КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и методология исторической науки. 1 страница
Стандатизация и выставление баллов Все учителя будут применять одну и ту же версию схемы выставления баллов, утвержденной в процессе стандартизации. Во время выставления баллов за тест, некоторые образцы работ с выставленными учителем баллами должны проверяться, чтобы удостовериться в том, что учителя отметили все ошибки и, что нет никаких отклонений от стандартизованной схемы выставления баллов.
История – это комплекс общественных и гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, с целью познания настоящего и определения перспектив будущего.
Функции истории: - социальной памяти – дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего. Это способ идентификации и ориентации общества, личности; - познавательная – интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторических фактов и выявлении закономерностей исторического развития, направлена на самопознание общества; - воспитательная – состоит в формировании гражданских и нравственных ценностей и качеств, оказывает воспитывающее воздействие на поведение человека через отдельные исторические факты и события, выступает источником моральной ориентации; - практически-политическая – помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений; прогностическая – дает возможность показывать тенденции общественного развития в будущем; - мировоззренческая – помогает сформировать систему обобщенных взглядов на мир, общество, законы его развития, получить объективную картину и обеспечить научность познания.
Методы изучения истории (метод – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания): - сравнительный – заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени и выявлении сходства и различия между ними; - системный – заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений объектов; - типологический – позволяет классифицировать исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков; - ретроспективный (историко-генетический) – позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. - идеографический – состоит в описании исторических событий и явлений; - синхронный – заключается в изучении различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявлении сходства и различий между ними; - проблемно-хронологический – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени; - типологический – позволяет классифицировать исторические события, явления, объекты; - дихронный – метод периодизации.
Методологические подходы исторического познания (методология - учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания): - субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности; - географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье); - рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития; - теологический подход – рассматривает исторического процесса как результата деятельности мирового духа; - эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор); - марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций (основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс, в России - Г.В. Плеханов); - цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Историография отечественной истории (историография - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая становление и развитие исторической науки, методы, приемы исторического исследования): - В.Н. Татищев (1686-1750) – создал первый обобщающий обзор русской истории до смутной эпохи XVII в. (5-томная «История Российская с самых древнейших времен»); - М.В. Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположникантинорманской теории происхождения Древнерусского государства; - Н.М. Карамзин (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории». Главный труд – 12-томная «История государства Российского»; - С.М. Соловьев (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен» (до событий 1775 г.); - В.О. Ключевский (1841-1911) – популяризатор истории, автор «Курса русской истории»; - М.Н. Покровский (1868-1932) – родоначальник марксистскойконцепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (IX-XII ВВ.) Происхождение и расселение восточных славян Праславяне – предки славян, принадлежали к индоевропейской языковой группе, в составе которой переселились в Центральную и Восточную Европу (между Дунаем, Одером и Днепром). Впервые упоминаются под именем венедов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий – I–II вв.). В V-VII вв. праславянские племена расходятся в западном, юго-западном и восточном направлениях, в результате формируются три ветви славян: западные, южные и восточные (анты). Расселение восточнославянских племен описывается в «Повести временных лет» (ПВЛ). Возникновение государственности у восточных славян В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали территорию от Онежского и Ладожского озёр на севере до Северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. Постепенно у них складывались союзы племён: поляне, древляне, ильменскиеславяне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, волыняне, уличи и др. Основные занятия: земледелие (подсечно-огневая система в лесах и залежная в степях, позже пашенная) и скотоводство. Промыслы – охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Торговля – особенно внешняя с Византией и странами Востока (путь «из варяг в греки») – мехами, медом, воском, моржовой костью, рабами. Торговля способствовала развитию по берегам крупных рек славянских городов и расцвету ремесел. Социальные отношения: в VI-VII вв. у восточных славян идет процесс разложения общинно-родового строя – возникает имущественное неравенство, зарождается частная собственность, родовую сменяет соседская община (у славян община называлась вервью). Управление осуществляется на принципах военной демократии – народное собрание (вече) остается важнейшим органом управления, но необходимость отпора внешним врагам и многочисленные военные походы приводят к укреплению власти князя и выделению дружины (в т.ч. боярства - старших (ближних) дружинников и советников князя), усиливается власть старейшин. Религия: славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Наиболее почитаемы были: Род и роженицы - божества плодородия; Ярило и Купала - боги весны и лета; Дажьбог - бог Солнца; Стрибог - бог ветра; Перун - бог грома и молнии, покровитель войны и дружины; Сварог - бог неба, покровитель ремесленников; Велес - бог скота, покровитель скотоводов; Мокошь - богиня женского рукоделия. Языческий культ отправлялся в капищах, где помещались идолы и совершались жертвоприношения. Вывод: в VI – середине IX вв. изменения, происходившие у восточных славян в экономических, социальных и политических отношениях, создали предпосылки для возникновения Древнерусского государства. В ПВЛ есть две легенды о возникновении государственности: - в Киеве (славянские князья - Кий, Щек, Хорив и Лыбедь); - в Новгороде (призвание в 862 г. варяга Рюрика (862 - 879)). В XVIII в. формируется 2 основные теории, объясняющие возникновение государства Киевская Русь. Норманнская теория (немецкие ученые - Байер, Миллер, Шлёцер): появление Древнерусского государства - результат призвания варягов, вмешательства извне. В противовес возникла антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев): отрицает сам факт призвания, достоверность легенды; возникновение государственности началось до прихода варягов в результате естественного развития восточных славян. Современныеисторики полагают, что формирование государства – результат естественного процесса, происходившего у славян, но не отрицается и влияние Рюрика, который был призван на Русь и стал основателем первой правящей династии. Киевская Русь при первых князьях. Олег (879 - 912) - преемник Рюрика (и, вероятно, его родственник): - в 882 г. в результате похода из Новгорода на Киев и убийства Аскольда и Дира, занял киевский престол. Объединение Олегом Новгорода и Киева считается началом формирования единого Древнерусского государства; - подчинил окрестные племена (древляне, северяне, радимичи) и обложил их данью (полюдье); - укрепил границы с кочевниками (хазары); - в 907 г. в результате похода на Царьград (Константинополь) был заключен выгодный договор с Византией, давший Руси большую дань и право беспошлинной торговли; - в 911 г. - первый письменный договор Киевской Руси с Византией, расширивший договор 907 г. Игорь (912 - 945) - сын Рюрика (преемник Олега): - подчинил племена уличей и тиверцев; - походы на Византию 941 г. и 944 г были неудачными, хотя греки откупились и заключили новый договор (менее выгодный, чем договор Олега); В 945 г. Игорь убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань. Ольга (945 - 964) - жена Игоря, мать Святослава: - отомстив древлянам за убийство мужа, регламентировала сбор дани – заменила полюдье повозом: установила места сбора дани - погосты и её размеры - уроки; - для улучшения отношений с Византией предприняла визит в Константинополь, где приняла личное крещение. Святослав (964 - 972) - сын Игоря и Ольги: - во главе дружины совершил походы против Дунайской Болгарии (967) и Византии (970 - 971); - разгромил Хазарский каганат; - подчинил племена вятичей; Возвращаясь в Киев после похода на Византию (972), Святослав был убит печенегами. Владимир Святославович и принятие христианства на Руси. Младший сын Святослава Владимир (980 - 1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца. Причины принятия христианства: - языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли; - расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного); - монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства; - поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма); - новая более гуманная мораль. В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды. Значение принятия христианства: - усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси; - укрепление княжеской власти; - влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания; - сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность; - распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях; - расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией. Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь). Также Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: - воевал с поляками, за Червенскую Русь (ныне - Западная Украина); - покорил ятвягов и радимичей; - построил на южной границе (для защиты от печенегов) ряд крепостей и земляную насыпь. В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко. Княжение Ярослава Мудрого. После смерти Владимира развернулась борьба за «киевский княжеский стол» (1015-1019). Благодаря поддержке новгородцев и варягов победу над свом братом Святополком (Окаянным) одержал Ярослав (1019 - 1054).ПравлениеЯрослава, прозванного Мудрым,стало временем расцвета Киевской Руси. Внешняя политика: - окончательная победа над печенегами (1036); - заключен мирный договор с Византией; - походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля; - заключены династические браки с Францией, Венгрией, Норвегией. Внутренняя политика: - покровительство просвещению и книгопечатанию; - поддерживал развитие русской церкви, способствовал строительству храмов и монастырей; - в 1051 г. при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион; - установил «очередной порядок» престолонаследия (от брата к брату и далее - к старшему племяннику); - положил начало созданию первого древнерусского свода законов – «Русской правды». «Русская Правда»: старейший древнерусский письменный свод законов, создавался на протяжении XI - XII вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый в 1016 г. («Правда Ярослава»), а продолжили его сыновья («Правда Ярославичей»). «Русская Правда» делится на «Краткую Правду» (XI в.) и «Пространную Правду» (XII в.). В ней нашло свое отражение устройство древнерусского общества: - в привилегированный класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), дружина князя. Уже имелись немногочисленные княжеские и боярские вотчины - наследственные земельные владения, в которых работали зависимые люди; - большинство населения Киевской Руси составляли сельские и городские свободные общинники (люди), имевшие право участия в вече; - земледельцев-общинников, зависимых непосредственно от князя, называли смердами; - категориями зависимого населения были: закупы – люди, отрабатывающие долг (купу), но располагающие собственным хозяйством (отработав долг, они становились свободными); рядовичи – люди, заключившие договор (ряд) и работавшие на господина на определенных условиях. - патриархальными рабами были холопы (среди них особое место занимали княжеские слуги - тиуны, огнищане, ключники и т.д.) и челядь (рабы-чужеземцы, захваченные в результате походов). В «Русской Правде» впервые кровная месть была заменена денежным штрафом – вирой. Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека (если только он не княжеский слуга), что свидетельствовало о закреплении общественного неравенства. При сыновьях и внуках Ярослава Мудрого Киевское государство постепенно утратило свое единство, съезд князей в Любече (1097) утвердил принцип «каждый держит отчину свою», т.е. закрепил отказ от «очередного порядка» («лествичное право») наследования и стал началом перехода к политической раздробленности. Последние попытки сохранить единство Киевской Руси предпринял внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1113-1125) и его сын Мстислав Великий (1125-1132). Но с 1132 г. распри начались уже среди потомков Мономаха, и Русь распалась на ряд княжеств и земель. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ. Политическая (феодальная) раздробленность - закономерный этап развития древнерусской государственности. В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Сильнейшими среди них были: Владимиро - Суздальская, Галицко - Волынская и Новгородская земли. Причины раздробленности: - развитие княжеского, а затем боярского землевладения, дружина «осела на землю»; - укрепление власти крупных феодалов (князей) на местах, их независимость от Киева; - князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей; - значительный рост производительных сил страны, способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым; - господство натурального хозяйства, упадок пути «из варяг в греки»; - неудобство и сложность «очередного порядка престолонаследия», установленного Ярославом Мудрым; - ослабление внешней угрозы. Владимиро-Суздальское княжество: Особенности и условия развития: - соседство славянских племен кривичей и вятичей и финно-угорских племен мери, муромы и веси; - выгодное географическое положение (плодородные почвы и приток населения из Южной Руси); - отсутствие внешней угрозы (отделено от Приднестровья лесами и расстоянием от половцев); - торговый путь по Волге; - значительное количество городов; - сильная княжеская власть, т.к. преобладало пришлое население, не было вечевых традиций. От Владимира Мономаха Суздальская земля досталась его сыну Юрию Долгорукому (1125-1157), который в 1155 г. стал киевским князем. В его правление в летописях впервые упоминается Москва (1147). Сын Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174) перенес столицу из Суздаля во Владимир. Его опорой были дружина и новые социальные слои. Он захватил и разорил Киев (1169), и фактически перенес столицу во Владимир. Был убит своей челядью в резиденции Боголюбово, что свидетельствовало об усилении борьбы между князем и боярами. С его именем связано появление на Руси иконы Владимирской Божьей Матери, ставшей покровительницей и защитницей земли Русской. После смерти Андрея, не имевшего сыновей, началась междоусобица. В ней победил брат Андрея Всеволод Большое Гнездо (имел 8 сыновей), опиравшийся на город Владимир (правил в 1176-1212). Всеволод принял титул Великого князя Владимирского. Это период наивысшего расцвета княжества, его влияния на все остальные земли. Галицко-Волынское княжество: Особенности и условия развития: - сильные и агрессивные соседи на западе (венгры, поляки) и юге (половцы); - благоприятный климат и плодороднейшие почвы; - раннее развитие пашенного земледелия; - обширные боярские вотчины и сильное боярство, с которым князья вынуждены вести борьбу; - важные торговые пути в Польшу и Венгрию. Своя княжеская династия появилась на Волыни в первой половине XII в. - линия старших Мономаховичей. Тогда же от Киева обособилось Галицкое княжество, усиление которого произошло в правление Ярослава Осмомысла (1152-1187). В 1199 г.ГалицкоеиВолынскоекняжестваобъединилисьпод властью Романа Мстиславовича Волынского (1199 - 1205). После его гибели в княжестве начались усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, черниговские и смоленские князья. В 1238 г. старший сын Романа Мстиславовича Даниил утвердил за собой Владимир Волынский и Галич, а в 1245 г. (битва у г. Ярослава) завершил борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Новгородская боярская республика (Новгородская земля): Особенности и условия развития: - неблагоприятные условия для земледелия, необходимость закупать хлеб; - обширные леса, много зверя и рыбы; - пересечение важнейших торговых путей; - удаленность от кочевников; - соседство славянских (ильменьские словене, кривичи) и финно-угорских (меря, весь, чудь, водь) племен; - отсутствие единой княжеской династии, приглашение и изгнание князей; - господство боярской верхушки, основанное на крупном землевладении и торговле; - республиканский характер политического устройства; - решающая роль бояр (т.к., не княжеские дружинники, а потомки местной докняжеской родовой знати) в управлении. Новгород отличался от других русских земель своей системой управления: - вече (народное собрание): принимало важнейшие решения и законы, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князя (с 1136 г.); - князь: имел представительские функции, военный предводитель и третейский судья, но не правитель, ограничен в правах (не мог приобретать вотчины и даже посещать вече); - посадник (выбирался из бояр): председательствовал на вече, управлял городским хозяйством, вместе с князем возглавлял войско; - тысяцкий: ведал финансовыми вопросами, сбором налогов, разбором жалоб по торговым делам; - епископ («владыка», с 1165 г. - архиепископ): возглавлял новгородскую церковь, выбирался жребием из кандидатов, предложенных на вече, пожизненно имел особую казну и владычный полк; своей печатью скреплял международные соглашения; - рекой Волхов Новгород был разделен на две стороны: Софийскую (Кремль) и Торговую (торг, вече), которые делились на концы (районы), а те, в свою очередь на улицы со своими кончанскими и уличанскими вече; - за пределами города Новгородская земля делилась на пятины, управляющиеся из Новгорода. Последствия феодальной раздробленности: - рост городов (каждый удельный князь благоустраивал и укреплял свою столицу); - развитие ремесла, рост торговли; - развитие сельского хозяйства (появление двух- и трехполья); - расцвет и разнообразие древнерусской культуры; - ослабление центральной власти (в т.ч. в удельных княжествах); - упадок военного могущества и ослабление русских границ. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIII – XVII вв.) Борьба Русских земель с иноземными захватчиками в XIII в. К середине XIII в. русские земли оказались в зависимости от монголо-татарских ханов. Установлению монголо-татарского ига предшествовали следующие события: - 1223 г. – первое столкновение Руси с монголо-татарами в битве на р. Калке, где половецкое войско и русские отряды были разбиты; - конец 1237 – 1238 гг. – первый поход Батыя (внука Чингисхана) завершился взятием Рязани и Владимира, разорением Владимиро-Суздальской Руси, поражением русских войск у р. Сити. После падения г. Торжка монголо-татары повернули обратно в степи;
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |