Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение морфемы. Грамматическое и словообразовательное значения




Как известно, кратчайшей значимой единицей языка является морфема. К морфемам относятся корень и аффиксы (суффиксы, приставки, интерфиксы, постфиксы и др.).

Слово представляет собой органическое семантическое и грамма­тическое единство, один акт мысли, поэтому выделение его частей и отдельное их рассмотрение и анализ есть искусственный прием, впро­чем совершенно необходимый для познания строения слова и его частей. Расчленяя слово, принадлежащее к той или другой части речи и представляющее собой семантическое и грамматическое единство, мы будем рассматривать вычленяемые морфемы как носители извест­ных значений и отношений: корень — отношение вещественной части слова к другим родственным, однокоренным словам; словообразова­тельный аффикс — как указание на принадлежность к определенному содержательному разряду слов; окончание (грамматическая форма) — на принадлежность к определенному формальному классу. Принад­лежность'к содержательному и формальному классу означает и выра­жение соответствующих общих содержательных и формальных (грамматических) значений.

Выделение всех этих элементов наглядно свидетельствует о систем­ном характере и классификационное™ слова и его значения. Именно по принадлежности к тому или другому классу и показателю этой принадлежности у всего класса мы выделяем общий элемент значения. Значения словообразовательного и словоизменительного элементов слова однородны с вещественным значением. Значение слова пред­ставляет собой не простую сумму названных элементов и их значений, но их синтез, в результате которого образуется принципиально новая узловая единица языка с новыми качествами и новыми возможностями. 244


Слово аккумулирует в своем значении результаты познавательной деятельности говорящего коллектива и закрепляет их в системе языка. О том, что в слове происходит синтез значений его элементов, в результате чего образуется семантическое единство с новыми качест­вами и закономерностями, не равными качествам и закономерностям его частей, свидетельствуют многие факты. По этому поводу Потебня писал: «Вещественное и формальное значение данного слова состав­ляют... один акт мысли, именно потому, что слово формальных языков представляется сознанию одним целым, язык столь мало дорожит его стихиями, первоначально самостоятельными, что позволяет им разру­шаться и даже исчезать бесследно»(16, с. 39). К таким фактам относятся фонетические изменения слова, нарушающие его членение, превраще­ние производных слов в непроизводные, опрощение, образование связанных основ или корней, переразложение. Все эти процессы не были бы возможны, если бы слово не представляло собой синтеза элементов и их значений. При опрощении, связанности основы или корня корень слова и другие элементы, по сути дела, теряют отдельное, самостоятельное значение, но собственно значение слова, некогда образованный синтез входящих в состав слова элементов сохраняется. Это говорит о неаддитивности сочетания в слове значений морфем с момента образования слова и о сохранении этого единства в последу­ющее время, несмотря на произошедшие изменения в составе слова. Аналогичное можно сказать о переразложении.

Единство в слове лексических и грамматических значений отмечали и другие ученые. Так, В.В. Виноградов писал: «Слово представляет собою внутреннее, конструктивное единство лексических и граммати­ческих значений. Определение лексических значений слова уже вклю­чает в себя указания на грамматическую характеристику слова. Грамматические формы и значения то сталкиваются, то сливаются с его лексическими значениями» (8, с. 15).

Но вместе с тем сам характер реализации в слове грамматических (а также и словообразовательных) значений указывает и на их отличия. Синтез их в отдельном слове не лишает их определенной самостоя­тельности в системе языка в целом. Об этом свидетельствует отдель­ность их обозначения особым показателем, участие грамматических форм и словообразовательных аффиксов в оформлении и образовании целых разрядов лексики.

Единство и взаимообусловленность лексических, грамматических и словообразовательных значений обнаруживается в синтаксических преобразованиях одного и того же «внеязычного содержания»:

Ученики решают задачу. Задача решается учениками. Решение задачи учениками. Решающие задачу ученики. Решая задачу, ученики... и т. п.


Такие преобразования демонстрируют формальные возможности языка в препарировании одного и того же «внеязычного содержания». Одновременно они свидетельствуют о цельности, единстве языковой системы, о категориальных субъективно-объективных взаимоотноше­ниях языковой системы и действительности.

Выше мы говорили о выражении элементами слова разных отно­шений: корня — к другим однокоренным словам, словообразователь­ных и словоизменительных аффиксов — соответственно к содер­жательным и формальным классам слов с теми же аффиксами. Отно­шения, выраженные внешними элементами слова, указывают на его принадлежность к определенным классам слов, а следовательно, и на обладание данным словом общими для этих классов признаками. Эта информация синтезируется в слове и включается во множество других признаков, образующихся на основе непосредственного отражения предметов и явлений действительности, обозначаемых данным словом. Если бы в слове не совершался синтез значимых элементов, то его открытость к новым признакам по мере углубления и расширения нашего знания об обозначаемом была бы затруднительна. Кроме того, если бы значение слова, имеющего строение, было бы аддитивным, то отношение между его элементами и их значениями были бы постоян­ными и неизменными, чего мы не наблюдаем.

Классификационные содержательные элементы слова — это выра­жение нашей субъективности в процессе познания и отражения дей­ствительности («субъективные приспособления», по выражению Потебни). В самих предметах и явлениях действительности, как в «связках» множества сторон и признаков, все эти вычленяемые нами стороны и признаки, оформляемые с помощью «субъективных при­способлений» в виде субстанций, действий, качеств и др.,— существуют органично, едино, во взаимопроникновении. Познание этих сторон предметов и явлений невозможно без субъективного и, в известном смысле, произвольного их расчленения и рассмотрения. Однако этот субъективный, искусственный прием гносеологически необходим.

Грамматические и словообразовательные аффиксы синсеман-т и ч н ы, т. е. имеют сопроводительные значения по отношению к номинативной единице — слову, носящей аутосемантиче­ский характер, т. е. семантически самостоятельной. Лексическое значение слова как аутосемантической единицы не существует и не воспринимается вне его грамматического оформления. Без граммати­ческой формы основа слова или корень не воспринимаются как носители самостоятельного лексического значения. Отсутствие, напри­мер, в русском языке окончания у существительных им. падежа, ед. числа, мужского рода (стол, краб, враг и т. п.) служит в парадигме склонения таких слов показателем именно данной формы, которую называют нулевой. Выше мы говорили, что корень выражает отноше­ние к вещественным частям однокоренных, родственных слов и тем 246


самым имплицирует это вещественное значение, выражение которого, однако, требует его грамматического оформления по законам данного

языка.

Весьма распространено мнение, что грамматическое значение от­личается от лексического степенью отвлеченности. Разумеется, грам­матические значения отвлеченные, но не всякая отвлеченность есть формальность. Многие лексические значения более отвлеченные и общие, чем значения грамматические (ср., например, имена числи­тельные); однако это не делает их грамматическими (16, с. 36; 37, с. 9 и ел.) Грамматические значения оформляют слово и указывают на определенные общие разряды слов. «Формальность языка,— утверждал Потебня,— есть существование в нем общих разрядов, по которым распределяется частное содержание языка, одновременно со своим появлением в мысли» (16, с. 61). В другом месте он пишет: «Говорить на формальном языке, каковы арийские,— значить систематизировать свою мысль, распределяя ее по известным отделам» (16, с. 37). Это подведение лексического значения с помощью грамматической формы к определенному общему разряду не есть выражение большей отвле­ченности грамматического значения, а реализация его функции в языке — подведение слова в соответствующем оформлении под изве­стный формальный разряд, находящийся в системных отношениях к другим разрядам данного языка (38, с. 12).

Однородностью своих значений либо, напротив, их разнородно­стью, выполняемыми функциями, общим грамматическим понятием грамматические значения объединяются в совокупности, в четко фун­кционирующие системные образования. Такие совокупности грамма­тических значений называются грамматическими кате­гориями. Эти категории могут быть свойственны одной части речи (например, в русском языке глагольные категории времени, лица, наклонения, вида); грамматическими категориями называют также и собственно части речи, образованные по определенным словообразо­вательным моделям и оформленные набором свойственных им грам­матических форм. Но категории могут распространяться на разные части речи, доказывая тем самым внутреннее единство грамматической системы (ср. в русском языке категории рода, числа, падежа).

Надо заметить, что словообразовательные аффиксы и их значения, подобно грамматическим формам, группируются по типовым своим значениям в совокупности, называемые многими лингвистами слово­образовательными категориями (например, категории действующего лица, отвлеченности, предметности, субъективной оценки и др.).

Если к этому добавить, что и словарный состав языка объединяется вокруг базовых, категориальных понятий, образуя семантические, по­нятийные, тематические поля, организованные на логически подчи­няющих и подчиненных отношениях, и прежде всего родовидовых, то


 

""■

можно утверждать, что разные типы языковых значений обнаруживают известный изоморфизм отношений.

Однако несмотря на указанный изоморфизм эти типы значений существенно различаются по месту и роли в системе языка, по выпол­няемым функциям, способу выражения. Так, грамматические значения относятся к внутренней структуре языка как наиболее абстрагирован­ные от вещественных значений элементы. Грамматические формы и их значения оформляют части речи, различающиеся, как известно, характером своих лексических значений, набором грамматических форм. С помощью последних выражаются также связи между словами в речи и образуются принципиально новые по своим семантическим и грамматическим качествам единицы — словосочетания и предложе­ния.

Слово является носителем лексического, грамматического и сло­вообразовательного значения. Все эти типы значений относятся к внутренней форме языка, образуя ее структуру. Как элементы внут­ренней иерархической структуры, эти типы значений не противопо­ставляются друг другу, а образуют в слове семантическое единство, один акт мысли (Потебня). Они не противопоставляются и по своему содержанию. Выше мы приводили мысль Потебни, что грамматическая форма есть элемент значения слова и однородна с его вещественным значением (16, с. 39). Отсутствие противоположения грамматического значения лексическому по своему содержанию отмечают и современ­ные ученые (38, с. 8 и ел.). Но будучи элементами внутренней формы языка, эти типы значений различаются своими функциями.

Наиболее отвлеченным от вещественных значений строевым эле­ментом внутренней формы выступает грамматическое значение. Грам­матические формы и их значения оформляют слова с вещественным значением, перекрывая в своей формальной классификации различные содержательные разряды слов, показателем которых являются слово­образовательные аффиксы.

Образованное с помощью словообразовательных средств слово определенной части речи одновременно владеет набором грамматиче­ских форм и их значений, обеспечивающих функционирование слова в языке, т. е. его вступление, в соответствии со своей грамматической природой, в связи с другими словами определенного формального порядка. Это особенно наглядно обнаруживается в случаях прямой деривации, иными словами, при образовании так называемых синтак­сических дериватов. Производное слово (синтаксический дериват) наследует абстракцию производящего слова, видоизменяет ее в сторону большего абстрагирования (ср. дериваты: относительные прилагатель­ные, отыменные глаголы, атрибутивные существительные и др.). Син­таксический дериват «эксплуатирует» эту абстракцию на новом для нее участке или уровне языковой системы, в новых семантических и грамматических связях со словами определенного формального поряд-248


ка. В результате семантически обогащается как вновь образованное слово, так и те слова, которые вступили с ним в семантические и грамматические связи.

Словообразовательные значения более близки к лексическим; они указывают на семантические разряды последних, соответственно их оформляя словообразовательными показателями (суффиксы, пристав­ки и др.). Словообразовательное значение и формируется на основе типового семантического соотношения производящих и производных основ. По сравнению с грамматическими формами и их значениями словообразовательное значение ближе к действительности, указывая на общие, однопорядковые предметы и явления.

Индивидуальное, конкретное отражение действительных предме­тов и явлений осуществляется с помощью лексики языка. Многие лингвисты считают, что собственно лексические значения и есть содержание, выражаемое языком (39, с. 352—407). Однако закреплен­ное за словом значение (содержание, понятие) известно всем говоря­щим на данном языке, и потому нет необходимости его сообщать кому-либо. Само по себе владение такими значениями не создает еще мысли, которую нужно было бы сообщить другому. Язык не есть кладезь готовых мыслей, используемых людьми; он средство созда­ния мыслей в процессе отражения предметов и явлений действитель­ности и одновременно средство передачи мыслей в общении. Лексические значения, которыми владеют говорящие в отвлечении от конкретного их применения («внутриязыковые значения») — это обоб­щения, логико-семантические схемы, или формы, под которые подво­дятся конкретные предметы и явления, собственно и представляющие собой материал сообщения. Именно в речи и рождается конкретный смысл или «предметная отнесенность», которые и есть цель сообщения. Все названные элементы внутренней формы языка — грамматические, словообразовательные, лексические значения — служат средством ор­ганизации, оформления и выражения в речи конкретного предметного содержания.

Иерархически организованная внутренняя форма языка построена таким образом, что оформление индивидуального содержания, явля­ющегося предметом сообщения, осуществляется с помощью разного уровня абстракций: от грамматических и словообразовательных значе­ний до лексического значения, непосредственно отражающего предмет или явление действительности. Но и здесь лексическое значение не есть предмет сообщения, оно — необходимое средство выделения кон­кретного предмета или явления действительности из континуума дей­ствительности и сообщения о нем.

Отмеченная Потебней однородность грамматических и лексиче­ских значений доказывается происхождением грамматических форм из слов. Исторически грамматические формы и их значения образуются на базе слов и их значений, специализируясь в выполнении опреде-


 

I

ленных системных, классификационных функций. Это свидетельствует об относительном противоположении в языке категорий формы и содержания, что особенно наглядно обнаруживается при сравнении грамматических и лексических значений разных языков. То, что в одном языке выступает грамматической формой, в другом может быть содержанием, требующим всякий раз для своего выражения подбора определенных лексических средств. Потебня по этому поводу писал: «Есть языки, в коих подведение лексического содержания под общие схемы, каковы предмет и его пространственные отношения, действие, лицо и пр., требует каждый раз нового усилия мысли. То, что мы представляем формой, в них является лишь содержанием, так что грамматической формы они вовсе не имеют» (16, с. 38).

Образование грамматической формы и ее значения (как и любой значимой единицы, языкового знака) происходит по единому в языке способу. Согласно Потебне, языковая единица (знак) генетически и функционально предполагает необходимые компоненты: внешнюю форму (определенным образом упорядоченные звуки), внутреннюю форму (представление) и собственно значение. Поскольку граммати­ческие формы и их значения исторически образуются на базе слов и их значений, то внутренней формой или представлением служат зна­чения лексические. Их отбор в каждом языке избирателен и индиви­дуален. Потребность формальной классификации содержания, надо полагать, в каждом языке диктуется задачами выражения самого содержания. Поэтому «при создании грамматических форм мышление ищет те особенности семантики слова, которые могли бы быть исполь­зованы для языкового выражения того или иного грамматического отношения» (40, с. 66).

Образование грамматических форм и их значений уходит в глубо­кую древность, исчисляемую многими тысячелетиями. Во всяком случае индоевропейский праязык уже имел развитую флективную систему.

Потребность в формальной классификации, а также и ее основание рождаются в языковой деятельности, в практике общения. И как говорилось выше, избираемое лексическое значение для грамматиче­ского отношения исторически выступает его внутренней формой. Так, в русском языке личные окончания глаголов образованы из личных местоимений, как и окончания членных прилагательных; для выраже­ния местного падежа, обозначаемого местонахождение предмета в чем-либо, в различных языках используются такие слова, как «внут­ренность», «середина» и т. п. (40, с. 63 и ел.). Например, аналитические формы прошедшего времени в разных языках используют слова «иметь», «быть», «начинать», «желать»; ср. также форму будущего времени в русском языке: буду писать; в народной латыни: Scribere habeo «Ябуду писать». В английском языке форма варианта настоящего времени использует глагол «быть» J am writing («Я пишу в данный


момент») и др. Различны способы выражения определенности имени существительного в разных языках. В некоторых языках определен­ность выражается с помощью указательного местоимения (ср.: во французском языке — 1а, 1е, в испанском — el, la; в английском — the и т. д.).

Отношения между внутренней формой грамматической единицы и ее функциональным значением развивается по общей для всех языко­вых единиц закономерности: по мере развития отвлечения сглажива­ется заложенное в форме представление.

В основе всех грамматических понятий и категорий, которые, казалось бы, обрели в языке чисто формальный характер, в конечном счете лежат вполне определенные вещественные представления, тесно связанные с жизнью человека. Ярким примером такой категории в русском языке является грамматический род. Потебня писал об этой категории: «Грамматический род принадлежит к числу человекообраз­ных понятий (антропоморфических категорий), служащих для расчле­нения, приведения в порядок и усвоения всего содержания мысли. По второму предикату это определение слишком широкое, так как чело-векообразность — постоянное свойство человеческой мысли. Мыслить иначе, как по-человечески (субъективно), человек не может. Если под мышлением понимать ту долю умственной деятельности, которая сказывается в языке, то оно есть создание стройного, упрощенного целого из наплыва восприятий. Представить себе такое создание мысли иным, чем созданием «по образу и подобию» своему, чем внесением в познаваемое свойств познающего, мы не в силах; но свойства позна­ющего изменяются в определенном направлении, благодаря чему возможна история мысли и ее человекообразности, т. е. без hendiadys, история человекообразности мысли» (41, с. 461).

Образование грамматического значения из лексического не есть его деградация и потеря содержания. Напротив, избранная форма, образованная из слова и его значения, оказалась необходимой для расширяющихся актов мысли; одновременно превращение лексиче­ского значения в грамматическое, сугубо классификационное пред­ставляет собой экономию умственной энергии, сэкономленная энергия тем самым может использоваться для творческой индивидуальной работы мысли.

Многие лингвисты наряду с названными типами языковых значе­ний выделяют значение словообразовательное. Новые слова образу­ются из уже существующих в языке слов. Поэтому словообра­зовательное значение создается на основе регулярного соотношения значений производных и производящих слов, осуществляемого с по­мощью определенного словообразовательного элемента (суффикса, приставки). Словообразовательным значением, таким образом, явля­ется обобщенное значение производных слов в их отношении к категориальному значению слов производящих, имеющих соответст-


вующий словообразовательный показатель. Следовательно, носителем словообразовательного значения выступают слова, обладающие одним и тем же словообразовательным показателем и образующие тем самым один словообразовательный тип: ср., например, глаголы с суффиксом —е— в русском языке, образованные от прилагательных и имеющие значение «приобретать признак, названный производящим, мотивиру­ющим прилагательным»: белеть, краснеть, зеленеть и т. п.; или при­лагательные с относительным суффиксом — ск— и производными от него —еск~, —ическ—, —овск— и др., имеющие общее значение: «относящийся к тому или свойственный тому, что названо производя­щим, мотивирующим словом»: морской, институтский, медицинский, гармонический, московский и т. п.

Вместе с тем распространено также и мнение, что словообразова­тельное значение есть собственно значение словообразовательных аффиксов, имеющих регулярную связь с определенными видами основ, а следовательно, с определенными их семантическими разрядами.

Словообразовательные форманты, их значения и взаимоотношения образуют систему словообразовательных средств языка как особую область внутри общей языковой системы. Наличие такой системы доказывается многими фактами:

• связью словообразовательных элементов, словообразовательных
типов, или моделей, с определенными частями речи и их грамма­тическими формами;

• выражением словообразовательными средствами содержательной
классификации словарного состава языка;

• группированием на основе частных словообразовательных значе­ний и их формантов общих словообразовательных категорий (ср.,
например, у существительных суффиксы таких категорий, как лица,
отвлеченности, предметности и др.; у прилагательных — суффиксы
относительности, качественности, притяжательности и др.);

• наличием системных семантических взаимоотношений между сло­вообразовательными аффиксами (синонимия, вариантность, мно­гозначность, антонимия, омосемия);

• закономерными формальными связями с морфологическим, фоне­тическим окружением (см. различные виды дистрибуции морфем)
и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.