КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы сказкотерапии
ОСНОВЫ РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ: СВОЙСТВА МЕТАФОРЫ, ПОНЯТИЯ АРХЕТИПА И МИФОЛОГЕМЫ В практике психологического консультирования, коррекции и психотерапии невозможно избежать использования метафор, иносказания. Это неудивительно привычный нам запас слов и речевых оборотов не приспособлен к разговору о таких тонких вещах, как человеческая душа. А собственно эта труднодоступная для рационального осмысления категория и является основным предметом психологии. Другой важный момент в консультировании, который требует использования метафоры, — это разговор о будущих внутренних изменениях в картине мира клиента. В-третьих, мы часто предлагаем клиенту использовать метафору для описания собственных непростых переживаний. И, наконец, психологи обычно пользуются услугами метафоры для иллюстрации действия некоего общего механизма, жизненного сценария, особенностей взаимоотношений. В этом случае, благодаря рассказанной психологом истории, притче, анекдоту, сказке, клиент получает возможность увидеть происходящее в его жизни «со стороны», определить существо «проблемного механизма» и нащупать «нить Ариадны» для преодоления своих затруднений. Таким образом, в психологическом консультировании метафора, история обычно используются в четырех основных случаях: □ «разговор о душе», о тонких вещах, проявленных в жизни человека и оказывающих на него прямое или косвенное воздействие; □ фантазирование или моделирование будущих изменений в картине мира и жизненной ситуации клиента; □ описание специфики внутренних переживаний, отреагирование; катализация процесса отреагирования подавленных эмоций; □ выявление существа проблемы, объективизация «проблемного состояния».
В чем же состоит секрет метафоры, художественного образа, который позволяет ей играть такую важную роль в психологическом консультировании? Обратимся к Юрию Бореву, классику современной эстетики: «Художественный образ — форма мышления в искусстве. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом». Заметьте, даже дать наукообразное определение художественному образу невозможно без метафоры. Итак, метафора — это особая форма мышления, образная мысль. Согласно древнеиндийской традиции, образная мысль должна иметь три основных элемента: □ поэтическую фигуру, □ смысл; □ настроение. Как видите, метафора задействует не только наше воображение, но и чувства, интеллект. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы человека — от ощущений до самосознания. Другими словами, когда психолог использует метафору, у него есть шанс успешной охоты более чем на двух зайцев. Давайте поговорим подробнее о свойствах метафоры, которые делают ее особенно привлекательной в психологической практике. Свойства метафоры 1. Парадоксальность. Благодаря этому свойству мы можем одно явление раскрывать через другое. Соединяя в рассказе далеко отстоящие друг от друга явления, мы можем показать клиенту неизвестные ему пока стороны и отношения реальности. «Логическое мышление устанавливает иерархию, соподчиненность явлений. В образе раскрываются самоценные предметы один через другой», — писал Ю. Борев. Благодаря использованию метафоры мы имеем возможность не навязывать свое мнение, рекомендацию. Метафора органически рождается в процессе сопоставления явлений, событий, ситуаций. Рассказывая историю, мы погружаем клиента в пространство образов, посредством которых он наблюдает собственную проблемную ситуацию со стороны и имеет шанс стать сценаристом ее продолжения. Парадоксальность метафоры помогает нам также развивать в наших клиентах наблюдательность. Ведь часто проблемы во взаимоотношениях с близкими возникают из-за фрустрации именно этой естественной для человека способности. Представьте себе, к вам на консультацию обращается мать, потревоженная «неадекватным» поведением сына-подростка. Он «перестал учиться», «шляется где-то в дурной компании», «совершенно не думает о будущем». Вы, как внимательный психолог, выслушиваете это и просите: «Расскажите мне, пожалуйста, о характере вашего сына. Какими он качествами обладает, чем интересуется, что у него получается». Довольно часто эта простая просьба ставит родителей в тупик. Их сознание сужено до границ имеющейся проблемы с ребенком. Их способность к безоценочному наблюдению за ним снижена. А между тем, характер их ребенка может неожиданно раскрыться через отношения с животными, ситуацию с попрошайкой в метро, реакцию на неожиданное известие. Словом, нередко внутреннее существо человека раскрывается через малозначительные события. Так проявляется парадоксальность жизни. Благодаря свойству парадоксальности метафора помогает нам (и нашим клиентам) находить связи между, на первый взгляд, несвязанными между собой вещами, явлениями, событиями. Все связано со всем. Даже козлы с апельсинами. Нужно только быть внимательным, наблюдать, и тогда связи образуются «сами собой». Итак, парадоксальность метафоры помогает нам развивать наблюдательность и ощущение взаимосвязанности всех явлений мира внешнего и внутреннего. Но главное, парадоксальность метафоры «работает» на нас в тех случаях, когда мы хотим объективизировать для клиента его проблемную ситуацию, то есть дать ему возможность посмотреть на нее со стороны. Например, представьте себе, что перед вами сидит клиент, который рассказывает вам о «неудавшейся жизни», о череде «абсурдных событий», о «вихре проблем» и завершает свой рассказ примерно такими словами: «Чтобы разобраться в том, что со мной происходит, я и пришел к вам». В этом случае можно использовать одну из фантастических миниатюр Александра Житинского. Александр Житинский Кувырком Кто-то предложил новый способ трамвайного движения. Он предложил, чтобы трамваи не ездили по рельсам, а катились кувырком. Это было удобно, потому что позволяло обойтись без колес. Трамваи стали кататься по своим маршрутам кувырком. Пассажиры вскоре к этому привыкли. Многие нашли в этом способе свои преимущества, потому что теперь было все равно, где стоять — на полу или на потолке. Более того, выходя на улицу, люди продолжали двигаться кувырком, чтобы лишний раз не перестраиваться. Это было удобно, потому что позволяло обойтись без головы.
Проблемный вихрь жизни данного клиента раскрывается через абсурдный способ трамвайного движения. Так проявляется парадоксальность метафоры — одно раскрывается через другое. Теперь психологу осталось только помочь клиенту найти связь между метафорой и его жизнью. Собственно, эта связь лежит на поверхности: в том и другом случае отмечается отсутствие регулирующего рационального начала. Если его нет, можно жизнь поставить «с ног на голову» и даже к этому привыкнуть. Поэтому, приведя метафору, мы можем сказать клиенту, например, следующее: «Вы просите меня помочь вам разобраться в происходящем. Если бы вы попали в эпицентр событий этой трамвайной истории, захотелось бы вам разбираться в происходящем? Вряд ли. Но, согласитесь, со стороны наблюдать за этим довольно забавно. Но для этого нужно отойти от движущегося кувырком трамвая на безопасное расстояние. Я предлагаю вам сделать то же самое. Отстраниться на время от того, что происходит в вашей жизни, гармонизировать свое состояние и усилить рациональное начало, то есть вашу способность к анализу. И в этом я готова вам помочь». Хочется шепотом добавить: «А уж ходить вместе с вами кувырком - увольте!», но мы не станем этого делать вслух. 2. Ассоциативность. Более тонко взаимосвязь всех явлений внутреннего и внешнего мира описывается свойством ассоциативности. Собственно, ассоциация — это и есть тот невидимый мост, который мы перебрасываем от одного явления к другому. Метафора, обладая ассоциативностью, стимулирует образование множества ассоциативных цепочек, которые, складываясь в определенную комбинацию, приведут нашего клиента (и нас самих!) к самому настоящему инсайту, когда вдруг все становится ясным «как божий день». Представьте себе: проблемный механизм, скрытый в человеке и мешающий ему жить, похож на невиданное чудище. Сидит оно в самом далеком углу дремучего леса в хорошо замаскированной берлоге. Чтобы добраться до берлоги, нужно пройти болото. А чтобы добраться до болота, нужно еще правильно у камня распутья выбрать дорогу. А чтобы добраться до камня распутья, нужно еще выйти из дома... Из дома выходить не хочется совершенно. Там, несмотря на то, что дует через разбитое окно, а откуда-то снизу раздаются страшные завывания, все-таки привычно, и есть иллюзия безопасности. Опять же, неизвестно, что будет, если из дома выйдешь, может случиться так, что попадешь в опасную переделку. Осознав это, человек громко кричит о помощи. На его зов приходит психолог. Человек просит его отремонтировать поврежденное окно и «выключить» страшные завывания, раздающиеся откуда-то снизу. После беглого осмотра дома психолог понимает, что окно так просто не отремонтируешь, а что касается завываний из подвала, то их и подавно не «выключишь». Есть два варианта: либо смириться и жить дальше, либо отправляться в путь, чтобы найти и победить завывающее чудовище. На первый взгляд, более привлекательным кажется второй вариант, к тому же он предполагает некое приключение, которое разгонит скуку. Однако на поверку оказывается, что для путешествия не хватает карты, а идти, не зная пути, разумный человек не отважится. И здесь на помощь психологу приходит свойство ассоциативности метафоры. Метафора, благодаря этому своему свойству становится волшебным путеводным клубочком, который, постепенно разматываясь, указывает путь. Причем, особое волшебство свойства ассоциативности заключается в том, что у каждого из нас метафора рождает собственные ассоциативные связи, основанные на нашем эксклюзивном жизненном опыте. То есть благодаря свойству ассоциативности метафора не только приводит нас к цели, но и активизирует наш жизненный опыт, как наш неотъемлемый ресурс решения сложных ситуаций. 3. Самодвижение. Метафора обладает своей внутренней логикой, развивается, разворачивается по своим внутренним законам, и следовательно обладает свойством самодвижения. Как говорят: «Стоит только зацепиться». Стоит только придумать образ, как он начинает жить и развиваться. Свойство самодвижения прекрасно иллюстрирует ситуация, в которую попал Папа Карло, выстругивая из полена Буратино. Стоило только носу появиться, он сразу начал самопроизвольно расти. Л что говорить о характере Буратино — он был настолько самостоятельным, что Папа Карло не мог за ним уследить. Что дает это свойство метафоры нам, психологам? Многое! Оно, например, помогает сказкотерапевтам сочинять сказки для клиентов. Бывает так, что ни один сюжет не оформляется, и тогда достаточно придумать некий образ клиента и дать ему право жить собственной жизнью. При этом сказкотерапевт подробно записывает образ и через некоторое время отмечает, что рука уже начинает «писать сама». Сюжет сказки разворачивается с такой стремительностью, что впору переходить на стенографию! Поэтому процесс создания сказок — увлекательное занятие. Даже когда у сказкотерапевта есть идея, понимание того, какой психотерапевтический смысл он хочет передать клиенту, все равно он не знает, как повернутся события, что будут делать герои, чтобы проиллюстрировать его мысль. Но это самодвижение метафоры как помощь психологу. Поговорим о том, как свойство самодвижения «работает» непосредственно «на клиента». В процессе сказкотерапии наступает момент, когда клиент сам начинает сочинять истории. При этом он тоже отмечает, что они как бы рождаются сами собой. И это происходит особенно явственно, когда клиент записывает сказку. Письменная речь как будто прокладывает русло, рельсы для самодвижения метафоры. Благодаря свойству самодвижения метафора помогает клиенту не только придумать сюжет, но и довести повествование до логического конца. То есть вместе с метафорой человек проживает полный цикл некоего процесса. Доводит дело до конца, до благополучного конца. А это ведь не что иное, как метафора разрешенного конфликта! Так, благодаря свойству самодвижения, метафора формирует внутри человека образ и динамическую картину решения проблемной ситуации. Далее психологу лишь остается перенести этот опыт в жизненную практику клиента. 4. Многозначность и недосказанность. «Если в научно-логической мысли все четко и однозначно, то образная мысль многозначна, так же богата и глубока по своему значению и смыслу, как сама жизнь», — пишет Ю. Борев. Мы часто сравниваем метафору, сказку, притчу со слоеным пирогом. Множество слоев, уровней, планов, заключенных в метафоре, делают ее универсальным инструментом психологической практики. Одной и той же метафорой, историей можно иллюстрировать разные мысли. Другими словами, психолог может иметь 2-3 «дежурные» истории и иллюстрировать ими набор психологических идей. Например, сказкой про Курочку Рябу можно аргументировать мысль о том, что бывает с теми, кто не ценит своего шанса и использует стереотипные действия по отношению к нестандартным явлениям. Дед и Баба, вместо того чтобы исследовать Золотое Яйцо, отнестись к нему бережно, колотили по его драгоценной скорлупе, по той же схеме, по которой обращались с простыми яйцами. В результате — ни Золотого Яйца, не содержимого обычного яйца они не получили. Также сказкой про золотоносную курочку можно проиллюстрировать идею о том, что любое желание человека, осознанное или неосознанное, обязательно исполнится. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным к своим желаниям. Желание Деда и Бабки разбить яйцо осуществилось. Инструментом реализации желания явилась Мышь. История Курочки Рябы также подтверждает мысль о том, что к «божественному подарку» нужно быть готовым, иначе невозможно использовать ого по назначению. Дед и Баба могли бы продать Золотое Яйцо ювелиру и прожили бы безбедно, освободил государство от выплаты им пенсии. Также на материале этой истории можно объяснить ребенку, почему нужно содержать дом и чистоте. Если бы Дед и Баба следили за домом, у них не завелись бы мыши, и такое ценное имущество, как Золотое Яйцо, не пострадало бы. И это далеко не все идеи, которые может проиллюстрировать сказка про Курочку Рябу... Поговорим о недосказанности и вновь обратимся к Юрию Бореву: «Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом: небольшая часть его видна, основное спрятано под водой. Это делает читателя активным, процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа. Однако это не домысел произвола. Воспринимающий получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохранены свобода воли и простор для творческой фантазии, недосказанность образа, стимулирующая мысль воспринимающего, с особой силой проявляется в принципе отсутствия концовки. Как часто, особенно в произведениях XX века, произведение обрывается на полуслове, недоговаривает нам о судьбах героев, не развязывает сюжетные линии!» В процессе сказкотерапии психолог часто рассказывает клиенту незавершенную сказку, предлагая ему пофантазировать о дальнейших событиях. Такой прием позволит, с одной стороны, собрать больше диагностической информации о клиенте, с другой стороны, сделать его соавтором сказочной истории. Свойство недосказанности позволяет нам создавать «эффект незавершенного действия», который, как известно, притягивает внимание. Ощущение неясности, недосказанности часто возникает у клиента, когда мы рассказываем притчу. Он задумывается над тем, что бы это значило. Постепенно это состояние «входит в привычку». Так, благодаря свойству недосказанности, мы можем формировать у наших клиентов, маленьких и больших, замечательную ПРИВЫЧКУ ДУМАТЬ. 5. Дедуктивность. Благодаря свойству дедуктивности мы имеем возможность на частном примере одной метафоры познакомиться с действием общих механизмов. Маленькая иллюстрация жизни отражает проявление тонких общечеловеческих законов. 6. Полимодальность. Метафора позволяет нам задействовать все аспекты психического. Используя метафору, мы одномоментно активизируем ощущения, эмоции, чувства, интеллектуальные процессы. Благодаря свойству полимодальности метафоры психолог, используя ее, оказывает комплексное воздействие на клиента. 7. Реалистичность. На первый взгляд кажется, что реалистичность и метафора — вещи несовместимые. Но это не так. Реальный мир и наша личность являются «строительным материалом» для создания метафоры. Даже абсурдные метафоры, несуществующие, фантастические животные и люди в первооснове имеют фрагменты реально существующих объектов. Метафора всегда отражает реальность. Благодаря этому ее свойству мы имеем возможность переносить метафорические смыслы в реальную жизнь и вновь создавать метафоры. По большому счету, уже сложно сказать, «что первично». Образы чего-либо помогают нам дополнять реальность, недостаток чего-то в реальности рождает метафоры. В окружающем нас мире много того, что создано человеком. Но прежде чем воплотиться в материи, идея была метафорой...
Итак, мы имеем семь основных свойств метафоры, которые делают ее незаменимым инструментом в практике психологического консультирования и коррекции, а также в процессе развития и формирования личности человека. Пришло время поговорить о двух основных «формах жизни» метафоры: архетипе и мифологеме. Архетип и мифологема как две основные «формы жизни» метафоры Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К. Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец» у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов — как запечатленный в уме природный образ, у Августина — как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К. Г. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру. Архетипы многолики и многофункциональны: ♦ они являются природными условиями интуиции; ♦ их можно назвать первобытными формами постижения мира; ♦ их можно понимать и как внутренние образы объективного жизненного процесса; ♦ кроме того, они являются коллективным «осадком» исторического прошлого, которое хранится в нашей памяти; ♦ они составляют основу общечеловеческой символики; ♦ они являются средой для творческого процесса, выступают исходным материалом для создания продуктов искусства. Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы «интеллектуализированный» человек не растерял их сути. Именно благодаря действию архетипов мудрецы имеют возможность восклицать: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы. Творческое начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь новые декорации. Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей — мечты о стабильности. Архетипы — это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы — это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Молодой ум, обнаруживая нигилистические тенденции, может объявить их косными структурами, которые необходимо преодолеть и вырваться на свободу. Однако действие архетипов никак нельзя назвать косным или ограничивающим. Действие архетипов обеспечивает условия для нашего созидающего творчества и противостоит творчеству разрушающему. Материальная Вселенная предлагает человеку сотворчество, даже соавторство. Но соавторы должны понимать друг друга и говорить на близком друг другу языке. И архетипы как раз и составляют существо общего языка человека и материальной Вселенной. Именно общий язык архетипов, а также процесс их выявления и познания лежит в основе сотворчества человека и окружающего мира, материальной Вселенной.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |