть окончательный результат связан второй аспект волшебства. И здесь уместно привести старую суфийскую притчу «Султан, мудрец и хирург».
Давно это было. Султан, правитель всех земель, выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины дороги, по которой двигался султан со свитой, стоял какой-то старик. — Любому, кто даст мне сотню монет, я подарю добрый совет! — крикнул он проезжающим. Султан приостановил коня и спросил: — Мудрейший, и какой же это совет ты так дорого ценишь? — Хороший, — ответил тот. — Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню золотых монет, и я тотчас скажу его тебе. Султан выгреб из кармана все золото, какое там оказалось, отдал мудрецу и весь превратился во внимание. Он ожидал услышать нечто ошеломляюще мудрое. Старик, припрятав золото в складках одежды, повернулся к нему и сказал: — Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно представить себе, к какому результату приведет это действие. Тут уж и вельможи и все, кто при этом присутствовал, разразились дружным хохотом. Сквозь смех они начали восхвалять мудрость старика, который взял деньги вперед, а потом сказал то, что старо, как мир. Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал: — Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет мудреца действительно хорош. Все знают, что прежде чем сделать что-либо, надо хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что приводит иногда к дурным последствиям. Я благодарю тебя, мудрец, за твой подарок! С этого дня султан решил никогда не забывать совет и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каждой дворцовой стене. Но даже этого ему показалось мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего серебряного блюда. С тех пор прошло некоторое время. Впрочем, не так уж и много. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить султана. Заговорщик подкупил придворного лекаря. Он пообещал, что назначит его первым министром, если тот сделает султану очередное кровопускание отравленным скальпелем. И вот настал этот день. Уже поставили под локоть султану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не пролилась наземь. Но в тот миг, когда лекарь уже был готов прикоснуться к султану отравленной сталью, в глаза убийце бросилась выгравированная на дне блюда надпись: «Никогда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего действия». И тут до бедняги лекаря дошло, что стоит только негодяю-заговорщику стать султаном, как он, не медля ни секунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля. Султан тем временем заметил, что по телу лекаря пробежала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем. Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Султан же призвал к себе своих приближенных — тех, кто был с ним в тот день, когда мудрец дать совет. Когда все собрались, султан спросил их: — Ну как, вы по-прежнему смеетесь над мудрецом?
Приступая к какому-либо делу, мы, конечно же, представляем себе результат. Но как часто бывает, что в процесс вплетаются неучтенные факторы, которые меняют и результат! То же случается и в деле создания сказок. Нередко клиент говорит: «Я сказку записывать не буду, зачем лишний труд? Я и так представляю себе и сюжет, и чем все закончится!» Но мы все же настаиваем на том, чтобы сказка была записана. И в большинстве случаев оказывается, что сюжет развивается иначе, а конец и вовсе не тот, который задумывался. В чем же здесь секрет? По-видимому, в процессе написания сказочной истории человек более конкретно отображает явления, события и взаимосвязи между ними. Благодаря такой конкретизации у него появляются новые ассоциации, и иное, более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания сказки становится явным то, что раньше было скрыто, на что не обращали внимание, о чем в принципе не задумывались. Все эти «подводные камни» влияют на результат событий. Обычно человек их не видит. Но благодаря написанию сказки они становятся явными. Часто в процессе создания сказки человек понимает, что выбранные средства не приведут к цели. А ведь раньше он и не задумывался над этим! В этом случае наша задача — поговорить и пофантазировать о возможных средствах решения проблемы, — ведь нам доступно все, мы же в сказке! Так и складываются истории, которые через некоторое время сбываются. Сбываются потому, что мысль, метафорически проявленная в сказке, начинает, как магнит, «притягивать» возможности, плести кружево событий. Воистину, мысль материальна. Ведь стоит только оглядеться вокруг — многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, катящееся по тарелочке, тоже раньше были только мыслеобразами. Но сегодня это норма цивилизации. Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим концом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир. 3. Третий аспект волшебства — это трансформация, превращение, изменение. Причем, трансформация может быть обратимой: герой возвращается в прежнее состояние. И необратимой — герой изменился окончательно и навсегда. Назовем обратимую трансформацию «оборотничеством», а необратимую «метаморфозой», и рассмотрим их значение. Оборотничество. Слово «оборотничество» может ассоциироваться у некоторых с негативным явлением. Действительно, в современных фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается человеком, но при определенных обстоятельствах вылезает его звериная сущность. Но «ужастики» про оборотней — не только приобретение современного кинематографа. Раньше и в деревнях, и в городах тоже рассказывали истории про оборотней. Однако не этот смысл мы имели в виду, когда назвали обратимую трансформацию «оборотничеством». Совершить оборот, обернуться кем-то, что-то сделать, и вернуться к изначальному виду. Никаких ужасов, просто доброе волшебство. Когда герою нужно проникнуть куда-то, он превращается в муравья; нужно перелететь куда-то, он превращается в шмеля. Вспомним хотя бы «Царевну-лягушку», «Сказку о царе Салтане». Герои оборачиваются, меняют свой облик, приобретая при этом способности и возможности эффективного решения проблемы. Способности к оборотничеству герои приобретают, находясь под воздействием неких сил (Кощей Бессмертный, Царевна-Лебедь и другие). То есть оборотничество часто связано с внешним воздействием. Наиболее известные сказочные оборотни: Царевна-лягушка, Царевна-Лебедь, Иванушка-козленочек, Чудище из «Аленького цветочка», царевич Гвидон, а также герои, имеющие возможность менять свою внешность. Что нам дает знание об обратимой трансформации? Дает понимание тех «масок», которые одеваем мы, оказываясь в определенной ситуации. Часто родители жалуются: с бабушкой ребенок «как шелковый», но стоит ему оказаться дома — превращается в тирана. Мы имеем в своем арсенале большое количество масок. Некоторые психологи считают, что чем больше у человека масок, тем больше у него моделей поведения и реагирования, а следовательно, он более гибко приспособлен к социальным условиям. Иметь большой гардероб личин не так уж и плохо, главное — не потерять за ними свое истинное лицо. По-видимому, для того чтобы этого не произошло, сказочные герои не превращаются слишком часто... Однако для нас важно, что оборотничество обратимо и предполагает возвращение к истинному лицу. Знание это нам пригодится в такой распространенной ситуации. Представьте себе, что мы имеем дело с ребенком или подростком, который бывает то милым и вдохновенным, то агрессивным и гадким. В этом случае можно заподозрить оборотничество. Причем, оборотничество проблемное. Это случается тогда, когда герой в силу каких-либо причин теряет или не может проявлять свой настоящий образ. Допустим, произошел сбой. И царевич Гвидон вовремя «не пришел в себя». Теперь он то шмелем станет, то в комара превратится. Все его слуги, все его царство, его мать в панике, — где прежний царевич? Что с ним стало? Примерно в таком состоянии приходят на прием к психологу родители и просят помощи. И здесь наша задача помочь найти истинное лицо нашего «царевича Гвидона». Как же это можно сделать? Ответов может быть немало. И, наверное, первый из них - обсудить с «оборотнем» явление «оборотничества». Сначала мы обсуждаем эти эпизоды на материале сказок, затем задаемся вопросом: а может ли быть такое в жизни? Как проявляет себя оборотень в реальности и что можно сделать, чтобы он, наконец, вернул себе истинное лицо. А истинное лицо, как учат сказки и жизнь, всегда связано с системой ценностей, сформированной у человека. Во что он верит, к чему стремится, что считает хорошим, а что плохим, — вот вопросы, над которыми мы будем размышлять, находясь в поисках истинного лица... Явление «оборотничества» может символизировать и смену социальных ролей-масок. В жизни каждого из нас немало ролей, которые мы должны исполнять подчас одновременно: быть мужем и отцом, женой и матерью, сыном и начальником.... И с этой точки зрения все мы используем оборотничество. И чем гибче мы его используем, тем больше у нас шансов услышать о себе: «Он хорошо приспособлен к жизни». Однако совет сказки краток и определен: «Помните об истинном лице!» Оборотничество как прием часто используется педагогами и психологами: «А сейчас мы превратимся в зайчиков и попрыгаем, как они!» «Представьте себя деревом, которое имеет сильные корни, по ним в ствол и ветви поднимается живительная сила!» И, конечно, самые профессиональные «оборотни» — это актеры. Дети тяготеют к оборотничеству: «Вот сейчас я превращусь в черепашку-нинзя, и...». Поэтому наша задача сделать детское спонтанное оборотничество осмысленным. Итак, представим, что ребенок желает превратиться черепашку-нинзя или в человека-паука. Не нужно сразу же отговаривать его от этого. Нам важно понять, что он приобретет, пережив превращение. — Итак, ты хочешь превратиться в черепашку-нинзя. Прекрасно! Каким ты станешь после превращения, какие качества приобретешь? — Силу, сноровку, способность выходить из любых трудных ситуаций, справедливость. — Это очень важные качества. Но когда ты превратишься из черепашки в самого себя, как тебе эти качества помогут в жизни? В каких ситуациях ты сможешь применить эти качества? С помощью таких рассуждений мы сможем сделать процесс спонтанного детского «оборотничества» осмысленным. Метаморфоза. Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения. Наиболее известные героини, пережившие метаморфозу — это мифологическая Дафна и андерсеновская Русалочка. • Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного Аполлона, Дафна молит о спасении и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного может быть в такой метаморфозе? Однако для духовного состояния Дафны трансформация позитивна. Она не стала рядовой возлюбленной бога. Но в своем новом качестве имеет возможность венчать головы самых талантливых людей. • Русалочка. Эта уникальная героиня Г.-Х.Андерсена в одной сказке пережила две метаморфозы: превратилась из русалки в девушку, из девушки — в одну из бестелесных дочерей воздуха. И в конце сказки она встала на путь третьей метаморфозы, в результате которой она станет существом, имеющим бессмертную душу. Немало в сказке примеров, когда главному герою помогает чудесный конь. В конце сказки, когда герой уже достиг всего, чего хотел, и желает отблагодарить своего верного помощника, конь просит отрубить ему голову. Такой неожиданной просьбой он, разумеется, ставит героя в неловкое положение. И когда герой, с болью в душе, отрубает голову верному помощнику, из чрева коня вылетает голубка. Так герой освобождает душу соратника. Идея метаморфозы несет для нас важный смысл. Душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. И это то, что может подкрепить нашу Веру в успех. Немало примеров того, как люди коренным образом меняют свою жизнь, внешность, имидж, систему взглядов. И это для них является новой эволюционной ступенью. Итак, трансформация как аспект волшебства подразумевает чудесные, но подготовленные и осмысленные изменения. И этому доброму волшебству есть место в нашей жизни. Однако трансформация происходит благодаря и недоброму волшебству, колдовству. И если трансформация позитивна, то разве же можно назвать «хорошим» превращение в Карлика Носа, в лягушку, чудовище? Оказывается можно, если смотреть на конечный результат. Оборотничество в нелицеприятное существо многому учит героев. Они, расставшись с надеждой, принимают ситуацию и часто приобретают веру. Что, безусловно, позитивно с точки зрения развития души.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |