Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод физического действия в работе над ролью




 

Вопрос о действии как основном законе творчества актера, о его природе и технологии рассматривался в первой главе и всех параграфах пособия во всевозможных его аспектах и причинно-следственных связях.

На втором этапе обучения, когда собственную органику студенту-актеру предстоит совместить с характерностью “другого” на основе переживания, сложность изложения проблемы действия, его осмысления и освоения существенно возрастает.

Сценическое действие – сложнейшая материальная, энерго-информационная структура, которую скрепляет чрезвычайно-устойчивая, многоуровневая, прямая и обратная связь последовательных психо-физических действий.

Физическое действие – первоэлемент, “атом” сценической жизни актера. Между физическими действиями, даже самыми элементарными, и в жизни и на сцене, всегда выстраиваются глубоколежащие связи. Говоря современным научным языком, возникает некий энергетический или полевой процесс. Более того, любое физическое движение материи на сцене находится в фокусе образного восприятия актера и зрителя. А восприятие на сцене и в жизни стимулирует энергетические проявления. Известно, что восприятие воображаемого – это волновой процесс, осуществляющийся в головах разных людей в едином волновом пакете. Отсюда возникает мгновенная энергетическая передача, взаимодействие образов и других психологических реальностей в театральном представлении, незримые, но мощные контакты между сценой и зрителями.

В результате движения, действия, поступков в театральном спектакле возникает новый вид материи и поля, что соответствует научному закону неисчерпаемости материи в мире. То есть физическое действие на сцене порождает новое, вполне реальное метрико-топологическое, психофизическое пространство, центром которого является актер.

Основным условием, параметром жизни этой системы становится излучение всегда новой образной информации физикой и психикой актера. Теория “лучеиспускания” и “лучевосприятия” Станиславского опирается на информационно-образную природу сценического действия. Мысле-формы и видения актера в процессе совершения действий по сути имеют энергетическую основу.

Сегодня пристально изучается биофизика и биоэнергетика актера, существует целая отрасль науки, которая занимается биоэнергетикой человека. В свое время К. С. Станиславский постоянно думал о “лучеиспускании” и “лучевосприятии”, но “идеалистический оттенок” его мыслей в 20е-30е годы двадцатого века, в советское “материалистическое” время многих отпугивал. Сам же он до конца своей жизни не только не отказывался от признания энергии, которую должен “излучать” актер, но неоднократно сетовал на то, что никто из ученых не желает заняться этой проблемой и дать ей научное обоснование и научную терминологию. Да и сама сценическая педагогика в своей методике предусмотрительно постаралась очистить себя от всяких туманных, сложных понятий. Однако, жизнь и современная наука поправляет это отставание театральной методики, расшифровывает тайны творческого подсознания, находит и изучает разные формы психической энергии.

Поскольку всем психическим явлениям в театре можно дать простейшее физическое, визуально-физическое оправдание, то именно через физику можно представить и все психические процессы и явления в роли.

Фундамент физического действия в роли оказывается одновременно фундаментом воображения, фундаментом психического. Физические действия на сцене - это реальная, материальная основа психики в творческом процессе.

"Искусство переживания только тогда достигает цели, когда оно воплощено в активном, целесообразном, продуктивном сценическом действии. Физическое действие должно точно соответствовать психологическому рисунку роли. Только тогда оно может и должно помочь актеру в процессе переживания. Именно с этой целью и создано Станиславским учение о сценическом действии" (62.9), - пишет ученица К. С. Станиславского Л.П. Новицкая.

М.Н. Кедров, Л.П. Новицкая, В.О. Топорков, П.М. Ершов, многие другие деятели сцены, режиссеры и педагоги развивали и совершенствовали теорию и практику физического действия. Поиски раскрытия внутренней жизни роли, ее характера всегда и закономерно приводили их к простому психофизическому действию.

Верно направленные к цели, логически подобранные физические действия становятся психологической партитурой роли, которая "материализуется" физикой актера. Метод физических действий опирается на физико-материальный фундамент психологии актера - человека. Психическое является неотъемлемым свойством биофизики актера. Т.о. подтверждается научность и органическая природность метода для сценического творчества. Мы еще раз убеждаемся в том, что со времен Аристотеля закон действия в театре остается главным и нерушимым.

В октябре 1935 года К.С. Станиславский проводил практические занятия с ассистентами Оперно-драматической студии. Это был период активной разработки метода физических действий. Работа над ролью по методу физических действий велась на репетициях пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума". Как режиссер - педагог К.С. Станиславский предлагал начинать от целого и сначала найти "хотя бы приблизительную сверхзадачу", которая укажет более - менее верное направление работы и будет уточняться по мере изучения пьесы.

К. С. Станиславский объяснял своим ученикам и ассистентам: " Всякую физическую задачу надо выполнять до конца правдиво, тогда целый ряд выполненных задач создаст линию физических действий, которая рождает веру и правду; как только актер почувствует правду внешней линии, у него непременно появится и внутренняя линия; если до конца правдиво выполнять задачи, действия, то возникнут настоящие правильные чувства. Для того, чтобы довести до конца линию физических действий, нужно привлечь все элементы системы: правду, веру, эмоциональные воспоминания, общение, приспособление, логику и последовательность, которые, переплетаясь между собой, образуют сквозное действие, направленное на сверхзадачу. Искусство актера заключается в том, чтобы знать логику всех физических действий пьесы и уметь нанизывать их на нить сквозного действия... Если артист не знает сквозного действия своей роли, играет, не опираясь на него, - значит, он не действует на сцене в предлагаемых обстоятельствах, не создает "жизни человеческого духа" роли; он не творит на сцене, а просто проделывает отдельные, ничем не связанные между собой упражнения по системе" (62.30).

Физическое действие это: элементарная клеточка сквозного действия, его неделимая частица. Кроме того, физическое действие - это выразитель конфликта и борьбы, в которой находится актер по роли, в нем мизансценически материализуется замысел режиссера в спектакле. У него есть особенность быть всегда "обоснованным, целесообразным и продуктивным", ибо оно почти всегда простое и не требует сложной психологической мотивировки.

Физическое действие всегда становится психо-физическим, когда определяется его цель и актер может ответить этим действием на вопрос "зачем" совершается данное действие. Ответ действием на все вопросы, которые поставлены в материале спектакля, превращают обычное актерское исполнительство в искусство выразительного художественного текста, оперирующего образами.

Работая над ролью по методу физических действий, исполнитель намечает в своей актерской партитуре множество мельчайших действенных задач, из которых выясняется основная линия действия в данной ситуации. С итуация вырастает на основе конфликтного факта, который определяет цель действия, логику и смысл приспособлений. А логика и последовательность физических действий вызывает логику и последовательность чувств.

Деление роли на мелкие факты, задачи, действия дает хорошую возможность "обжить" материал, проанализировать его. Но такое "измельчение" возможно только в период подготовительной репетиционной работы. В дальнейшем, когда постепенно выявляется сквозное действие и сверхзадача, количество мелких действий сокращается до минимума. А самые важные, точные смысловые факты, задачи и действия приобретают концептуальное режиссерское прочтение и максимальный содержательный объем. Так слагается единая партитура действия в спектакле, пронизанная единым сквозным действием, воплощающим сверхзадачу.

"Физические действия", - повторял Станиславский - "это ноты, по которым может быть сыграна роль". Звуки сами "исторгнутся" из души исполнителя. Органическая жизнь тела в физическом действии непосредственным образом, почти незаметно для самого исполнителя, заставит актера сроднится с ролью и он начинает жить жизнью своего персонажа. Физическим действием актер защищен от сценической лжи уже с первых репетиций.

На втором, переходном к профессии этапе обучения, студенту даются задания по самостоятельному поиску и выстраиванию цепочки последовательных действий роли. Студент представляет педагогам свою рабочую ролевую тетрадь, где он фиксирует свои поиски партитуры действия в обстоятельствах жизни героя. Воспитание умения работать над ролью начинается с определения фактов, событийного ряда, действий сценической и внесценической жизни роли, биографии образа.

Метод физических действий универсален, он годится не только для репетиций, но и для работы в спектакле, который играется уже много раз. Его импровизационная сущность ни в коем случае не противоречит режиссерскому пространственно-пластическому решению спектакля. Актер может заново вызвать свое угасшее творческое самочувствие, если добросовестно пройдет по цепочке своих физических действий, заново проживая все возникающие подробности. Связи физического и психологического в роли настолько многовариантны, что уже опробованную режиссерскую планировку можно обновить, усилить ее выразительность, не изменяя темпо-ритма, сценической топологии и метрики, установленной режиссером. А смена физических приспособлений, в свою очередь, не меняет действия, оно в любом случае остается тем же. Смена приспособлений - импровизация, помогает избежать штампа.

О методе физических действий, его технологических особенностях и о том, какие широкие творческие возможности открываются актеру при работе с этим методом, рассказывалось в §2.2, §2.6 первой главы данного учебного пособия, относящихся к первому этапу обучения студентов - актеров.

"Жизнь тела" актера в роли (помимо его сознания) помогает оправдывать все, что бы ни сделал актер, "добывая для творчества в себе самом собственный живой материал, аналогичный с ролью, втягивая в работу естественным путем творческие силы природы", - пишет Станиславский в своих статьях о физическом действии актера.

Касаясь проблемы характерности в роли, необходимо заметить, что в период работы над методом физических действий К.С. Станиславский советовал, с одной стороны, сразу же отбирать действия соответствующие характеру персонажа, а с другой, - сначала устанавливать верную цель, а потом действовать. Точное выполнение действий для достижения цели сами собой приведут актера к единой внешней и внутренней характерности.

Надо сказать, что второй путь создания характерности законнее и вернее. Он более надежен в достижении результата, помогает избежать форсирования характерности, более органичен. Хотя, надо сказать, первым пользуются многие. В том числе сам Станиславский, который признавался, что после первой же читки "Доктора Штокмана" ушел характерной походкой Штокмана.

Взаимосвязь действия с характером мы уже рассматривали в §3.2 настоящей главы учебного пособия. Хотелось бы добавить по этому вопросу, что еще Н. В. Гоголь в своей писательской лаборатории указывал, как подробное описание действия героев способствует тому, что характер является ясно, цельно и ярко. Великий писатель утверждал, что сама "тщательная последовательность действий рождает характер".

Основной учебно-методической литературой при освоении метода физических действий в работе над ролью студентам, прежде всего, рекомендуется: четвертый том собрания сочинений К. С. Станиславского "Работа над ролью"; "Ревизор": Реальное ощущение жизни пьесы и роли (1936 - 1937 года). Дополнения: "План работы над ролью"; "О значении физических действий"; "Новый прием подхода к роли"; "Схема физических действий"; "Отелло". Письма К. С. Станиславского к Л. М. Леонидову (1929 - 1930 годы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.