КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что ты будешь делать теперь, зная этот секрет? 1 страница
Между Оттого тоскуем, что ко всему привыкаем. То, чего когда-то не хватало, как воздуха, теперь не замечаем, как воздух, которым дышим. Недавно радовала крыша над головой, уже раздражают низкие потолки под этой крышей. Любимый человек - жена, ближе которой никогда никого не было и нет, вот что досадно, плюс ее замечательный борщ со сметаной, ложка в котором стоит по стойке «смирно». Но сам борщ стоит уже вот здесь! То же с любимой работой, от которой ежедневно получаешь удовлетворение с восьми до семнадцати как проклятый. Оживление вызывает только обвал потолка, но, к сожалению, это не каждый день. И один умный посоветовал: надо все менять. Чтобы забыть, как кошмарный сон, очнуться в другом месте, резко вернуться, а там все как в первый раз, даже лучше! Значит, так! Когда жена и борщ становятся поперек горла, зажмуриваешься, посылаешь к черту и с головой ныряешь в работу. День и ночь работаешь, работаешь, причем, с удовольствием. И так вплоть до полного отвращения. До аллергии на товарищей по работе. Тогда зажмуриваешься и ныряешь в другой город, в командировку. А там все новое: дома, женщины, консервы, тараканы в гостинице - кошмар какой-то! Вплоть до того, что жена сниться начинает. Значит, пора в семью. Зажмуриваешься и с головой ныряешь в дом родной, в борщ, к жене, к детям. Млеешь там день, два, три, пока сил хватает, пока не бросишься из дому вон, на улицу, к незнакомым людям. Улетаешь, чтобы вернуться, как бумеранг. Через отвращение идешь к радости. И все как в первый раз. Даже хуже. С годами темп возрастает. И, не успев толком плюнуть на работу, рвешь в командировку, от которой тошнит уже при посадке, поэтому первым же рейсом назад, в дом, из которого хочется бежать, едва переступив порог. Поэтому человек так любит переезды - в пути находишься между тем, что было, и тем, что будет. Вот почему так хорошо в поездах, самолетах, такси и на верхней палубе теплохода. Потому что МЕЖДУ.
Как вам такой взгляд на жизнь? Кл: Очень похоже на меня. Ск: И что же? Кл: Вот я у вас и спрашиваю, что мне с этим делать... Ск: Сейчас пока ничего. Жить с этим. А у вас не возникло вопроса, зачем я вам рассказала эти истории? Кл: Ну, наверное, это как-то связано с моей ситуацией. Ск: Вы совершенно правы. И, наверное, знаете, как связано? Кл: И первая, и вторая история мне близки. Ск: Похоже, что они описывают разные грани вашего состояния. Можно активно искать свое счастье, совершая ошибки, преодолевая препятствия, но для этого нужны силы. Можно найти компромиссное «между». Дело в том, что сейчас у вас завершился очень важный этап — вы отделились от родительской семьи. Не стоит торопиться с выбором пути. Сейчас вас никто не торопит. Наслаждайтесь свободой, узнавайте свои привычки, желания, динамику настроения. Ваше собственное Приключение уже началось, и пусть оно будет более увлекательным, нежели чем у героя рассказа Альтова. Сейчас ваша задача — НАБЛЮДАТЬ за собой. Голубой принцессе сначала нужно было понять свой цвет, потом истину каждого цвета, и когда она поняла свое место и значение, она обрела свое счастье. Так что просто позвольте себе наблюдать за собой и наслаждаться свободой! * * * Благодаря рассказыванию историй сказкотерапевт имеет возможность описать состояние клиента. Приобщая его к информационному пространству метафоры, психолог смещает акцент с Социального, обыденного, на Тонкое. Сказки, притчи, истории определенным образом «резонируют» с внутренними процессами клиента, происходит необычное «узнавание» себя. Таким образом, человек получает еще один «инструмент» для понимания, основанный на эстетическом восприятии мира. Это с одной стороны. С другой, приобщая клиента к информационному пространству метафоры путем рассказывания сказок, мы косвенно даем ему понять, что он не одинок в своих переживаниях, мыслях, чувствах. То, что происходит с ним — закономерно и естественно, ибо обусловлено архетипами и мифологемами. Итак, благодаря рассказыванию историй мы имеем возможность более тонко описывать состояние клиента, показывать ему «со стороны» пути дальнейшего движения. Ориентиром для подбора историй является актуализированный архетип, мифологема. В нашем примере у клиентки явно были актуализированы архетип Дороги, мифологема выбора пути, а также архетип Борьбы. Поэтому первая история была связана с выбором, дорогой; а во второй иронично обсуждалось иллюзорное разрешение архетипа Борьбы.
Итак, приобщение клиента к информационному пространству метафоры, помимо задач эстетического воспитания, «работает» на решение двух важных психологических задач: · метафорическое описание актуального состояния клиента и альтернатив дальнейшего движения; · «удобрение» и расширение собственного ассоциативного поля клиента. Вторая задача связана с подготовкой к созданию клиентом собственных историй. К сожалению, многие люди не пользуются преимуществами образного мышления, предпочитая абстрактно-логическое. Однако в решении проблемных ситуаций часто требуется именно воображение. Благодаря воображению человек имеет возможность моделировать образ будущего. Тонкая реальность воображаемого мира может быть свободна от канонов, условностей и запретов Социальной реальности. Поэтому задачей сказкотерапевта является актуализация ресурсов образного мышления, воображения. Однако здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой, связанной с высокоэффективной работой «индустрии образов». Персонажи кинематографа, комиксов, фэнтези, компьютерных программ оккупируют территорию воображения современного человека. В наших головах оседает слишком много «штампов». Поэтому для того, чтобы актуализировать собственные ресурсы воображения, необходимо читать сказки и задумываться над их смыслами. Поэтому прежде чем предложить клиенту сочинить собственную историю, сказкотерапевт рассказывает ему множество сказок сам. Создание клиентом собственных авторских историй. Истории, которые создаются человеком на втором этапе консультирования после последовательного приобщения к информационному пространству метафоры, чрезвычайно ценны. Собственно, в них содержится жизненная программа. В этих авторских историях переплетаются Тонкая и Социальная реальности, и отражается узор Субъективной реальности нашего клиента, его уникальные представления о собственном Приключении. Задача сказкотерапевта — сохраняя ощущение целостности от творческого продукта клиента, помочь ему расшифровать то, что подсказывает его бессознательное. В авторской сказке всегда можно найти направление для дальнейшего движения.[1] Итак, в общем виде алгоритм работы сказкотерапевта на втором этапе консультирования можно представить как пять последовательных шагов: 1. Приобщение к информационному пространству метафоры (своеобразный «разогрев», расширение ассоциативного поля); 2. Создание условий для сочинения клиентом собственной сказки; 3. Совместный с клиентом анализ его сказки; 4. Выделение стратегии, путей дальнейшего движения на символическом уровне; 5. Формирование программы социальной самореализации (адаптация выделенной стратегии или путей к актуальным социальным условиям и возможностям). Таким образом, основной процесс сказкотерапии можно уложить в два этапа: «Начало Приключения» и «Поиск Пути». В результате клиент «получает в руки» им самим же разработанную «программу» самореализации, своего Приключения. Нужно ли поддерживать его на протяжении всего Приключения? Этот вопрос решается в каждом конкретном случае. Ведь в сказочной традиции уместно появление у героя помощников в тех ситуациях, когда он не может справиться с ситуацией самостоятельно. Мы рассмотрели общую модель, логику консультирования. Но, перефразируя известную поговорку, можно сказать: сколько людей, столько и проблем. И в каждом конкретном случае будет своя стратегия, своя комбинация. Собственно, в этом и проявляется мастерство сказкотерапевта. РАЗДЕЛ 3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СКАЗОК В СКАЗКОТЕРАПИИ О ЖАНРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СКАЗКОТЕРАПИИ В процессе сказкотерапии мы используем разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому клиенту соответствующий его интересам жанр. Чем же с точки зрения психологического смысла различаются жанры: • притча — как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать со взрослыми и подростками, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. Из притч часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве примера приводим притчу «Муравей и стрекоза»: Муравей, в соответствии со сложившимся у него планом, смотрел на цветочный нектар. Как вдруг с воздуха на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку. — И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее муравей. — Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни, и каков будет ее конец? — Я счастлива, — ответила стрекоза, — и больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе твой план, а мне — мой. Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой». И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу. Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она стала снижаться на чурбак. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое. Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос: «Твой план закончился, а мой продолжается. «Тебе — твой план» больше не существует, а «мне — мой» начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть и в конце концов самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга».
Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало людей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?.. • басня — более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако древние басни Эзопа этим не отличались. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни хороши в работе с подростками. Для примера приводим басню Эзопа «Осел и мул»: Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять убавил ослу груз. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?».
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу. • анекдот - короткая форма притчи, или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить. Вот анекдот, который одни источники приписывают Насреддину, другие Бирбалу:
Пришел однажды падишах на совет раньше всех и давай спрашивать каждого: — Сколько в городе ворон? Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил: — Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон! — А ты уверен, что не ошибся?! — Подсчет точен, Ваше величество! — Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф! — Нет, повелитель, я в подсчете уверен, — стоял на своем Бирбал. — При проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот и получится, что я подсчитал точно.
• легенда, былина, сага, эпос - повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут быть использованы в работе с подростками. • миф - повествование о богах и героях. В мифах мы можем найти, с одной стороны, информацию о сотворении мира. С другой стороны, описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать даже «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о проблемных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев, и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, с одной стороны. С другой, для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны и полезны мифы школьникам. • сказки — наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Поскольку именно сказки дали имя нашему методу, их разновидностям мы посвятим отдельный параграф. «Воздействующий аппарат» сказкотерапии: основные виды сказок И все же, так интересно узнать, как появились первые сказки и мифы. Относительно волшебных сказок на этот вопрос ответить непросто. А о появлении бытовых сказок можно выдвинуть такую гипотезу. Представьте, что с вами произошла какая-то интересная история. Будите ли вы ее скрывать? Чаще всего нет! Вы расскажите ее друзьям, приятелям, знакомым. После пятого-шестого рассказа вы осознаете, что история постепенно начинает обрастать новыми меткими подробностями, ваше поведение в истории становится более осмысленным и эффективным. Благодаря неоднократному повторению истории через некоторое время у нее появится «мораль», резюме. Пройдет еще немного времени, и ваша история превратится в байку. Не исключено, что похожие события были в жизни еще некоторых людей. Байки имеют свойство «ходить из уст в уста». И очень скоро появится коллективная байка, или анекдот, или притча, или бытовая сказка. Так истории нашей жизни, многократно рассказываемые близким и знакомым, участвуют в процессе сложения бытовых сказок. Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Причем, осмысление сопровождалось оживотворением всего, что попадало в поле зрения нашего далекого предка. Если внимательно изучать самые древние мифы и мифологию народов, «неиспорченных цивилизацией» (индейцы, африканские племена, северные народности), можно увидеть три доминирующих идеи: рождение, размножение, смерть. Ранняя мифология тесно связана с выживанием, поэтому неудивительно, что многие мифы жестоки. В них отражаются кровавые сцены, а также взаимоотношения, неприемлемые для современного развитого человека. Они интересны для анализа и исследования, но не для терапевтических целей. Однако есть еще одна важная тенденция в мифах — отражение процесса объяснения человеком идеи сотворения мира. Стремление осознать свои истоки, назначение обрядов и ритуалов тесно связано с «мифотворческим» мышлением. Наверное, эта тенденция актуальна и сегодня. Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем через сказку разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска, и многое другое. И выделяем пять видов сказок. О том, как они создаются, подробно написано в «Практикуме по сказкотерапии» (Издательство «Речь», 2000 год). Здесь же мы кратко коснемся их назначения. К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат. Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям — Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи: 1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами. 2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого. 3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему. 4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения. 5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру. Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны: — сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. — бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. — страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом, обычно, вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданно смешным. Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы по принуждению. Закончиться история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: «Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!» — волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Символической интерпретации сюжета полной волшебной сказки мы посвятим отдельный параграф. Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование. Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!). Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Г.-X. Андерсена может складывать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Компания У. Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписывания этой истории. «Аленький цветочек» закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж). «Золушки» вечно ждут принца, и теряют огромное количество обуви зря... Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что их недоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний и не сложившейся жизни. Негативный жизненный сценарий складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство одиночества и «покинутости» выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления? Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки. Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы будем помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Алгоритм дидактической сказки-задания: 1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране. 2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей). 3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера - это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводят героя к успеху. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще. Алгоритм психокоррекционной сказки: 1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка. 4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, всё является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если: 1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания. 2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботится о своих друзьях. 3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения. 4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха. 5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним. В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме. Наши зарубежные коллеги часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями. Далее мы познакомимся с психотерапевтическими сказками и почувствуем их существенные различия. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. Психотерапевтические сказки.... Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |