Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и особенности реабилитации пожилых людей 2 страница




Насилие в семье нарушает такие права человека, как право каждого на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.

Нельзя не признать, что сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует ни в стране, ни в г. Благовещенске по вполне понятным причинам: закрытость семьи как системы (нежелание выносить сор из избы); взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, что не позволяет делать выводы о размерах данного явления.

Регистрация случаев насилия затруднена еще и тем, что бывает сложно отнести некоторые акты насилия к уголовно-наказуемым деяниям. Одновременно существуют факторы, препятствующие обращению реальных или потенциальных жертв в милицию. Это обоснованные опасения жертв, что преступник не будет арестован, недоверие к правовой Системе, боязнь оскорбительного характера процесса расследования, нежелание делать свою тайну достоянием общества и многое другое.

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье — показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутренних отношений.

Если существующие проблемы внутрисемейных отношений (изначально не связанные с насилием) не устранить, то насилие принимает либо хронический, либо циклический характер.

Социально-психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который человек получил в семье.

Например, с одной стороны, среди мужей, избивающих своих жен, количество тех, кто в детстве был свидетелем подобного отношения отца к матери в 3 раза больше, чем число тех, кто воспитывался в благополучных семьях.

Социокультурный подход рассматривает проблему более широко — в контексте социальной и экономической ситуации внутри общества в целом. Например, различия в общественном статусе мужчины (утверждение своего превосходства) и женщины (экономическая и психологическая зависимость) переносятся и на внутрисемейные отношения.

В теории и практике социальной работы в настоящее время существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. Это психологические напряжения, стресс и т. д., ситуативные факторы: алкогольное, наркотическое опьянение, материальные трудности и т. д.

В результате применения тех или иных подходов отечественные и зарубежные исследователи эмпирически получили некоторые характеристики семейного насилия. Качественный и количественный анализ данных по зарегистрированным случаям семейного насилия показывает следующее:

насильственные действия чаще совершаются по отношению к женщинам и детям;

психологическое и физическое насилие является наиболее распространенными;

насильниками чаще всего выступают родственники, а не чужие люди;

насилие повторяющееся явление;

потерпевшие и родственники не идут в милицию, ищут поддержку у друзей или в специальных учреждениях;

частота насилия не связана с этнической принадлежностью;

уровень образования не коррелирует с частотой насилия;

удельный вес душевнобольных 10–15 %, психологические расстройства (депрессии и т. д. составляют 60 %);

насилие чаще сохраняется в семьях, где брак сохраняется ради детей;

семейное насилие носит циклический характер.

 

Причины насилия. Последствия перенесенного насилия.

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;

у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;

насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;

жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

 

Старение населения как социальная проблема современного общества.

В настоящее время наблюдается тенденция к постарению населения Земли, которая отражается в краткосрочных (2006 г.) и долгосрочных (2030 г.) прогнозах процесса глобального постарения населения в возрасте 60 лет и старше и особенно в возрастной группе 80 лет и старше. С точки зрения прогнозистов, преобладающее большинство среди пожилых будут составлять женщины; при этом будет наблюдаться неуклонное уменьшение населения до 15-летнего возраста.

Каковы же последствия старения населения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать само понятие “старение населения”. Старением населения демографы называют увеличение относительной доли лиц пожилого возраста. Население страны считается постаревшим или стареющим, когда эта доля превышает 7–8 % общей его численности. В большинстве экономически развитых государств Запада к категории пожилых принято относить людей 65 лет и старше. В некоторых странах (в развивающихся и в России) границей считают 60 лет. Вообще граница пожилого возраста всегда будет условной, поскольку психологические, биологические или социальные параметры останутся индивидуальными.

В некоторых странах, например во Франции и Швеции, первые признаки старения населения наметились еще в прошлом столетии, но никогда раньше увеличение доли старших возрастов не происходило так быстро и стремительно, как ныне.

Сейчас в 15 странах ЕС, где проживает 374 млн чел. (1998 г.) около 57 млн, т. е. в среднем 15 %, находятся в возрасте 65 лет и старше. Самая молодая страна – Ирландия (11,5 %), а самая старая – Швеция (17,5 %). Однако в ближайшие десятилетия разрыв будет уменьшаться. Во втором десятилетии XXI в. доля стариков в странах ЕС достигнет пика, ибо в пожилой возраст вступят поколения, родившиеся в период послевоенного бэби-бума (1946–1964 гг.). По сравнению с западноевропейскими странами США – более молодое государство: лиц 65 лет и старше здесь менее 13 %. В России пятая часть населения (по данным 1999 г.) – пожилые люди.

Причины старения населения в странах мира двойственны. С одной стороны, это спад рождаемости, который приводит к сокращению доли детей и молодежи. С другой – рост продолжительности жизни. Например, средняя ожидаемая при рождении продолжительность жизни в странах ЕС в целом в 1996 г. превысила 80 лет для женщин и 74 года для мужчин. Дольше всех живут в Швеции, меньше других – в Португалии.

Старение населения имеет экономические и социальные последствия, проявляющиеся повсеместно. Во-первых, увеличивается доля пенсионеров по возрасту. На пенсионные фонды ложится непомерное бремя расходов на выплату пенсий, так как сокращается удельный вес работоспособного населения, делающего взнос в эти фонды.

Во-вторых, увеличение доли пожилых людей ставит перед обществом задачу организации ухода за ними, тем более, что удельный вес лиц старческого возраста растет быстрее, чем доля пожилых людей в целом. Процесс “старения пожилых” особенно существенен для государственных органов, разрабатывающих социальную политику, служб, призванных помогать беспомощным старикам. Кто будет ухаживать за престарелыми? Кто будет оплачивать этот уход? Эти и многие другие жизненно важные вопросы остаются безответными.

В-третьих, это медицинское обслуживание пожилых, потребность в котором по мере старения естественно возрастает. Медицинское обслуживание требует дополнительных средств, расширения сети медицинских, геронтологических учреждений, качественной перестройки системы здравоохранения.

В-четвертых, занятость пожилого населения, обеспечение работой “молодых пожилых”, желающих работать (к “молодым пожилым” относят, как правило, людей до 70–75 лет). Это сложная проблема, поскольку рабочих мест не хватает и для лиц трудоспособного возраста.

Старение населения воздействует на структуру материального производства и сферы услуг, изменяя ассортимент товаров и услуг в соответствии с запросами пожилых клиентов. Для России старение населения имеет последствия также и для развития науки, образования, укрепления обороноспособности страны. Самый печальный демографический факт для России – сокращение населения по причинам низкой рождаемости, гибели преимущественно молодых людей в зонах военных конфликтов и высокого уровня криминогенной обстановки во всех регионах страны.

Вопрос о социально-экономических последствиях старения населения широко обсуждается в научных и общественно-политических кругах стран ЕС, находит место и в деятельности правительства России. В материалах Всемирной ассамблеи по проблемам старения отмечается, что в развитых странах с помощью государственной политики следует ограничить ранний выход на пенсию, отменить вычеты в пенсионный фонд из зарплаты пенсионеров, продолжающих работать, повысить привлекательность рабочей среды для пожилых, ввести для них более удобный подвижный график работы. Общий вывод Ассамблеи: старение населения не обязательно вызовет тяжелые экономические трудности. Совещание экспертов стран ЕС, состоявшееся в 1993 г. по поводу “политики благосостояния пожилых”, указало, что к пожилым не следует относиться как иждивенцам, зависимой от общества прослойке. Страны ЕС уже немало сделали для достойной жизни пожилого населения, принят ряд мер и в России. Но всеобъемлющая государственная политика еще ждет своей разработки.

 

Проблемы пожилого и старческого возраста.

В России в условиях углубления социальных проблем, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественном новом уровне. Из потребностей практики возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медикосоциальной помощи как комплекса социальных услуг. В этой связи в 90-е годы в нашей стране как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности стала развиваться медико-социальная работа.

Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения социальной защиты населения и, в частности, лиц пожилого возраста условиях проведения реформ в экономической и социальной областях.

Медико-социальная работа рассматривается и как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологопедагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья в том числе и лиц пожилого возраста.

Она принципиально меняет существующий подход к охране здоровья, так как предполагает системное медико-социальное воздействие на более ранних этапах развития болезненных процессов, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность, что имеет особое значение для пожилых.

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста, лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, в том числе и пожилые, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их решение затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и недостаточно эффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции.

 

Медико-социальную работу условно можно разделить на два основные аспекта: медико-социальную работу профилактической направленности и медико-социальную работу патогенетической направленности.

 

Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

 

Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пожилых и инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента и особенно лиц пожилого возраста, создание реабилитационной социально - бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

 

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми людьми

следует считать сохранение и улучшение качества их жизни.

 

Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выраженность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состояние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к самообслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия. Одной из особенностей периода пожилого и старческого возраста как у относительно здоровых, так и больных людей является наступающая социально-психологическая перестройка, вызывающая значительные стрессы и напряжения адаптационноприспособительных механизмов организма.

Изменение социального статуса пожилого человека связано с различными факторами, в том числе с выходом на пенсию, утратой близких родственников и друзей в связи с их смертью, ограничением возможности общения с оставшимися в живых, трудностями в самообслуживании, ухудшением экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации физических и психических резервов. Степень приспособления пожилого человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием уровня его здоровья. Очевидно, что выраженное снижение функционального состояния организма пожилого человека делают его положение более зависимым от общества. При этом существенно важное значение приобретает медико-социальная работа профилактической и патогенетической направленности, обеспечивающая мобилизацию и увеличение адаптационных возможностей, сохранение уровня здоровья пожилых и улучшение качества их жизни. В последние годы в России идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативные правовые документы по обеспечению пожилых медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы. Важнейшими документами являются “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”; федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации”; социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” и другие правовые акты.

На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволят внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.

Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль специалиста по медико-социальной работе в разрешении комплекса проблем, возникающих особенно у пожилых людей, и требующего соучастия специалистов смежных профессий - врачей, психологов, педагогов, юристов и других. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медикосоциальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения -

профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения - социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

Медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности. Таким образом, с иной стороны, медикосоциальную работу следует рассматривать как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья и в первую очередь лиц. пожилого возраста, а с другой - это вид деятельности, направленной на достижение “социального благополучия” и значительное улучшение качества их жизни.

 

Инвалидность как социальная проблема: виды, причины.

Инвалид -это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, в соответствии с международно призванными критериями, инвалидность определяется отклонениями или расстройствами в следующих сферах.

Слепые, глухие, немые, люди с дефектами конечностей, нарушенной координацией движений, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им функционировать в разнообразных сферах жизнедеятельности так, как это делают здоровые люди.

При этом большинство инвалидов не нуждаются в изоляции, они способны самостоятельно вести независимую жизнь, многие из них- работать на обычных или приспособленных рабочих местах, иметь семьи и самостоятельно содержать их.

Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание терминов «инвалид», «инвалидность».

Так, ВОЗ приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:

-любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

-ограничение или отсутствие способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

-затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).

 

Модели инвалидности. Проблемы людей с ограниченными возможностями.

Всемирная организация здравоохранения разработала Международную классификацию увечий, отклонений и ущербности, в которой за исходный пункт определения инвалидности принято увечье, дефект, под которыми принимается психическая, физиологическая и анатомическая неполноценность структуры организма. Утраты могут быть глобальными или частичными; увечье может иметь различный уровень и глубину, может быть постоянным или подлежащим исцелению, врожденным или подлежащим исцелению, врожденным или приобретенным, стабилизировавшимся или прогрессирующим (при котором состояние человека ухудшается).

Ущербность, являющаяся следствием травмы и инвалидности, определяет для человека менее благоприятные общественные условия, поскольку возможность выполнения стандартных для данного социума функций, ролевой идентификации в нее или блокируется полностью или значительно ограничивается. Затрудняется также осуществление собственных жизненных целей, соотносящихся с возрастом, полом и культурными традициями.

Степень ролевой ущербности может проявляться в трудностях в исполнении социальных ролей; в возникающих ограничениях; в полном отсутствии возможностей адекватного ролевого поведения.

Системное понимание инвалидов, представленное ВОЗ, отходит от ее узкой трактовки, которая делала акцент на профессиональных ограничениях и на способности (неспособности) к труду. Наличие инвалидности и степень ущербности рассматривается как показатель расстройств в регулировке взаимоотношений инвалида с его социальным окружением. При этом анализ социальной практики показывает, что имеются люди, у которых расстройство общения и социального поведения, дезадаптация и социальная маргинализация не связаны с нарушениями здоровья. Такие индивиды (девиантного поведения) также нуждаются в социальной реабилитации, однако с целью организации помощи необходимо различать маргиналов, имеющих затруднения в области социальной адаптации, на основе социопатии или расстройств поведения, и людей с психосоматическими отклонениями.

Многофакторный анализ социального состояния инвалидности позволяет сделать вывод, что:

-с экономической точки зрения- это ограниченность и зависимость, вытекающая из слабой трудоспособности или из нетрудоспособности;

-медицинской точки зрения- длительное состояние организма, ограничивающее или блокирующее выполнение им обычных функций;

-правовой точки зрения- статус, дающий право на компенсационные выплаты, другие меры социальной поддержки, регламентируемые нормами национального или регионального законодательства;

-профессиональной точки зрения - состояние затрудненной, ограниченной возможности и трудоустройства (или состояние полной нетрудоспособности);

-психологической точки зрения - это с одной стороны, поведенческий синдром, а с другой- состояние эмоционального стресса;

-социологической точки зрения – утрата прежних социальных ролей, невозможность участвовать в реализации стандартной для данного общества совокупности социальных ролей, а также стигматизация, наклеивания ярлыка, предписывающего инвалиду определенное, ограниченное социальное функционирование.

Если обратить внимание на два последних положения, то можно сделать вывод. Что социальное ограничение и барьеры для лиц с ограниченными возможностями отчасти формируется не только физическими барьерами, но также субъективными социальными ограничениями и самоограничениями. Так, стигматизация инвалидов в общественном сознании предписыванием им роль несчастных, достойных жалости, нуждающихся в постоянном покровительстве, хотя многие самодостаточные инвалиды подчеркивают свою равносубъектность всем другим людям. В то же время некоторые инвалиды усваивают менталитет и поведенческие стандарты жертвы, неспособной самостоятельно разрешить хотя бы часть собственных проблем, и возлагают ответственность за свою судьбу на других-родственников, сотрудников медицинских и социальных учреждений, на государство в целом.

Такой подход, отражающий специфику социальной позиции инвалидов в различных сферах, позволяет сформулировать новое представление: лицо с отклонениями- это индивид, обладающий всеми правами человека, который находится в положении неравноправия, сформированном барьерными ограничениями среды, которые он не может преодолеть вследствие возможностей своего здоровья.

 

Социальная защита и социальное обслуживание пожилых людей в Республике Беларусь.

 

Под реабилитацией понимается процесс, направленный на снижение уровня социальной недостаточности человека с различного рода ограничениями жизнедеятельности. Социальная недостаточность лица выражается в невозможности полноценно выполнять основные жизненные роли из-за снижения способности к передвижению, общению, ориентации, самообслуживанию, контролю за своим поведением и участию в трудовой деятельности. Как правило, социальная недостаточность определяется не одним, а сочетанием нескольких ограничений жизнедеятельности, что вызывает необходимость комплексного подхода к составлению и реализации индивидуальных программ реабилитации лицам с различными ограничениями жизнедеятельности.

Весь процесс реабилитации в пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, учитывать их физическое и эмоциональное состояние. Воля пациента является наиболее важным элементом реабилитации и тем, кто ухаживает за пожилыми пациентами, часто необходимы большие усилия, чтобы пробудить у пожилого чувство собственного достоинства, научить его думать о себе как о личности.

Большое значение имеет заранее составленный план реабилитации. Основными элементами реабилитации пожилых людей должны быть:

· активный образ жизни;

· организация посильной трудовой деятельности;

· организация досуга и отдыха;

· восстановление утраченных функций и навыков.

Целью реабилитации является сохранение, поддержание, восстановление функционирования пожилых, стремление к достижению их независимости, улучшение качества жизни и эмоциональное благополучие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.