Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус государственных служащих




Особенности гражданской государственной службы.

Понятие и принципы государственной службы в РФ.

Система государственной службы в РФ.

Государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:


- Российской Федерации;

- федеральных гос. органов;

- субъектов РФ;

- гос. органов субъектов РФ;

- лиц, замещающих гос. должности РФ;

- лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ.


 

Правовая основа:

1) ФЗ «О системе государственной службы РФ» 2003 г. (в ред. 2007 г.);

2) ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" 2004 г. (в ред. 2009 г.);

3) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. (ред. 2009 г.);

4) с правоохранительной все несколько сложнее – до сих пор единый ФЗ не приняли, хоть он и в проекте, т.о. ориентируемся, к примеру, на ФЗ "О прокуратуре РФ" 1992 г. (2009 г.), «Положение о службе в органах внутренних дел» 1992 г. (2009 г.), положения об ФСКН 2004 г. (2009 г.), федеральной службе судебных приставов 2004 г. (2008 г.) и т.д.

Гос. гр. служба - вид гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гос. гр. службы по обеспечению исполнения полномочий фед. гос. органов, гос. органов субъектов РФ, лиц, замещающих гос. должности РФ, и лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ.

Федеральная гос. гр. служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях фед. гос. гр. службы по обеспечению исполнения полномочий фед. гос. органов и лиц, замещающих гос. должности РФ. О ней более подробно в вопросе 26.

Гос. гр. служба субъекта - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гос. гр. службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий гос. органов субъекта РФ и лиц, замещающих гос. должности субъекта РФ. Стоит отметить, что это единственный вид гос. службы, вообще предусмотренный для субъекта.

Военная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных ФЗ и (или) НПА Президента РФ, в ВС РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос. органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правовое регулирование и организация фед. гос. гр. службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование гос. гр. службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

Лица, замещающие гос. должности РФ, лица, замещающие гос. должности субъектов РФ, не относятся к числу гос. служащих. Особенности правового статуса лица, замещающего гос. должность РФ, закрепляются не в законах о гос. службе, а в КРФ и соответствующих ФКЗ и ФЗ (это Председатель Правительства и т.д.).

 

 

 

Гос. служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации; федеральных государственных органов;

- субъектов РФ;

- государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

- лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Правовая основа:

ФЗ «О системе гос. службы РФ» 2003 г. (в ред. 2007 г.); ФЗ "О гос. гр. службе РФ" 2004 г. (в ред. 2009 г.); ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. (ред. 2009 г.); с правоохранительной все несколько сложнее – до сих пор единый ФЗ не приняли, хоть он и в проекте, т.о. ориентируемся, к примеру, на ФЗ "О прокуратуре РФ" 1992 г. (2009 г.), «Положение о службе в ОВД» 1992 г. (2009 г.), положения об ФСКН 2004 г. (2009 г.), федеральной службе судебных приставов 2004 г. (2008 г.) и т.д.

Для правовой характеристики гос. службы важнейшее значение имеют нормы КРФ. В ч. 4 ст. 32 закрепляется право граждан России на равный доступ к гос. службе.

ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" ст.3 установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования:

1. Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы гос. службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между фед. орг. гос. вл. и орг. гос. вл. субъектов РФ. Согласно п. "т" ст. 71 Конституции в ведении РФ находится фед. гос. служба. Учитывая наличие в субъектах РФ только одного вида гос. службы, ФЗ (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организация фед. гос. гр. службы находятся в ведении РФ, правовое регулирование гос. гр. службы субъекта РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта РФ

2. Принцип законности означает, что исп. органы и долж. лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные НПА о гос. службе. Понимание и применение всех правовых актов д.б. единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты представляет собой новое явление в российском законодательстве. В правовом гос-ве права личности должны являться высшей ценностью, а все гос. служащие должны нести предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин д.б. надежно защищен от произвола органов гос-ва и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования нац. законодательства, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами МП, межд. договорами России и стандартами, в т.ч. по вопросам гос. службы. Важнейшие положения на этот счет содержатся в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, в ЕКПЧ и Протоколах к ней.

4. Принцип равного доступа граждан к гос. службе закреплен в ст. 32 КРФ. Это соответствует ст. 25 (п. "с") Межд. пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Сущность - при приеме на гос. службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, соц. происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общ. объединениям. Возможность доступа к гос. службе обусловлена владением гос. языком РФ, возрастом и другими требованиями, установленными ФЗ о виде гос. службы.

5. Принцип единства правовых и организационных основ гос. службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации гос. службы на уровне как федеральном, так и субъектов РФ. Конечно, субъекты РФ, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам гос. гр. службы и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система гос. должностей, классных чинов, единый порядок прохождения гос. гр. службы.

6. Принцип взаимосвязи гос. и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей гос. гр. службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гос. гр. служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.

7. Открытость гос. службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности гос. служащих - важная предпосылка эффективного функционирования государственного аппарата.

8. Принцип профессионализма и компетентности гос. служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей гос. службы. Именно по этому критерию прежде всего оцениваются достоинства кандидатов. Профессионализм означает исполнение гос. служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности.

9. Защита гос. служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как гос. органов и долж. лиц, так и физ. и юр. лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности гос. органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

 

 

 

 

 

Гос. служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ; фед. гос. орг.; субъектов РФ; гос. орг. субъектов РФ; лиц, замещающих гос. должности РФ; лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ.

Гос. гр. служба - вид гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гос. гр. службы по обеспечению

- исполнения полномочий фед. гос. орг.,

- гос. орг. субъектов РФ,

- лиц, замещающих гос. должности РФ,

- лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ.

Гос. гр. служба (ГГС) делится на фед. гр. службу и гр. службу субъектов РФ.

Принципы ГГС, закрепленные в законе, повторяют полностью принципы, закрепленные в ФЗ «О государственной службе РФ».

Регулирование отношений, связанных с ГГС, осуществляется: КРФ; ФЗ «О системе гос. службы РФ» 2003 г. (2007 г.); ФЗ «О гос. гр. службе РФ» 2004 г. (2009 г.); др. ФЗ, в т.ч. ФЗ, регулирующими особенности прохождения гр. службы; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ; НПА фед. орг. исп. вл.; конституциями (уставами), законами и иными НПА субъектов РФ; НПА гос. органов; межд. договоры.

Должности фед. ГГС учреждаются ФЗ или указом Президента РФ. Должности ГГС субъектов РФ - законами или иными НПА субъектов РФ.

Должности ГГС подразделяются на категории и группы, ведутся Реестры должностей ГГС РФ (обо всем этом подробнее в вопросе 27).

Следует также сказать о правовом статусе и квалификационных требованиях (к слову, не особо они и отличаются от содержащихся в ФЗ «О гос. службе»). Однако отличием можно признать тот факт, что "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гр. службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гр. службы требуют наличия высшего профессионального образования. В целом – просто более детальная регламентация.

Особенность ГГС раскрывается также через установленную ФЗ взаимосвязь между ГГС и гос. службой, ГГС и муниципальной службой.

I. Взаимосвязь ГГС и гос. службы РФ иных видов обесп. на основе единства системы гос. службы РФ и принципов ее построения и ф-ия, а также посредством:

- соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных гос. социальных гарантий;

- установления ограничений и обязательств при прохождении гос. службы РФ различных видов;

- учета стажа гос. службы РФ иных видов при исчислении стажа ГГС;

- соотносительности основных условий гос. пенсионного обеспечения граждан, проходивших гос. службу РФ.

II. Взаимосвязь ГГС и муниципальной служб обеспечивается посредством:

- единства основных квалификационных требований к должностям гр. службы и должностям муниципальной службы;

- единства ограничений и обязательств при прохождении гр. службы и муниц. службы;

- единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гр. и муниципальных служащих;

- учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гр. службы и стажа гр. службы при исчислении стажа муниципальной службы;

- соотносительности осн. условий оплаты труда и соц. гарантий гр. и муниц. служащих;

- соотносительности основных условий гос. пенсионного обеспечения граждан, проходивших гр. службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

 

27. Категории и группы должностей государственной гражданской службы.

ГГС - вид гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий фед. гос. орг., гос. орг. субъектов РФ, лиц, замещающих гос. должности РФ, лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ.

Деление и категоризация содержится в ст. 9 ФЗ «О ГГС» от 2004 года (2009 г.). Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории:

1) руководители – должности -‖-

· руководителей и заместителей руководителей гос. органов и подразделений,

· руководителей и заместителей руководителей территориальных органов фед. орг. исп. вл. и их структурных подразделений,

· руководителей и заместителей руководителей представительств гос. органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия

· лицам, замещающим гос. должности,

· руководителям гос. органов,

· руководителям территориальных органов фед. орг. исп. вл.

· руководителям представительств гос. органов в реализации их полномочий и замещаемые на опр. срок, огранич. сроком полномочий указанных лиц или руков.;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения гос. органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информац., документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности гос. органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.


Группы:

1) высшие должности гр. службы;

2) главные должности гр. службы;

3) ведущие должности гр. службы;

4) старшие должности гр. службы;

5) младшие должности гр. службы.


Образуются также Реестры должностей ГГС РФ. Федеральный реестр утверждается Президентом, субъекта - законом или иным НПА. Вместе они образуют Сводный реестр должностей, порядок его ведения утверждается указом Президента.

Гос. служащим м.б. также присвоены следующие квалификационные разряды (это уж в зависимости от того, как «наслужил»):

· действительный гос. советник РФ 1, 2 и 3-го класса – гос. служащим, замещающим высшие гос. должности гос. службы;

· гос. советник РФ 1, 2 и 3-го класса – гос. служащим, замещающим главные гос. должности гос. службы;

· советник РФ 1, 2 и 3-го класса – гос. служащим, замещающим ведущие гос. должности гос. службы;

· советник гос. службы 1, 2 и 3-го класса – гос. служащим, замещающим старшие гос. должности гос. службы;

· референт гос. службы 1, 2 и 3-го класса – гос. служащим, замещающим младшие гос. должности гос. службы.

 

 

 

Гос. служащий - лицо, замещающее оплачиваемую гос. должность гос. службы и в соответствии с законодательством гос-ва осуществляющее должностные обязанности по исполнению полномочий гос. органов. ("Модельный закон об основах гос. службы")

Фед. гос. служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности фед. гос. службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств фед. бюджета.

Гос. гр. служащий субъекта - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности ГГС субъекта РФ и получающий денежное содержание за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных ФЗ, гос. гр. служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств фед. бюджета.

Нанимателем фед. гос. служащего является РФ, гос. гр. служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

Правовое положение устанавливается соответствующим ФЗ о виде гос. службы.

Основные права государственного служащего можно разделить на три группы:

1) права, обеспеч. уяснение служащим своего прав. статуса и его прав. защиту:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности гос. службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и др. документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) право на обращение гос. служащего в соответствующие гос. органы или в суд для разрешения споров, связанных с гос. службой;

д) защита сведений о гос. служащем;

е) гос. защита жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего гос. служащему имущества.

2) права, способ. непосредственному выполнению служебных обязанностей:

а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в гос. органы, органы МСУ, общ. объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в) принятие решений и участие в их подготовке в соот. с долж. обязанностями;

г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

3) права, содействующие усилению должностной активности гос. служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г) объединение в профсоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия гос. службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней;

ж) право на включение в стаж гос. службы гос. служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание гос. служащего и членов его семьи, в т.ч. и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование.

Круг общих (основных) обязанностей гос. служащего:

1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения КРФ, реализации ФЗ и законов субъектов РФ, в т.ч. регулирующих сферу его полномочий.

2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в гос. органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Гос. служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за искл. заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение норм служебной этики.

7. Хранение гос. тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными гос. служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений и принятие по ним решений в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.