Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровый образ жизни и его компоненты




Как видно из вышеизложенного, образ жизни включает в себя три компонента:

1. Уровень жизни - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей (это преимущественно экономическая категория).

2. Качество жизни - комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (это преимущественно социологическая категория).

3. Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психофизиология личности (это социально-психологическая категория).

Оценивая влияние каждого компонента образа жизни на формирование здоровья, следует отметить, что несмотря на определенную значимость уровня и качества жизни, носящие общественный характер, решающую роль играет стиль жизни, который характерен для конкретной личности. Здесь необходимо осмысленно и грамотно подходить ко всему, что связано с укреплением и сохранением здоровья. Важно вовремя выработать у себя установку на здоровый образ жизни, не дожидаясь пока это заставят сделать болезни.

Таким образом, сберегающим здоровье является такой образ жизни, который объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных условиях для сохранения его здоровья и развития. Практическая реализация здорового образа жизни (ЗОЖ) требует использования ряда определенных принципов, где основными являются принцип социальной направленности, который требует, что бы ЗОЖ был быть, нравственным, волевым, и принцип биологической направленности, требующий, что бы ЗОЖ соответствовал возрасту, был укрепляющим, ритмичным и энергетически обеспеченным.

Факторами, влияющими на формирование здорового образа жизни, являются следующие:

• режим труда, отдыха и питания,

• двигательная активность,

• личная гигиена, включая профилактику вредных привычек, и психогигиена,

• закаливание,

• учет неблагоприятных условий внешней среды,

• культура межличностного общения и сексуального поведения. Из всех вышеизложенных факторов, подробно рассмотрим лишь основополагающие.

1. Биоритмы организма человека и режим его труда, отдыха, питания. Для развития человека важное значение имеет ритм жизни, т.к. в целях нормального развития необходимо, чтобы наши действия соответствовали закономерностям окружающей нас природы. Неоспоримым фактом является воздействие на человека космических ритмов и, в первую очередь, суточного ритма его жизнедеятельности. Именно к этому, ведущему ритму нашей жизни в течение всей истории человечества приспосабливались ритмы всех систем организма человека. Поэтому цикличность этих процессов, их соответствие космическим часам - одна из важнейших основ здоровья.

Учеными установлено, что протекание свыше 40 физиологических процессов в человеческом организме ритмично изменяется на протяжении суток. Как следствие, на протяжении дневной части суток ритмично изменяется и работоспособность человека - с 10 до 13 часов повышается, к 14 часам снижается, а затем с 16 до 20 часов опять повышается. Подобные биоритмы человеческого организма, приближающиеся по продолжительности к суткам, принято называть циркадными. Кроме того, наблюдается и цикличность недельных изменений работоспособности (повышение к среде, снижение к субботе), сезонных изменений (наибольший подъем к концу лета, наибольшее снижение в начале весны). У каждого человека с момента его рождения прослеживаются три типа биоритмов, действующих по закону синусоиды:

1) цикл физических возможностей, продолжительностью 23 дня,

2) цикл эмоционального состояния, продолжительностью 28 дней,

3) цикл интеллектуальных возможностей, продолжительностью 33 дня.

Если человек живет не по законам природы, то наступает десинхронизация ритмов, являющаяся основой постепенного разрушения организма. Отсюда понятна необходимость соблюдения требований к режиму (т.е. определенному ритму) труда, отдыха, питания, т.е. распорядку дня.

Важно соблюдать не только каждодневный ритм жизни, но инаучно обоснованные правила рациональных действийво время труда, отдыха и принятия пищи. Так, еще в начале прошлого века выдающийсяфизиолог И.М. Сеченов установил, что во время трудовой деятельности и после нее утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Позднее установили эффект более быстрогоснижения утомления физическими упражнениями, где в работе участвуют ранее бездействующие мышцы. Оказалось, что это связано с более глубоким торможением утомленных работой нервных центров и возбуждением центров, до этого бездействующих. Был сделан вывод, что упражнение -универсальный стимулятор и восстановительне только физической, но иумственной работоспособности человека.

Что касается питания, то за прошедшие 100 лет оно качественно сильно изменилось. Появилось большое количество искусственных, рафинированных продуктов, которые не приспособлены к эволюционно сформировавшимся механизмам переработки и усвоения пищи. В первую очередь изнашивается желудочно-кишечный тракт, а затем негативные изменения распространяются дальше. По мнению некоторых ученых, болезнь человечества номер один - внутреннее зашлаковывание организма, а уже как следствие - и сердечно-сосудистые, ионкологические иаллергические заболевания. Поэтому необходимо поддерживать свой организм чистым и, в силу его индивидуальных особенностей потреблять определенный набор продуктов. Следует соблюдать элементарные правила культуры питания. Например, принимать пищу в спокойной обстановке, молча, в умеренном темпе; никогда не переедать; не принимать пищу во время работы; пить воду не позднее чем за 10-15 мин до еды и стараться непить во время еды и т.д.

2. Двигательная активность. Двигательная активность является жизненно необходимой потребностью человека наравне с потребностями в еде и сне. Это подтверждается эволюционным развитием человека, предки которого в животном мире могли существовать, добывать себе пищу, бороться с врагами только благодаря интенсивной мышечной работе. На это же указывает и тот факт, что более половины массы тела составляют звенья двигательного аппарата - скелет и мышцы.

Наряду с регулярными и рационально организованными занятиями физическими упражнениями, способствующими формированию необходимого запаса физиологических, морфологических, биохимических и психических резервов организма для совершенствования его функциональных систем, другим, очень важным следствием этих занятий, является развитие способности организма переносить изменения своей внутренней среды, а также развитие устойчивости к целому ряду неблагоприятных факторов внешней среды: перегреванию, пониженному атмосферному давлению, влиянию некоторых промышленных ядов, проникающей радиации, некоторых инфекционных заболеваний и др. Но не менее важно то, что двигательная активность значительно расширяет представления занимающихся о собственном здоровье, изменяет режим труда, отдыха, питания, способствует закаливанию, многое перестраивает в характере и привычках, заставляя отказаться от наиболее вредных из них.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что подобные эффекты станут возможными только при грамотном построении активной двигательной деятельности каждым человеком. Поэтому очень важно в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура» понять основные закономерности этой деятельности, приобрести необходимый двигательный опыт, узнать влияние различных видов физических упражнений, видов спорта на развитие тех или иных функциональных систем организма, чтобы самостоятельно применять средства физической культуры согласно жизненному принципу: «Используйте, иначе утратите».

Существуют различные формы проявления двигательной активности: утренняя зарядка, физические упражнения в режиме рабочего дня, индивидуальные или секционные занятия спортом, общая физическая подготовка на основе многочисленных оздоровительных систем после окончания рабочего дня, при организации досуга во время выходных дней, отпуска, применение физических упражнений с лечебной целью.

Важно использовать двигательную активность на протяжении всей жизни человека с учетом возрастных изменений его организма. Так, если в молодежном возрасте основная роль физических упражнений в стимулировании процессов роста и развития организма, то в зрелом возрасте - в максимальном совершенствовании и поддержании своих физических кондиций, а в старшем возрасте - в сохранении достаточно высокой активности систем организма. Соблюдение такой двигательной активности на протяжении всей жизни - залог ее максимально возможного оздоровительного эффекта для любого человека.

3. Личная гигиена и психогигиена. Личная гигиена включает широкий круг вопросов, в т.ч. режима труда, отдыха, питания человека, которые в общих чертах были рассмотрены выше. Очень важным является и вопросы ухода за телом, поскольку здоровье человека, его сопротивляемость негативным факторам во многом зависят от состояния кожи и ее производных образований: потовых, сальных, молочных желез, волос, ногтей, а также состояния ротовой полости и зубов, органов слуха, зрения обоняния, половых органов, которые выполняют многообразные физиологические функции, в т.ч. и защитную. Так, количество микробов, попадающих на чистую кожу, на поверхности которой поддерживается кислая среда, через 10 мин уменьшается на 85 %, в то время как на грязной коже их количество за 20 мин уменьшается лишь на 5 %.

Понятна и необходимость соблюдения гигиенических требований к постельным принадлежностям, одежде и обуви. Так, выявлено, что человек, постоянно пользующийся одеждой и обувью из искусственных синтетических материалов, которые надежно изолируют его от наружного энергетического пространства, создает для себя тенденцию к ослаблению здоровья.

Важно соблюдать меры по предупреждению или устранению уже возникших нарушений органов зрения, слуха, осанки, по формированию правильного дыхания в покое, во время физической и умственной деятельности, поскольку частота, глубина дыхательных актов влияет на все функции организма, включая сознание. В учении йогов сказано: «Ум -властелин чувств, а дыхание - властелин ума». В качестве профилактических мер необходимо грамотно применять существующие многочисленные комплексы из средств корригирующей и дыхательной гимнастик.

Еще одним очень важным требованием личной гигиены является отказ от привычек, которые прогрессивно разрушают здоровье инесут непосредственную угрозу самой жизни человека. Это - табакокурение, пьянство, токсикомания и наркомания. Конечно, это и колоссальная проблема для всего человечества на протяжении веков, которую вразные времена и в разных странах решали различными путями. Но всегда последнее слово остается за человеком: или - или. Важно знать и то, что наукой и практикой накоплен огромный опыт по профилактике и излечению от вредных привычек. Надо в каждом конкретном случае этим опытом воспользоваться вовремя.

Возрастающий темп производственной деятельности и урбанизация требуют от человека все больших интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений на фоне значительного сокращения возможностей физической деятельности, которая могла бы снизить чрезмерное воздействие психических нагрузок на человека, вызывающих всевозможные заболевания внутренних органов.

Но к этим объективным причинам психической напряженности могут добавиться и субъективные причины, когда человек во многих жизненных ситуациях начинает испытывать чрезмерное напряжение (стресс), способное привести к нервному истощению. А это путь к нервным расстройствам, которые приводят к болезням века - гипертонии, стенокардии, язве желудка т.п.

Специалисты рекомендуют в качестве профилактики подобного развития событий овладение доступными способами саморегуляции психических состояний. Они выделяют 4 группы данных способов:

1. Отключение - переключение. Это самый простой, распространенный и универсальный метод. Его суть состоит в удержании сознания в далеком от травмирующей ситуации русле. Чтобы избежать негативного влияния травмирующих сознание образов и мыслей, полезно переключить его на выполнение какого-то другого дела, например, чтение книг, прослушивание музыки, занятия спортом, поездом на природу и т.п.

2. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц, скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения. Известно, что эмоции есть отражение человеком своего отношения к окружающей действительности в виде разнообразных переживаний. Выявлено, что элементарный контроль за телесными и вегетативными проявлениями эмоций ведет к их самокоррекции. Так, если переключить сознание с предмета гнева на его конкретное проявление, то аффективная реакция закончится намного раньше.

Чаще всего психическое напряжение проявляется в повышенном тонусе мимической, скелетной мускулатуры и увеличении темпа, особенностей движений и речи; в нарушении характера реагирования на раздражители вплоть до его несоответствия; в изменении частоты и ритма дыхания; учащении пульса, изменении цвета лица и других нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы; увеличении потоотделения, диурезе и т.д. Почти все эти проявления эмоций поддаются сознательному контролю и регуляции. Для этого существуют специальные приемы, которые требуют систематической и достаточно длительной тренировки.

3. Сюжетные представления и воображения, самовыражения -самоубеждения. Этот способ саморегуляции можно назвать отвлечением. Оно хорошо знакомо некоторым студентам, когда, находясь на занятиях только внешне, в мыслях он находится далеко от них. Но эта особенность отвлечения может быть с успехом использована в саморегуляции психических состояний, поскольку создаваемые образы существенно влияют на функции организма. В некоторых жизненных ситуациях, особенно новых, регуляция основывается не на смене образов, а на процессе мышления. Эта регуляция путем самовнушений - самоубеждений. Здесь в качестве средства используется точно найденное слово или фраза.

4. Варьирование целеполаганием; предоставление права на ошибку; объективное соотношение задач деятельности и своих возможностей; оптимизация реакции на критику и др. Это контроль и изменение значимости деятельности, ее результатов, ценностных ориентации, самооценок своих возможностей и достижений, своего социального статуса и многое другое. Например, чем выше цель, тем меньше возможность ее достижения; чем меньше вероятность ее достижения, тем больше неопределенность итогов; чем больше неопределенность итогов, тем меньше уверенность, тем раньше и интенсивнее возникает переживание, включающее автоматическую подготовку организма к данной деятельности, и если это проявление предрабочих состояний по каким-либо причинам преждевременно, то оно оказывается вредным для достижения поставленной цели. Один из путей - снизить значимость цели. Так, спортсмен накануне старта может убеждать себя, что ему не обязательно занимать первое место, а достаточно быть в числе призеров предстоящих соревнований, хотя раньше он планировал чемпионскую цель. Другими словами, этот способ, как и другие из этой группы, построен на принципе регуляции исходной значимости.

5. Разрядка. Этот способ саморегуляции психических состояний несколько отличный от других способов тем, что здесь нет установок на снижение уровня или устранение эмоций, а дается выход эмоциональному напряжению, например, самым естественным и безобидным вариантом - слезами. Но иногда, к сожалению, это крик, брань, стучание кулаком и, наконец, драка, а это уже выходит за рамки этического поведения. Поэтому главное здесь в том, чтобы найти способы своей разрядки общественно приемлемые.

4. Закаливание. Закаливание организма - это формирование навыка нормальной работы основных систем организма при экстремальных внешних условиях деятельности. Важно и то обстоятельство, что расширение приспособительных возможностей работы в неблагоприятных условиях заметно расширяет функциональные возможности организма, и в обычной обстановке уровень его функционирования существенно возрастает. Поэтому закаливание - это путь к укреплению здоровья.

По мнению выдающегося физиолога И.П. Павлова, резкие изменения природных условий можно рассматривать так же, как и другие причины болезней, поскольку они способны вызвать простудные или иные заболевания. Организму для борьбы с этими факторами приходится мобилизовать все свои защитные механизмы - терморегуляцию, сердечно­сосудистую, дыхательную, нервную, эндокринную и другие системы. Это наиболее ценный кумулятивный эффект, т.к., кроме устойчивости к определенному фактору, повышается и уровень общей сопротивляемости организма, т.н. «неспецифическая устойчивость».

При применении выбранной системы закаливания или ее отдельных средств необходимо соблюдать следующие правила:

1) любая система закаливания должна базироваться на принципах непрерывности, постепенности, комплексности, увеличивающейся интенсивности закаливающих факторов;

2) один и тот же закаливающий фактор может вызвать у разных людей совершенно различную степень реакции. Поэтому необходим индивидуальный подход при применении закаливающих процедур;

3) необходимо не только понимать механизм закаливания, но и научиться объективно оценивать состояние организма и применять соответственную нагрузку, т.е. научиться навыкам самоконтроля.

Закаливающими факторами, кроме традиционных - солнечной радиации, водных и воздушных процедур, могут служить словесные воздействия (психическое закаливание), пищевой рацион (закаливающие диеты), лекарственные растения, пчелиный яд и др. Наиболее распространенными и доступными являются такие факторы, как высокая температура; низкая температура; их чередование (эффект контраста); передвижение босиком по земле; полоскание горла холодной водой; воздушные и солнечные процедуры.

5. Учет неблагоприятных условий внешней среды. Уже давно установлено, что нормальное существование человеческого организма возможно только при определенных условиях среды существования и что организм может приспосабливаться, если эти условия меняются. Но, когда подобные изменения превышают адаптационные (приспособительные) возможности организма человека, возникает опасность различных заболеваний. А.П. Лаптев и С. А. Полиевский (1990) выделили ряд неблагоприятных факторов внешней среды, знание которых позволит устранить или существенно снизить их негативное воздействие на организм человека:

1. Эпидемиологические факторы (все инфекци0ННые заболевания). Источниками инфекции могут являться и больные люди, выделяющие во внешнюю среду возбудителем заболевания, или бациллоносители - люди уже перенесшие заболевание, но продолжающие выделять микробы, а также больные животные и их трупы. Распространение инфекции может осуществляться следующими путями:

• через прямой контакт с больным (характерно для СПИДа, венерических болезней, скарлатины, оспы, дизентерии, холеры, дифтерии и др.);

• через контакт с зараженными предметами (столовыми приборами, мебелью);

• воздушно-капельным и пылевым путем (грипп);

• через воду (кишечные инфекции), почву (столбняк, газовая гангрена, заражение глистами);

• через продукты питания (особенно опасны молоко, мясо, немытые фрукты, овощи, ягоды);

• через насекомых (мух, клещей, малярийных комаров).

Все профилактические мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями можно подразделить на 3 группы:

1. Общесанитарные меры, в первую очередь соблюдение правил личной и общественной гигиены, а также повышение санитарной грамотности (чем мы сейчас и заняты).

2. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение массового распространения тех или иных инфекций путем предохранительных прививок.

3. Специальные противоэпидемиологические мероприятия: дезинфекция, дезинсекция (устранение вредных насекомых), дератизация (уничтожение крыс) и др.

2. Загрязнение воздуха вредными газами и примесями. К числу наиболее распространенных вредных газов в воздухе населенных пунктов относятся окись углерода (СО), являющаяся продуктом неполного сгорания топлива автомобилей, выбросов промышленных предприятий и теплостанций, и сернистый газ (SCh) - продукт сжигания каменного угля. Кроме названных газов в атмосферу

поступают различные механические примеси в виде дыма, копоти, мелких частиц почвы, различного распыленного материала.

3. Недоброкачественная вода с ее физическими свойствами иповышенным содержанием радиоактивных элементов, с микробами и личинками глистов.

4. Почвы, неудовлетворительные по физическим свойствам, загрязненные животными нечистотами, с химическим (пестицидным или нитратным) или радиоактивным загрязнением.

5. Плохие жилищные условия, связанные с неудовлетворительным качеством строительных материалов, сыростью и плохой звукоизоляцией, недостаточностью естественной и искусственной освещенности и вентиляции, с плохой отапливаемостью.

Таким образом, нами рассмотрены наиболее весомые для здоровья человека факторы и значимость каждого компонента, составляющего ЗОЖ. Главный вывод из всего изложенного заключается в следующем: здоровье не покупают в аптеке, за него необходимо бороться и укреплять его смолоду.

Контрольные вопросы.

 

1. Что такое здоровье человека и как его можно оценить количественно?

2. Что собой представляют резервы человеческого организма и какова их весомость в состоянии здоровья человека?

3. Какие факторы влияют на состояние здоровья человека?

4. Что является выражением саморегуляции личности в процессе жизнедеятельности?

5. Как характеризуется организация жизнедеятельности студентов?

6. Какие негативные факторы влияют на жизнедеятельность студентов?

7. Какие компоненты составляют понятие здоровый образ жизни человека?

8. Охарактеризовать важность различных режимов жизни.

9. Что позволяет рассматривать двигательную активность как важнейшую основу ЗОЖ?

10. Охарактеризовать важность для человека его личной гигиены.

11. Важность личной психогигиены для здоровья человека и способы

саморегуляции психических состояний.

12. В чем суть закаливания и какие факторы могут играть роль

закаливающих?

13. Какое значение для здоровья человека имеет окружающая среда, и

какими способами можно уменьшить негативное влияние ее

неблагоприятных условий?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.