КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Буддизм 3 страница
144. Семиотика (от гр. semeiotike – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней. 145. Семь чудес света – в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, середина IV в. до н. э.; террасные, так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе (так называемый Колосс родосский), около 292-280 гг. до н. э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н. э. 146. Синкретизм (от гр. synkretismos – соединение, объединение) – 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, например, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем. 147. Символизм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.
148 .Симулякр (фр. simulacre-“подобие, видимость,призрак”)– образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Учение о симулякрах разработал Ж. Бодрийар. Cимулякр — это псевдовещь, замещающая “агонизирующую реальность” постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и воображаемым. Он занимает в неклассической постмодернистской эстетике то место, которое принадлежало в традиционных эстетических системах художественному образу. Если образность связана с реальным, порождающим воображаемое, то симулякр генерирует из чистой фантазии и хаотично соединенныхфрагментов культуры прошлого материал для создания форм массовой культуры и посмодернистского искусства. 149. Сионизм (по названию холма Сион близ Иерусалима) – идеология и общественное движение, возникшее в конце XIX в. и провозгласившее своей целью возрождение еврейского национального самосознания и создание еврейского государства в Палестине; включает ряд течений – социалистических, либеральных, националистических. 150. Система (от гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к органическим системам высшего порядка. 151. Скоморохи – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV-XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. 152. Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству.
153. Собор – 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в России XVI-XVII вв. (Земский собор, Вселенский собор); 2) крупный христианский храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана (например, Парижской Богоматери собор). 154. Сословие – группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и претендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом. 155. Софизм (гр. sophisma) – ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. 156. Соц-арт – одно из течений русского искусства 60-70-х гг. XX в. Оно появилось как реакция русских художников на американский поп-арт, проникавший в страну посредством многочисленных репродукций. Соц-арт стал первой попыткой сопоставления двух принципиально различных систем ценностей. В основе поисков московских художников лежали традиции русского авангарда. Первым представлением этого течения стала серия картин московских художников В. Комара и А. Меланида, работавших вместе. Это были полотна “Пачка сигарет”, “Лайка”, “Двойной портрет”, “Встреча Солженицына с Беллем на даче у Ростроповича”. 157. Социализация (от лат. socialis – общественный) – 1) процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. 158. Социология культуры —наука, изучающая культуру с точки зрения социальной природы: ее происхождения и функционирования на уровне общественных институтов. 159. Спонсорство —деятельность юридических лиц, т.е. организаций, по предоставлению денежных субсидий, оказанию услуг, проведению работ в обмен на рекламу данной организации или ее товаров. 160. Субкультура (лат. sub ~ “под) — специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической...), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный характер.
161. Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. 162. Стилизация – 1) подражание внешним формам какого-либо определенного стиля, например, стилизация под классицизм; 2) подчинение художественного изображения условно упрощенным, орнаментальным формам; стилизация обычна в декоративно-прикладном искусстве. 163. Стиль (лат. stylus, от гр. stulos – стерженек для письма) – 1) идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя; 3) функциональная разновидность литературного языка; особенности построения речи, словоупотребления; 4) способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов. 164. Стоицизм (по названию портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма) – 1) направление в античной философии, согласно которому задача мудреца – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму; римский стоицизм, в котором преобладали идеалистические и религиозные воззрения и призывы к покорности судьбе, оказал большое влияние на ранее христианство; 2) стойкость и мужество в жизненных испытаниях. 165. Структурализм (лат. structura) – направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературе, истории, этнографии и др.), связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации. 166. Субъект (лат. subjectum) – 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель каких-либо свойств, личность; 3) юридический субъект права – носитель прав и обязанностей; субъектом права может быть лицо физическое и лицо юридическое; 4) логическое подлежащее, предмет суждения; 5) грамматическое подлежащее.
167. Суфизм (от ар. грубая шерстяная ткань, как атрибут аскета) – мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII-XIX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. 168. Схоластика (от лат. scholastikos – ученый, школьный, от гр. schole – школа) – 1) средневековая религиозная философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; 2) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни. 169. Сюрреализм (фр. surrealisme – буквально: сверхреализм) – сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве XX в., объявляющее своей задачей бесконтрольное, “автоматическое” воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов. 170. Табу (полинез.) – 1) в доклассовом обществе система нравственных и религиозных запретов, нарушение которых, по суеверным представлениям древних людей, карается сверхъестественными силами. В родовой общине Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего были направлены на соблюдение брачных норм (боязнь инцеста); 2) вообще – строгий запрет. 171 .Танка, ламаистская икона в форме свитка с изображением на загрунтованном холсте одного или нескольких божеств. 172. Театр (гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль. 173. Текст – (от лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и т. п.; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т. д.); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной записи; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки -лингвистики текста. 174. Тип (от греч.typos-отпечаток, образец, форма)-форма, которая составляет основу ряда расхожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет род или вид. 175 .Творчество — деятельность по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей, претворение в реальность прогрессивных идей. 176. Теория — научная форма обобщения фактов и выявления присущих им свойств, установление закономерностей в какой-либо области знания. 177. Теория культуры - составная часть культурологии, основным принципом которой является понятийный и категориальный инструментарий, используемый при изучении культуры. 178. Техника (греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность материальных средств, механизмов, аппаратов, создаваемых для осуществления процесса производства и удовлетворения бытовых потребностей человека.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |