Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что ты будешь делать теперь, зная этот секрет? 3 страница




Он взглянул в зеркало. Потом в изумлении несколько раз перевёл взгляд с зеркала на маску и опять на зеркало. Там было одно и то же лицо!

За тот год, что ему пришлось прожить как добродетель­ному и порядочному человеку, его лицо измени­лось. Да что лицо, он сам изменился!

Добродетельные поступки изменили его вне­шность и характер, хотя он сам и не ощущал это­го. Но сомнений не было — он стал другим.

К счастью, принцесса скоро заметила забавную сторону происшедшего.

«Пойдем! — сказала она. — Давай сделаем вид, что ничего этого не было».

И пара направилась на встречу с Королём.

Потом, когда они стали новыми правителями страны, люди стали считать бывшего вора самым мудрым и спра­ведливым королём из всех, что когда бы то ни было, пра­вили их народом.

 

Такая сказка поможет нам лучше понять, что может произой­ти с нашим воспитанником, если мы выступим в роли мудрых Изготовителей Масок и создателями той среды, в которой невоз­можно будет ее снять. Сначала, как и в сказке, это может напря­гать и беспокоить подростка. Но мы ненавязчиво создаем усло­вия и ситуации, в которых постепенно растет социальный статус воспитанника. Постепенно формируем новый «кодекс чести» — то есть внутренний закон, который невозможно нарушать. Это становится возможным благодаря тому, что мы видим красивую маску, и именно ее хотим видеть, как бы игнорируя «истинное» (а точнее — более знакомое ребенку и окружающим) лицо.

Переводя сказку на язык наших будней, можно переформули­ровать базовый принцип взаимодействия с ребенком. Зачастую мы ему транслируем: «Ты плохой и должен исправиться!» А сказка советует нам иное: «Я вижу в тебе принца, хорошего добродетельного человека — соответствуй тому образу, кото­рый я в тебе вижу!»

К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого клиента, сказки сложенные совместно с клиентом, притчи, истории Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена.

Медитативные сказки создаются для накопле­ния положительного образного опыта, снятия пси­хоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития лич­ностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок — со­общение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медита­тивных сказок — это отсутствие конфликтов и злых героев.

 

В системе сказкотерапии пока мы выделяем три типа меди­тативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слу­ховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.

Характер этих сказок — путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том и пою».

Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. Когда во внутреннем мире царили Ясность и Гар­мония. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слу­ховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические об­разы).

2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, чело­веком и окружающим миром, животными, учеником и Учите­лем, учеником и учебными предметами, между мужчиной и жен­щиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впос­ледствии духовными ориентирами.

Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам, имеющим негативный социальный опыт. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там са­мый настоящий «энергетический фундамент лич­ности», компенсируя дефицит родительского теп­ла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их вообще не суще­ствует. Знание о том, «как может быть» дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие от­ношения.

3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потен­циала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и са­мореализации.

Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое пред­назначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, — психологи и психотерапевты потеряли свою рабо­ту. Но такого пока не происходит, поэтому в нашей классифи­кации и появился этот вид медитативных сказок.

Данный вид сказок адресован Идеальному Я человека с це­лью его поддержания и усиления, с одной стороны. С другой стороны, эти сказки отражают светлую сторону происходящих событий, формируя отношение принятия ситуации.

Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окру­жающим миром; какие гармоничные чувства мог бы он испы­тывать.

В качества примера медитативной сказки, помня о разговоре об обитателях волшебного мира, приводим сказку «Озеро».

 

Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Каза­лось, время остановилось. Но вдруг... из полураск­рытых цветов, растущих на берегу, вылетели ма­ленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с дру­гом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру.

От водной глади поднимался пар. И эльфы при­нялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмури­лись. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гно­мы подумали, что их драгоценные камни научились ле­тать и обеспокоились этим. Ещё бы! Все их сокровища могли разом разлететься! Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теп­лом отогрел их.

Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно по­павший в это место странник мог бы сказать:

— Я знаю, что такое волшебство!

 

Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздей­ствие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давле­ния. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воз­действие.

Наверное, дорогие друзья, вы почувствовали, что сказкотерапия действительно предполагает работу на ЦЕННОСТНОМ УРОВНЕ. И сегодня, когда многие из нас созна­тельно, а многие и бессознательно, ищут нравствен­ные ориентиры, переосмысляют жизненные ценнос­ти, именно обращение к сказке позволит заново от­крыть, вспомнить о простых и глубоких истинах. Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Заключение

Мудрецы говорят, что самое главное - напитать душу ребен­ка добром. Наверное, это самая главная задача сказок.

Пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные, могут быть поданы под разными «соусами». Это анализ, рассказывание, со­чинение, изготовление кукол, постановка, рисование и пр. Одна­ко будем помнить о том, что разнообразные формы «обыгрыва­ния» сказок необходимы для создания положительной мотива­ции и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии — в жизненных ценностях, которые несут сказки.

 

Если вас заинтересовал метод сказкотерапии, приглашаем вас на сайт Санкт-Петербургского Института сказкотерапии www.cka3ka-pro.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсен Г.-Х. Сказки. М., 1990.

2. Богданович В. Н. Синтез кармы. Минск, 2000.

3. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М.: 1997.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. Екатеринбург, 1999. 5". Вилсуорт. Л. Вилли и его друзья. М., 1996.

6. Гнездилов А. В. Дым старинного камина. СПб., 1998.

7. Гнездилов А. В. Зеркала старинной мансарды. СПб., 2000.

8. Гнездилов А. В. Лабиринты волшебного замка. СПб, «Речь», 2001.

9. Гнездилов А. В. Петербургские сновидения. СПб., 1996.

10. Гнездилов А. В. Путь на Голгофу. СПб., 1995.

11. Гнездилов А. В. Чары долгих осенних ночей. СПб., 1999.

12. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб., 1998.

13. Женщины в легендах и мифах. М., 1998.

14. Журнал практического психолога. М., 1999, № 10-11.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1998.

17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. СПб., 1998.

18. Идрис Шах. Караван сновидений. М., 2000.

19. Маслова В. А. Преданья старины глубокой в зеркале языка. Минск, 1997.

20. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 2000..

21. Мифы народов мира. М., 1999.

22. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: ЛГУ, 1986.

23. Практикум по сказкотерапии. Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: «Речь», 2000.

24. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1969.

25. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.

26. Путь к мудрости. Акбар и Бирбал. М., 1999.

27. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.

28. Русские волшебные сказки. М., 1994.

29. Сказки для горчичников. СПб., 1993.

30. Соколов Дм. Сказки и сказкотерапия. М., 1996.

31. Тренинг по сказкотерапии. Под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: «Речь», 2000.

32. Франц фон М.-Л. Психология сказки. СПб., 1998.

33. Черепанова И. Ю. Дом колдуньи. СПб., 1996.

34. Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1997.

35. Эзоп. Басни. Калининград, 1999.

36. Gersie A. Storymaking in Bereavement. Dragons Fight in the Meadow. London, 1991.


[1] Подробнее об этом читайте в книге Т.Зинкевич-Евстигнеевой и Е. Тихоновой «Проективная диагностика в сказкотерапии», СПб., «Речь» 2005.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.