Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основное программное требование второго этапа




обучения: "от себя" к созданию характера и перевоплощению на основе переживания. Содержание учебных задач.

Навыки и умения второго - "переходного" этапа обучения

 

В начале второго этапа обучения показываются этюды - наблюдения:

- за профессиональными навыками;

- за животными;

- фантазийные вариации-наблюдения за предметами: "жизнь вещи" или "одушевленные предметы".

Продолжают второй этап обучения этюды на жизнь роли: студент в обстоятельствах жизни героя. Простейшие ситуации из жизни персонажа прозаического произведения или действующего лица пьесы, возникающие в процессе освоения предлагаемых обстоятельств роли студентом - актером, должны решаться методом целенаправленного действенного поведения.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 1

Этюды-наблюдения могут быть парные и одиночные.

В первом задании студент должен освоить логику профессиональных действий любой специальности, пытаться присвоить себе трудовой "профнавык", усвоить образ профессиональных действий, обнаружить в себе веру в это умение. Присваивается логика профессионального поведения, мышления и действия специалиста в какой-либо профессии, какой-либо области трудовой деятельности. Во втором задании присваивается логика "функционального поведения" вещи, предмета. В третьем задании присваивается логика природного жизненно важного инстинкта в поведении животного. Все эти задания дают студенту возможность и умение простейшим способом проникнуть в характер, в особенности мышления и поведения тех, кого исполнитель наблюдал.

Таким образом, студент должен впервые совершить переход от собственной логики к логике поступков и действий другого, т.е. впервые предпринять попытку "стать другим, оставаясь самим собой".

В этюде-эскизе к роли, так же впервые, студент осваивает данный автором (а не сочиненный им лично) жизненный материал роли. Действуя так же "от себя", от своего "Я", студент присваивает себе обстоятельства жизни героя или действующего лица пьесы, делая взятую ситуацию фактом своей биографии. Главным здесь является то, что студенту необходимо органически освоить найденную им в ситуации логику физического поведения и поступков персонажа "через себя", т.е. освоение этюдного метода работы над ролью.

Студент приучается осваивать жизнь человеческого духа роли на сцене через "жизнь тела". В этих условиях все важнее становится вопрос о верном физическом самочувствии, являющимся, по словам В. И. Немировича-Данченко, "ключом" актера к роли.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 2

Требования, предъявляемые студенту-актеру на первом этапе овладения навыками сценического мастерства, по-прежнему остаются актуальными, особенно те, которые касаются внутренней техники.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 3

Слова в этюдах-наблюдениях и в этюдах к роли по обстоятельствам жизни героя рождаются в результате процесса действия или же отсутствуют совсем.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 4

Предпочтение в выборе материала для этюдов на основе литературного произведения или пьесы следует отдавать авторам новейшей эпохи или современным авторам, т.к. в них заложены наиболее близкие и понятные студентам цели, логика поведения, обстоятельства и события. В конечном итоге круг интересов, жизненный материал, слова и мысли роли должны стать личным достоянием сценической жизни студента - исполнителя.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 5

Этюд к роли, подготовленный на материале именно прозаического произведения, дает студенту более широкую возможность проникнуть в глубины внутренней жизни и действенных мотивов персонажей, которые подробным образом формулирует сам автор.

 

Второй этап обучения является так же первой встречей студентов с ролью, персонажем, действующим лицом, созданным автором в драматическом произведении - пьесе.

На публичный показ так же могут быть вынесены отрывки, диалоги из пьес для двух исполнителей, которые должны продемонстрировать навыки углубленной разработки, изучения, анализа драматического материала роли (работа над которыми велась методом физических действий и этюдным событийно-действенным методом).

Предпочтение в выборе репертуара отдается отрывкам из произведений и пьес современных авторов с близкими и понятными студентам обстоятельствами.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ 6

Главным требованием второго этапа обучения по-прежнему остается сохранение выработанного на первом курсе импровизационного самочувствия и личного подхода к сценической жизни (действие "от себя"), несмотря на все большую увеличивающуюся заданность многих параметров актерского поведения.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 7

Работа студентов прежде всего должна быть направлена на поиск органического поведения и действия в предлагаемых обстоятельствах. Исполняя роли в отрывках из пьесы, а так же роль созданную на материале инсценировки прозаического произведения, студент должен показать умение определять логику поступков действующего лица. Затем, поставив себя в предлагаемые обстоятельства, сделать его поступки как бы своими поступками, мысли и слова - как бы своими мыслями и словами, т.е. присвоить чужую логику.

Показателями органического действия студента-исполнителя становятся:

-установление непосредственных отношений с партнером;

- нахождение верного психофизического самочувствия;

- выстроенный внутренний монолог;

- овладение действенным словом;

- понимание природы вопросов и ответов (слушать, слышать и отвечать "здесь, сегодня, сейчас, как в первый раз"), понимая "чего я добиваюсь, какова цель моего воздействия на партнера, что я делаю для достижения цели";

- освоение подтекста.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 8.

Впервые ставится задача понимания авторского замысла, идеи произведения исполнителем. Первичной становится попытка собственного прочтения пьесы исполнителями через сценическое действие. Важно правильно определить конфликтные факты и события, от которых зависят цели и действенное поведение. Важно так же ставить задачу определения и понимания сквозного действия и сверхзадачи роли.

Материалом для работы студентов на втором этапе обучения служат не только этюды-наблюдения, этюды на жизнь роли и обстоятельства жизни героя, но так же небольшие, рассчитанные на двух-трех исполнителей отрывки из пьес, инсценировок, а так же роли в курсовых спектаклях, одноактных или в отдельных актах многоактной пьесы.

Показ отрывков должен продемонстрировать приобретенные студентами навыки работы над ролью:

- умение взять на себя все более усложняющийся круг предлагаемых обстоятельств, сделать чужую логику своей и оправдать поступки героев своими чувствами и мыслями;

- выстроить и осуществить логическую цепочку физических действий, т.е. овладеть наиболее совершенным способом работы над ролью: методом физических действий и этюдным методом;

- сделать линию физических действий ("жизни тела") - основой словесного действия и внутренней психотехники;

- построение такой логики физических действий, которая бы глубоко и ярко раскрывала сквозное действие и сверхзадачу роли;

- достигать сближение личных психофизических качеств исполнителя с характером играемой им роли с помощью вышеуказанных методик работы над ролью, что позволяет исполнителю органично совершать первые шаги в роли и все поступки героя от собственной психотехники;

- направлять линию физических действий к достижению целей и давать себе отчет не только в том, что исполнитель чувствует, думает, хочет, а прежде всего, в том, что и зачем делает;

- оказывать словесное воздействие на партнера, слушать, воспринимать то, что говорит партнер, создавать нужные для роли внутренние видения;

- достигать реактивности восприятия;

- осуществлять непосредственное общение;

- выявить в роли свои личностные качества исполнителя, проявляющиеся большей частью интуитивно, импровизационно, возникающие в преодолении лабиринта событий и в предлагаемых обстоятельств пьесы и спектакля;

- выстроенность внутренних монологов и подтекстов, осуществление их в роли на спектакле;

- соотнести и присвоить логику роли, авторскую стилистику, сделать их своими собственными - главная задача исполнителя.

 

ПРИМЕЧАНИЕ 9

При определении итоговых оценок по мастерству актера во всех семестрах второго этапа обучения (переходного к профессии) учитываются работы с педагогами и исполнение ролей по всем направлениям: этюдах-наблюдениях, в этюдах на жизнь роли, работа в отрывках, спектаклях, инсценировках. В том числе и тех, которые по недостатку учебного времени, не были вынесены на публичный показ.

 

 

Глава 4. СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.