КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий Кит — Субъективная реальность
Социальная гибкость — это способность гибко сочетать нравственные правила, социально-ролевые ожидания, коммуникативную и профессиональную компетентность в действиях по сценарию победителя в соответствии с актуальной ситуацией. То есть социально гибкий человек — это тот, кто хорошо знает «правила игры» Социальной реальности и умеет грамотно ими пользоваться для своего блага (а если повезет, то и для блага ближнего). Социально гибкий, социально компетентный человек достигает в социуме очень много (правда, и многим платит). Источником удовлетворенности человека в Социальной реальности является ощущение социальной стабильности и перспективы. Условиями для возникновения данного ощущения служат: достаточное количество денег, власти, связей и других социальных ресурсов. В Социальной реальности человек испытывает удовлетворение, когда контролирует ситуацию, может влиять на нее, когда его уважают, признают его заслуги, когда он побеждает, когда он оказывается лучшим. То есть основное условие удовлетворенности — это ощущение собственной социальной силы. Инструментами для обмена опытом между Социальной реальностью и восприятием человека является образование, обучение, научное познание. Основной конфликт в Социальной реальности — конфликт Силы. Кто сильнее, кто слабее. Тот, кто слабее, должен действовать по правилам, которые устанавливает тот, кто сильнее. Соответственно, в Социальной реальности можно наблюдать все известные нам формы социальных конфликтов от межличностного до межнационального. Основной архетип Социальной реальности — архетип Борьбы (противостояния, противоборства), появляющийся через сюжет борьбы и победы. Герой борется и побеждает с помощью физической силы, хитрости или привлечения помощников. Героя предают самые близкие сподвижники (друзья, братья), но потом справедливость восстанавливается. Героиня терпит издевательства мачехи, но потом приобретает социальное положение. Также к мифологемам Социальной реальности отчасти можно отнести юнгианские Персону и Тень. Здесь также заметно действие архетипа Борьбы. Внутри человека определенным образом сочетаются Тонкая и Социальная реальности и образуется принципиально новый, оригинальный продукт — Субъективная реальность. Ее уникальность в том, что она индивидуальна. У каждого из нас своя Субъективная реальность, обусловленная нашим самосознанием, картиной мира, Я-концепцией, условиями развития и воспитания, жизненным опытом и воображением. Назначение Субъективной реальности состоит в том, чтобы обеспечить нам гармоничное творческое существование в мире. Однако Субъективная реальность оказывается самой непредсказуемой, самой непознаваемой. Если Тонкую и Социальную реальности можно постигать, познавать с помощью архетипов, то с Субъективной реальностью все обстоит гораздо сложнее. Для ее познания мы обычно используем инструменты Тонкой и Социальной реальностей. Поэтому частый вопрос человека к самому себе: «Кто я, где я?» вполне правомерен. В Субъективной реальности велика роль воображения, фантазии. Собственно, это основные «инструменты» для формирования, развития Субъективной реальности. Если из формулы Субъективной реальности изъять фантазию и воображение, то наше внутреннее пространство будет заполнено Социальной реальностью с вкраплениями Тонкой, или, наоборот, Тонкой с элементами Социальной. При этом у человека будет внутри полная уверенность в том, что он ничего не может изменить. И это станет источником внутриличностного конфликта. В сказках, мифах, легендах, притчах, герои познают законы Тонкой и Социальной реальности для того, чтобы актуализировать собственную созидающую силу — силу воображения, фантазии, силу мысли. Социальная и Тонкая реальности вступают в диалог или противоборство внутри героя, в результате которого рождается совершенно новый продукт — его Субъективная реальность. Собственно, именно этот процесс и отражается в приключениях героев волшебных сказок. Они уходят из привычного мира в силу действия определенных проблем (Социальной реальности) и попадают в другой мир (Тонкую реальность), где проходят ряд испытаний, решают проблемы на другом уровне и вновь возвращаются обратно (в Социальную реальность). В древнеславянской традиции существовало понятие двух миров: Яви (в нашем контексте — это Социальная реальность, то, что постоянно перед глазами) и Нави (в нашем контексте — это Тонкая реальность). По-видимому, наша Субъективная реальность рождается благодаря влиянию и Яви и Нави. Что нам дает знание о трех реальностях, и почему мы говорим о них как о Трех Китах сказкотерапии? Ощущение опоры, чувство реализованности, полезности, созидательности человек получает в том случае, если сумеет объединить в себе Тонкую и Социальную реальность, обогатив их силой воображения Субъективной реальности. Понятие трех реальностей дает сказкотерапевту инструмент для психодиагностики. Общаясь с клиентом, довольно несложно определить, в каких реальностях он существует, каким образом у него расставлены приоритеты. Ресурсы какой реальности не задействованы, есть ли доминанта какой-либо одной реальности. Доминирование какой-либо одной из трех реальностей может привести к дезадаптации. Например, у человека в картине мира доминирует Тонкая реальность. В этом случае о нем можно сказать фразой Зины из бессмертной комедии Л. Гайдая: «Я вся в кино, в искусстве!» (к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»). Или он глубоко ушел в духовную сферу, отдает свою жизнь служению Богу или своему Наставнику (например, в секте). Люди с доминантой Тонкой реальности предпочитают разговоры «о тонких материях», и часто не приспособлены к элементарным бытовым вещам. Они могут быть чрезвычайно талантливыми и намного опережать свое время, из-за чего у них возникают проблемы с коммуникацией. Допустим, у человека в картине мира доминирует Социальная реальность. Он прагматичен, знает, что выживает сильнейший. Он зависим от мнения окружающих, стремится «соответствовать». Его даже могут раздражать люди творческие, непредсказуемые. В новогодней лирической комедии Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с Легким паром!» ярким носителем Социальной реальности выступает Ипполит Георгиевич. Однако жизнь «по правилам» нечасто делает человека счастливым. У него возникает потребность сделать некое безумство, игнорировать законы Социальной реальности. Если человек с доминантой Социальной реальности не достигает значимого положения, он тяжело страдает, ощущая себя неудачником. В нем актуализируются зависть и страх. Другая сторона доминирования Социальной реальности - этот состояние протеста человека против нравственных и моральных ограничений, социально-ролевых ожиданий. К этому можно причислить и подростковый нигилизм. И желание «жить собственной жизнью», острая потребность в свободе. Еще одна часто встречающаяся грань доминирования Социальной реальности — проблемы с собственной биологической природой (сексуальные проблемы, проблемы, связанные с фрустрацией основных потребностей). Очень часть психологу приходится иметь дело с людьми (детьми, подростками, взрослыми, женщинами и мужчинами) именно с доминантой Социальной реальности. Есть люди и с доминантой Субъективной реальности. Это либо гениальные творческие личности, создающие собственные миры, либо люди с нарушенным психическим статусом. В реальностях, как и во всем, должна присутствовать мера. Доминанта определенной реальности во многом обусловлена условиями развития и стилем воспитания. Если в семье закладываются социальные приоритеты, или ребенок вынужден был выживать самостоятельно, безусловно, доля Тонкой реальности во внутреннем пространстве будет снижена. С другой стороны, если родители «отгораживают» ребенка от жизни, стараясь защитить его от обязательств, «прозы жизни», социальных переживаний, то образуется доминанта Тонкой реальности, что приведет к социальной дезадаптации. Тонкая реальность часто является местом, куда «сбегают» те, кому дискомфортно в микросоциуме семьи, или в социуме вообще. Это мечты, невоплощенные, незавершенные фантазии, виртуальная реальность компьютерной сети. Концептуальная задача сказкотерапевта — искусно использовать сказки для формирования гармоничной Субъективной реальности клиента. Картину консультирования можно представить следующим образом: ЭВ — эстетическое воспитание НВ — нравственное воспитание КК — коммуникативная компетентность СГ — социальная гибкость Нередко в Субъективной реальности можно обнаружить скопление неприятных образов и персонажей, картины разрушения или хаоса, — словом, обрывки, неструктурированные элементы Социальной и Тонкой реальностей. Такое нередко можно наблюдать у детей, подростков и у некоторых взрослых. И сказкотерапевту придется сначала помочь клиенту навести порядок в своем внутреннем пространстве. В этом случае уместно использовать метафору Сказочной страны, расположенной внутри нас. «Представь себе, — говорит сказкотерапевт, — внутри нас, невидимая обычным глазом, находится прекрасная сказочная страна. Правит ею Король (или Королева). У него есть верные слуги-помощники: мысли, чувства, желания, способности. Если Король силен — его слуги служат ему верой и правдой. Если Король слаб, находится в заточении, изгнании, или просто не знает, что он Король, — тогда слуги начинают борьбу между собой. Ведь им некому служить, и они начинают бороться за власть. Для человека эта борьба очень тяжела. Он не может управлять своим поведением, у него в один и тот же момент возникает множество разных желаний и чувств. То он хочет мороженого, то пирожного, то чтобы на него обратили внимание, то чтобы ему все подчинялись... Представляешь, как сложно жить в такой стране. И уж конечно, туристы, путешественники предпочитают поскорее убраться из нее или не заглядывать вовсе. А человек от этого страдает, переживает одиночество, считает, что его все бросили, никто не хочет с ним дружить или даже просто разговаривать. Что же делать? В первую очередь — вернуть Королю его законный престол и научить его управлять своей страной. А уж потом... но это уже другая история». Метафора Сказочной страны, расположенной внутри нас, основана на архетипе Самости, мифологеме Правителя как организующего начала во внутреннем пространстве. Кроме того, в метафоре Внутренней Сказочной страны присутствуют элементы Тонкой реальности (внутренние процессы, красота) и Социальной реальности (король и слуги, борьба за власть). Этот пример показывает существо работы сказкотерапевта. Он подбирает метафоры, мифологемы, в которых проявляются архетипы Тонкой и Социальной реальностей, адекватные творческому разрешению актуальных задач консультирования. Собственно, приведение метафоры, использование сказки, притчи, мифа — это акт погружения клиента в пространство Тонкой реальности. Поэтому в обсуждении истории с клиентом сказкотерапевт будет делать больший акцент на законы и способы поведения в Социальной реальности. Продолжим наш пример с использованием метафоры Внутренней Сказочной страны, и сделаем мостик из Тонкой в Социальную реальность. «Так и у тебя внутри есть эта страна, и есть Король, — продолжает сказкотерапевт. — Скажи, пожалуйста, насколько все благополучно в этой стране? Хорошо ли Король знает своих слуг: мысли, чувства, желания, способности? Если это так, то в жизни у тебя все хорошо. Ты прекрасно учишься, тебя любят твои друзья, родители и учителя, а ты любишь их, вы практически никогда не ссоритесь. Твои движения плавны, неторопливы и красивы. Тебе редко бывает страшно, ты никогда не капризничаешь и очень внимательно относишься к своим близким. Скажи, все обстоит именно так? Если нет - значит, пришло время наводить порядок в своей внутренней стране. Был такой замечательный писатель Антуан Сент-Экзюпери, он написал сказку о Маленьком Принце. Так вот, там есть такие слова: «Встанешь утром и первым делом убери свою планету». Собственно, это одна из важных обязанностей нашего внутреннего Короля. Ты можешь сказать, что уборка — совсем не королевское занятие. Но здесь имеется в виду другая уборка. Она больше связана с изучением, наблюдением за своими слугами и обучением их служить своему повелителю верой и правдой. Итак, давай знакомить Короля с его слугами». Конечно, для начала мы будем знакомиться с теми слугами, которые служат хуже всего. Если ребенок агрессивен, или слишком тревожен, неусидчив, чрезмерно активен, — значит, его Королю плохо случат чувства. В особенности слуги по имени Злость и Страх. Нам предстоит с ними познакомиться и напомнить им о существовании меры. Если ребенок слишком капризен, непоследователен, непостоянен в желаниях, амбициозен, — необходимо познакомиться со слугами, именуемыми желаниями. А если в голове слишком много деструктивных мыслей - пришло время научиться управлять слугами-мыслями. О том, как это сделать, и будет разговор, или точнее, увлекательная игра с клиентом. Игра, в которой серьезный разговор о соотношении Тонкой и Социальной реальностей будет сопровождаться рассказыванием сказок, играми в песочнице, созданием кукол, рисованием и многим другим. Игры, декорации - это инструменты сказкотерапевта, которые необходимо использовать осмысленно, понимая, какая метафора вызывается к сотрудничеству, и что это должно дать клиенту. Итак, Три Кита сказкотерапии — это понимание соотношения в человеке трех реальностей. От того, насколько Киты дружны между собой, в каком «тонусе» и «состоянии здоровья» они находятся, зависит самоощущение человека. Нередко сказкотерапевту приходится оказывать Китам клиента «первую помощь» и потом длительно «выхаживать» их, пока они не приобретут способность удерживать «землю». Такова одна из метафор процесса сказкотерапии. Теперь, определившись с трактовкой мифа о Трех Китах, мы можем понимать Приключение и как процесс путешествия по Тонкой и Социальной реальностям. Логика консультирования в сказкотерапии Итак, с одной стороны, мы имеем позицию, согласно которой наша жизнь - это Приключение, непростое, необычное, увлекательное Путешествие по реальностям. С другой стороны, мы теперь знаем, что маршруты наших Приключений обусловлены. То есть имеется некая их матрица, основанная на архетипах и мифологемах. Мы также знаем, что наши проблемы связаны ♦ с непониманием в какой точке своего Пути мы находимся; ♦ с завистью тому, что имеет ближний, и недооценкой собственного Приключения; ♦ с состоянием «заколдованности», переживанием деструктивного влияния, манипуляции другого человека или действия сложных жизненных обстоятельств; ♦ с построением собственной жизни на основе чужих ожиданий, «чужой сказки»; ♦ с «зависанием» в провокационном сюжете собственного Приключения, повторением проблемных ситуаций. Теперь нам необходимо определиться с позицией сказкотерапевта по отношению к клиенту. Представим себе, что тот, кто обратился к нам за помощью, — герой некой сказки. Фабулы ее мы пока не знаем. Мы застаем нашего клиента в тот момент, когда он желает что-то изменить в своей судьбе. Сказочный аналог данной ситуации - уход героя из родного дома. Многие сказки начинаются с рассказа о семье героя, о его детстве. Потом происходят определенные события, после которых ситуация не может оставаться прежней. Либо случается похищение, либо отец просит помощи или устраивает испытания, либо умирает близкий человек, либо наступает момент, когда просто необходимо «мир посмотреть и себя показать». Говоря теперь уже «нашим» языком, Приключение начинается. То же самое происходит и в жизни каждого из нас - начало Приключения ознаменовывается привнесением дисбаланса в привычную ситуацию. С одной стороны, это прекрасно. Правда, в том случае, когда уровень готовности к Приключению достаточно высок. Примерно, как в тексте В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза...». Чаще всего уровень готовности к началу Приключения невысок, и поэтому есть ощущение, что Оно всегда начинается неожиданно. Совершенно неожиданно для себя родители узнают, что их отпрыск ворует (деструктивно проводит досуг, дружит с неприятными людьми, не собирается продолжать дело отца и пр.); совершенно неожиданно женщина узнает об измене возлюбленного; совершенно неожиданно специалист получает уведомление об увольнении; совершенно неожиданно оказывается, что ребенок не справляется со школьной программой; совершенно неожиданно организм отказывает подчиняться воле хозяина и приходит болезнь; совершенно неожиданно уходят из жизни близкие люди; совершенно неожиданно оказывается, что смысла в жизни нет... Все происходит «совершенно неожиданно». На самом же деле, это — закономерность. Приключение разрушает Привычное. Итак, начало Приключения разрушает привычный ритм, темп жизнь. Человек пытает сопротивляться, бороться с началом Приключения. Но оно, как снежный ком с горы, лишь наращивает свои обороты. И тогда человек обращается за помощью к специалисту: экстрасенсу, астрологу, магу, потомственному целителю, и, если повезет, к психологу. Причем, скрытый смысл просьбы о помощи чаще всего звучит примерно так: «Помогите мне справиться с Приключением! Верните все как было! Не нужно никаких перемен!» («пусть у нас с мужем будет все как прежде», «пусть мой сын будет опять хорошим и послушным, как маленький», «пусть мы с дочерью будем понимать друг друга как раньше» и пр.). Потомственные целители, чутко чувствуя такую коньюнктуру, соответственно и анонсируют свои услуги: «сниму порчу», «стопроцентный приворот и возврат любимого». Люди идут к ним, потому что напряжение начала Приключения для них невыносимо. В начале Приключения многие люди стремятся вернуть «все как было», вернуть прошлое. Причем, многие даже начинают идеализировать его (и муж не так сильно пил, и стабильность была, и денег больше платили, и пр.). Но если повезет, и человек обратится за помощью к психологу, сказкотерапевту, то он узнает — то, что с ним происходит — знаменательно, ибо означает начало Приключения. Вы можете подумать, что подобное утверждение вряд ли прибавит оптимизма удрученному человеку. Но здесь вопрос заключается в том, чтобы он понял закономерность происходящего в своей жизни и настроился на длительное путешествие (принял настоящее и подготовился к будущему). Ведь когда герой сказки отправляется за молодильными яблоками или на поиски пропавшей принцессы или за сокровищем, он думает, что все закончится быстро. Нам свойственно недооценивать Приключение. Однако не стоит думать, что сказкотерапевт встречает своего клиента словами: «Ну что, друг, Приключения только начинаются, запасайтесь терпением и деньгами!» Все происходит иначе, в соответствии с классическим сюжетом сказки-приключения. Покинув дом, герой (разными путями) попадает в некий заповедный лес и там его чаще всего встречает Баба Яга (или другой персонаж из мира Тонкой реальности). Согласно традиции, она его кормит-поит, укладывает спать, потом расспрашивает и дает рекомендации относительно его будущих самостоятельных действий. Примерно тот же ритуал проделывает и сказкотерапевт. Что касается «кормит-поит» и «укладывает спать», — то здесь речь идет о снятии психоэмоционального напряжения и своеобразной энергетической «подпитке» клиента. Попадая в дом Бабы Яги, герой на некоторое время отвлекается от своего пути, но это тоже часть Приключения. Если хотите, получение вводных инструкций. Главное, что делает Баба Яга (или другая волшебница, волшебник) — она рассказывает герою о том, куда он попал, зачем это нужно, как достичь цели, какие трудности будут у него на пути, и как он может с ними справиться. Примерно тоже самое делает и сказкотерапевт. Выслушав клиента, он говорит о том, что данная проблема является частью жизни, она закономерна именно на этом этапе (именно в этом возрасте, именно в этих условиях). Он отмечает, что данная проблема обладает определенными свойствами, динамикой, поэтому мгновенно ее устранить невозможно и даже вредно. Он старается осторожно подвести своего клиента к мысли о том, что это начало Приключения. В этом случае возможно использование шутки, ссылок на авторитеты. Например: «Знаете, мудрецы говорят, когда что-то происходит неприятное или неожиданное, это, на самом деле, является началом Приключения. А оно, как известно, часто коренным образом меняет жизнь. Если верить, что изменения могут быть к лучшему, то вы стоите на пороге интереснейших событий. Не стоит расстраиваться и тревожиться. Но очень важно — подготовиться!» Собственно, это основное содержание сказочного ритуала «накормить, напоить и спать уложить». Здесь главное — стабилизировать психоэмоциональное состояние. Далее, Баба Яга (и мы вслед за нею) дает конкретные рекомендации куда идти, что делать, с кем предстоят встречи, как себя вести. Сказкотерапевт также переходит на уровень конкретных рекомендаций исходя из существа проблемы клиента. Главное, чтобы рекомендации давали клиенту конкретные инструменты для частичного решения проблемы.
Основные требования к рекомендациям сказкотерапевта: ♦ рекомендации должны быть простыми и понятными клиенту, ♦ они должны быть обоснованными — клиент должен понимать почему именно это ему рекомендуют делать или не делать, ♦ рекомендации должны формировать, усиливать у клиента ощущение перспективы, веру в собственные силы. Однако мы рассмотрели случай, когда некие проблемные обстоятельства нарушают привычные ритм жизни человека, и объявили это началом Приключения. Но нередко к психологу обращаются люди, вовлеченные в «затянувшиеся» проблемные ситуации. Например, «не могу найти достойного мужчину», «у меня проблема с мамой (свекровью, подругой)». То есть мы имеем дело с некой ситуацией, ставшей привычной. Таким образом, клиент в подтексте запроса просит: «Помогите изменить ситуацию». А на нашем, сказкотерапевтическом, языке перевод может звучать как «помогите начать Приключение». Что ж, это возможно. При этом первичная стратегия и требования к рекомендациям остаются прежними. Таким образом, мы подошли к определению первого этапа сказкотерапевтического консультирования - «Начало Приключения». Первый этап может продолжаться 1-5 консультаций. На этом этапе происходит: ♦ либо принятие ситуации «начала Приключения», либо его инициирование; ♦ стабилизация психоэмоционального состояния; ♦ формирование первичной стратегии решения проблемы («Приключения»); ♦ составление конкретных рекомендаций для клиента. Для сказкотерапевта важно понимать,, что основные Приключения начинаются в Социальной реальности. Гораздо реже к психологу обращаются с проблемами, происходящими из Тонкой реальности (творческие процессы, поиск смысла, видения, необычные состояния). Но в какой бы реальности ни начиналось Приключение, оно всегда является инструментом для реконструкции Субъективной реальности.
Второй этап сказкотерапевтического консультирования -«Поиск Пути». Основная идея этого этапа — найти оптимальный путь решения проблемы. Редко случается так, что проблемная ситуация имеет лишь один путь решения. Как правило, путей достаточно много. Стоит лишь начать двигаться по одному из них, как тут же, словно из-под земли, вырастают новые альтернативные решения и возможности. Действительно, главное — начать движение. Но как раз именно это сделать труднее всего. Дело в том, что в начале Приключения происходит первая и очень сложная коллизия - борьба Нового с Привычным. В русском языке этот процесс описан многими меткими многозначными поговорками. Например, «и хочется, и колется...», «залезть на елку и не ободраться». С одной стороны, человеку на этом этапе свойственно искать изменений, с другой стороны — сопротивляться им. И психологу очень важно это понимать, чтобы не делать «резких движений», не идти слишком резво на поводу у собственного гуманистического желания «помочь человеку». Однако мы опустили один очень важный момент: понимание разницы между рекомендациями, которые дает психолог (сказкотерапевт) на первом этапе консультирования, и процессом Поиска Пути. Не стоит думать, что на первом этапе консультирования не ведется активного поиска выхода из создавшегося положения, ситуации, проблемы. Безусловно, клиент получает ответы на актуализированные у него вопросы. Но этот процесс, по сути, напоминает «купирование симптома». Когда мы ощущаем сильную головную боль, у нас не всегда есть ресурсы на то, чтобы искать ее причины и размышлять о ее месте в цепочке событий нашего жизненного пути. Редко кто из нас соотносит головную боль с собственным экзистенциальным поиском. Гораздо чаще мы просто принимаем таблетку. Симптом проходит, и у нас появляется возможность подумать о том, откуда он взялся и как не допускать этого впредь. Так и на первом этапе консультирования рекомендации психолога похожи на «психологические таблетки», которые способны «снять симптом». Нередко консультирование может завершиться и на первом этапе. Это неудивительно — нет «симптома». Клиенту ясно, что делать, когда он появится. Следовательно — нет напряжения. Нет напряжения — мало причин для работы с психологом. Поэтому на первом этапе консультирования, в Начале Приключения, собственно, не так и много подлинной сказкотерапии. Психолог использует поговорки, притчи, небольшие сказки для того, чтобы усилить свою мысль, проиллюстрировать ее. Особенно тогда, когда работает на принятие клиентом ситуации и обоснование психологических рекомендаций. Или когда работает с ребенком: для повышения мотивации, «упаковки» заданий, или в коррекционных целях (например, психокоррекционные сказки). «Настоящая» сказкотерапия начинается только на втором этапе консультирования. Этот этап наступает тогда, когда клиент осознанно желает понять то, что происходит в его жизни, почему это происходит, к чему это может привести. Естественно, это относится к подросткам и взрослым. В случае детей второй этап подразумевает развернутую программу, направленную на развитие творческих возможностей ребенка, формирование ценностных ориентации и представлений о Социальной реальности (таких программ в сказкотерапии уже немало, это и «Сказки звездной страны Зодиакалии», «Волшебная страна внутри нас», «Властелин Чудес», «Остров Детства» и др.) Ко второму этапу консультирования у клиента уже не должно быть острого внутреннего напряжения. И это создает хорошую основу для работы. Основными процессами на втором этапе консультирования являются: ♦ приобщение клиента к информационному пространству метафоры; ♦ создание клиентом собственных авторских историй. Поговорим подробнее об этих процессах. Приобщение клиента к информационному пространству метафоры. Фактически, здесь речь идет о приобщении к Тонкой реальности, эстетическом воспитании, развитии клиента средствами сказкотерапии. Основное средство сказкотерапевта — это рассказывание клиенту сказок, мифов, притч и их обсуждение. Процесс строится примерно следующим образом. Проиллюстрируем его стенограммой одной из индивидуальных консультаций. Действующие лица: Сказкотерапевт (Ск) и Клиентка (Кл). * * * Стенограмма индивидуальной консультации: Ск: Вы задаете вопросы, уже не столько связанные с текущей ситуацией, сколько с вашей жизнью вообще. Кл: Ну да, с моей ситуацией мне уже более менее все понятно. Хочется понять, что делать дальше. Ск: Что делать дальше? Куда путь держать? Кл: Можно сказать и так. Ск: Это очень похоже на то, что переживал витязь на распутье. От камня начинаются три дороги, и ему предстоит нелегкий выбор. Кл: Пожалуй. Ск: У камня распутья можно пережить одно из самых непростых состояний — состояние Неопределенности. Вы начинаете просчитывать последствия того или иного выбора, оцениваете риски, потери и приобретения, и все становится еще более запутанным? Кл: Очень похоже на то. Ск: Вас успокоит, если я скажу, что это состояние закономерно? Что оно обусловлено мифологемой выбора пути? Что каждый талантливый ищущий человек его обязательно переживает? Кл: А если я постоянно в нем пребываю? Ск: То есть вы постоянно находитесь в ситуации выбора? Вам постоянно есть из чего выбирать? Кл: Да, есть, только я все время жду, что за меня кто-нибудь примет решение. Ск: Понятно. Но несколько дней назад вы уже приняли одно очень важное самостоятельное решение. Вы решили жить отдельно от родителей. Кстати, это зачин многих историй. Кл: Да, но после нескольких дней свободы я снова не знаю, что делать. Мне кажется, что я вернулась к своему прошлому состоянию, когда жила с родителями, и все мои действия были напрасными. Правильно, мама говорила, что я сама ничего не смогу. Ск: Вы не знаете, что делать и сейчас обесцениваете собственные самостоятельные решения. Тем не менее, у вас есть работа, друзья, планы. Вам кажется, что вы вернулись к тем же чувствам, что переживали, живя с родителями, но сейчас вы находитесь в принципиально иной ситуации. Вы, как героиня сказки, вышли из дома, прошли некоторую часть дороги и остановились на развилке. Обычно в такую историю попадают мужские персонажи. Сказочные героини не оказываются у камня распутья. Кл: Интересно, почему же? Ск: Почему, ответить сложно. Это просто наблюдение. Женская героиня либо падает в колодец, либо попадает в лес, либо ее похищают. Словом, выбор делается как бы за нее. Причем, чаще всего тогда, когда она «покоряется судьбе». Кл: И мне нужно покориться судьбе?! Ск: Понятие покорности судьбе в нашей культуре уже приобрело негативный оттенок пассивной жизненной позиции. Речь не об этом. Когда героиня принимает свою судьбу, свой путь, что-то происходит. Либо приходит помощь, либо ясность положения. Женская героиня обычно не обременяет себя лишними вопросами, чаще всего, она просто засыпает. Кл: И какое это имеет отношение ко мне? Ск: Прямое. Не стоит себя «накручивать». Вы сделали очень важный шаг. Переживите это событие и тогда придет следующее. Чтобы не ждать события, а жить в это время, мудрые люди рассказывали друг другу различные истории. Позвольте, и вам расскажу одну. Это сказка. Ее автор — замечательный петербургский сказочник Андрей Владимирович Гнездилов. Называется она «Голубая мечта». А.В.Гнездилов
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |