Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контизм 1 страница




Итог.

Культура XIX века вырастала из новой структуры общества, иной сис­темы ценностей и поклонения иным богам. Возрастание сложности и ус­корение прогресса социального мира (формирование национально-право­вых государств, гражданской свободы и равенстсва, разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, рыночной экономики) обусловливало «социальный заказ» адекватной «шуму времени» социаль­ной науки. Процесс отсепарирования социального познания от традици­онной философии (метафизики) и одновременного его дифференцирова­ния создают вектор, который привел к позитивному знанию, приоритет­но обращенному на чувственно воспринимаемый и опытно проверяемый мир. Социальное познание элиминирует из себя метафизику и выступает альтернативой проблематике традиционной философии, упертой в поиски первопричин, скрытой сущности реальной действительности. Материализм (вульгаризация) и идеализм (спиритуализм) рассцепиваются теперь как равно нелепые (бесплодные), неориентированные на прикладное прило­жение энергия, ведущие спор по поводу того, что здравомыслящий чело­век понять не может.

Авторитет научного знания переходит к естествознанию с его опытно-математическим эталоном. В условиях промышленной революции — инду-стриализции и прогресса общественной практики — эмпирико-сенсуалис-тическая линия познания превращается в позитивизм, парадигмы постро­ения теоретического знания, демонстрирующего свою доказательность и эффективность. Социальные дисциплины, освобождаясь от методологичес­кого влияния рациональной (спекулятивной) философии все шире сводят духовное и социальное к механике (физико)-организмимсским (физиоло­гическим) основаниям. Тем самым открывается возможность, с одной стороны, для раскрытия практического, прикладного потенциала соци­ального познания. С другой — для использования эмпирических методов получения научного знания.Таким образом, если а) философский умозри­тельный (рационально-дедуктивный) метод связан с внеопытным проис­хождением теоретического знания — пониманием смысла происходяще­го, или б) теологический (интуитивный) метод связан с божественным проведением (предопределением) всего происходящего в мире, то в) эм­пирический (опытно-индуктивный) метод связан с объяснением фактоло-


гического материала, внешне наблюдаемого и фиксируемого в количе­ственных показателях, допускающих обработку с помощью математичес­кого аппарата.

Таким образом, начало XIX в ознаменовалось созданием социокультур­ных условий для появления новой социальной науки, обретающей соб­ственный предмет изучения — общество и суверенный язык. Первоначаль­но она называется «социальной физикой», «социальной физиологией», а затем «социологией» — наукой, которая радикально изменила траекторию тысячелетнего развития социальной философии.

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь. — М.: 1991.

2. Американские просветители. Избр. произв. В 2 т. — М.: 1969.

3. Антология мировой философии В 4 т.— М.: 3969— 1972.

4. Аптекер Г. История американского народа. Колониальная эра, — М,:
1961.

5. Аристотель. Соч. В 4т. — М • 1975 —1984.

6. Браг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма — М.: 1987.

7 Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М.: 1978; Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. —- М.' 1989.

8. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета — М.:
1988.

9. Брехт Б. Пьесы. — М.: 1956

10. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV
— XVIII вв. В 3 т. - М.: 1986 - 1992.

11. Бруно Д. О героическом энтузиазме. — М.: 1953.
12 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - М.. 1971-1972.

13. Век Просвещения. — Москва — Париж: 1970.

14. ВернанЖ Происхождение древнегреческой мысли. — М.: 1988.

15. Галилей Г. Диалоги о двух главнейших системах мира — птоломеевской
и коперниковой. () Избр. труды. Т 1, — М/ 1964.

16. Галилей Г. Избр. произв. В 2т. — М.: 1964.

17. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа () Соч Т. 4. — М.: 1959

18. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. — М.: 1977.

19. Гоббс Т. Избр. произв. В 2 т - М.: 1964 - 1965.

20. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. — М.: 3974.

21. Горфункель А. X Философия эпохи Возрождения. — М.. 1980.

22. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М.: 1986.

23. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: 1987.

24. Данте Алигьери Новая жизнь. Божественная комедия. — М.: 1967.

25. Декарт Р. Избр. произв. — М.: 1950.

26. Кампанелла Т. Город Солнца. — М.. 1954.
26а. Кант И. Соч. В 6 т. - М.: 1963-1966.

27. Каримский А. М. Ревлоюция 1776 г. и становление американской фило­
софии.—М.: 1976

28. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. — М.: 1982.


29. Кегле А. Социальная физика или опыт исследования о развитии чело­
веческих способностей. — К.: 1911.

29а. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. — М/ 1972.

30.Киссель М. А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в
буржуазной философии). — М.: 1974.

31. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская
философия XVIII века. — М: 1986.

32.Кузнецов В Н. Немецкая классическая философия второй половины
XVIII - начала XIX века. - М.: 1989.

33. Лазарев В. В. Становление философского сознания Нового времени. —
М.: 1987.

34. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление — М.: 1930.

35. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М.: 1983.

35а. Ле Грофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: 1992.

36. Лейбниц Г. В. Соч. В4т. - М.: 1982 -1985.

37. ЛоккД. Избр. произв. В 2т. - М.: 1960

38. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М.: 3996.

39. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Ротердамский. Философские произ­
ведения. — М.: 1986.

40.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М.: 1979.

41.Макиавелли Н. Государь. Рассуждения в первой декаде Тита Ливия. О
военном искусстве. — М.: 1996.

42.Механика и цивилизация XVII—XIX вв. — М.: 1979.

43.Миронов Б. Н. История и социология. —Л.: 1984.

44.МомджянХ. Н. Французское Просвещение XVIII века. — М.: 1983.

45.Мор Т. Утопия//Утопический роман XVI—XVII веков — М.. 1971.

 

46. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Кры­
лов А. Н. Собр. трудов. — М.: Л/ 1936.

47. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. — М.: 1972.

48. Платон. Соч. В 3 т. - М.: 1968 - 1972.

49. Покровский Н. Е. Ранняя Американская философия. — М.; 1989-

50. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. — М.:
1990.

51. Рассел Б История западной философии. — М.: 1959; Почему я не хри­
стианин. — М.: 1987.

52. Антология экономической классики. В 2-х томах Т. 1. — М.: 1991.

53. Рикардо Д, Начала политической экономики и налогового обложения
() Сочинения. Т. 1. — М.: 1955.

54. Рожановский Н. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. — М.:
1979

55. Руссо Ж. -Ж. Избр. соч. В Зт. - М.: 1961.

56. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения. — Л.: 1978.

57. Сен-Симон А, Письма женевского обитателя современникам // Избр.
соч.-М.: 1948.

58. Сен-Симон А. Изложение учения Сен-Симона. — М.: 1947.


59. Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Виргиния. Новый Пли­
мут. 1606—3642. — М.: 1980; У истоков американской истории. Массачусетс.
Мериленд. 1630- 1642.-М.: 1980.

60. Смит А. Исследования о природе и причинах богатств народов. — М.:
1978.

61. Соколов В. В. Европейская философия XV —XVII веков. — М.: 1984.

62. СтройкД. Дж. Становление науки в США. — М.: 1966.

63. Тальберг Н. История христианской церкви. — М. — Нью-Йорк: 1991.

64. Типология и периодизация культуры Возрождения. — М.: 1976.

65. Токвиль А. де. Демократия в Америке. — М.: 1992.

66. Томсон Дж. Первые философы. — М.: 1959.

67. Тюрго А. Р. Избр. философ, произв. — М.: 1937.

67а. Уайтхед А. Н. Религия и наука // Заблуждающийся Разум? Многооб­разие вненаучного знания. — М.: 1990.

676. Утопический роман XVI-XVII веков. БВЛ. Т. 39. — М.: 1971.

68. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — М.: 3978.

69. Хейзинга И. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного
уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. —
М.: 1988.

70. Хрестоматия по эллинско-римской философии. — Свердловск.: 1987.

71. ЧанышевА. Н. Курс лекций по древней философии. — М.: 1981.

72. ЧанышевА. Н. Курс лекций подревней и средневековой философии. —
М.:1991.

73. Чистозвонов А. Н. Генезис капитализма: проблема методологии. — М.:
1986.

74. Шацкий Е. Утопия и традиция. — М.: 1990.

75. Шкуратов В. А. Историческая психология. — Ростов-на-До ну: 1994.

76. Юм Д. Соч. В 2 т. - М.: 1966.


ГЛАВА 2 РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ

С какой даты начинается социология? Какие авторы достойны считаться родона­чальниками социологии? Какое определение социологии принять?

Р. Арон

Интенсивная дифференциация социального знания и усложнение соци­альных проблем на рубеже XVIII—XIX веков подготовили новаторскую идею создания подлинной науки об обществе. Она должна была обеспечивать людям господство над историей, подобно тому, как естественные науки обеспечи­вали им господство над силами природы. Пионерами организованной и сис­тематической реализации данной идеи выступили О. Конт (Франция) и Г. Спенсер (Англия), заложившие основы новой науки — социологии — как позитивистски-реалистическую версию социологического знания

Этот период выступает как «ранняя социология» и заключен в рамки 40— 70 годов XIX в., когда присходило ее конституирование в качестве само­стоятельной социальной дисциплины. Формальный отсчет можно начи­нать с 40-х годов, времени выхода в свет контовской книги «Курс позитив­ной философии», в которой он изложил свое понимание науки, назван­ной им «социологией»'. В 60—70 годы позитивная социология занимает до­минирующее положение в социальном познании как общая теория уст­ройства и развития общества. Она не сводится к заимствованиям, а дает теоретическую и обще культурную разработку многих социальных схем, оказывающих прямое влияние на развитие социального познания. Вместе с тем социлогия еще не является общепризнанной и официально организо­ванной специальной наукой. Данный период становления имеет особый теоретико-практический настрой, придавший собственно социологичес­кий аспект социальному познанию. В этом аспекте положено начало дис­танцированию социолгии от философии и других социальных дисциплин, чему способствовала сознательная ориентаци ее основоположников на ес­тественнонаучный подход к анализу социального мира.

1 Вначале Конт использовал термин «социальная физика», но впоследствии, чтобы подчеркнуть инновационный характер создаваемой им науки, он ввел но­вое название — социология (социс — общество, логос — наука): наука об обществе.


О становлении, формировании нового направления науки можно го­ворить в том случае, если оно в состоянии содавать ценности, отличные от производимых другими направлениями и предоставляющие вклад в раз­витие социальной науки. Чтобы проверить подобную претензию, надо от­ветить на два вопроса' 1) что мы теперь знаем такого, чего не знали до сих пор7 2) что мы теперь можем сделать такого, чего не могли сделать до сих пор? Положительный ответ увеличивает нашу способность эффек­тивного социального управления (предвидения и контроля). Этим прове­ряется относительно самостоятельная способность нового направления науки концептуально толковать многообразие и разнокачествснность социальной жизни.

Социология изначально определила свой объект — общество в его ре­альном — настоящем — существовании и состоянии («здесь — теперь — бытие»). При этом западно-европейское общество отождествляется с про­мышленным, то есть индустриальным обществом, которое воспринимает­ся пионерами социологии с чувством восхищения и озабоченности. Аполо­гетика «настоящего» была связана с довольно прочно вошедшей в умы иллюзией «благополучного» развития. Данная апологетика основывалась на промышленных изобретениях (паровоз Стефепсона 1814, пароход Фул-тона 1819, электромагнитный телеграф Ампера, Эрстеда 1833, электро­мотор Якоби 1835 и др.), изветстиом уровне гражданской культуры и инди­видуализма. Считалось, что раз достигнутое, делает буржуазное общество — общее благо — непроблематичным.

В результате формируется генерализирующая идея: естественные науки обладают концептуальным единством (объект, методы, понятийный ап­парат и т. п.), и этого надо добиваться для социального познания. Должно создать науку об обществе на манер передового естествознания, способ­ную интегрировать социальные науки. Вера в естественнонаучный эталон знания, приоритет экспериментально-теоретических процедур частных наук и индустриальный тип общества обусловливали редукции естественнона­учной (фактуальной) установки на такую картину мира, в которой обще­ства интерпретируется как «механизм)организм». Благодаря этому оно пред­стало как мир объектов и явлений, чье поведение эмпирически фиксиру­ется.

Физико-биологические аналогии способствовали переходу в социологию многих естественных понятий, динамика, статика, эволюция, равновесие,, дифференциация и т, д. Данная редукционистская установка «надстраива­ния» социального опыта над механическим (физикализм) и биологичес­ким (органицизм) основаниями сыграла не только положительную роль, но и была логически и методологически неизбежной. Опора на естествен­нонаучный эталон в создании социологии способствовала укреплению ее авторитета как науки об обществе.

Процесс промышленной революции обнаруживал рост значения соци­альных условий для развития общества (индустриализация, урбанизация, стремление к личной пользе и выгоде и др.). Процессуальный аспект про­исходящего акцентирует внимание на рационализации управления. Наряду со стремлением предвидеть и подготовкой инструментов технического гос-


подства актуализируется проблема социального порядка и обеспечения про­гресса Все это обусловливает предмет социологии' изучение конкретных механизмов организации индустриального общества; его институтов, об­разующих структуру гражданского общества и призванных трансформиро­вать идеи прогресса в реальность; достижения согласия и солидарности в обществе. Тем самым, она призвана обеспечивать необходимую перестройку общества в развитой части мира и в соответствии с требованиями научно-промышленной действительности под девизом «Порядок и прогресс» (О. Конт). Таким образом, социология изначально предназначается ее отца­ми-основателями для службы капиталистической форме хозяйствования и соответствующему общественному порядку.

Ориентация социологической мысли на углубление практического ас­пекта, обусловливает стремление придать ей удобную и выгодную для при­менения форму. Отсюда вытекает рецептурный характер теоретико-приклад­ных разработок по ускорению новаций в культуре и, возможно, быстрому их превращению в статус традиций. Такой подход формирует принципиаль­ное отношение к социальной революции — это лишь выражение неспособ­ности (невозможности) перестраивать общество организационно-инсти­туциональными методами Но тогда надо ответить на главные вопросы: что является основой прогресса, каковы его направленность и горизонт пред­сказуемости?

В трихотомии «прошлое — настоящее — будущее» пионеры социологии занимают новационную позицию, отдавая предпочтение настоящему — подлинной (естественной) жизни общества. Это позволяет осуществлять «суд» (критику) над историческим развитием с точки зрения разума соб­ственного времени. Исторический процесс редуцирует действительность лишь к одной из возможностей, которая актуализировалась в наличной промышленной организации общества. Поэтому прошлое не является ори­ентиром развития общества: оно ни ценностно, ни антиценностно, а вы­ступает фактом, который следует учитывать в теории и практике, чтобы лучше представить настоящее — современность. При этом с трудом прихо­дят на ум мысли о том, что события далекого прошлого некогда ожида­лись в будущем.

Промышленное общество открыто и динамично, оно живет только об­новляясь. Идея исторического прогресса (активизма) вдохновляет на оптимистическое мироощущение по отношению к индустриальному буду­щему. Однако данные парадигмальные изменения не могут быть объясне­ны наукой на уровне старого общественного порядка — прошлого. Поэто­му социология формируется как альтернатива рациональной философс­кой традиции идеализма и материализма, рассматривающейся как продукт невежества и заблуждений «метафизического» состояния умов. Отвлечен­ные спекуляции подобных философов подлежат замене позитивной нау­кой, которая характеризуется:

— сведением духовного и социального к физико-биологическим основа­
ниям;

— заменой вопросом «как» протекают явления, вопроса «почему», то
есть, что такое они в своей сущности;


— опорой на факты, приводящие к точному и бесспорному (проверяе­
мому) знанию;

— теоретическим обоснованием и практической организацией позитив­
ного социального порядка.

Социология как объясняющая наука акцентирует внимание только на фиксируемых «внешних» фактах и явлениях. Основоположники се счита­ли, что неизменные естественные законы — это лишь результат объясне­ния (описания) связей явлений, их последовательности и подобия. Поэто­му они не касались общих начал всех связей (сверхъестественного) и их причинных отношений. Описание связей является альтернативой бесплод­ным попыткам «метафизиков»1 понять их причинно-следственный харак­тер. На протяжении всей своей истории позитивизм остается верен данно­му антидетерменизму.

То, что за точку отсчета в изучении общества берется настоящее, обус­ловливает обращение к наблюдению как генерализирующему методу ис­следования. Быть позитивным — это значит наблюдать феномены и откры­вать законы, управляющие явлениями и их отношениями, которые мож­но проверить. В эмпирических науках метод — это непосредственный инст­румент решения некой типичной познавательной задачи: добывание ин­формации, ее обработка, сравнение и т. п. Он выступает как нечно фор­мальное, применимое к любому внешнему объекту, позволяющее сво­дить научные положения к констатациям о чувственных данных (объясне­ние). Позитивное знание получается на основе эмпирического обобщения наблюдаемых фактов, черпающего истину из опыта, внешне и внутренне данного. Развитие собственных методов сбора, обработки и анализа социо­логических данных, позволяющих исследовать настоящее социальных яв­лений и процессов, стремление сделать социологическое знание полез­ным (выгодным) и удобным для применения превращало социологию в научно-практическую дисциплину и организационно-управленческий ин­струмент общественной жизнедеятельности.

Однако отсепарирование социологии от спекулятивной (метафизической) философии не означает отказа основоположников ее от философии вообще. Дело в том, что основной массив знаний, нужных в практической (повсед­невной) жизни и деятельности, приобретается в положительных специаль­ных науках. Последние нуждаются в определенной систематизации и упоря­доченности достижений, выводов, понятий. Отсюда вытекала потребность приведения принципов, присущих различным наукам, к наименьшему чис­лу основоположений и к созданию единой системы однородной науки, ох­ватывающей все совокупности приобретенных знаний. Эту работу призвана выполнить философия нового типа — позитивная философия, которая пред­ставляет собой окончательное состояние человеческого ума. Таким обра­зом, О. Копт и Г. Спенсер заложили и основы позитивистско-аналитической философии, господствовавшей в XIX в. над всем мировоззрением человека и обещавшей ему индустриальное (научно-промышленное) «процветание»1.

1 Под «метафизикой» понимается то, что находится за пределами «физики», то есть не соответствует естественнонучному эталону и является ненаукой.


Социология нс чужда философской рефлексии и претендует на создание всесторонней социологической концепции — общей теории устройства об­щества. В силу этого она неизбежно сливалась с социальной философией. Поэтому основоположников социологии часто называли либо социологами в философии, либо философами в социологии.

Данная амбивалентность и отсутствие «полевой рабогы» обусловливали «кабинетный» тип ранней социологии. Эмпирический материал использо­вался ее представителями для подкрепления идей в качестве множествен­ных примеров из самых различнх областей знаний (энциклопедизм). Наи­вный натурализм (status naturalis), рецептурные подробности устройства общества, категоричность планов организации общественного порядка се­годня — пройденный этап. Вместе с тем важно понять, что есть глубокого в их наивности и противоречивости, заставляющих относиться к пионерам социологии с почтением.

Оригинальность учениям О. Конта и Г. Спенсера придавало следование принципу «умственной гигиены» — нежелание читать произведения других авторов. Они считали, что связанные с этим научные усилия вызывают искажения мысли. Интуитивный метод без целенаправленных усилий воли, свободная игра ума придавали формируемой «отцами социологии» науке инновационных характер, изначальный плюрализм и неоднородность в ре­шении эпистемологических проблем. Понимая примерно одинаково цели социологического познания, они по-разному представляли себе его осно­ву, предмет и задачи.

Позитивизм, оставаясь ведущим направлением социологии XIX в., был не свободен от одпосторонностей и слабостей в объяснении общества, которые отмечали современники. В частности, первой критической фор­мой рефлексии на позитивизм явился марксизм, который как «тень гамле-това отца» своей альтернативой преследовал развитие социологии вплоть до конца XX в.

Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах.

П. Сартр

Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­рактер окончательного строя, который по­зитивизм начинает устанавливать...

О. Конт

Контизм — название далеко не случайное. Опост Конт (1798—1857) не провел ни одного эмпирического исследования, по стал «отцом-основа-

1 Необходимо отмстить, что в это же время формируется и экзистенционально-феноменологинеское направление философии (Ф. Шлейермахер (1768—1834), С. Кьеркегор (1813-1855), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941), Э. Гуссерль (1859-1938) и др.), обратившееся к субъективному миру человека (сво­бода, выбор, воля, интуиция и т. п.) и противостоящее социальной науке, пост­роенной по образу естественных наук (позитивизму).


телем» социологии. Становление индустриального общества обусловило потребность создания социальной науки, способной обеспечить стремле­ние к «порядку и прогрессу». Его мысль-кредо, вынесенная в эпиграф, вы­разила смысл личного и социального существования и привела на путь создания новой науки, обеспечивающей развитие индустриальной жизни. Интерес к идеям и теориям Конта усилился после его смерти, подтвердив истину, что в природе потомство зачастую появляется после смерти роди­телей. Умер он в забытьи и с репутацией сумасшедшего. В 70-е годы Э. Литре (ученик Конта) своими статьями о нем в журнале «Позитивизм» обратил внимание на автора, давшего теоретическое самоопределение социлогии по отношению к другим социальным наукам. С этого времени многие кон­цептуальные схемы Конта берутся за основу и к ним добавляются нара­ботки соответствующие духу времени.

О. Конт обучался в Высшей политехнической школе (1814—1816), так и не окончив курса. Его ведущие идеи сложились в атмосфере эпохи и под влиянием Сен-Симона, секретарем которого Конт был с 1817 по 1824 годы. В частности, это касалось вопросов стадий прогресса, классификации наук, позитивного знания, новой церкви и др. Эта дружба завершилась принци­пиальной ссорой из-за публикации Сен-Симоном коптевской работы без подписи автора. С этого момента Конт начинает самостоятельный путь в науке. Он сумел выработать собственную оригинальную для своего време­ни интерпретацию этих и других вопросов, определившую развитие фран­цузской и англо-американской ветвей социологии. Данный факт обусловил правомерность использования термина «контизм»1.

В «Курсе позитивной философии», выходящей отдельными томами (6 т.) с 1830 по 1842 годы, Конт обосновывает новую науку — социологию. В качестве цели последней он определяет изучение истории человеческого рода (прогресса) и формулирует два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук.

1.1. Учение социальной динамики

...Позитивизм прямо представляет челове­ческий прогресс как состоящий всегда в про­стом развитии основного порядка,... что ход наших превращений совершается эволюциои-но, без участия какого-либо творчества

О. Конт

О. Конт разрабатывает теорию прогресса как исторического процесса интеллектуальной эволюции человечества. Он сводит все бесконечное раз-

' В советской литературе восприятие тех или иных персоналий осуществлялось сквозь призму оценок классиков марксизма-ленинизма. В частноти, трактовка соци­ологической доктрины О. Конта осуществлялась в русле его опенки Ф. Энгельсом: а) он заимствовал идеи у Сен-Симона и изуродовал их: б) осуществил шаг назад по сравнению с немецкой классической философией и Л. Фейербахом, в) занимал ре­акционную позицию, призывая фабричных рабочих отказаться от революционных социалистичеких идей. Подобный негативный классовый подход осуществлялся по отношению к тем, кто не укладывался в рамки диалектического материализма.


нообразие форм организации обществ к основному ряду, соответствую­щему единому замыслу — прогрессу человеческого разума. Конт фактически реставрирует гегелевскую схему исторического процесса, заменив его три-адическую периодизацию (античность — средневековье — современность) тремя стадиями: теологическаяметафизическая — позитивная (13.!). В главном они совпадают, так как оба считают двигателем развития разум, а венцом — современность. Однако Конт акцентирует тот факт, что только социальный контекст позволяет понять, как действует разум человека.

Разум сояиален и историчен: он правит миром и переворачивает его1 (1, 3, 576). Именно умственное, духовное развитие предопределило создание индустриального мира, и это главный аспект европейской истории, при­нятый всем человечеством. Контуры будущего преподносятся в форме ре­ализации научного (разумного) и технического начал2. В результате, про­гресс предстает как этапы (стадии) становления разума человека, прояв­ляющегося в установлении основного порядка в обществе: ход превраще­ний совершается эволюционно, без участия какого-либо творчества (бо­жественного, революционного и т. п.). Разум проходит три основные ста­дии — теологическую, метафизическую и позитивную, где каждое после­дующее (настоящее) состояние однозначно задастся предыдущим (про­шлое). Конт реабилитирует прошлое и задастся выяснением специфики данных стадий исторического развития в виде смены способов мышления и эталонов поведения. При этом возникают вопросы: можно ли отбрасы­вать все, что было вчера? целесообразно ли принимать все, что есть сегод­ня? Отвечая на них, он допускал смешанный характер стадий и возмож­ность прогрессивной «постепенности» революционных сдвигов в переход­ные периоды между стадиями как движение вперед.

Учение социальной динамики раскрывало метаморфозы порядка преж­де, чем он вышел на конечную позитивную стадию. По Конту, в обществе одновременно действуют две тенденции. Во-первых, это приспособление (способ действия) к наличным условиям (адаптация). Во-вторых, это стрем­ление их изменить (способ размышления). В определенные моменты насту­пает их «согласие» как периоды «оцепенения», которые составляют стадии (фазы) в развитии цивилизации.

Однако человеческий дух под влиянием страстей, иллюзий побуждает человека к деятельности. Это не позволяет в процессе адаптации блокиро­вать исторический прогресс: а) материальный прогресс — улучшение ус­ловий жизни; б) физический прогресс — биологическое совсршенствова-

1 Необходимо отметить, что Конт выделяет и такие факторы, как расы (опреде­
ленные склонности людей), климат (естественные условия), рост населения (де­
мография), политическая деятельность. Но он рассматривает их как вторичные,
обусловливающие лишь историческое многообразие. В последующем, его эпигоны
в теориях «одного фактора» будут рассматривать их как определяющие для истори­
ческого прогресса.

2 Разочарование в индустриализме (капитализме, социализме), приведшем к
иерархии глобальных проблем (экологической, энергетической, демографической,
военной и т. д.) — это еще впереди.


ние человеческого рода; в) интеллектуальный прогресс — умственное и нравстенное совершенствование человечества. Конт исходит из единства (а не разнообразия)человечества, отсюда и его ориентация исторического развития, которая заключена в естественном законе «трех стадий» про­гресса человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.