Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека. Двигательная активность и ее влияние на развитие организма




Двигательная активность и ее влияние на развитие организма

Во время мышечной работы в организме происходят процессы не только диссимиляции, но и ассимиляции. После окончания работы ассимиляция, т.е. восстановление ресурсов организма, может обеспечивать не только компенсацию расхода, но и увеличение энергозапасов по сравнению с исходным уровнем. Таким образом, систематическая двигательная активность значительно усиливает обмен веществ и энергии и ведет к биохимическим, морфологическим и функциональным перестройкам во всех системах организма, через которые он адаптируется к данной работе.

Еще П.Ф. Лесгафт обнаружил влияние мышечной работы на развитие скелета (утолщение костей, увеличение их прочности). Данные, полученные в результате современных исследований, показывают, что уже после 6-7 месяцев начальной подготовки у юных спортсменов наблюдаются изменения в химическом составе костной ткани (увеличивается содержание кальция, фосфора), формы (меняется форма лопатки и ключицы), в ускорении роста костей и их окостенении. В суставах происходят изменения формы и величины суставных поверхностей, структуры связок и мягких тканей, окружающих суставы.

Наиболее заметны изменения в мышечной системе. Увеличиваются масса и объем скелетных мышц, особенно выполняющих работу силового статического характера. При этом в мышцах увеличивается число капилляров и тем самым улучшается кровоснабжение; разрастаются нервные окончания, увеличивая поверхность соприкосновения мышечного волокна и нервной ткани. Повышается содержание сократительных белков - миозина и актина, запасов креатинфосфата. Мышцы функционально становятся более лобильными, т.е. способны быстрее отвечать на раздражение, а также быстрее и полнее переходить от состояния сокращения к полному расслаблению.

Сердечно-сосудистая система на регулярную физическую нагрузку реагирует морфофункциональными перестройками сердца, сосудов и состава крови. Так, увеличиваются размеры сердца за счет увеличения полостей и гипертрофии миокарда (сердечной мышцы); снижается частота сердцебиения в покое до 40-50 уд/мин. Изменяется упругость сосудов; увеличивается содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, что обеспечивает повышенную кислородную емкость крови, а также количество лимфоцитов.

Адаптация дыхательной системы к регулярной физической нагрузке выражается менее частым и более глубоким дыханием в покое. Возрастает ' развитие дыхательных мышц, увеличивается объем грудной клетки и, соответственно, ЖЕЛ с 3-4 до 5-7 л. Становятся более высокими показатели возможного КД (до 15-18 л), МПК (с 3-4 до 6,5 л/мин).

Стимулируется деятельность пищеварительной системы ввиду повышенной потребности в питательных веществах, что благоприятно отражается на протекании всех пищеварительных процессов. Совершенствуется работа регуляторных механизмов, координирующих деятельность всех органов ' выделительной системы. И, конечно же, совершенствуется деятельность центральных и периферических отделов нервной системы. Эффективно формируются новые координации в коре головного мозга, переходящие в динамические стереотипы (физиологической основы становления двигательных навыков). Увеличивается подвижность нервных процессов, что отражается на уменьшении скрытого периода двигательных реакций, повышается скорость переработки поступающей от анализаторов информации, вырабатывается высокая степень уравновешенности нервных процессов.

Значительно повышается устойчивость (иммунитет) организма по отношению к воздействию целого ряда неблагоприятных факторов внешней среды: температурных колебаний, недостатку кислорода в воздухе, укачиванию, вибрации, радиоактивному излучению и др. При этом различают два механизма повышения устойчивости и сопротивляемости (резистентности) организма - Специфический механизм сводится к тому, что повышение устойчивости и сопротивляемости к конкретному негативному фактору развивается при повторных воздействиях этого фактора, например, устойчивость к переохлаждению. Неспецифический механизм повышения устойчивости обеспечивается явлением положительного переноса, суть которого в том, что тренировка одних функциональных систем приводит к параллельному изменению других. Например, тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, более устойчив к различным инфекциям.

Разумеется, это не весь спектр положительных изменений в организме человека под влиянием двигательной активности. Кроме того, необходимо понимать, что величина и направленность изменений адаптационного характера во многом зависят от специфики двигательной деятельности, специфики применяемых средств физического воспитания.

Кроме того, в процессе физического воспитания необходимо тщательно учитывать возрастные особенности развития занимающихся. Принято различать следующие возрастные периоды: грудной (до 1 года), детский (до 7 лет), подростковый (до 14 лет), юношеский (до 18 лет), молодежный (до 30 лет), первый зрелый (до 40 лет), второй зрелый (до 60 лет), пожилой (до 74 лет), старший (до 90 лет) и долгожители (свыше 90 лет).

Очень часто возраст детей, обучающихся в школе, называют школьным и подразделяют его на три возрастные периода: младший (7-11 лет), средний (12-15 лет) и старший (16-18 лет). Подобная периодизация, конечно, условна, но она позволяет более точно дифференцировать преимущественную направленность, средства и методы физического воспитания школьников в период наиболее бурного биологического развития их организма.

В начальных возрастных периодах жизни в организме преобладают процессы формирования тканей, образования новых координации в функциональных системах. Особенно внешне выразительны морфологические изменения размеров тела в первые годы жизни и в подростковом возрасте (12-16 лет). Рост тела после 16 лет, постепенно замедляясь, продолжается до 23-25 лет.

Очень заметен и другой важный показатель физического развития -масса тела. Она также быстрее всего увеличивается в первые годы жизни, а затем, неравномерно изменяясь, продолжается до 25 лет.

В большинстве функциональных показателей различных систем организма возрастные изменения не столь заметны. Так, в период 17-20 лет значительно расширяются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Существуют и наиболее благоприятные возрастные периоды развития основных физических качеств, а также обучения и совершенствования двигательных действий. Так, если в возрасте 3-7 лет движения детей можно сравнить с «грациозной неуклюжестью», то в 12-13 лет подростки могут уже выполнять сложные в координационном отношении движения.

Очень важно уже в начале онтогенеза правильно организовать двигательную деятельность для эффективной стимуляции процессов роста и развития организма, максимального расцвета физических способностей человека, чтобы в дальнейшем максимально отдалить период естественного старения организма. Отмечено, что практически все показатели физического развития и подготовленности детей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, выше, чем у детей, не занимающихся ими.

Таким образом, результатом систематических занятий физическими упражнениями в зависимости от их специфики, а также пола, возраста и других индивидуальных особенностей занимающихся являются разнообразные положительные биологические изменения на уровне всех систем организма в сторону увеличения их резервных возможностей. На основе многих частных изменений в организме происходят более общие. В результате человек становится более быстрым, сильным, выносливым, ловким, гибким, то есть происходит развитие его физических кондиций.

Но двигательная активность всегда сопровождается процессами формирования двигательных умений и навыков, познания, общения и др. Все они осуществляются в рамках социальных условий жизни: труда, быта, воспитания, получения и распределения материальных благ. Поэтому воздействие двигательной деятельности не ограничивается только биологической сферой, а распространяется и на психику, сознание, поведение, характер и в той или иной степени влияет на совершенствование психической и социальной сфер личности. Естественно, эта степень зависит от состава и значимости личностных ценностных ориентации в области физической культуры, от того, насколько активно и ответственно или пассивно и безучастно человек относится к этому процессу.

Важно и твердо усвоить, что положительные изменения в развитии организма и личности станут возможными, если двигательная активность человека будет проходить при строгом соблюдении биологических и педагогических закономерностей, которые отражены в общесоциальных, общепедагогических и специфических принципах физкультурно-спортивной деятельности. Надо понимать их и придерживаться им в ходе практической деятельности, в противном случае все вышеперечисленные изменения могут носить и негативный характер.

В данном пособии мы кратко изложим содержание общесоциальных и общеметодических принципов физического воспитания.

К обшесоциальным принципам, отражающим основную

направленность системы физического воспитания и образования, относятся следующие:

1. Принцип всестороннего и гармоничною развития личности. Этот
принцип, основываясь на естественном единстве физического и
духовного начал в человеке, требует от индивида как можно более
полного и гармоничного совершенствования индивидуальных
физических, интеллектуальных способностей, нравственных и
эстетических качеств, приобретения достаточно богатого фонда
жизненно важных умений и навыков средствами физической культуры.

2. Принцип оздоровительной направленности. Он требует всячески
содействовать укреплению и улучшению здоровья в процессе
двигательной активности. На него в первую очередь следует опираться
при выборе средств и методов педагогических воздействий на
занимающихся, не превышая оптимальной меры физических нагрузок,
при обязательном регулярном врачебном, педагогическом контроле и
самоконтроле.

3. Принцип прикладности. Данный принцип отражает основную
функцию физического воспитания в деле подготовки человека к
трудовой, оборонной и другим видам деятельности.

Эти принципы являются отправными для более частных, на которых основывается вся система образования и воспитания. Эти общепедагогические принципы преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов, которые содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Принцип сознательности и активности. Он предполагает осмысленное отношение и устойчивый интерес к определенному виду деятельности, обязательной предпосылкой к которой является какая-либо мотивация, например, сформировать красивую фигуру или удовлетворить появившийся спортивный интерес. На основе подобной заинтересованности могут развиваться такие важные качества, как инициативность, творческое отношение к делу.

Принцип наглядности. Он предполагает широкое использование органов чувств (зрения, слуха, мышечного и вестибулярного аппарата) в процессе познания. Особую роль в реализации этого принципа играют наглядные пособия, образное слово, идеомоторные упражнения.

Принцип доступности и индивидуализации. Он требует оптимального соответствия заданий, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся. Методическими условиями доступности является правила последовательности освоения физических упражнений:

от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному; правила постепенности педагогических требований:

• от простого к сложному;

• от легкому к трудному.

Под индивидуализацией понимается четкое знание особенностей занимающихся, которые должны в полной мере учитываться при занятиях физическими упражнениями, особенно характер реакций организма на физическую нагрузку, на динамику адаптации к ней, способность к формированию новых двигательных действий. Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, в рамках которых функционирует ряд специфических закономерностей физического воспитания и спортивной тренировки, а также вытекающие из них правила их системного построения.

Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. С учетом всего вышеизложенного становится более понятным, что человеческий саморазвивающийся и саморегулирующийся организм будет активно и безотказно функционировать только в том случае, когда человек сознательно и целенаправленно будет выполнять в процессе жизнедеятельности необходимый объем двигательной активности.

Контрольные вопросы

1. Почему природа человека двуедина?

2. Какие научные источники знаний используются в области физической

культуры?

3. Почему физическая культура является существенным фактором

социального прогресса?

4. Охарактеризуйте процессы, происходящие в организме человека.

5. Каков структурный состав нашего организма?

6. Какие уровни управления регулируют деятельность организма человека?

7. Как действуют процесс гуморальной регуляции деятельности

организма?

8. Почему организм является единой саморегулирующей системой?

9. Каково строение нервной системы и как она функционирует?

10.Каково строение и как функционирует костная система?

11.Каково строение и как функционирует мышечная система?

12.Каково строение и как функционирует кровеносно-сосудистая система?

13.Каково строение и как функционирует дыхательная система?

14.Каково строение и как функционирует пищеварительная система?

 

15.Каково строение и как функционируют выделительная и сенсорные
системы?

16.Как влияет двигательная активность на развитие:

а) костной и мышечной систем,

б) сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

в) пищеварительной и нервной систем,

г) на повышение иммунитета к неблагоприятным факторам внешней среды.

17. Характеристика возрастной периодизации и основных процессов, преобладающих в них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.