Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй Кит — Социальная реальность




Назначение Социальной реальности, цель, глав­ный результат существования - формирование в человеке паттернов социально успешного поведения, социальной силы.

Факторами, образующими Социальную реальность, являются, с одной стороны, биологические законы, с другой стороны, нрав­ственные правила. Социальная реальность образуется при стол­кновении, взаимном влиянии биологических механизмов и ог­раничивающих их действие нравственных законов человеческо­го общежития.

Собственно, у нас почему-то принято называть «реальностью» именно Социальную реальность. Однако если мы будем внима­тельно наблюдать за животными, то обнаружим, что механизмы, базовые принципы взаимоотношений между ними представле­ны в нашей социальной жизни. Действует Закон Силы: побеж­дает сильнейший, слабый должен спрятаться, замаскироваться. Жизнь организована на принципах охоты. Основные роли: пре­следователь, жертва, победитель, побежденный. В Социальной реальности постоянно идет война, скрытая и явная, пассивная и активная. И это естественно, ведь в основе существования соци­альной реальности лежит столкновение биологического и нрав­ственного.

Для того чтобы стать победителем в Социальной реальнос­ти, человек должен чего-то добиться: положения, денег, уровня образованности, уровня власти. От него требуется не столько постижение, сколько познание. Не столько познание, сколько следование ПРАВИЛАМ. Не столько творчество, сколько ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, стереотипные дей­ствия. Предсказуемого человека легче контролиро­вать.

Процесс постижения человеком Социальной ре­альности называют социализацией. Социализация, в основном, обслуживает нравственный принцип, в ущерб биологическому. В этом проявляется базовое стремление человека БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, отделиться от животного мира. Однако несмотря на наличие в обществе мощных институтов социализации (от семьи до корпораций), Социальная реальность не может «избавиться» от действия био­логических закономерностей. Впрочем, если Социальная реаль­ность образована вследствие столкновения двух тенденций, то фру­страция одной из них тут же приводит к деструкциям в другой. Так, например, чем сильнее нравственный контроль над есте­ственными потребностями человека, тем изощреннее извращения. В понятие социализации входят:

♦ нравственное воспитание;

♦ приобретение коммуникативной компетентности;

♦ приобретение профессиональной компетентности;

♦ социальная гибкость.

Нравственное воспитание предполагает формирование чело­века с социальными качествами, «нужными» для данного обще­ства. Инструментом нравственного воспитания выступает мо­раль. Чем сильнее биологическая природа в человеке, тем стро­же мораль. Интересно, что если биологическое легко может обходиться без морали, то мораль без биологического существо­вать никак не может. Морали, как и забору, необходимо что-либо ограничивать.

Другим инструментом нравственного воспитания является набор социально-ролевых ожиданий от человека. Ожидается, что человек родится в определенный срок, в определенном возрасте у него сформируются определенные функции и по­требности; в известное время он пойдет в школу, ин­ститут, создаст семью, займется организованным и санкционированным воспроизводством, сделает ка­рьеру, заработает денег. Тот, кто не оправдывает со­циальных ожиданий, «не такой как все», рискует попасть в конфликтные отношения.

В Социальной реальности есть периоды, когда мо­раль и набор социально-ролевых ожиданий подвергаются ревизии, реконструкции и обновлению. Часто этот про­цесс называют гуманизацией.

Коммуникативная компетентность — это владение челове­ком основами, принципами и приемами коммуникации в обще­стве. Безусловно, коммуникативная компетентность тесно свя­зана с моралью и социально-ролевыми ожиданиями. Но, к тому же, коммуникативная компетентность является носителем гу­манистических тенденций Социальной реальности, — ведь она несет в себе идеи присоединения, внимательного слушания, по­нимания партнера, эмпатии. А это процессы, обусловленные бо­лее тонкими основаниями, по сравнению с биологическими.

Коммуникативная компетентность в современном социуме является необходимым условием для достижения социального успеха. Если человек не умеет общаться, он не владеет «секрет­ным оружием» современных социальных «войн», а значит — слаб.

Профессиональная компетентность связана с ремеслом. Мас­тер своего дела - один из эталонов социальной успешности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.