Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контизм 3 страница




Основными элементами общества являются «семья — государство — церковь», которые выступают полноправными субъектами социальных отношений.


1. Семья. Она является первичной ячейкой и основой целостности соци­
ума. В семье имеет местпо иерархия отношений равенства, привязанности,
почтения и власти, основанных на «добровольном подчинении» жены —
мужу, детей — родителям и т. п. Она является прообразом высшей формы
социальности с дифференциацией и специализированной функцией орга­
нов целого. В семье человек учится жить для других, преодолевая природ­
ный эгоизм. В ней 1) формируется и воспитывается эмоциональное един­
ство человечества и 2) приобретается преемственность (передача от поко­
ления к поколению) материального и интеллектуального богатства.

Семья также выступает как средство адаптации общества к изменяю­щейся среде, условиям существования. В учении о «таблице мозга» Конт дает гипотетическое представление об обусловлености локализованной мозговой деятельности различных дарований человека: а) чувствительных, побуждающих его деятельность и б) разумных, осуществляющих управле­ние и контроль. Они определяют формулу действия, которая гласит, что надо «действовать под влиянием чувств и думать, чтобы действовать». Дан­ная формула ориентирует на то, чтобы, во-первых, разум открывал зако­ны, организующие человеческую (индустриальную) деятельность и пове­левающие реальной действительностью. Во-вторых, чтобы люди все боль­ше руководствовались альтруистическими, бескорыстными чувствами, обращенными на других, а не эгоистическими интересами.

2. Государство. Политическая власть (государство) является органом
сохранения социальной солидарности и порядка. Поэтому личность, це­
лью жизни которой является труд, безусловно, существует для его блага.
Конт выразил идею, которую примерно можно передать так: «Больше
государства — меньше рынка». Последний он связывает с либерализмом —
конкуренцией как патологическим, кризисным моментом, способству­
ющим разложению общества. Конт выступает против насилия как сред­
ства подавления и покорения, несущего несчастье людям и народам. Од­
нако, следуя «философии силы» Гоббса, он обосновывает необходимость
силы (количество и богатство) как средства защиты и поддержания по­
рядка, жесткой дисциплины поведения в практической организации и
управления обществом. Политическая власть не должна быть дряблой:
она демократична к честным и сурова (жестка) к нечестным. Вместе с
тем, Конт обосновывает необходимость коррелирования, облагоражи­
вания управления силой влияния духа, который проявляется через разум
и любовь (привязанности).

Духовный порядок выступает как высшая цель — порядок моральных добродетелей. Поэтому сила духа должна облагородить (заменять) мирс­кую иерархию силы и формировать единство человечества. Главная задана — это сделать всех людей позитивистами: сначала преобразовать взгляды людей, затем перейти к их нравам. Обязанность социолога заключается в том, чтобы содействовать превращению масс в гражданскую обществен­ность через рефлексию, то есть применение социологического образа мыш­ления, и через участие в открытых диалогах. Созданные таким образом новые люди будут способны реализовать — создавать — новое общество и соответствующие ему учреждения (институты).


Для реализации позитивистской программы действий необходима новая религия Человечества как интеллектуальная сила, просвящающая умы и соединяющая души людей.

3. Церковь. Конт понимает религию как то, что крепко связывает чело­века с другими, что все держит. Она выступает одновременно как: а) догма (интеллектуальный аспект); б) культ (чувственный аспект); в) уклад (прак­тический аспект). Религия формирует моральные устои и культурные цен­ности и, следовательно, создает общественый (духовный) порядок на Земле (а не порядок вечной жизни на небесах). В этом заключается социальная функция религии. Общество нуждается в ней, потому что испытывает по­требность в духовном влиянии как средстве объединения. Человек также нуждается в ней, ибо у него есть пртребность в единстве и любви: любить нечто его превосходящее. Религиозное чувство — это попытка выйти за пределы человеческого зрения, самого себя и прикоснуться к тайне бытия. Поэтому, разграничивая области действия науки и религии, Конт оправ­дывает существование последней и отрицает возможность научной крити­ки религии. Религия затрагивает вопросы начала всех вещей. Если Вселен­ная имела начало, то оно сверхъестественно: законы природы не могут объяснить своего собственного происхождения.

По мнению Конта, существо религии обусловливает общество, то есть каково оно, такова и вера. Поэтому современное общество не может удов­летвориться христианскими религиями прошлого, относящимися к ста­дии теологии и мифологии. Следовательно, индустриальное общество нуж­дается в позитивной религии — социолатрии, являющейся культом Чело­вечества как высшего существа. Новая религия затрагивает вопросы Вели­кого Существа, являющегося примером для подражания. В этом качестве выступают те из людей, кто живет в памяти потомков (а не совокупность всех людей). Великие люди так прожили жизни, что оставили после себя свои творения (субъективное бессмертие) — это то лучшее, чем человек может возвыситься над людьми. Таким образом, религия Высшего Суще­ства является возвеличиванием лучшего в человеке, преображенным в культ Человечества, как средства объединения всех людей. С его помощью сотво-ряется сила духа, которая будет: 1) управлять чувствами людей, 2) объе­динять их во имя общего труда, 3) освящать права тех, кто правит, 4) умерять произвол (эгоизм) тех, в чьих руках сила. Влияние духа — это вли­яние бескорыстной привязанности, или всеобщей любви, которая «состав­ляет не только наше главное счастье, но также и самое могущественное средство, необходимое для действительности всех остальных» (4, 144)'.

В Новой церкви ревностная забота о поддержании культа Человечества (Верховного Существа) возложена на «позитивных священников» — уче­ных, деятелей искусства, артистов, осуществляющих сотрудничество ра-

' По крайней мере данный альтруизм, основанный на неэгоистических склон­ностях людей к общежитию, выигрывает по сравнению с утопиями, призываю­щими любить общественный строй будущего, которого никто не знает и во имя которого начинают истреблять скептиков.


зума и чувств, гаромонии социальных отношении и создающих единый народ. В результате образуется сердечный союз философов—- позитивистов, женщин и пролетариев (14, 65). При этом, считает Конт, главная забота — это перевоспитание рабочих в «пролетариев-позитивистов» и отвращение их от западных революций (14, 55).

Консенсус. Один из основных вопросов учения статики — это достиже­ние согласия (единения) умов — одинакового верования, на котором дер­жится общество. Социальная гармония не может устанавливаться там, где превалирует эгоизм, конкуренция и враждебность. Для индустриальной жиз­ни необходимо органическое единство структурных элементов общества на основе общего согласия. Но какова будет его иена?

Во-первых, согласия можно добиться насилием — репрессивными ме­тодами. Во-вторых, оно может быть формой конфликта, страха, заблужде­ния (массовые предрассудки). Но подобные методы не соответствуют тре­бованиям индустриального общества и соииолатрии. Поэтому необхо­димо выработать иной — иптегративпый, стабилизующий — подход в дос­тижении всеобщего согласия (солидарности). Стремление к единству цен­ностей и норм в обществе выступает руководящим принципом всей пози­тивистски ориентированной социологии.

Конт предлагает использовать для организации гармонического функ­ционирования структурных элементов общества механизм консенсуса (consensus omnium). Сначала он понимает его как структурную согласо­ванность частей социального целого (по аналогии с биологией), составля­ющую основу их развития. Виды консенсуса зависят от характера элемен­тов социального целого: общественные союзы (семья, кружки и т. п.), меж­личностные отношения и т. д. В частности, тип хозяйствования предполага­ет определенную структуру общества, которая, в свою очередь, вызывает соответствующую ей систему образования и воспитания, моральные цен­ности и юридические нормы и т. п. С помощью данной системы должно формировать устойчивые позитивные представления индивидов о своем месте и предназначении, общие интересы (сходные позиции) в направле­нии чего-либо. В результате образуется интегральный показатель, способ­ствующий повышению степени сцепления — общего согласия и равнове­сия в обществе.

Затем Конт расширяет понимание консенсуса до субъективного согла­сия (совпадения мнений, мышления, привычек), то есть формы социаль­ной солидарности. Данное согласие является особым способом связыва­ния человечества в единый коллективный организм, разделяющий веру в Высшее Существо. Тем самым, Конт закладывает основу так называемой школы «консенсуса» (согласия), акцентирующей единство и преемствен­ность, устремление консснсуспых версий развития современного обще­ства на избегание социальных конфликтов, классовой борьбы, идейных противостояний и установление социального партнерства, солидарности и порядка.

Выступление Конта как миролюбивого пророка социологической рели­гии (социолатрии) преследовало цель создания Всемирной позитивистс-


кой федерации с центром в Париже. Она должна была добиваться сначала создания ассоциации верующих-позитивистов, а затем и народов всего мира. В этой федерации роль основной силы должна принадлежать пролетариям-позитивистам: интеллектуальный силе — Новой церкви; частной собствен­ности — поддерживающей в людях стремление к увеличению материаль­ного богатства. В этом качестве контизм вдохновлял па борьбу с феодализ­мом (славянские-народы), колониализмом (Бразилия, Мексика и др.) и с поддерживающим их католицизмом. В Бразилии в 1891 г. был открыт Пози­тивистский храм для отправления культа Человечества. Президент Бснжа-мин Костан постановил включить «позитивную науку» как предмет в про­грамму общей школы. На зеленом фоне (цвет позитивизма) республикан­ского знамени бы начертан девиз «Порядок и Прогресс».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.