КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Мастерство актёра: обучение в театральной школе
Яркова Е. Н. Мастерство актёра: обучение в театральной школе учебное пособие для студентов театральных специализаций вузов искусства и культуры по специальности 070301.65 - «Актёрское искусство»
Омск 2014
ББК 85.4 Я 744 Рецензенты: заслуженный артист РФ, артист Омского государственного драматического Пятого театра В.Г. Остапов; кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры театрального искусства и актёрского мастерства факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Н. Н. Князькина
Я 744 Мастерство актёра: обучение в театральной школе: Учебное пособие / Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2014. – 130 с.
В пособии систематизируются требования и содержание учебных задач по подготовке студента-актёра в соответствии с основными разделами обучения актёрскому мастерству, на которые должен ориентироваться студент при осмыслении и практическом овладении профессиональными сценическими навыками и умениями. Цель учебного пособия – организовать и активизировать самостоятельную работу студента-актера при переходе от одного этапа обучения к другому. Пособие рекомендуется студентам театральных специализаций вузов искусств и культуры.
ББК 85.4
© Издательство ОмГУ, 2014 © Яркова Е.Н., 2014
“У нашей артистической природы существуют свои творческие законы. Они обязательны для всех людей, всех стран, времен и народов. Сущность этих законов должна быть постигнута. Она должна быть положена в основу школьной программы и изучена во всех подробностях” (91.6.346). К. С. Станиславский.
“Никакой “системы” нет. Есть природа. Забота всей моей жизни - как можно ближе подойти к тому, что называют “системой”, то есть к природе творчества. Законы искусства – законы природы. Рождение ребенка, рост дерева, рождение образа – явления одного порядка” (91. 3.309). К. С. Станиславский. Высказывание К.С. Станиславского, выведенное в эпиграф этого учебного пособия, непосредственным образом соединяет театр и школу. “Артистическая природа” с ее “творческими законами”, “обязательными для всех”, “система”, “природа творчества” - “должна быть положена в основу школьной программы и изучена во всех подробностях”. Классически сложившаяся методика обучения в русской театральной школе на всех этапах постижения профессии опирается на открытые К.С. Станиславским законы человеческой природы и её органики в сценическом творчестве актёра. Доказав неразрывное единство естественных законов с законами театрального искусства собственной актёрской и режиссёрской практикой, К.С. Станиславский положил начало научно обоснованной методике сценической педагогики. Сегодня школа мастерства актёра во многом следует театрально-педагогическому методу К.С. Станиславского. Школа обеспечивает логическую взаимосвязь этапов развития профессионализма у студента–актера. Этапы и разделы обучения в школьной программе последовательно раскрывают перед студентом природные механизмы мастерства и сценического искусства. Их логику, взаимосвязь и последовательность определил сам К.С. Станиславский, изучив закономерности актёрского труда, его общие категории. К.С. Станиславский не считал “систему”, которую он понимал как природу творчества, принадлежащей только его актёрскому творчеству. Он всегда утверждал, что изучает “систему творчества”, т.е. законы и природные механизмы сценического искусства. Поэтому не совсем верно говорить, что все, что открыл и записал этот великий деятель театра, это “система Станиславского”. Для Станиславского “система” - это суть творчества, представленная в законах, одинаково справедливых и для природы и для искусства. С разговора о законах актёрского творчества началась встреча Станиславского с режиссёрами периферийных театров в конце ноября 1935 года: “Вас интересует, что нужно внушать молодому актёру? Актёр должен, прежде всего, знать, что у творчества имеются свои естественные, органические законы, которые нельзя нарушать, ибо за нарушение их природа зло мстит. Чтобы актёр ни играл, он должен оставаться самим собой. Уходить от себя – значит убить образ. Чувства у актёра всегда должны быть своими, личными. Чтобы актёр не нарушал законов природы (и своей человеческой, и сценической, и жизненной), Станиславский предлагает три курса театрального училища из четырёх посвящать изучению этих законов. Актёр может расти, только будучи воспитан на знании естественных законов человеческой природы и жизни, ведь именно они руководят механизмами сценического творчества. К.С. Станиславский научно продвинул теорию и практику актерского искусства и режиссуры, обогатил актерское и режиссерское творчество новой методикой, подтвердив все театральной практикой в своем театре и студиях. Свою знаменитую систему актёрского творчества он называл «практической теорией». Если же говорить более точно, то учение К.С. Станиславского это не только методика и методология сценического творчества, но и универсальная наука творчества, философия театрального искусства. Та живая, реальная философия, которая в высшем своем качестве методически предельно конкретна и неразделима с практикой. Это своего рода практическое “многознание” о естественной природе театра, которому К.С. Станиславский нашел применение в своём творчестве и в своей сценической педагогике. Философию театра, философию актёра, режиссуры сегодня необходимо понимать как познание и изучение природы творчества. “Теория” же может устаревать и тогда можно “сбиться с основного пути, по которому с незапамятных времен шествует искусство. Ведь тот, кто не знает этого вечного пути, обречен на скитания по тупикам и тропинкам, ведущим в дебри” (4.2.111), - пишет Станиславский в заключительной статье “Итоги и будущее” в книге “Моя жизнь в искусстве”. Как истинный талант К.С. Станиславский не разрывал жизнь с искусством и творчеством, а теорию с практикой, поэтому не мог не писать, размышляя о природе сценического акта. Обязательное сочетание сценической практики с ее осмыслением, как показывает история мирового театра, всегда было принадлежностью великих талантов, которые оставили нам свои записки, статьи и книги. Ценность их трудов очевидна и для сложившегося профессионала и для молодого студента. Сам К.С. Станиславский всю жизнь находился в состоянии активного творческого поиска и часто упрекал артистов в отсутствии любопытства к процессу своего труда: "Подлинное, большое искусство не терпит лжи. Такое требование заставляет актера изучать законы своего творческого процесса, законы, которых подавляющее большинство не знает и не пытается изучить " (92.321). “Вот эти-то элементарные психо-физические и психологические законы до сих пор еще как следует не изучены” (4.2.109). Под “системой” К.С. Станиславский подразумевал природный механизм “акта” (действия) человека на сцене. Actor (греч.) – означает “действующий”. Так называли актера в античном театре. Природа сценического акта не изменилась с тех самых пор, как в одно прекрасное время он возник в древней Греции. В приведенном нами эпиграфе К.С. Станиславский указывает, что природу этого творческого механизма не изменяет даже время. Люди, история, народы не в состоянии отменить возникшие вместе с человеком законы театральности или поменять их. Где и в чём искать единые корни многочисленных театральных направлений и сценических методик? Русского психологического театра, европейского игрового театра, восточных театров “но”, “кабуки”, “пекинской оперы”, традиционного площадного театра? Ведь, по утверждению К.С. Станиславского, ни национальная специфика, ни особая эстетика какого-либо театра не отменяет общих законов театрального искусства. Они едины и обязательны для всех направлений и стилей! Какие же природные фундаментальные законы творческой психо-физики (вернее, творческой психофизиологии) не изменились и не изменятся? Что надо понять и изучить? Какие законы делают театр единым, объединяют все направления и школы? Великий режиссер современности П. Брук, как и К.С. Станиславский, утверждает, что театр один на всех и на все времена, «просто он бывает очень разным". Мимо чего не может пройти ни один театральный стиль или актер в работе над ролью? Где искать единую логику театральной школы и последовательность в актёрском творчестве? И как она прослеживается в обучении молодого актера? В чем жёсткая закономерность? Попробуем ответить на эти вопросы в данном учебном пособии, во многом следуя открытиям и творческим идеям К.С. Станиславского, его методу и учению о «системе» в творчестве актёра.
Глава 1. В ОСНОВЕ ШКОЛЫ - ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |