Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Основы здорового образа жизни Здоровье человека и факторы, его определяющие




 

Прежде чем характеризовать факторы, сберегающие здоровье человека, необходимо правильно уяснить, что есть человеческое здоровье, каковы его показатели. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «...состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В данном определении здоровья подчеркивается важность не только телесных, но идуховных и социальных возможностей каждого человека, но оно как бы не учитывает здоровье людей, имеющих приобретенные и врожденные дефекты. Существуют и другие определения понятия «здоровье». Так, академик В.П. Казначеев писал: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Таким образом, здоровье ~ это не только статическое состояние, но и динамический процесс.

Здоровье можно количественно измерять. Так, профессор B.C. Фомин предложил оригинальный метод измерения уровня здоровья человека по показателям 5, наиболее значимых компонентов: темперамента, психического, нейродинамического, энергетического и двигательного, в пересчете на условные единицы. В.А. Иванченко предложил формулу для измерения здоровья, где видно, что уровень здоровья прямо пропорционален величине резервов организма, степени согласования его биоритмов с ритмами природы, общества и обратно пропорционален длительности и силе воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. Режим жизни, ее ритм, как видно, играет значительную роль в состоянии здоровья. Кроме того, способность максимально подстраивать биоритм функций организма в ответ на изменения условий окружающей среды - одно из отличительных свойств живой материи (адаптация). Но данная приспособляемость имеет ограниченный запас жизнеспособности, отпущенный нам с рождения. За нее организму всегда надо платить. Поэтому соблюдение биоритма жизни ведет к здоровью, а его нарушение - путь к болезням. Ведущую роль в уровне здоровья играют резервы организма, которые представляют выработанные в процессе эволюции и индивидуального развития способности органа, системы, организма в целом многократно усиливать свою деятельность по сравнению с состоянием покоя. Другими словами, это скрытые возможности человека, обеспечивающие его максимальное приспособление (адаптацию) к окружающей среде.

Чтобы выявить резервы органа или системы, необходимо дать ему (ей) стандартную нагрузку и посмотреть, насколько увеличится работоспособность. Если при этом определять изменения биохимических показателей в крови и тканях, то выявляются биохимические резервы. При исследовании психических функций оцениваются резервы психики человека, а при исследовании органов и систем - физиологические резервы.

Органы человека, как правило, функционируют с большим запасом. В среднем считается, сто в повседневной деятельности человека участвуют лишь до 35 % его максимальных возможностей. При нагрузке в пределах 35-65 % от своих максимальных возможностей у человека сравнительно быстро появляется чувство усталости, неприятные ощущения. Именно здесь организм вынужден включить в работу первый эшелон физиологических резервов. Нагрузка свыше 65 % может быть выдержана организмом ценой чрезвычайного напряжения (стресса). Здесь включается уже второй эшелон резервов, преимущественно психических. И наконец, в условиях борьбы за жизнь включается третий эшелон человеческих резервов. Но надо помнить, что человеку с любым уровнем резервных возможностей небезопасно использовать их крайнюю степень, т.к. в организме всегда есть более слабые его звенья, которые сдаются раньше других. У одних - это сердце, у других - печень, у третьих - желудок и т.д.

Для более глубокого понимания сущности здоровья, отметим, что специалистами принято выделять несколько видов здоровья. Так, В.П. Петленко (1998) предложил выделить следующие разновидности человеческого здоровья:

Соматическое - текущее состояние органов и систем организма. Его основу составляет биологическая программа индивидуального развития человека.

Физическое - это уровень развития функциональных систем организма. Его основу и составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов внешней и внутренней среды организма.

Психическое - это состояние психической сферы человека. Его основу составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию поведенческих актов.

Сексуальное - основу данного вида здоровья составляют способность к контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами общественной и личной этики; свобода от страха, стыда, вины и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения; отсутствие органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Нравственное - его основу определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в социальной среде. Нравственное здоровье соотносится с такими общечеловеческими ценностями, как добро, любовь, красота; оно в значительной степени определяется объемами знаний и воспитания человека.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что до 50 % здоровья гарантирует рациональный стиль жизни; до 20 % -экологическое состояние среды проживания; до 20 % определяется наследственностью, т. е. биологическими генами, которые принято считать главными виновниками болезней; и, наконец, до 10 % здоровья может обеспечить медицина.

Как видно, существенным фактором здоровья человека является образ его жизни, который в отличие от других факторов полностью зависит от человека.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизнедеятельности человека, охватывающими его трудовую и общественную деятельность, быт, досуг, способы и формы удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения.

 

Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

 

Повышенное внимание к образу жизни студента и на уровне общества, и в сфере культуры, образования, воспитания объясняется его влиянием на здоровье студенчества.

Структура образа жизни выражается в тех или иных долях разных видов жизнедеятельности: доля бюджета времени индивида; доли различных видов жизнедеятельности, на которые личность расходует свое свободное время; долей тех видов жизнедеятельности, где возможен их выбор. Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Так, одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - для общения. При этом личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Определенным выражением саморегулирования жизнедеятельности является стиль жизни личности. Эта система определенного, сравнительно постоянного поведения обеспечивает студенту достижение намеченных целей с меньшими затратами физического и психического потенциалов. Становясь привычкой, стиль жизни в какой-то степени освобождается от контроля сознанием индивида.

Значительное количество фактического материала о сегодняшней жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее организационной неупорядоченности. Это и несвоевременный прием пищи, и систематическое недосыпание, и недостаточное пребывание на открытом воздухе, и дефицит двигательной активности, и отсутствие закаливающих мероприятий, и вредные привычки (курение, употребление спиртного и др.). Все эти факторы хаотичной организации жизнедеятельности, накапливаясь в течение всего времени обучения, существенно отражаются на здоровье студентов, а их последствия наиболее ярко проявляются ко времени окончания обучения в вузе.

Таким образом, здоровый образ жизни создаст для личности социокультурную среду, характеризующуюся возникновением реальных предпосылок для высокой работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую систему личностных ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию ее поведения и деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.