КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 1. Текстообразующие функции предложений
Текстообразующие функции предложений Справка Неделя 13 Тема: Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения. Механизмы действия этих функций. Природа и человек. Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. Если рассматривать предложение не только как единицу речевого общения, но и как элемент контекста, то становится очевидной диалектическая природа предложения. Оно одновременно является и самостоятельным независимым синтаксическим элементом, и компонентом сложного речевого единства. Помимо семантического фактора в вопросе о связи между самостоятельными предложениями приобретает структурный фактор, то есть соотнесенность структур, объединяющих в микроконтекст предложения. При исследовании проблемы места и роли самостоятельного предложения в развернутой речи наряду с такими моментами изучения предложения как вопрос о его структуре, коммуникативной нагрузке его членов, законченности и не законченности прежде всего необходимо рассматривать вопрос о связях этого предложения с внешней средой, т.е. с окружающими его предложениями и о влиянии этих внешних связей на внутреннюю структуру предложения. Так, предложение может выполнять функции проспективной и ретроспективной связи. Под проспективной связью мы понимаем связь данного предложения с последующими предложениями текста, под ретроспективной связью - связь с предыдущими предложениями текста: Н-р: И тут-то для всех троих начинается драма. (А.Иванов.Повесть о несбывшейся любви). Но все это было лишь началом великой борьбы, развертыванием сил перед главными событиями девятнадцатого года (А.Толстой. Хождение по мукам). 1.Оглянись вокруг себя молодой человек. 2.Свою любовь к Родине мало только декларировать ее кроме того надо претворять в живые дела. 3.Призыв об охране природы лесов должен быть обращен прежде всего именно к молодежи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле ей и украшать ее. Чем раньше молодежь примется за это дело тем больше накопится зеленого добра ко времени ее вступления в полноправное наследство. Живое дерево есть капитал который множится с каждым часом. Разведение лесов это мудрая работа впрок в будущее. 4.Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение богатств Родины. 5.Дорогие юные друзья Думы о зелени думы о будущем Новым поколениям бесконечно долго жить в нашей прекрасной стране. Все, чем радуется наш глаз есть огромная копилка предков. Преемственность одна из основ прогресса. 6.Все, что ты видишь, соткано, сложено из пламенной любви твоих предков старших сограждан к Отечеству. Любовь к Родине надо воспитывать с любви к родной природе. 7.И пусть первые два деревца на школьном дворе или вашего дома будут посажены в честь вашей любимой Родины. Берегите и хольте эти деревца чтобы в полную силу развились они под вашим окном. (По Л. Леонову) Задания к тексту: 1.Запишите текст, правильно расставив части, соблюдая логическую последовательность. 2.Озаглавьте текст. 3.Перепишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания. 4.Найдите причастия в тексте. Обозначьте вид, залог, время. 5.Выпишите из текста глаголы, поставьте их в повелительное, сослагательное наклонение. 6. Произведите синтаксический разбор предложений в тексте. 7.Согласны ли вы с мнением автора о том, что природа требует большого внимания к себе? 8.Существуют ли в нашей стране программы по защите природы? Какие? 9.Расскажите об одном из исчезающих видов животных, птиц или насекомых, внесенных в Красную книгу РК. 10. Напишите реферат на тему: 1. Природа нуждается в защите. 2.Современное состояние экологической обстановки в г.Актобе. 11 Напишите эссе на тему: 1.Охрана природы – долг каждого гражданина. 2.Забота о Родине – забота о мире! 12. Из текста выпишите 5 существительных во множественном числе, составьте с ними предложения. 13.Составьте вопросы со словом сколько? 14.Что вы знаете о пользе других птиц? 15.Напишите сообщение или доклад об исчезающих видах птиц и животных на планете. 16.Определите способ развития информации в нижеуказанном тексте. 17.Произведите синтаксический разбор предложений. Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек... Контрольные вопросы: 1.Способствуют ли предложения, имеющиеся в тексте, развитию темы? 2.Какова роль предложений в тексте? 3.Какие предложения по своей структуре чаще употребляются в научных текстах? Глоссарий: Хозяйствовать - вести дела. Декларировать - громко заявлять. Думы – размышления. Преемственность - переход из поколения к поколению. Предки - старшее поколение. Прогресс- движение, рост вперед, ввысь. Соткано-собрано воедино. Претворять- осуществлять. Сограждане – люди, проживающие в одной стране. Накопить- приумножить. Литература: 1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. 2.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык/ Под ред. Н.С.Валгиной. – М.: Логос, 2002. 3.Практический курс русского языка/ Под ред. М.Р.Насыровой, Алма-Ата, 1991. 4.Практический курс русского языка/ Под ред. А.Г.Хмары, - Л.: Просвещение, 1982. 5.Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка; Учебник. – Алматы; Print-S.2005.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |