Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм 2 страница




71. Кремль – (до XIV в. детинец), центральная часть древнерусских городов, обнесен­ная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Кремль располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремли сохранились в Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.

72. Культ (от лат. cultus – почитание) – 1) один из обязательных элементов любой ре­лигии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и ве­рующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).

71. Культура (лат. cultura) – 1) основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим опре­делением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятель­ность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам че­ловек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исто­рически определенного типа человека; 2) в социально-историческом смысле – господствую­щий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.; 3) конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологиче­ская и т. д.); 4) мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.

71 .“Культура высокая”- культура хранящая лучшие образцы деятельности человека, классические эталоны и ценности.

72 .“Культура массовая” – (филос., социол.), обобщенная характеристика господ­ствующего в современном обществе типа культуры, превращенной в индустри­ально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм изоб­ражения человеческих отношений, сведение социальных конфликтов к столкновениям “хороших” и “плохих” людей, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. имеют целью подчинение сознания масс буржуазным ценностям и образу жизни.

73 .Культура рыцарская (куртуазная) – в ее основе лежит представление о служе­нии прекрасной даме, которая занимала в жизни рыцаря ничуть не менее существенное мес­то, чем его покровитель – сюзерен. Именно прекрасной даме посвящали рыцари не только свои подвиги, но и свое художественное творчество.

74. Культура и власть - сферы общественной жизни, как прави­ло, находящиеся в оппозиции друг к другу. Культура, по приро­де своей, демократична. Основ­ным инструментом власти явля­ется принуждение, подчинение, в тоталитарном обществе — на­силие.

75. Культура общения - каче­ственная характеристика обще­ния, отличающаяся высокой сте­пенью корректности, уважитель­ности, понимания партнеров.

76. Культура труда — качествен­ная характеристика деятельности человека, создающего новые или воспроизводящего существующие материальные или духовные цен­ности, отличающиеся высоким профессиональным уровнем.

77 .Культура языка - качествен­ная характеристика, уровень зна­ния, степень освоения языковой системы (вербальной и невербаль­ной), способность и умения чело­века использовать данные языком

78 .Культурная политика -научно обоснованная деятель­ность государства, направленная на поддержание и развитие куль­туры.

79. Культурная революция - радикальная смена ценностных ориентации в сфере культуры, обусловленная, как правило, со­циально-политическими, идеоло­гическими катаклизмами.

80.Культурная услуга - дея­тельность, в результате которой со­здается продукт, способный удов­летворить различные духовные потребности общества и опреде­ленных его представителей (про­изведения искусства, деятельность учреждений культуры и т.д.).

81 .Культурный код эпохи (фр. code) — система символичес­ких смыслообразующих знаков, концептуально емко выражающая основные характеристики куль­турной эпохи, наиболее ярких черт эпохи (средневековый храм, Возрождение — идея универсаль­ности человека, Богочеловек).

82 .Культурология — философ­ская наука, изучающая наиболее общие закономерности возникно­вения, исторического развития, функционирования и трансформа­ции культуры как системы духов­ных и материальных ценностей.

83. Контркультура - частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозицион­ный характер к общепризнанным духовным ценностям и более все­го к господствующему типу офи­циальной культуры.

84. Космополитическое в культуре — различного рода явления, процессы, ценности, относящиеся к сфере культуры, но лишенные определенно выра­женных признаков национально­го своеобразия. Явление, весьма характерное для культуры и ис­кусства модернизма и постмодер­низма.

85. Литургия (гр. leiturgia) – 1) некоторые виды государственных повинностей; 2) христианское церковное богослужение (у православных – обедня, у католиков – месса).

86. Личность (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социаль­ный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выпол­няющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Лич­ность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокуп­ности общественных отношений.

87. Мандала (древнеинд.-круг,диск),в буддийской мифологии один из важнейших сакральных символов; геометрическая схема вселенной с иерархическим расположением в ней буддийских святых.

88. Маргинал, маргинальность (лат. marginalis — распо­ложенный на границе, у края) — человек, не принадлежащий ка­кой-либо определенной нацио­нальной культуре, находящийся за ее пределами, на пересечении разных культур.

89. Маргинальная культура (лат. marginalis — расположенный у края, на границе) — вненаци­ональная по своим художествен­но-эстетическим характеристи­кам.

90 .Материальная культура - совокупность опредмеченных ду­ховных ценностей. Вещный мир в той мере входит в сферу культу­ры, в какой является носителем и выразителем духовных ценнос­тей. Предметы, ограниченные функционально-утилитарным на­значением, строго говоря, соб­ственно к культуре отношения не имеют. (В частности, здания, не отличающиеся архитектурными достоинствами.)

91. Менталитет, ментальность (лат. тепs — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — относительно устойчивые харак­терные особенности сознательно-бессознательного мировосприя­тия и поведения, обусловленные глубинными национально-исто­рическими культурными традици­ями.

92. Методология изучения культуры — совокупность ме­тодов, способов, приемов, под­ходов, принципов, применяемых в процессе исследования генези­са типологии культуры, конкрет­но-исторических, национальных и др. форм ее существования. Культурология, будучи областью интегративного знания, широкоиспользует методы гуманитарных наук.

93. Метод (гр. methodos) – образ мышления, способ преобразования мира, образ дей­ствия.

94. Меценатство (от имени древнеримского политического де­ятеля и писателя I в. до н. э. Гая Цильния Мецената, советника им­ператора Августа. Меценат покро­вительствовал кружку поэтов, в который входили Вергилий, Гора­ций и др., оказывал им матери­альную помощь и использовал их творчество в интересах импе­рии) — имеет узкое и широкое значения. В первом случае пони­мается как бескорыстная поддер­жка подлинного искусства. Во вто­ром — материальная поддержка искусства, но с целью получения вторичного результата (полити­ческого, экономического, идео­логического, представительского и пр.). М. изначально трактовалось как “жертвоприношение” частно­го лица.

95. Мировоззрение – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство зна­ния, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, фило­софских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступ­ках человека. Высшей формой мировоззрения является научная философия, которая способ­ствует формированию творческого мышления и открывает самый короткий и правильный путь к овладению богатством духовной культуры.

96. Мистерия (от гр. mysterion – тайна, таинство) – 1) мистерии у древних греков и римлян, у народов Древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых до­пускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового европейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.

97. Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

98. Михраб (араб.-святилище), в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене киблы, к которой молящийся должен быть обращен лицом.

99. Модернизм (фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и лите­ратуре XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматри­вает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевид­ное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся со­знанием.

100. Монумент (лат. monumentum, от monere – напоминать) – архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица; памятник.

101. Натурализм (фр. naturalisme, от лат. natura) – 1) направление в искусстве послед­ней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма харак­терно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма на­турализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

102. Наука – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, приклад­ные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляю­щих научную и научно-вспомогательную деятельность; 3) форма культуры: сфера взаимона­учения людей, онаучивания их сознания, превращения научных идей и методов в производи­тельные и потребительные силы общества, в составной элемент быта общественных индиви­дов.

 

103. Нирвана (санскр.угасание) – центральное понятие в буддизме и джайнизме означающее ко­нечную цель стремлений человека: в буддизме-психологическое состояние полноты внутреннего бытия отсутствие желаний; в джайнизме – совершенное состояние души. Освобождение от бесконечной цепи рождений и смертей(сансары)

104. Ноосфера (гр. noos – ум, разум + гр. sphaira – шар) – новое эволюционное состоя­ние биосферы, при котором разумное начало становится предпосылкой глобальной деятель­ности человечества, всеобщий общественный интеллект, основу которого составляет наука и организация, обеспечивают гармонизацию связей и отношений в системе “Природа – Обще­ство – Человек”.

105. Образ – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отра­жается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характери­зует духовный мир человека и общества.

106. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – кален­дарными.

107. Общество – это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в ко­торых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного произ­водства собственной материальной жизни. Этот процесс складывается из двух частей: преоб­разования объекта (природы) – (производство вещей) и преобразования субъекта (человека) – производства творческих человеческих сил. Поскольку эти два вида производства неразрывно связаны, постольку общество – одновременно и субъект экономики, и субъект воспроизвод­ства самого себя, людей исторически определенного типа (культура).

108. Объект (от лат. objectum – предмет) – 1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предпосылкой жизнедеятельности субъекта (человека); 2) то, на что направлена деятельность человека; 3) в культуре объектом воздей­ствия выступает сам человек.

109. Объективация – воплощение, выражение чего-либо субъективного в объектах доступных восприятию и практическому использованию. То, что существовало в форме цели, стало продуктом целесообразной деятельности.

110. Опредмечивание и распредмечивание – категории культурологии, выражаю­щие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – про­цесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе, предметом культуры; распредмечивание – переход от предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельных способностей, знаний, навыков субъекта под воздействием предметов и форм культуры.

111. Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитек­турных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и т. п.

112. Отчуждение – процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; вы­ражение бессилия человека перед такими силами как рынок, государство, частная собствен­ность и др. В философской мысли XX в. отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к “обесчеловечению” личности.

113. Оценка – установка ценности какого-либо явления или объекта. Представляет со­бой заключительный этап процесса восприятия и осознавания результата деятельности, при котором явление оценивается в различных аспектах (теоретическом, практическом, экономи­ческом, эстетическом, нравственном и др.). Культурологическая оценка выявляет жизне-смысловое значение явления для человека и человечества.

114 .Пагода (португ).бхагават(санскр. –священный), бао-та(кит. –башня сокровищ),в буддийской архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии многоярусная мемориальная башня-реликварий. Имеет нечетное число ярусов.Возводились в честь деяний святых, знаменитых паломников, а так же в ознаменование важнейших событий связанных с буддизмом.

115. Паломничество (от лат. palma – пальма) – странствие верующих к “святым мес­там” (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на помощь. На­звание по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

117. Пантеон (гр. pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей.

118. Перфоманс (англ. performance – представление) – одно из авангардных, чисто экспериментальных направлений в современной культуре. Используя свое тело и тела своих коллег, костюмы, вещи и окружение, художник ведет своеобразный диалог со зрителем. Это определенный символический ритуал, игра по четким правилам. Перфоманс иронизирует над духовной убогостью повседневной жизни, над лицемерными традициями, ханжескими нормами морали. Раз исполненный, перфоманс не повторяется, а зрители знакомятся с ним по фотографиям, кино и видеосъемке. Одним из ярких представителей перфоманса в России является А. Бартенев.

119. Племя – тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно­общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на ро­ды и фратрии, общность территорий, некоторых элементов хозяйства, самосознания и само­названия, обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов племен, завоевания и переселе­ния вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей – народностей. Пе­режитки племенных организаций сохраняются у некоторых народов и в классовом обществе.

120. Полифония (гр. polyphōnia) – музыкальная, иначе контрапункт – вид многоголо­сия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или несколь­ких самостоятельных мелодических линий (голосов).

121. Поп-арт (англ. pop art, от popular art – популярное, общедоступное искусство) – поп-искусство – направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й половине 50-х гг. XX в., использующее реальные предметы, изображения, рекламу, упаков­ку товаров и т. д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.

122. Поп-музыка (англ. pop music, от popular music – популярная, общедоступная му­зыка) – обозначение разных стилей и жанров развлекательной эстрадной музыки XX в.

123. Постмодернизм – характеристика современной культуры, связанная с фунда­ментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума.

124. Православие – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантиз­мом) христианских направлений. Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце IV в. Окон­чательно этот раскол оформился в середине XI в. Богословские, идеологические основы пра­вославия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”, т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”. Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.

125. Прагматизм (гр. pragma – дело, действие) – разновидность буржуазной культуры, основанная на субъективно идеалистических взглядах, согласно которым все, что приносит на практике личную выгоду, то и есть истинно человеческое существование.

126. Праздник – общественные события торжественного характера, выделенное из по­вседневности и проводимое в свободное от работы время. Возникли в глубокой древности и были частью культа главнейших богов. Большинство праздников было приурочено к опре­деленным датам, а некоторые назначались по мере надобности. Праздники часто сопро­вождались жертвоприношениями, торжественными процессиями и театральными представ­лениями. Выделяют праздники религиозные и государственные.

127. Производство материальное – процесс создания материальных благ. Пред­ставляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов дея­тельности. Две стороны производства: производительные силы и производственные отноше­ния образуют способ производства, определяющий характер данного общества.

128. Принцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения; 3) основа уст­ройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.

129. Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

130. Протестантизм (от лат. protestans (protestantis) – возражающий, несогласный) – одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных тече­ний, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.); протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, скандинав­ских странах, Швейцарии, Канаде, в странах Прибалтики.

131. Психика (от гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой за­ключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятии, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

132. Психоанализ (от гр. psyche – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – разработанный 3. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболева­ний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни чело­века и развитии человечества.

133. Пуританство (англ. puritan, от лат. purus – чистый) – образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест про­тив какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака.

134. Рационализм (фр. rationalisme, от лат. rationalis – разумный) – 1) философское на­правление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) архитектурное направление XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриаль­ные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, эко­номичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте) конструктивных, планировоч­ных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

135. Реализм (от позднелат. realis – вещественный) – 1) направление в литературе и ис­кусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действитель­ности; 2) наивный реализм – естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) схоласти­ческий реализм – направление в средневековой схоластике (противоположно ламинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих неза­висимо от отдельных вещей; 4) критический реализм – философское течение в европейской мысли конца XIX – середины XX в., представители которого, критикуя философские учения, сводящие предмет познания к опыту, в частности концепции субъективного идеализма, на­стаивали на принципиальном различии предмета познания и его познавательного образа, который является результатом не отражения, а символизации реальности в сознании челове­ка; критический реализм внутренне неоднороден, в нем сочетаются элементы естественнона­учного материализма и идеализма; критический реализм внес вклад в конкретный анализ ме­ханизмов познания, в теорию истинного знания; 5) социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства – эстетическое выражение социалистически осознанной кон­цепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических идеалов; 6) научный реализм – общее название ряда учений, развивавшихся в европейской философии и отличав­шихся антиинструментализмом и антиконвенционализмом в трактовке научного знания и его соотношения с объективной реальностью; согласно научному реализму, научные иссле­дования являются единственным средством достижения истинного знания; 7) ясное понима­ние и учет условий действительности при осуществлении чего-либо.

136. Культурная революция – коренной переворот в общественных отношениях, обеспечивающих скачок в деле воспроизводства сущностных сил человека, в развитии науки, образования, искусства и т. д. (неолитическая революция, изобретение письменности, книго­печатания, урбанизация, электронизация, кибернетизация и т. д.) и, связанные с ними преоб­разования форм межиндивидуального общения и быта.

137. Религия (лат. religio) – 1) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъесте­ственные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 2) од­но из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, на­пример, христианская религия, мусульманская религия.

138. Религиозная вера - вера в реальное существование в Бога, в том числе как некой абстракт­ной идеи, наделенной определен­ными качествами, свойствами и связями; в возможность творения Им мира, духовного общения с Ним, реальность мифологических событий, наличие авторитетов.

139. Религиозная деятельность — часть общественной ду­ховной деятельности. Р. д. диффе­ренцируют на внекультовую и культовую. Внекультовая деятель­ность может выступать в предмет­но-практической, духовно-практи­ческой и духовно-теоретической формах. Предметно-практическая деятельность — производство средств религиозного культа (ико­ны, свечи, кресты...). Духовно-практическая религиозная деятель­ность — миссионерство, препода­вание богословских дисциплин. Менеджментная деятельность в религиозных организациях, рели­гиозная пропаганда в СМИ, в се­мье. Духовно-теоретическая, вне-культовая деятельность по проду­цированию религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их коммен­тирование и разъяснение. Культо­вая форма Р. д. связана с удовлет­ворением верующими их религи­озных потребностей.

140. Ренессанс (от фр. renaissance – возрождение) – 1) Возрождение – период в куль­турном и идейном развитии ряда стран Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах -XV-XVI вв.), наступивший после средневековья; в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала замечательные образцы реа­листического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изоб­ретениями, а также пробуждением (“возрождением”) интереса к литературе и искусству Древней Греции и Рима; крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: Петрарка, Бокаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Вин­чи и многие другие; период подъема, расцвета в развитии чего-либо; 2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

141. Роботизация развитие автоматизации производства на основе промышленных роботов.

142. Рококо (фр. rococo) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причуд­ливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

143. Секуляризация духовного мира (от ср.-лат. saecularis – светский) – 1) обраще­ние церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, се­куляризация школьного преподавания; 3) освобождение от церковного влияния (в обще­ственной и умственной деятельности, в художественном творчестве).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.