КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контизм 3 страница
Основными элементами общества являются «семья — государство — церковь», которые выступают полноправными субъектами социальных отношений. 1. Семья. Она является первичной ячейкой и основой целостности соци Семья также выступает как средство адаптации общества к изменяющейся среде, условиям существования. В учении о «таблице мозга» Конт дает гипотетическое представление об обусловлености локализованной мозговой деятельности различных дарований человека: а) чувствительных, побуждающих его деятельность и б) разумных, осуществляющих управление и контроль. Они определяют формулу действия, которая гласит, что надо «действовать под влиянием чувств и думать, чтобы действовать». Данная формула ориентирует на то, чтобы, во-первых, разум открывал законы, организующие человеческую (индустриальную) деятельность и повелевающие реальной действительностью. Во-вторых, чтобы люди все больше руководствовались альтруистическими, бескорыстными чувствами, обращенными на других, а не эгоистическими интересами. 2. Государство. Политическая власть (государство) является органом Духовный порядок выступает как высшая цель — порядок моральных добродетелей. Поэтому сила духа должна облагородить (заменять) мирскую иерархию силы и формировать единство человечества. Главная задана — это сделать всех людей позитивистами: сначала преобразовать взгляды людей, затем перейти к их нравам. Обязанность социолога заключается в том, чтобы содействовать превращению масс в гражданскую общественность через рефлексию, то есть применение социологического образа мышления, и через участие в открытых диалогах. Созданные таким образом новые люди будут способны реализовать — создавать — новое общество и соответствующие ему учреждения (институты). Для реализации позитивистской программы действий необходима новая религия Человечества как интеллектуальная сила, просвящающая умы и соединяющая души людей. 3. Церковь. Конт понимает религию как то, что крепко связывает человека с другими, что все держит. Она выступает одновременно как: а) догма (интеллектуальный аспект); б) культ (чувственный аспект); в) уклад (практический аспект). Религия формирует моральные устои и культурные ценности и, следовательно, создает общественый (духовный) порядок на Земле (а не порядок вечной жизни на небесах). В этом заключается социальная функция религии. Общество нуждается в ней, потому что испытывает потребность в духовном влиянии как средстве объединения. Человек также нуждается в ней, ибо у него есть пртребность в единстве и любви: любить нечто его превосходящее. Религиозное чувство — это попытка выйти за пределы человеческого зрения, самого себя и прикоснуться к тайне бытия. Поэтому, разграничивая области действия науки и религии, Конт оправдывает существование последней и отрицает возможность научной критики религии. Религия затрагивает вопросы начала всех вещей. Если Вселенная имела начало, то оно сверхъестественно: законы природы не могут объяснить своего собственного происхождения. По мнению Конта, существо религии обусловливает общество, то есть каково оно, такова и вера. Поэтому современное общество не может удовлетвориться христианскими религиями прошлого, относящимися к стадии теологии и мифологии. Следовательно, индустриальное общество нуждается в позитивной религии — социолатрии, являющейся культом Человечества как высшего существа. Новая религия затрагивает вопросы Великого Существа, являющегося примером для подражания. В этом качестве выступают те из людей, кто живет в памяти потомков (а не совокупность всех людей). Великие люди так прожили жизни, что оставили после себя свои творения (субъективное бессмертие) — это то лучшее, чем человек может возвыситься над людьми. Таким образом, религия Высшего Существа является возвеличиванием лучшего в человеке, преображенным в культ Человечества, как средства объединения всех людей. С его помощью сотво-ряется сила духа, которая будет: 1) управлять чувствами людей, 2) объединять их во имя общего труда, 3) освящать права тех, кто правит, 4) умерять произвол (эгоизм) тех, в чьих руках сила. Влияние духа — это влияние бескорыстной привязанности, или всеобщей любви, которая «составляет не только наше главное счастье, но также и самое могущественное средство, необходимое для действительности всех остальных» (4, 144)'. В Новой церкви ревностная забота о поддержании культа Человечества (Верховного Существа) возложена на «позитивных священников» — ученых, деятелей искусства, артистов, осуществляющих сотрудничество ра- ' По крайней мере данный альтруизм, основанный на неэгоистических склонностях людей к общежитию, выигрывает по сравнению с утопиями, призывающими любить общественный строй будущего, которого никто не знает и во имя которого начинают истреблять скептиков. зума и чувств, гаромонии социальных отношении и создающих единый народ. В результате образуется сердечный союз философов—- позитивистов, женщин и пролетариев (14, 65). При этом, считает Конт, главная забота — это перевоспитание рабочих в «пролетариев-позитивистов» и отвращение их от западных революций (14, 55). Консенсус. Один из основных вопросов учения статики — это достижение согласия (единения) умов — одинакового верования, на котором держится общество. Социальная гармония не может устанавливаться там, где превалирует эгоизм, конкуренция и враждебность. Для индустриальной жизни необходимо органическое единство структурных элементов общества на основе общего согласия. Но какова будет его иена? Во-первых, согласия можно добиться насилием — репрессивными методами. Во-вторых, оно может быть формой конфликта, страха, заблуждения (массовые предрассудки). Но подобные методы не соответствуют требованиям индустриального общества и соииолатрии. Поэтому необходимо выработать иной — иптегративпый, стабилизующий — подход в достижении всеобщего согласия (солидарности). Стремление к единству ценностей и норм в обществе выступает руководящим принципом всей позитивистски ориентированной социологии. Конт предлагает использовать для организации гармонического функционирования структурных элементов общества механизм консенсуса (consensus omnium). Сначала он понимает его как структурную согласованность частей социального целого (по аналогии с биологией), составляющую основу их развития. Виды консенсуса зависят от характера элементов социального целого: общественные союзы (семья, кружки и т. п.), межличностные отношения и т. д. В частности, тип хозяйствования предполагает определенную структуру общества, которая, в свою очередь, вызывает соответствующую ей систему образования и воспитания, моральные ценности и юридические нормы и т. п. С помощью данной системы должно формировать устойчивые позитивные представления индивидов о своем месте и предназначении, общие интересы (сходные позиции) в направлении чего-либо. В результате образуется интегральный показатель, способствующий повышению степени сцепления — общего согласия и равновесия в обществе. Затем Конт расширяет понимание консенсуса до субъективного согласия (совпадения мнений, мышления, привычек), то есть формы социальной солидарности. Данное согласие является особым способом связывания человечества в единый коллективный организм, разделяющий веру в Высшее Существо. Тем самым, Конт закладывает основу так называемой школы «консенсуса» (согласия), акцентирующей единство и преемственность, устремление консснсуспых версий развития современного общества на избегание социальных конфликтов, классовой борьбы, идейных противостояний и установление социального партнерства, солидарности и порядка. Выступление Конта как миролюбивого пророка социологической религии (социолатрии) преследовало цель создания Всемирной позитивистс- кой федерации с центром в Париже. Она должна была добиваться сначала создания ассоциации верующих-позитивистов, а затем и народов всего мира. В этой федерации роль основной силы должна принадлежать пролетариям-позитивистам: интеллектуальный силе — Новой церкви; частной собственности — поддерживающей в людях стремление к увеличению материального богатства. В этом качестве контизм вдохновлял па борьбу с феодализмом (славянские-народы), колониализмом (Бразилия, Мексика и др.) и с поддерживающим их католицизмом. В Бразилии в 1891 г. был открыт Позитивистский храм для отправления культа Человечества. Президент Бснжа-мин Костан постановил включить «позитивную науку» как предмет в программу общей школы. На зеленом фоне (цвет позитивизма) республиканского знамени бы начертан девиз «Порядок и Прогресс».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |