КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контизм 1 страница
Итог. Культура XIX века вырастала из новой структуры общества, иной системы ценностей и поклонения иным богам. Возрастание сложности и ускорение прогресса социального мира (формирование национально-правовых государств, гражданской свободы и равенстсва, разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, рыночной экономики) обусловливало «социальный заказ» адекватной «шуму времени» социальной науки. Процесс отсепарирования социального познания от традиционной философии (метафизики) и одновременного его дифференцирования создают вектор, который привел к позитивному знанию, приоритетно обращенному на чувственно воспринимаемый и опытно проверяемый мир. Социальное познание элиминирует из себя метафизику и выступает альтернативой проблематике традиционной философии, упертой в поиски первопричин, скрытой сущности реальной действительности. Материализм (вульгаризация) и идеализм (спиритуализм) рассцепиваются теперь как равно нелепые (бесплодные), неориентированные на прикладное приложение энергия, ведущие спор по поводу того, что здравомыслящий человек понять не может. Авторитет научного знания переходит к естествознанию с его опытно-математическим эталоном. В условиях промышленной революции — инду-стриализции и прогресса общественной практики — эмпирико-сенсуалис-тическая линия познания превращается в позитивизм, парадигмы построения теоретического знания, демонстрирующего свою доказательность и эффективность. Социальные дисциплины, освобождаясь от методологического влияния рациональной (спекулятивной) философии все шире сводят духовное и социальное к механике (физико)-организмимсским (физиологическим) основаниям. Тем самым открывается возможность, с одной стороны, для раскрытия практического, прикладного потенциала социального познания. С другой — для использования эмпирических методов получения научного знания.Таким образом, если а) философский умозрительный (рационально-дедуктивный) метод связан с внеопытным происхождением теоретического знания — пониманием смысла происходящего, или б) теологический (интуитивный) метод связан с божественным проведением (предопределением) всего происходящего в мире, то в) эмпирический (опытно-индуктивный) метод связан с объяснением фактоло- гического материала, внешне наблюдаемого и фиксируемого в количественных показателях, допускающих обработку с помощью математического аппарата. Таким образом, начало XIX в ознаменовалось созданием социокультурных условий для появления новой социальной науки, обретающей собственный предмет изучения — общество и суверенный язык. Первоначально она называется «социальной физикой», «социальной физиологией», а затем «социологией» — наукой, которая радикально изменила траекторию тысячелетнего развития социальной философии. Литература 1. Августин Аврелий. Исповедь. — М.: 1991. 2. Американские просветители. Избр. произв. В 2 т. — М.: 1969. 3. Антология мировой философии В 4 т.— М.: 3969— 1972. 4. Аптекер Г. История американского народа. Колониальная эра, — М,: 5. Аристотель. Соч. В 4т. — М • 1975 —1984. 6. Браг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма — М.: 1987. 7 Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М.: 1978; Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. —- М.' 1989. 8. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета — М.: 9. Брехт Б. Пьесы. — М.: 1956 10. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV 11. Бруно Д. О героическом энтузиазме. — М.: 1953. 13. Век Просвещения. — Москва — Париж: 1970. 14. ВернанЖ Происхождение древнегреческой мысли. — М.: 1988. 15. Галилей Г. Диалоги о двух главнейших системах мира — птоломеевской 16. Галилей Г. Избр. произв. В 2т. — М.: 1964. 17. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа () Соч Т. 4. — М.: 1959 18. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. — М.: 1977. 19. Гоббс Т. Избр. произв. В 2 т - М.: 1964 - 1965. 20. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. — М.: 3974. 21. Горфункель А. X Философия эпохи Возрождения. — М.. 1980. 22. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М.: 1986. 23. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: 1987. 24. Данте Алигьери Новая жизнь. Божественная комедия. — М.: 1967. 25. Декарт Р. Избр. произв. — М.: 1950. 26. Кампанелла Т. Город Солнца. — М.. 1954. 27. Каримский А. М. Ревлоюция 1776 г. и становление американской фило 28. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. — М.: 1982. 29. Кегле А. Социальная физика или опыт исследования о развитии чело 29а. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. — М/ 1972. 30.Киссель М. А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в 31. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская 32.Кузнецов В Н. Немецкая классическая философия второй половины 33. Лазарев В. В. Становление философского сознания Нового времени. — 34. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление — М.: 1930. 35. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М.: 1983. 35а. Ле Грофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: 1992. 36. Лейбниц Г. В. Соч. В4т. - М.: 1982 -1985. 37. ЛоккД. Избр. произв. В 2т. - М.: 1960 38. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М.: 3996. 39. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Ротердамский. Философские произ 40.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М.: 1979. 41.Макиавелли Н. Государь. Рассуждения в первой декаде Тита Ливия. О 42.Механика и цивилизация XVII—XIX вв. — М.: 1979. 43.Миронов Б. Н. История и социология. —Л.: 1984. 44.МомджянХ. Н. Французское Просвещение XVIII века. — М.: 1983. 45.Мор Т. Утопия//Утопический роман XVI—XVII веков — М.. 1971.
46. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Кры 47. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. — М.: 1972. 48. Платон. Соч. В 3 т. - М.: 1968 - 1972. 49. Покровский Н. Е. Ранняя Американская философия. — М.; 1989- 50. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. — М.: 51. Рассел Б История западной философии. — М.: 1959; Почему я не хри 52. Антология экономической классики. В 2-х томах Т. 1. — М.: 1991. 53. Рикардо Д, Начала политической экономики и налогового обложения 54. Рожановский Н. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. — М.: 55. Руссо Ж. -Ж. Избр. соч. В Зт. - М.: 1961. 56. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения. — Л.: 1978. 57. Сен-Симон А, Письма женевского обитателя современникам // Избр. 58. Сен-Симон А. Изложение учения Сен-Симона. — М.: 1947. 59. Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Виргиния. Новый Пли 60. Смит А. Исследования о природе и причинах богатств народов. — М.: 61. Соколов В. В. Европейская философия XV —XVII веков. — М.: 1984. 62. СтройкД. Дж. Становление науки в США. — М.: 1966. 63. Тальберг Н. История христианской церкви. — М. — Нью-Йорк: 1991. 64. Типология и периодизация культуры Возрождения. — М.: 1976. 65. Токвиль А. де. Демократия в Америке. — М.: 1992. 66. Томсон Дж. Первые философы. — М.: 1959. 67. Тюрго А. Р. Избр. философ, произв. — М.: 1937. 67а. Уайтхед А. Н. Религия и наука // Заблуждающийся Разум? Многообразие вненаучного знания. — М.: 1990. 676. Утопический роман XVI-XVII веков. БВЛ. Т. 39. — М.: 1971. 68. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М.: 3978. 69. Хейзинга И. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного 70. Хрестоматия по эллинско-римской философии. — Свердловск.: 1987. 71. ЧанышевА. Н. Курс лекций по древней философии. — М.: 1981. 72. ЧанышевА. Н. Курс лекций подревней и средневековой философии. — 73. Чистозвонов А. Н. Генезис капитализма: проблема методологии. — М.: 74. Шацкий Е. Утопия и традиция. — М.: 1990. 75. Шкуратов В. А. Историческая психология. — Ростов-на-До ну: 1994. 76. Юм Д. Соч. В 2 т. - М.: 1966. ГЛАВА 2 РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ С какой даты начинается социология? Какие авторы достойны считаться родоначальниками социологии? Какое определение социологии принять? Р. Арон Интенсивная дифференциация социального знания и усложнение социальных проблем на рубеже XVIII—XIX веков подготовили новаторскую идею создания подлинной науки об обществе. Она должна была обеспечивать людям господство над историей, подобно тому, как естественные науки обеспечивали им господство над силами природы. Пионерами организованной и систематической реализации данной идеи выступили О. Конт (Франция) и Г. Спенсер (Англия), заложившие основы новой науки — социологии — как позитивистски-реалистическую версию социологического знания Этот период выступает как «ранняя социология» и заключен в рамки 40— 70 годов XIX в., когда присходило ее конституирование в качестве самостоятельной социальной дисциплины. Формальный отсчет можно начинать с 40-х годов, времени выхода в свет контовской книги «Курс позитивной философии», в которой он изложил свое понимание науки, названной им «социологией»'. В 60—70 годы позитивная социология занимает доминирующее положение в социальном познании как общая теория устройства и развития общества. Она не сводится к заимствованиям, а дает теоретическую и обще культурную разработку многих социальных схем, оказывающих прямое влияние на развитие социального познания. Вместе с тем социлогия еще не является общепризнанной и официально организованной специальной наукой. Данный период становления имеет особый теоретико-практический настрой, придавший собственно социологический аспект социальному познанию. В этом аспекте положено начало дистанцированию социолгии от философии и других социальных дисциплин, чему способствовала сознательная ориентаци ее основоположников на естественнонаучный подход к анализу социального мира. 1 Вначале Конт использовал термин «социальная физика», но впоследствии, чтобы подчеркнуть инновационный характер создаваемой им науки, он ввел новое название — социология (социс — общество, логос — наука): наука об обществе. О становлении, формировании нового направления науки можно говорить в том случае, если оно в состоянии содавать ценности, отличные от производимых другими направлениями и предоставляющие вклад в развитие социальной науки. Чтобы проверить подобную претензию, надо ответить на два вопроса' 1) что мы теперь знаем такого, чего не знали до сих пор7 2) что мы теперь можем сделать такого, чего не могли сделать до сих пор? Положительный ответ увеличивает нашу способность эффективного социального управления (предвидения и контроля). Этим проверяется относительно самостоятельная способность нового направления науки концептуально толковать многообразие и разнокачествснность социальной жизни. Социология изначально определила свой объект — общество в его реальном — настоящем — существовании и состоянии («здесь — теперь — бытие»). При этом западно-европейское общество отождествляется с промышленным, то есть индустриальным обществом, которое воспринимается пионерами социологии с чувством восхищения и озабоченности. Апологетика «настоящего» была связана с довольно прочно вошедшей в умы иллюзией «благополучного» развития. Данная апологетика основывалась на промышленных изобретениях (паровоз Стефепсона 1814, пароход Фул-тона 1819, электромагнитный телеграф Ампера, Эрстеда 1833, электромотор Якоби 1835 и др.), изветстиом уровне гражданской культуры и индивидуализма. Считалось, что раз достигнутое, делает буржуазное общество — общее благо — непроблематичным. В результате формируется генерализирующая идея: естественные науки обладают концептуальным единством (объект, методы, понятийный аппарат и т. п.), и этого надо добиваться для социального познания. Должно создать науку об обществе на манер передового естествознания, способную интегрировать социальные науки. Вера в естественнонаучный эталон знания, приоритет экспериментально-теоретических процедур частных наук и индустриальный тип общества обусловливали редукции естественнонаучной (фактуальной) установки на такую картину мира, в которой общества интерпретируется как «механизм)организм». Благодаря этому оно предстало как мир объектов и явлений, чье поведение эмпирически фиксируется. Физико-биологические аналогии способствовали переходу в социологию многих естественных понятий, динамика, статика, эволюция, равновесие,, дифференциация и т, д. Данная редукционистская установка «надстраивания» социального опыта над механическим (физикализм) и биологическим (органицизм) основаниями сыграла не только положительную роль, но и была логически и методологически неизбежной. Опора на естественнонаучный эталон в создании социологии способствовала укреплению ее авторитета как науки об обществе. Процесс промышленной революции обнаруживал рост значения социальных условий для развития общества (индустриализация, урбанизация, стремление к личной пользе и выгоде и др.). Процессуальный аспект происходящего акцентирует внимание на рационализации управления. Наряду со стремлением предвидеть и подготовкой инструментов технического гос- подства актуализируется проблема социального порядка и обеспечения прогресса Все это обусловливает предмет социологии' изучение конкретных механизмов организации индустриального общества; его институтов, образующих структуру гражданского общества и призванных трансформировать идеи прогресса в реальность; достижения согласия и солидарности в обществе. Тем самым, она призвана обеспечивать необходимую перестройку общества в развитой части мира и в соответствии с требованиями научно-промышленной действительности под девизом «Порядок и прогресс» (О. Конт). Таким образом, социология изначально предназначается ее отцами-основателями для службы капиталистической форме хозяйствования и соответствующему общественному порядку. Ориентация социологической мысли на углубление практического аспекта, обусловливает стремление придать ей удобную и выгодную для применения форму. Отсюда вытекает рецептурный характер теоретико-прикладных разработок по ускорению новаций в культуре и, возможно, быстрому их превращению в статус традиций. Такой подход формирует принципиальное отношение к социальной революции — это лишь выражение неспособности (невозможности) перестраивать общество организационно-институциональными методами Но тогда надо ответить на главные вопросы: что является основой прогресса, каковы его направленность и горизонт предсказуемости? В трихотомии «прошлое — настоящее — будущее» пионеры социологии занимают новационную позицию, отдавая предпочтение настоящему — подлинной (естественной) жизни общества. Это позволяет осуществлять «суд» (критику) над историческим развитием с точки зрения разума собственного времени. Исторический процесс редуцирует действительность лишь к одной из возможностей, которая актуализировалась в наличной промышленной организации общества. Поэтому прошлое не является ориентиром развития общества: оно ни ценностно, ни антиценностно, а выступает фактом, который следует учитывать в теории и практике, чтобы лучше представить настоящее — современность. При этом с трудом приходят на ум мысли о том, что события далекого прошлого некогда ожидались в будущем. Промышленное общество открыто и динамично, оно живет только обновляясь. Идея исторического прогресса (активизма) вдохновляет на оптимистическое мироощущение по отношению к индустриальному будущему. Однако данные парадигмальные изменения не могут быть объяснены наукой на уровне старого общественного порядка — прошлого. Поэтому социология формируется как альтернатива рациональной философской традиции идеализма и материализма, рассматривающейся как продукт невежества и заблуждений «метафизического» состояния умов. Отвлеченные спекуляции подобных философов подлежат замене позитивной наукой, которая характеризуется: — сведением духовного и социального к физико-биологическим основа — заменой вопросом «как» протекают явления, вопроса «почему», то — опорой на факты, приводящие к точному и бесспорному (проверяе — теоретическим обоснованием и практической организацией позитив Социология как объясняющая наука акцентирует внимание только на фиксируемых «внешних» фактах и явлениях. Основоположники се считали, что неизменные естественные законы — это лишь результат объяснения (описания) связей явлений, их последовательности и подобия. Поэтому они не касались общих начал всех связей (сверхъестественного) и их причинных отношений. Описание связей является альтернативой бесплодным попыткам «метафизиков»1 понять их причинно-следственный характер. На протяжении всей своей истории позитивизм остается верен данному антидетерменизму. То, что за точку отсчета в изучении общества берется настоящее, обусловливает обращение к наблюдению как генерализирующему методу исследования. Быть позитивным — это значит наблюдать феномены и открывать законы, управляющие явлениями и их отношениями, которые можно проверить. В эмпирических науках метод — это непосредственный инструмент решения некой типичной познавательной задачи: добывание информации, ее обработка, сравнение и т. п. Он выступает как нечно формальное, применимое к любому внешнему объекту, позволяющее сводить научные положения к констатациям о чувственных данных (объяснение). Позитивное знание получается на основе эмпирического обобщения наблюдаемых фактов, черпающего истину из опыта, внешне и внутренне данного. Развитие собственных методов сбора, обработки и анализа социологических данных, позволяющих исследовать настоящее социальных явлений и процессов, стремление сделать социологическое знание полезным (выгодным) и удобным для применения превращало социологию в научно-практическую дисциплину и организационно-управленческий инструмент общественной жизнедеятельности. Однако отсепарирование социологии от спекулятивной (метафизической) философии не означает отказа основоположников ее от философии вообще. Дело в том, что основной массив знаний, нужных в практической (повседневной) жизни и деятельности, приобретается в положительных специальных науках. Последние нуждаются в определенной систематизации и упорядоченности достижений, выводов, понятий. Отсюда вытекала потребность приведения принципов, присущих различным наукам, к наименьшему числу основоположений и к созданию единой системы однородной науки, охватывающей все совокупности приобретенных знаний. Эту работу призвана выполнить философия нового типа — позитивная философия, которая представляет собой окончательное состояние человеческого ума. Таким образом, О. Копт и Г. Спенсер заложили и основы позитивистско-аналитической философии, господствовавшей в XIX в. над всем мировоззрением человека и обещавшей ему индустриальное (научно-промышленное) «процветание»1. 1 Под «метафизикой» понимается то, что находится за пределами «физики», то есть не соответствует естественнонучному эталону и является ненаукой. Социология нс чужда философской рефлексии и претендует на создание всесторонней социологической концепции — общей теории устройства общества. В силу этого она неизбежно сливалась с социальной философией. Поэтому основоположников социологии часто называли либо социологами в философии, либо философами в социологии. Данная амбивалентность и отсутствие «полевой рабогы» обусловливали «кабинетный» тип ранней социологии. Эмпирический материал использовался ее представителями для подкрепления идей в качестве множественных примеров из самых различнх областей знаний (энциклопедизм). Наивный натурализм (status naturalis), рецептурные подробности устройства общества, категоричность планов организации общественного порядка сегодня — пройденный этап. Вместе с тем важно понять, что есть глубокого в их наивности и противоречивости, заставляющих относиться к пионерам социологии с почтением. Оригинальность учениям О. Конта и Г. Спенсера придавало следование принципу «умственной гигиены» — нежелание читать произведения других авторов. Они считали, что связанные с этим научные усилия вызывают искажения мысли. Интуитивный метод без целенаправленных усилий воли, свободная игра ума придавали формируемой «отцами социологии» науке инновационных характер, изначальный плюрализм и неоднородность в решении эпистемологических проблем. Понимая примерно одинаково цели социологического познания, они по-разному представляли себе его основу, предмет и задачи. Позитивизм, оставаясь ведущим направлением социологии XIX в., был не свободен от одпосторонностей и слабостей в объяснении общества, которые отмечали современники. В частности, первой критической формой рефлексии на позитивизм явился марксизм, который как «тень гамле-това отца» своей альтернативой преследовал развитие социологии вплоть до конца XX в. Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной характер окончательного строя, который позитивизм начинает устанавливать... О. Конт Контизм — название далеко не случайное. Опост Конт (1798—1857) не провел ни одного эмпирического исследования, по стал «отцом-основа- 1 Необходимо отмстить, что в это же время формируется и экзистенционально-феноменологинеское направление философии (Ф. Шлейермахер (1768—1834), С. Кьеркегор (1813-1855), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941), Э. Гуссерль (1859-1938) и др.), обратившееся к субъективному миру человека (свобода, выбор, воля, интуиция и т. п.) и противостоящее социальной науке, построенной по образу естественных наук (позитивизму). телем» социологии. Становление индустриального общества обусловило потребность создания социальной науки, способной обеспечить стремление к «порядку и прогрессу». Его мысль-кредо, вынесенная в эпиграф, выразила смысл личного и социального существования и привела на путь создания новой науки, обеспечивающей развитие индустриальной жизни. Интерес к идеям и теориям Конта усилился после его смерти, подтвердив истину, что в природе потомство зачастую появляется после смерти родителей. Умер он в забытьи и с репутацией сумасшедшего. В 70-е годы Э. Литре (ученик Конта) своими статьями о нем в журнале «Позитивизм» обратил внимание на автора, давшего теоретическое самоопределение социлогии по отношению к другим социальным наукам. С этого времени многие концептуальные схемы Конта берутся за основу и к ним добавляются наработки соответствующие духу времени. О. Конт обучался в Высшей политехнической школе (1814—1816), так и не окончив курса. Его ведущие идеи сложились в атмосфере эпохи и под влиянием Сен-Симона, секретарем которого Конт был с 1817 по 1824 годы. В частности, это касалось вопросов стадий прогресса, классификации наук, позитивного знания, новой церкви и др. Эта дружба завершилась принципиальной ссорой из-за публикации Сен-Симоном коптевской работы без подписи автора. С этого момента Конт начинает самостоятельный путь в науке. Он сумел выработать собственную оригинальную для своего времени интерпретацию этих и других вопросов, определившую развитие французской и англо-американской ветвей социологии. Данный факт обусловил правомерность использования термина «контизм»1. В «Курсе позитивной философии», выходящей отдельными томами (6 т.) с 1830 по 1842 годы, Конт обосновывает новую науку — социологию. В качестве цели последней он определяет изучение истории человеческого рода (прогресса) и формулирует два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук. 1.1. Учение социальной динамики ...Позитивизм прямо представляет человеческий прогресс как состоящий всегда в простом развитии основного порядка,... что ход наших превращений совершается эволюциои-но, без участия какого-либо творчества О. Конт О. Конт разрабатывает теорию прогресса как исторического процесса интеллектуальной эволюции человечества. Он сводит все бесконечное раз- ' В советской литературе восприятие тех или иных персоналий осуществлялось сквозь призму оценок классиков марксизма-ленинизма. В частноти, трактовка социологической доктрины О. Конта осуществлялась в русле его опенки Ф. Энгельсом: а) он заимствовал идеи у Сен-Симона и изуродовал их: б) осуществил шаг назад по сравнению с немецкой классической философией и Л. Фейербахом, в) занимал реакционную позицию, призывая фабричных рабочих отказаться от революционных социалистичеких идей. Подобный негативный классовый подход осуществлялся по отношению к тем, кто не укладывался в рамки диалектического материализма. нообразие форм организации обществ к основному ряду, соответствующему единому замыслу — прогрессу человеческого разума. Конт фактически реставрирует гегелевскую схему исторического процесса, заменив его три-адическую периодизацию (античность — средневековье — современность) тремя стадиями: теологическая — метафизическая — позитивная (13.!). В главном они совпадают, так как оба считают двигателем развития разум, а венцом — современность. Однако Конт акцентирует тот факт, что только социальный контекст позволяет понять, как действует разум человека. Разум сояиален и историчен: он правит миром и переворачивает его1 (1, 3, 576). Именно умственное, духовное развитие предопределило создание индустриального мира, и это главный аспект европейской истории, принятый всем человечеством. Контуры будущего преподносятся в форме реализации научного (разумного) и технического начал2. В результате, прогресс предстает как этапы (стадии) становления разума человека, проявляющегося в установлении основного порядка в обществе: ход превращений совершается эволюционно, без участия какого-либо творчества (божественного, революционного и т. п.). Разум проходит три основные стадии — теологическую, метафизическую и позитивную, где каждое последующее (настоящее) состояние однозначно задастся предыдущим (прошлое). Конт реабилитирует прошлое и задастся выяснением специфики данных стадий исторического развития в виде смены способов мышления и эталонов поведения. При этом возникают вопросы: можно ли отбрасывать все, что было вчера? целесообразно ли принимать все, что есть сегодня? Отвечая на них, он допускал смешанный характер стадий и возможность прогрессивной «постепенности» революционных сдвигов в переходные периоды между стадиями как движение вперед. Учение социальной динамики раскрывало метаморфозы порядка прежде, чем он вышел на конечную позитивную стадию. По Конту, в обществе одновременно действуют две тенденции. Во-первых, это приспособление (способ действия) к наличным условиям (адаптация). Во-вторых, это стремление их изменить (способ размышления). В определенные моменты наступает их «согласие» как периоды «оцепенения», которые составляют стадии (фазы) в развитии цивилизации. Однако человеческий дух под влиянием страстей, иллюзий побуждает человека к деятельности. Это не позволяет в процессе адаптации блокировать исторический прогресс: а) материальный прогресс — улучшение условий жизни; б) физический прогресс — биологическое совсршенствова- 1 Необходимо отметить, что Конт выделяет и такие факторы, как расы (опреде 2 Разочарование в индустриализме (капитализме, социализме), приведшем к ние человеческого рода; в) интеллектуальный прогресс — умственное и нравстенное совершенствование человечества. Конт исходит из единства (а не разнообразия)человечества, отсюда и его ориентация исторического развития, которая заключена в естественном законе «трех стадий» прогресса человечества.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |