Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные особенности видов и разновидностей физической культуры




Одна из существенных тенденций исторического развития физической культуры заключается в ее дифференциации, которая проявляется в выделении разделов физической культуры, формировании ее видов и разновидностей, имеющих профилированные функции, т.е. функции, особенно выраженные в определенном направлении, отличающем тот или иной раздел. Это обусловлено влиянием на функционирование и структурирование физической культуры ряда факторов и обстоятельств. В качестве основных можно обозначить следующие:

разнообразие объективных социальных и личностных
потребностей, которые предъявляются к физической культуре и
которые она может удовлетворить в силу присущих ей свойств;

особенности тех социальных сфер и структур, в которые
включаются определенные компоненты физической культуры и с
пользой функционируют там применительно к особенностям и
условиям, характерным для различных сфер и структур (в общей системе образования-воспитания, в сферах производительного труда, здравоохранения, досуга и в других сферах жизни общества и индивида);

• особенности контингентов населения, приобщенных к физической культуре: их возрастные, профессиональные особенности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности и др.

Профилированные функции физической культуры в ее разделах, обусловленных влиянием этих факторов и обстоятельств, сочетаются с ее кардинальными, общесоциальными функциями, которые в разной мере зависят от специфики того или иного раздела. В дальнейшем отметим функциональные особенности физической культуры в тех ее разделах, которые достаточно отчетливо выделились в современной физкультурной практике, а также выделим наиболее характерные для этих разделов компоненты содержания и структурные признаки.

Функциональные особенности базовой физической культуры. Этот вид физической культуры представлен, прежде всего, в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения. Функционирование компонентов физической культуры происходит здесь в определяющей зависимости от закономерностей течения общеобразовательной практики и направлено на формирование основ общего физкультурного образования, чтобы создать тем самым у каждого занимающегося достаточно широкий фонд разнообразных двигательных умений, навыков и сопряженных с ними знаний и одновременно гарантировать всем базовый уровень развития физических качеств, свойственных активно деятельному индивиду, и на этой основе оптимизировать предпосылки полноценного здоровья.

В силу особенностей первых этапов онтогенеза данный вид физической культуры подразделяется на дошкольную и школьную. С наступлением молодежного и зрелого возрастов базовая физическая культура при определенных условиях пролонгируется (продлевается) в форме базово-пролонгирующей ее разновидности. При этом ее функции, содержание формы профилируются в направлении, обеспечивающем сохранение ранее достигнутых результатов базового физкультурного образования, повышения их, стимулирование положительной динамики в развитии физических качеств и способностей, упрочения здоровья.

В соответствии с профилирующими функциями базовой физической культуры у нее широкий спектр содержания. Так, ее школьная разновидность включает систему гимнастических упражнений и правил их выполнения, с помощью которых формируются умения дифференцированно управлять движениями в основных звеньях двигательного аппарата, а также формировать системы различных двигательных навыков путем их координации в различных сочетаниях; систему упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих возможностей для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и совершения различных операций с предметами; вариативные сложносоставные упражнения, имеющие выраженные моменты согласования групповых действий и моменты противодействий, например, командные спортивные игры и единоборства; упражнения, сопряженные с избирательными и комплексными проявлениями скоростных, силовых, координационных способностей индивида, его выносливости, гибкости в различных звеньях двигательного аппарата. Базово-пролонгирующая разновидность физической культуры становится основной после завершения созревания организма и обычно имеет менее широкое содержание. Однако сводить его к узкой специализации в каком-то одном виде двигательной деятельности нельзя, поскольку базовый характер данной разновидности физической культуры теряется и она превращается в иную разновидность. Поэтому для продления функций базовой физической культуры необходимо гарантировать разностороннюю физкультурную деятельность. Практически это обеспечивается общей физической подготовкой или общей физкультурно-кондиционной тренировкой.

Функциональные особенности профессионально-прикладной физической




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.