Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий Кит — Субъективная реальность




Социальная гибкость — это способность гибко сочетать нрав­ственные правила, социально-ролевые ожидания, коммуника­тивную и профессиональную компетентность в действиях по сценарию победителя в соответствии с актуальной ситуацией.

То есть социально гибкий человек — это тот, кто хорошо знает «правила игры» Социальной реальности и умеет грамот­но ими пользоваться для своего блага (а если пове­зет, то и для блага ближнего).

Социально гибкий, социально компетентный че­ловек достигает в социуме очень много (правда, и многим платит).

Источником удовлетворенности человека в Соци­альной реальности является ощущение социальной стабильности и перспективы. Условиями для воз­никновения данного ощущения служат: достаточное количество денег, власти, связей и других социальных ресурсов. В Социальной реальности человек испытывает удовлетворение, когда контролирует ситуацию, может влиять на нее, когда его уважают, признают его заслуги, когда он побеждает, когда он оказывается лучшим. То есть основное условие удовлетворенно­сти — это ощущение собственной социальной силы.

Инструментами для обмена опытом между Социальной ре­альностью и восприятием человека является образование, обу­чение, научное познание.

Основной конфликт в Социальной реальности — конфликт Силы. Кто сильнее, кто слабее. Тот, кто слабее, должен действо­вать по правилам, которые устанавливает тот, кто сильнее. Со­ответственно, в Социальной реальности можно наблюдать все известные нам формы социальных конфликтов от межличност­ного до межнационального.

Основной архетип Социальной реальности — архетип Борь­бы (противостояния, противоборства), появляющийся через сю­жет борьбы и победы. Герой борется и побеждает с помощью физической силы, хитрости или привлечения помощников. Ге­роя предают самые близкие сподвижники (друзья, братья), но потом справедливость восстанавливается. Героиня терпит изде­вательства мачехи, но потом приобретает социальное положе­ние. Также к мифологемам Социальной реальности отчасти мож­но отнести юнгианские Персону и Тень. Здесь также заметно действие архетипа Борьбы.

Внутри человека определенным образом сочета­ются Тонкая и Социальная реальности и образуется принципиально новый, оригинальный продукт — Субъективная реальность. Ее уникальность в том, что она индивидуальна. У каждого из нас своя Субъективная реальность, обусловленная нашим самосознанием, кар­тиной мира, Я-концепцией, условиями развития и воспитания, жизненным опытом и воображением.

Назначение Субъективной реальности состоит в том, чтобы обеспечить нам гармоничное творческое существование в мире. Однако Субъективная реальность оказывается самой непред­сказуемой, самой непознаваемой. Если Тонкую и Социальную реальности можно постигать, познавать с помощью архетипов, то с Субъективной реальностью все обстоит гораздо сложнее. Для ее познания мы обычно используем инструменты Тонкой и Социальной реальностей. Поэтому частый вопрос человека к самому себе: «Кто я, где я?» вполне правомерен.

В Субъективной реальности велика роль воображения, фан­тазии. Собственно, это основные «инструменты» для формиро­вания, развития Субъективной реальности. Если из формулы Субъективной реальности изъять фантазию и воображение, то наше внутреннее пространство будет заполнено Социальной ре­альностью с вкраплениями Тонкой, или, наоборот, Тонкой с эле­ментами Социальной. При этом у человека будет внутри пол­ная уверенность в том, что он ничего не может изменить. И это станет источником внутриличностного конфликта.

В сказках, мифах, легендах, притчах, герои познают законы Тонкой и Социальной реальности для того, чтобы актуализиро­вать собственную созидающую силу — силу воображения, фан­тазии, силу мысли.

Социальная и Тонкая реальности вступают в ди­алог или противоборство внутри героя, в результате которого рождается совершенно новый продукт — его Субъективная реальность.

Собственно, именно этот процесс и отражается в приключениях героев волшебных сказок. Они уходят из привычного мира в силу действия определенных проблем (Социальной реальности) и попадают в другой мир (Тонкую реальность), где проходят ряд испытаний, реша­ют проблемы на другом уровне и вновь возвращаются обратно (в Социальную реальность). В древнеславянской традиции су­ществовало понятие двух миров: Яви (в нашем контексте — это Социальная реальность, то, что постоянно перед глазами) и Нави (в нашем контексте — это Тонкая реальность). По-видимому, наша Субъективная реальность рождается благодаря влиянию и Яви и Нави.

Что нам дает знание о трех реальностях, и почему мы гово­рим о них как о Трех Китах сказкотерапии? Ощущение опоры, чувство реализованности, полезности, созидательности человек получает в том случае, если сумеет объединить в себе Тонкую и Социальную реальность, обогатив их силой воображения Субъек­тивной реальности.

Понятие трех реальностей дает сказкотерапевту инструмент для психодиагностики. Общаясь с клиентом, довольно несложно опре­делить, в каких реальностях он существует, каким образом у него расставлены приоритеты. Ресурсы какой реальности не задейство­ваны, есть ли доминанта какой-либо одной реальности.

Доминирование какой-либо одной из трех реальностей мо­жет привести к дезадаптации.

Например, у человека в картине мира доминирует Тонкая ре­альность. В этом случае о нем можно сказать фразой Зины из бессмертной комедии Л. Гайдая: «Я вся в кино, в искусстве!» (к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»). Или он глубоко ушел в духовную сферу, отдает свою жизнь служению Богу или своему Наставнику (например, в секте). Люди с доминантой Тонкой реальности пред­почитают разговоры «о тонких материях», и часто не приспособлены к элементарным бытовым вещам. Они могут быть чрезвычайно талантливыми и на­много опережать свое время, из-за чего у них возни­кают проблемы с коммуникацией.

Допустим, у человека в картине мира доминирует Социальная реальность. Он прагматичен, знает, что выживает сильнейший. Он зависим от мнения окружающих, стремится «соответство­вать». Его даже могут раздражать люди творческие, непредска­зуемые. В новогодней лирической комедии Э. Рязанова «Иро­ния судьбы, или с Легким паром!» ярким носителем Социаль­ной реальности выступает Ипполит Георгиевич. Однако жизнь «по правилам» нечасто делает человека счастливым. У него воз­никает потребность сделать некое безумство, игнорировать зако­ны Социальной реальности. Если человек с доминантой Соци­альной реальности не достигает значимого положения, он тяже­ло страдает, ощущая себя неудачником. В нем актуализируются зависть и страх.

Другая сторона доминирования Социальной реальности - этот состояние протеста человека против нравственных и моральных ограничений, социально-ролевых ожиданий. К этому можно при­числить и подростковый нигилизм. И желание «жить собствен­ной жизнью», острая потребность в свободе.

Еще одна часто встречающаяся грань доминирования Соци­альной реальности — проблемы с собственной биологической природой (сексуальные проблемы, проблемы, связанные с фруст­рацией основных потребностей).

Очень часть психологу приходится иметь дело с людьми (деть­ми, подростками, взрослыми, женщинами и мужчинами) именно с доминантой Социальной реальности.

Есть люди и с доминантой Субъективной реаль­ности. Это либо гениальные творческие личности, создающие собственные миры, либо люди с нарушен­ным психическим статусом.

В реальностях, как и во всем, должна присутство­вать мера.

Доминанта определенной реальности во многом обусловлена условиями развития и стилем воспитания. Если в семье закладываются социальные приоритеты, или ребенок вынужден был выживать самостоятельно, безусловно, доля Тонкой реальности во внутреннем пространстве будет сни­жена. С другой стороны, если родители «отгораживают» ребен­ка от жизни, стараясь защитить его от обязательств, «прозы жизни», социальных переживаний, то образуется доминанта Тон­кой реальности, что приведет к социальной дезадаптации.

Тонкая реальность часто является местом, куда «сбегают» те, кому дискомфортно в микросоциуме семьи, или в социуме вооб­ще. Это мечты, невоплощенные, незавершенные фантазии, вирту­альная реальность компьютерной сети.

Концептуальная задача сказкотерапевта — искусно исполь­зовать сказки для формирования гармоничной Субъективной реальности клиента.

Картину консультирования можно представить следующим образом:

ЭВ — эстетическое воспитание

НВ — нравственное воспитание

КК — коммуникативная компетентность

СГ — социальная гибкость

Нередко в Субъективной реальности можно обнаружить скоп­ление неприятных образов и персонажей, картины разрушения или хаоса, — словом, обрывки, неструктурированные элементы Социальной и Тонкой реальностей. Такое нередко можно на­блюдать у детей, подростков и у некоторых взрослых. И сказкотерапевту придется сначала помочь клиенту навести порядок в своем внутреннем пространстве.

В этом случае уместно использовать метафору Сказочной страны, расположенной внутри нас.

«Представь себе, — говорит сказкотерапевт, — внутри нас, невидимая обычным глазом, находится прекрасная сказочная страна. Правит ею Король (или Королева). У него есть верные слуги-помощники: мысли, чувства, желания, способности. Если Король силен — его слуги служат ему верой и правдой. Если Король слаб, находится в заточении, изгнании, или просто не знает, что он Король, — тогда слуги начинают борьбу между собой. Ведь им некому служить, и они начинают бороться за власть. Для человека эта борьба очень тяжела. Он не может управлять своим поведением, у него в один и тот же момент возникает множество разных желаний и чувств. То он хочет мороженого, то пирожного, то чтобы на него обратили внимание, то чтобы ему все подчинялись... Представляешь, как сложно жить в такой стране. И уж конечно, туристы, путешественники предпочита­ют поскорее убраться из нее или не заглядывать вов­се. А человек от этого страдает, переживает одиноче­ство, считает, что его все бросили, никто не хочет с ним дружить или даже просто разговаривать. Что же делать? В первую очередь — вернуть Королю его законный престол и научить его управлять своей страной. А уж потом... но это уже другая история».

Метафора Сказочной страны, расположенной внутри нас, ос­нована на архетипе Самости, мифологеме Правителя как орга­низующего начала во внутреннем пространстве. Кроме того, в метафоре Внутренней Сказочной страны присутствуют элемен­ты Тонкой реальности (внутренние процессы, красота) и Соци­альной реальности (король и слуги, борьба за власть).

Этот пример показывает существо работы сказкотерапевта. Он подбирает метафоры, мифологемы, в которых проявляются архетипы Тонкой и Социальной реальностей, адекватные твор­ческому разрешению актуальных задач консультирования.

Собственно, приведение метафоры, использование сказки, притчи, мифа — это акт погружения клиента в пространство Тонкой реальности. Поэтому в обсуждении истории с клиентом сказкотерапевт будет делать больший акцент на законы и способы поведения в Социальной реальности.

Продолжим наш пример с использованием метафоры Внут­ренней Сказочной страны, и сделаем мостик из Тонкой в Соци­альную реальность.

«Так и у тебя внутри есть эта страна, и есть Король, — продолжает сказкотерапевт. — Скажи, пожалуйста, насколь­ко все благополучно в этой стране? Хорошо ли Король зна­ет своих слуг: мысли, чувства, желания, способности? Если это так, то в жизни у тебя все хорошо. Ты прекрасно учишься, тебя любят твои друзья, родители и учите­ля, а ты любишь их, вы практически никогда не ссо­ритесь. Твои движения плавны, неторопливы и кра­сивы. Тебе редко бывает страшно, ты никогда не кап­ризничаешь и очень внимательно относишься к своим близким. Скажи, все обстоит именно так? Если нет - значит, пришло время наводить порядок в сво­ей внутренней стране. Был такой замечательный писатель Антуан Сент-Экзюпери, он написал сказку о Маленьком Принце. Так вот, там есть такие слова: «Вста­нешь утром и первым делом убери свою планету». Соб­ственно, это одна из важных обязанностей нашего внут­реннего Короля. Ты можешь сказать, что уборка — совсем не королевское занятие. Но здесь имеется в виду другая уборка. Она больше связана с изучением, наблюдением за своими слугами и обучением их служить своему повели­телю верой и правдой. Итак, давай знакомить Короля с его слугами».

Конечно, для начала мы будем знакомиться с теми слугами, которые служат хуже всего. Если ребенок агрессивен, или слиш­ком тревожен, неусидчив, чрезмерно активен, — значит, его Ко­ролю плохо случат чувства. В особенности слуги по имени Злость и Страх. Нам предстоит с ними познакомиться и напомнить им о существовании меры.

Если ребенок слишком капризен, непоследователен, непосто­янен в желаниях, амбициозен, — необходимо познакомиться со слугами, именуемыми желаниями. А если в голове слишком много деструктивных мыслей - пришло время научиться уп­равлять слугами-мыслями.

О том, как это сделать, и будет разговор, или точнее, увлека­тельная игра с клиентом. Игра, в которой серьезный разговор о соотношении Тонкой и Социальной реальностей будет сопро­вождаться рассказыванием сказок, играми в песочнице, создани­ем кукол, рисованием и многим другим. Игры, декорации - это инструменты сказкотерапевта, которые необходимо ис­пользовать осмысленно, понимая, какая метафора вызывается к сотрудничеству, и что это должно дать клиенту.

Итак, Три Кита сказкотерапии — это понимание соотношения в человеке трех реальностей. От того, насколько Киты дружны между собой, в каком «то­нусе» и «состоянии здоровья» они находятся, зави­сит самоощущение человека. Нередко сказкотерапевту приходится оказывать Китам клиента «первую помощь» и по­том длительно «выхаживать» их, пока они не приобретут спо­собность удерживать «землю». Такова одна из метафор процес­са сказкотерапии.

Теперь, определившись с трактовкой мифа о Трех Китах, мы можем понимать Приключение и как процесс путешествия по Тонкой и Социальной реальностям.

Логика консультирования в сказкотерапии

Итак, с одной стороны, мы имеем позицию, согласно которой наша жизнь - это Приключение, непростое, необычное, увлека­тельное Путешествие по реальностям. С другой стороны, мы теперь знаем, что маршруты наших Приключений обусловлены. То есть имеется некая их матрица, основанная на архетипах и мифологемах. Мы также знаем, что наши проблемы связаны

♦ с непониманием в какой точке своего Пути мы находим­ся;

♦ с завистью тому, что имеет ближний, и недооценкой соб­ственного Приключения;

♦ с состоянием «заколдованности», переживанием деструк­тивного влияния, манипуляции другого человека или действия сложных жизненных обстоятельств;

♦ с построением собственной жизни на основе чужих ожиданий, «чужой сказки»;

♦ с «зависанием» в провокационном сюжете соб­ственного Приключения, повторением проблемных ситуаций.

Теперь нам необходимо определиться с позицией сказкотерапевта по отношению к клиенту.

Представим себе, что тот, кто обратился к нам за помощью, — герой некой сказки. Фабулы ее мы пока не знаем. Мы застаем нашего клиента в тот момент, когда он желает что-то изменить в своей судьбе. Сказочный аналог данной ситуации - уход героя из родного дома.

Многие сказки начинаются с рассказа о семье героя, о его детстве. Потом происходят определенные события, после кото­рых ситуация не может оставаться прежней. Либо случается похищение, либо отец просит помощи или устраивает испыта­ния, либо умирает близкий человек, либо наступает момент, ког­да просто необходимо «мир посмотреть и себя показать». Гово­ря теперь уже «нашим» языком, Приключение начинается.

То же самое происходит и в жизни каждого из нас - начало Приключения ознаменовывается привнесением дисбаланса в привычную ситуацию. С одной стороны, это прекрасно. Правда, в том случае, когда уровень готовности к Приключению доста­точно высок. Примерно, как в тексте В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза...».

Чаще всего уровень готовности к началу Приключения невы­сок, и поэтому есть ощущение, что Оно всегда начинается неожи­данно. Совершенно неожиданно для себя родители узнают, что их отпрыск ворует (деструктивно проводит досуг, дружит с не­приятными людьми, не собирается продолжать дело отца и пр.); совершенно неожиданно женщина узнает об измене возлюблен­ного; совершенно неожиданно специалист получает уведомле­ние об увольнении; совершенно неожиданно оказывается, что ребенок не справляется со школьной программой; совершенно неожиданно организм отказывает подчиняться воле хозяина и приходит болезнь; совершенно неожидан­но уходят из жизни близкие люди; совершенно нео­жиданно оказывается, что смысла в жизни нет... Все происходит «совершенно неожиданно». На самом же деле, это — закономерность. Приключение разруша­ет Привычное.

Итак, начало Приключения разрушает привычный ритм, темп жизнь. Человек пытает сопротивляться, бороться с началом Приключения. Но оно, как снежный ком с горы, лишь наращивает свои обороты. И тогда человек обраща­ется за помощью к специалисту: экстрасенсу, астрологу, магу, потомственному целителю, и, если повезет, к психологу. Причем, скрытый смысл просьбы о помощи чаще всего звучит примерно так: «Помогите мне справиться с Приключением! Верните все как было! Не нужно никаких перемен!» («пусть у нас с мужем будет все как прежде», «пусть мой сын будет опять хорошим и послушным, как маленький», «пусть мы с дочерью будем пони­мать друг друга как раньше» и пр.). Потомственные целители, чутко чувствуя такую коньюнктуру, соответственно и анонсиру­ют свои услуги: «сниму порчу», «стопроцентный приворот и возврат любимого». Люди идут к ним, потому что напряжение начала Приключения для них невыносимо. В начале Приключе­ния многие люди стремятся вернуть «все как было», вернуть прошлое. Причем, многие даже начинают идеализировать его (и муж не так сильно пил, и стабильность была, и денег больше платили, и пр.).

Но если повезет, и человек обратится за помощью к психоло­гу, сказкотерапевту, то он узнает — то, что с ним происходит — знаменательно, ибо означает начало Приключения.

Вы можете подумать, что подобное утверждение вряд ли при­бавит оптимизма удрученному человеку. Но здесь вопрос за­ключается в том, чтобы он понял закономерность происходяще­го в своей жизни и настроился на длительное путе­шествие (принял настоящее и подготовился к будущему). Ведь когда герой сказки отправляется за молодильными яблоками или на поиски пропав­шей принцессы или за сокровищем, он думает, что все закончится быстро. Нам свойственно недооцени­вать Приключение.

Однако не стоит думать, что сказкотерапевт встре­чает своего клиента словами: «Ну что, друг, Приключения только начинаются, запасайтесь терпением и деньгами!» Все происходит иначе, в соответствии с классическим сюжетом сказки-приключения.

Покинув дом, герой (разными путями) попадает в некий за­поведный лес и там его чаще всего встречает Баба Яга (или другой персонаж из мира Тонкой реальности). Согласно тради­ции, она его кормит-поит, укладывает спать, потом расспраши­вает и дает рекомендации относительно его будущих самостоя­тельных действий. Примерно тот же ритуал проделывает и сказкотерапевт.

Что касается «кормит-поит» и «укладывает спать», — то здесь речь идет о снятии психоэмоционального напряжения и своеобразной энергетической «подпитке» клиента. Попадая в дом Бабы Яги, герой на некоторое время отвлекается от своего пути, но это тоже часть Приключения. Если хотите, получение вводных инструкций.

Главное, что делает Баба Яга (или другая волшебница, вол­шебник) — она рассказывает герою о том, куда он попал, зачем это нужно, как достичь цели, какие трудности будут у него на пути, и как он может с ними справиться.

Примерно тоже самое делает и сказкотерапевт. Выслушав клиента, он говорит о том, что данная проблема является частью жизни, она закономерна именно на этом этапе (именно в этом возрасте, именно в этих условиях). Он отмечает, что данная про­блема обладает определенными свойствами, динами­кой, поэтому мгновенно ее устранить невозможно и даже вредно. Он старается осторожно подвести свое­го клиента к мысли о том, что это начало Приключе­ния. В этом случае возможно использование шутки, ссылок на авторитеты. Например: «Знаете, мудрецы говорят, когда что-то происходит неприятное или нео­жиданное, это, на самом деле, является началом При­ключения. А оно, как известно, часто коренным образом меняет жизнь. Если верить, что изменения могут быть к лучшему, то вы стоите на пороге интереснейших событий. Не стоит расстраиваться и тревожиться. Но очень важно — подго­товиться!» Собственно, это основное содержание сказочного ри­туала «накормить, напоить и спать уложить». Здесь главное — стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Далее, Баба Яга (и мы вслед за нею) дает конкретные реко­мендации куда идти, что делать, с кем предстоят встречи, как себя вести. Сказкотерапевт также переходит на уровень конк­ретных рекомендаций исходя из существа проблемы клиента. Главное, чтобы рекомендации давали клиенту конкретные инст­рументы для частичного решения проблемы.

 

Основные требования к рекомендациям сказкотерапевта:

♦ рекомендации должны быть простыми и понятными кли­енту,

♦ они должны быть обоснованными — клиент должен пони­мать почему именно это ему рекомендуют делать или не делать,

♦ рекомендации должны формировать, усиливать у клиента ощущение перспективы, веру в собственные силы.

Однако мы рассмотрели случай, когда некие проблемные об­стоятельства нарушают привычные ритм жизни человека, и объя­вили это началом Приключения. Но нередко к психологу обра­щаются люди, вовлеченные в «затянувшиеся» проблемные ситу­ации. Например, «не могу найти достойного мужчину», «у меня проблема с мамой (свекровью, подругой)». То есть мы имеем дело с некой ситуацией, ставшей привычной. Таким образом, клиент в подтексте зап­роса просит: «Помогите изменить ситуацию». А на нашем, сказкотерапевтическом, языке перевод может звучать как «помогите начать Приключение». Что ж, это возможно. При этом первичная стратегия и требования к рекомендациям остаются прежними.

Таким образом, мы подошли к определению первого этапа сказкотерапевтического консультирования - «Начало Приклю­чения». Первый этап может продолжаться 1-5 консультаций.

На этом этапе происходит:

♦ либо принятие ситуации «начала Приключения», либо его инициирование;

♦ стабилизация психоэмоционального состояния;

♦ формирование первичной стратегии решения проблемы («Приключения»);

♦ составление конкретных рекомендаций для клиента.

Для сказкотерапевта важно понимать,, что основные Приклю­чения начинаются в Социальной реальности. Гораздо реже к психологу обращаются с проблемами, происходящими из Тон­кой реальности (творческие процессы, поиск смысла, видения, необычные состояния). Но в какой бы реальности ни начина­лось Приключение, оно всегда является инструментом для ре­конструкции Субъективной реальности.

 

Второй этап сказкотерапевтического консультирования -«Поиск Пути». Основная идея этого этапа — найти оптималь­ный путь решения проблемы.

Редко случается так, что проблемная ситуация имеет лишь один путь решения. Как правило, путей достаточно много. Стоит лишь начать двигаться по одному из них, как тут же, словно из-под земли, вырастают новые альтернативные решения и воз­можности. Действительно, главное — начать движение. Но как раз именно это сделать труднее всего.

Дело в том, что в начале Приключения происхо­дит первая и очень сложная коллизия - борьба Но­вого с Привычным. В русском языке этот процесс описан многими меткими многозначными поговор­ками. Например, «и хочется, и колется...», «залезть на елку и не ободраться». С одной стороны, человеку на этом этапе свойственно искать изменений, с другой сторо­ны — сопротивляться им.

И психологу очень важно это понимать, чтобы не делать «рез­ких движений», не идти слишком резво на поводу у собственно­го гуманистического желания «помочь человеку».

Однако мы опустили один очень важный момент: понимание разницы между рекомендациями, которые дает психолог (сказкотерапевт) на первом этапе консультирования, и процессом Поиска Пути.

Не стоит думать, что на первом этапе консультирования не ведется активного поиска выхода из создавшегося положения, ситуации, проблемы. Безусловно, клиент получает ответы на ак­туализированные у него вопросы. Но этот процесс, по сути, напо­минает «купирование симптома». Когда мы ощущаем сильную головную боль, у нас не всегда есть ресурсы на то, чтобы искать ее причины и размышлять о ее месте в цепочке событий нашего жизненного пути. Редко кто из нас соотносит головную боль с собственным экзистенциальным поиском. Гораздо чаще мы про­сто принимаем таблетку. Симптом проходит, и у нас появляет­ся возможность подумать о том, откуда он взялся и как не допускать этого впредь.

Так и на первом этапе консультирования рекомендации пси­холога похожи на «психологические таблетки», которые способ­ны «снять симптом». Нередко консультирование может завер­шиться и на первом этапе. Это неудивительно — нет «симптома». Клиенту ясно, что делать, когда он появится. Следовательно — нет напряжения. Нет напряжения — мало причин для работы с психоло­гом.

Поэтому на первом этапе консультирования, в Начале Приключения, собственно, не так и много подлинной сказкотерапии. Психолог использует пого­ворки, притчи, небольшие сказки для того, чтобы усилить свою мысль, проиллюстрировать ее. Особенно тогда, когда работает на принятие клиентом ситуации и обоснование психо­логических рекомендаций. Или когда работает с ребенком: для повышения мотивации, «упаковки» заданий, или в коррекционных целях (например, психокоррекционные сказки).

«Настоящая» сказкотерапия начинается только на втором этапе консультирования. Этот этап наступает тогда, когда кли­ент осознанно желает понять то, что происходит в его жизни, почему это происходит, к чему это может привести. Естественно, это относится к подросткам и взрослым. В случае детей второй этап подразумевает развернутую программу, направленную на развитие творческих возможностей ребенка, формирование цен­ностных ориентации и представлений о Социальной реальнос­ти (таких программ в сказкотерапии уже немало, это и «Сказки звездной страны Зодиакалии», «Волшебная страна внутри нас», «Властелин Чудес», «Остров Детства» и др.)

Ко второму этапу консультирования у клиента уже не долж­но быть острого внутреннего напряжения. И это создает хоро­шую основу для работы.

Основными процессами на втором этапе консультирования являются:

♦ приобщение клиента к информационному пространству метафоры;

♦ создание клиентом собственных авторских историй. Поговорим подробнее об этих процессах.

Приобщение клиента к информационному про­странству метафоры. Фактически, здесь речь идет о приобщении к Тонкой реальности, эстетическом вос­питании, развитии клиента средствами сказкотера­пии. Основное средство сказкотерапевта — это рас­сказывание клиенту сказок, мифов, притч и их об­суждение.

Процесс строится примерно следующим образом. Проиллюс­трируем его стенограммой одной из индивидуальных консуль­таций. Действующие лица: Сказкотерапевт (Ск) и Клиентка (Кл).

* * *

Стенограмма индивидуальной консультации:

Ск: Вы задаете вопросы, уже не столько связанные с текущей ситуацией, сколько с вашей жизнью вообще.

Кл: Ну да, с моей ситуацией мне уже более менее все понятно. Хочется понять, что делать дальше.

Ск: Что делать дальше? Куда путь держать?

Кл: Можно сказать и так.

Ск: Это очень похоже на то, что переживал витязь на распутье. От камня начинаются три дороги, и ему предстоит нелег­кий выбор.

Кл: Пожалуй.

Ск: У камня распутья можно пережить одно из самых непрос­тых состояний — состояние Неопределенности. Вы начи­наете просчитывать последствия того или иного выбора, оцениваете риски, потери и приобретения, и все становится еще более запутанным?

Кл: Очень похоже на то.

Ск: Вас успокоит, если я скажу, что это состояние закономерно? Что оно обусловлено мифологемой вы­бора пути? Что каждый талантливый ищущий че­ловек его обязательно переживает?

Кл: А если я постоянно в нем пребываю?

Ск: То есть вы постоянно находитесь в ситуации выбора? Вам постоянно есть из чего выбирать?

Кл: Да, есть, только я все время жду, что за меня кто-нибудь примет решение.

Ск: Понятно. Но несколько дней назад вы уже приняли одно очень важное самостоятельное решение. Вы решили жить отдельно от родителей. Кстати, это зачин многих историй.

Кл: Да, но после нескольких дней свободы я снова не знаю, что делать. Мне кажется, что я вернулась к своему прошлому состоянию, когда жила с родителями, и все мои действия были напрасными. Правильно, мама говорила, что я сама ничего не смогу.

Ск: Вы не знаете, что делать и сейчас обесцениваете собственные самостоятельные решения. Тем не менее, у вас есть работа, друзья, планы. Вам кажется, что вы вернулись к тем же чувствам, что переживали, живя с родителями, но сейчас вы находитесь в принципиально иной ситуации. Вы, как ге­роиня сказки, вышли из дома, прошли некоторую часть дороги и остановились на развилке. Обычно в такую исто­рию попадают мужские персонажи. Сказочные героини не оказываются у камня распутья.

Кл: Интересно, почему же?

Ск: Почему, ответить сложно. Это просто наблюдение. Женская героиня либо падает в колодец, либо попадает в лес, либо ее похищают. Словом, выбор делается как бы за нее. При­чем, чаще всего тогда, когда она «покоряется судьбе».

Кл: И мне нужно покориться судьбе?!

Ск: Понятие покорности судьбе в нашей культуре уже приобре­ло негативный оттенок пассивной жизненной позиции. Речь не об этом. Когда героиня при­нимает свою судьбу, свой путь, что-то происхо­дит. Либо приходит помощь, либо ясность по­ложения. Женская героиня обычно не обреме­няет себя лишними вопросами, чаще всего, она просто засыпает.

Кл: И какое это имеет отношение ко мне?

Ск: Прямое. Не стоит себя «накручивать». Вы сделали очень важный шаг. Переживите это событие и тогда придет следующее. Чтобы не ждать события, а жить в это время, мудрые люди рассказывали друг другу различные истории. Позвольте, и вам расскажу одну. Это сказка. Ее автор — замечательный петербургский сказочник Андрей Владимирович Гнездилов. Называется она «Голубая меч­та».

А.В.Гнездилов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.