Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый аспект волшебства— проявление обитателей волшебного мира




Обитатели волшебного мира — это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страш­ные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искушают, устрашают. Одним словом, ведут себя многообразно, часто непредсказуемо, но всегда в соответствии со своей природой.

По-видимому, появление волшебных существ связано с оду­шевлением природных сил. Мы знаем, что когда человек не может что-то себе объяснить, он создает образ, а потом и миф, сказку. Природа по отношению к человеку не проявляет себя одинаково. Она многое дает, но бывает, что и отбирает. Чаще всего это случается тогда, когда человек нарушает важный за­кон взаимоотношений. Поэтому волшебные существа, олицетво­ряющие природные силы, бывают не только добрыми, мудрыми, заботливыми. Но также злыми, коварными, опасными, иногда — глупыми.

Живя в тесном контакте с природой, наши предки постепенно понимали «характер» окружающего мира. Характеро­логическими персоналиями окружающей природы ста­ли выступать обитатели волшебного, тонкого, невиди­мого мира: водяные, лешие, домовые, ветры и облака, горные жители. Все они охраняют закон на данной территории. И если человек хочет жить в выбранном месте, он должен почтительно относиться к невиди­мым существам.

Такие рассуждения могут показаться вам, дорогие читатели, архаичными. Однако, вера в волшебных су­ществ предохраняла людей от бездумного и потребительского отношения к природе. Предки знали, что если все время брать, разрушать, поворачивать вспять, рано или поздно настигнет наказание.

Сегодня осмысленное бережное отношение к природе — на­сущная необходимость. Не так давно нам повезло быть в Се­верной Осетии, недалеко от тех мест, где шла война. И часто мы слышали от стариков: «Сколько зла накопилось в горах, горы этого не простят!» А когда мы удивлялись гостеприимности и сдержанности местных жителей, нам отвечали: «Нельзя сер­диться — рядом горы». Немало интересных, завораживающих даже современного человека, историй рассказывают и об озере Байкал. Оказывается, духи-хранители священного озера как могут, стараются сохранить экологию.

Безусловно, не на страхе перед наказанием должно строиться отношение человека к природе. Знание и любовь — вот ключе­вые энергии этих взаимоотношений.

Итак, что же мы знаем об обитателях волшебного мира? Мы почерпнем немало информации из мифологии и философии Древ­ней Греции, а также из исследований великого Парацельса.

Волшебный мир, согласно Парацельсу, это невидимый духов­ный аналог видимой Природы, населенный сонмами любопыт­ных существ, называемых природными духами. Парацельс раз­делил их на четыре группы в соответствии со стихия­ми, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли — гномы, духи воды — ундины, духи огня — саламандры, духи воздуха — сильфы. Пара­цельс учил, что духи на самом деле являются живы­ми созданиями, по форме напоминающие человечес­кие существа. Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея оду­хотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшеб­ного и они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы даёт нам богатый инструментарий для разви­тия личности.

Давайте попробуем поговорить с ребенком или подростком о духах земли. Известно их многообразие. Они живут под зем­лей, на земле, в лесу, в деревьях, в горах, долинах, а также в жилищах. От места обитания зависит и характер. Чем жестче условия, тем суровей характер. В западных сказках мы встре­чаемся с гномами. Они берегут и осваивают недра земли. Их взаимодействие с человеком зависит от него. Если он идет с открытым сердцем и созидательным намерением, — гномы ему помогут и одарят его. Если нет, гномы могут принести вред. Блеск сокровищ недр земли не должен вызывать у человека жадности, ведь так недолго и потерять голову, — этому учат нас гномы.

Невидимые существа живут в лесу. Быть может, в каждом дереве есть свой дух? Тогда можно ли бездумно ломать ветки, рубить деревья, оставлять мусор? Как отнесется к этому храни­тель леса? Раньше его называли лешим. Он может погибнуть вместе с лесом, наказать, или уйти глубоко в самые дремучие дебри. Но, лишившись хранителя, будет ли лес одари­вать людей ягодами и грибами? Зато как щедр лес с тем, кто с любовью следит за ним и ухаживает. По­пробуйте написать сказку, рассказывающую о ваших ощущениях в лесу. И тогда не возникнет разруши­тельных желаний.

Но как же строить дома, если не рубить лес, спро­сите вы. Опытные лесорубы рассказывают, что преж­де чем срубить дерево, нужно мысленно договориться с хранителем леса и самим деревом. Поблагодарить, показать, что лес пойдет на нужное и достойное дело. Так осмысленное действие из разрушительного может превра­титься в созидательное. Если все это мы не успели донести до взрослых, может быть, успеем рассказать детям?

Окружающий мир создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи мо­гут перейти в другое растение.

Духи земли живут и в жилищах: это домовые. Домовой ох­раняет дом, и постепенно перенимает характер хозяина. Если хозяин ленив, то у домового может испортиться характер. По­этому, чтобы дом был защищен, он должен быть чистым и уют­ным. Быть может, эта информация будет мотивировать некото­рых детей к поддержанию порядка.

Среди духов земли есть и злые существа. Чтобы понять, по­чему у них такой характер, нужно прочитать сказку, героями которой они являются, и подумать, почему они проявляют та­кие качества. Подобные рассуждения разовьют в ребятах спо­собность к пониманию мотивов и состояний другого.

Итак, разговоры о волшебных существах — это не увлечение шаманизмом. Это один из методов экологического воспитания и образования.

Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в гряз­ной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребенок будет знать, что даже в маленьком огонь­ке живёт саламандра, захочется ему играть со спич­ками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать, что в воздухе и цветах живут маленькие эльфы и сильфиды, прино­сящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

Об обитателях волшебного мира создано и мо­жет быть еще написано множество красивых и по­учительных историй. И вот одна из сказок, поведанных Андреем Гнездиловым. Она носит название «Цветок эльфа».

 

Жили-были в городе Санкт-Петербурге двое людей. Его звали Лед, а ее Диала. Он был садовник, а она музыкант. Лед любил музыку, особенно, когда ее исполняла Диала, а она любила цветы, особенно те, что вырастил Лед. Все было хорошо, пока однажды они не поссорились. Причина была пустяковая, но день оказался страшно неудачным для всех. И вот Диала одна отправилась в Павловский парк, чтобы развеять свое настроение.

Была осень, и среди травы и листьев она вдруг увидела незнакомые цветы. Они так нежно благоухали и, словно, сами просились в руки... Будь рядом Лед, Диала не подда­лась бы искушению. Он всегда был против того, чтобы рвать цветы.

— Им может быть так же больно, как и нам, — говорил он. — К тому же мы не знаем их жизни. А вдруг у них есть дела поважнее, чем просто служить нам украшением.

Но Лед остался в городе, а досада на него заставила Диалу поступить по-своему. Она сорвала цветы и поспешила домой, так как на небе собирались тучи. И надо же было, чтобы в одном из цветов сладко спал маленький Эльф! Когда он проснулся, то не сразу понял, где находится. Ка­ково же было его отчаяние, когда он увидел, что невольно попал в плен к людям. А ведь именно в этот день его близ­кие эльфы собирались улететь вместе с птицами в жаркие страны.

Возвращаться в парк было слишком далеко, да он и не смог бы найти дороги. К счастью, в дом при­шел Лед и принес гладиолусы. Эльф кинулся к ним, чтобы утолить голод цветочным нектаром и немно­го успокоиться.

Меж тем, проходило время. Последние листья об­летели с деревьев. Диала была слишком занята, что­бы выезжать в парк, и только ее игра на рояле отвле­кала Эльфа от самых печальных мыслей. Ведь все реже Лед приносил цветы, их время проходило, и Эль­фу грозил настоящий голод, если бы не старый кактус, что жил на подоконнике. Приходилось питаться его горьким соком. Увы, столь однообразная диета заставила Эльфа быстро осунуться. Он похудел, у него выросла зеле­ная борода и странно испортился характер.

Всю долгую зиму Эльф проклинал свою судьбу и него­довал на Диалу. Лед вызывал в нем более добрые чувства. Ведь он время от времени умудрялся приносить цветы, хотя за окном лежали сугробы, и завывали вьюги. И вот нако­нец наступила весна. Эльф забрался в шляпку Диалы, ког­да она снова собралась в Павловск. Первая трава проби­лась на поверхность земли, подснежники и одуванчики роб­ко улыбались теплым солнечным лучам. Эльф радостно кинулся к знакомым дорожкам. В чашечках цветов он встретился с первыми эльфами, что вернулись в парк, но они едва узнали его.

— Что с тобой случилось? Ты превратился в старика и весь позеленел как кузнечик.

Бедняга Эльф расплакался и рассказал о своей несчас­тной судьбе. Увы, его история вызвала больше смеха, чем сочувствия.

— Ты получил хороший урок, — сказали ему эльфы. — Твоя лень и постоянное желание поспать наказаны судь­бой. В следующий раз ты уж не будешь опаздывать к от­лету. Ты сам виноват в своей участи.

Но Эльф не мог смириться с этим.

— Я-то лучше знаю, кто виноват, — пробормотал он, — и сумею наказать обидчицу.

Много волшебных растений в парке, а Эльф еще знал немало наговоров. И вот, когда Диала в очеред­ной раз пришла в парк, кто-то кольнул ее в шею. Она хотела поднять руку — и вдруг превратилась в цве­ток. Это было ужасно: в одно мгновение потерять спо­собность двигаться, говорить, и конечно же, играть, а последнее было для нее самой большой потерей. Ведь она так любила музыку!

К счастью, в парке время от времени появлялись оркестры или бродячие музыканты. Они хоть немно­го утешали ее. Да, месть Эльфа удалась на славу. Бед­ный Лед много раз прибегал в парк и искал Диалу.

Однажды, взгляд его остановился на ней. Она задрожа­ла от радости. Вот сейчас он сорвет ее и увезет в город! Но он лишь вздохнул и пошел дальше. Не в его правилах было рвать цветы.

Зато нашлись другое люди, которые увидели прекрас­ный цветок, сорвали и увезли в свой дом. Она стояла в вазе на старинном рояле, так напоминавшем ей собствен­ный инструмент. Наступила ночь. Лунные лучи скольз­нули в комнату и коснулись Диалы. И вдруг она снова превратилась в человека. Забыв о всех горестях, она тотчас открыла рояль и стала играть. Мысли и чувства ее, стоско­вавшиеся по музыке, унесли ее так далеко, что она и не заметила, что пришло утро. И тут снова к ней вернулся образ цветка, и она застыла в вазе.

Люди с тревогой вошли в комнату, где она стояла. Они слышали ее игру и думали, что их посетило привидение. Меж тем, цветы, которые стояли с ней рядом, завяли, и их выбросили. К хозяйке дома пришли гости, и один из них сыграл на рояле какой-то экспромт. В награду ему пода­рили цветок Диалу.

— Вы заслужили цветок, который не вянет, как и Ваш талант! — сказала хозяйка.

Молодой человек принес Диалу в свой дом, но забыл поставить в воду. Если бы не лунные лучи, она бы погибла. Но вновь они превратили ее в человека. Она вдоволь напи­лась воды и задумалась о том, что же ей делать. В любой момент она могла превратиться в цветок и стать пустой забавой в руках людей. А их небрежность может стоить ей жизни.

В комнату вошел молодой человек и, увидев не­знакомку, широко раскрыл глаза. Впрочем, ей не пришлось ему объяснять свое фантастическое появ­ление в доме. Она была так прекрасна! Грация цвет­ка сохранилась в ней, несмотря на перемену образа. К тому же она сама была музыкантом.

Ночь за игрой на рояле пролетела быстро. Под утро Диала, воспользовавшись моментом, нашла не­большую вазу, наполнила ее водой и взяла в руки. Молодой человек на минуту вышел из комнаты. Когда же он вернулся, Диалы уже не было. Лишь цветок, пода­ренный ему, стоял в вазе на рояле.

Рассеянность его или иные обстоятельства, но Диала стала путешествовать из дома в дом, из одних рук в другие. В нее влюблялись, ее пугались, она поселяла слухи самые неверо­ятные. Весь город гудел о призраках, о музыке, звучащей в доме, где никого из людей не было, о цветке, который не вянет и приносит счастье. И лишь один человек понял, что происходит. Это, конечно же, был Лед. Целые дни и ночи бро­дил он по городу, пытаясь отыскать следы Диалы.

Диала много раз приходила к его дому, когда к ней возвращался человеческий облик, но не могла его застать. И наконец Лед нашел дорогу к королеве эльфов.

— Я вырастил столько цветов для Вас и Ваших под­данных, не могли бы Вы мне помочь отыскать невянущий цветок, который еще обладает музыкальным даром.

— Кажется, я слышала о таком, что недавно появился среди нашего королевства, — ответила она. — Но что за выкуп ты готов заплатить за него?

— Все, что Вы пожелаете! — ответил Лед.

— И ты готов даже на то, чтобы разделить его судьбу, и самому стать эльфом этого цветка, которому будешь слу­жить вечно?

— Да! — ответил Лед.

И она превратила его в эльфа. Теперь-то он мог отыс­кать Диалу. Никакие стены и двери не были ему препят­ствием, если за ними находились цветы. А он еще чувство­вал аромат Диалы, который вел его по следу.

Но еще прежде, чем они встретились. Лед столк­нулся с обиженным Эльфом, который превратил Диалу в цветок. Тот притаился за окном большого старого дома, откуда раздавались звуки рояля.

— Тебе нравится игра Диалы? — Спросил Лед.

— О да, конечно, она так волнует мое сердце! Ведь ты знаешь, мы умеем только петь, и наши голоса так тонки, а здесь можно услышать весь мир. Я даже ду­маю, что не наказал эту девушку, а наградил тем, что превратил в цветок: теперь она знает столько песен растений и эльфов.— Но чтобы она могла играть, она должна вернуться в мир людей, — сказал Лед.

— Я думаю, она не захочет сама, — ответил Эльф.

— Так ты и сможешь наказать ее тем, что сделаешь то, чего она не хочет, — продолжил Лед.

— Пожалуй, что и так, — согласился Эльф.

— Так лети за своей волшебной травой и быстрей воз­вращайся.

Эльф улетел, а Лед проник в комнату. Темное облако заслонило луну, и вместо Диалы на клавиши упал белый цветок. Лед схватил его и прижал к своей груди. В то же мгновение они превратились в людей.

— Стойте! Я еще не успел расколдовать ее! — крикнул Эльф, появляясь в окне.

— У них свое колдовство, с которым нам не справиться, да и стоит ли пытаться, если это колдовство называется любовью! — ответил ему голос королевы эльфов.

 

Вот, какие истории случаются с теми, кто мало знает об оби­тателях волшебного мира, его законах и особенностях. Человек доверяет только тому, что видит, часто забывая, что есть и дру­гие органы чувств, и, самое главное, сердце...

Мы рассмотрели четыре аспекта волшебства. Безусловно, их значительно больше. По мере открытия в нас самих новых со­зидательных возможностей мы будем осмыслять новые сторо­ны волшебства.

Очень важно говорить и совместно размышлять о волшебстве с ребенком, подростком и даже взрослым. Особенно, если вы заметили, что ребенок легко берет волшебную палочку и с ее помощью собирается раз­решить все трудности. Волшебство — это еще и ве­ликий труд. За одним взмахом волшебной палочки стоят великие знания, без которых не будет желаемо­го результата. Волшебник — это тот, кто много знает и использует свою силу на благо людям и окружающему миру. Тот, кто научился только «размахивать» волшеб­ной палочкой, еще не волшебник. Если мы не будем говорить об этом с нашими воспитанниками, использование волшебства может способствовать прорастанию инфантильных тенденций.

Итак, дорогие друзья, волшебство — это серьезно. Волшеб­ство — это то, что рядом с нами. Давайте с чистым сердцем будем изучать это явление. Тем более, что оно так тесно связа­но с Созиданием.

Принципы сказкотерапии

Основное отличие сказкотерапии от других методов заключа­ется в том, что психологическое воздействие происходит на ЦЕН­НОСТНОМ УРОВНЕ. Что бы мы ни обсуждали с человеком, мы ведем разговор о базовых жизненных ценностях. Мы говорим о Сотрудничестве, Истине, Любви, Вере, Достоинстве, Покое, Энтузи­азме, Доброте и многом другом. Если говорить с человеком об этих важнейших вещах вне сказочного контекста, это будет выг­лядеть слишком дидактично. Все и так знают, «что такое хоро­шо и что такое плохо». Сказочные истории, легенды, мифы, прит­чи «упаковывают» духовную информацию о ценностях в увлека­тельные сюжеты. Поэтому зерна «разумного, доброго, вечного» беспрепятственно доходят до души. Но только от че­ловека зависит, даст он им возможность прорасти или нет. Сказки предупреждают о последствиях разруши­тельных поступков, но не навязывают жизненных про­грамм.

Поэтому первый принцип сказкотерапии — доне­сти до сознания ребенка, подростка, взрослого инфор­мацию о базовых жизненных ценностях. Причем, сде­лать это не дидактично и увлекательно.

Второй принцип — принцип Жизненной Силы. Для положительных изменений нужна Жизненная Сила. Многие люди самостоятельно меняют свою жизнь — им хватает силы. Люди, которые обращаются за советом к психологу, как правило, испытывают нехватку жизненной силы. Это выражается в элементарном незнании основных психологических законов об­щения, недостаточном принятии себя и близких. Возникает ощу­щение, будто их собственный источник Жизненной Силы завален камнями. Эти камни — сомнения, разочарования, «программы не­успешности», жизненные впечатления травматического характера.

На основании второго принципа сказкотерапевт делает все возможное, чтобы его клиент накопил, восстановил, познал соб­ственную Жизненную Силу. Сказки, которые сочиняет или под­бирает сказкотерапевт, обязательно укрепляют веру клиента в собственные силы и несут позитивную жизненную программу.

Третий принцип — принцип многогранности. Сказкотерапевт воспринимает любую жизненную ситуацию и сказочную историю как кристалл со множеством граней, или пирог со множеством слоев. «Проблемное видение» ситуации возникает тогда, когда рас­сматривается лишь одна или две ее грани, в то время, когда их значительно больше. На основании третьего принципа сказкоте­рапевт старается изменить отношение человека к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней.

Четвертый принцип — связь между реальностями. Сказко­терапевт балансирует между реальностями — соци­альной и тонкой. Ресурсы тонкой, психической ре­альности перемещает в социальный контекст и впле­тает в жизненную практику клиента. В этом заключается мастерство сказкотерапевта.

О том, как это происходит на практике, пойдет речь в следующем разделе.

РАЗДЕЛ 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.