Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толерантность(лат.- tolerantia-терпимость)-терпимость индивида, группы к нормам и ценностям чужой культуры 1 страница




Типология- метод научного познания, в основе котрого лежит расчленение систем объектови их группировкаспомощью обобщений, идеализированной модели или типа.Т. опирается на выявление сходства и различия изученных объектов, на поиск и иднтификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.

180 .Типология культурной политики — “патерналистс­кая”, “популистская”, “эклекти­ческая”, “социодинамическая”.

Первый тип характеризуется сосредоточением нитей управле­ния в руках государства. Патер (от лат. patre — отец) — это смысло-образующий корень слова, ука­зывающий на такой тип взаимо­отношения государственных ин­ститутов и культуры, когда все предопределяется сверху.

Второй тип — это тип куль­турных взаимоотношений, пост роенный на свободном доступе к культурным ценностям. Регла­ментирующее начало в этом слу­чае отодвигается на второй план. Само слово (от лат. popularis) в переводе на русский язык озна­чает “народный”, “полезный на­роду”.

Третий тип эклектически свя­зан с различными формами ин­дивидуального потребления куль­турных ценностей. Эклектика (от лат. klektikos — выбирающий), дру­гими словами, в этом типе осу­ществления культурной полити­ки нет доминирующего принци­па или, правильнее сказать, он формируется интересами множе­ственных потребителей культуры. Последний, социодинамический тип реализации культурной поли­тики ориентирован на количе­ственные потребления культурных услуг и ценностей.

 

181 .Типология культуры - ка­чественно-содержательная характе­ристика конкретно-исторических, этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и других форм культуры. Типологи­ческий принцип задает исследо­вателю колею теоретического дви­жения, определяет его ракурс и вектор в отборе и выстраивании конкретного материала. Осмысле­ние типа культуры, определение его статуса, смыслового наполне­ния детерминировано основопола­гающим принципом, под углом зрения которого анализируется культурный контекст и вследствие чего выявляются наиболее общие качественные черты.

1).Антропокосмогонический тип культуры — античные формы культуры, выражающие единство природно-космического и челове­ческого начал.

2).Демократически-технотрон­ный тип культуры — современная культура высокоразвитых цивили­заций, характеризующаяся дву­единым влиянием техники:пози­тивно-демократическое и нега­тивное. Научно-технический прогресс содействует расшире­нию социокультурного поля, при­общению к ценностям культуры широкой аудитории, благодаря совершенствованию коммуника­ционных средств. Вместе с тем развитие этого процесса усиливает диктат техники над духовным, порождая стереотипы восприятия и оценок, способствуя омассовлению культуры.

3).Индивидуально-прагматичес­кий тип культуры — система цен­ностей, сложившаяся в эпоху зре­лых буржуазных отношений, ког­да доминирующими становятся укрепления института частной собственности, прагматические интересы человека, личная ини­циатива, предприимчивость и це­леустремленность в приумноже­нии материальных благ.

4).Конкретно-исторический тип культуры — это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценно­стей. Представляется возможным выделить в современном культу­рологическом знании следующие исторические типы европейской культуры: природно-символичесий (древнейшие формы культу­ры), антропокосмогонический (ан­тичность), христианско-религиозный (средневековье), универсаль­но-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Ре­формация), рационально-норма­тивный (абсолютизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический (роман­тизм), индивидуально-прагмати­ческий (2-я половина XIX в.), то­талитарно-бюрократический и де­мократически-технотронный, соответственно 1-я и 2-я полови­ны XX в.

5).Критико-просветительский тип культуры — культура, провозгла­шающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просвети­тельские, демократические идеа­лы.

6).Природно-символический тип культуры — ранние формы куль­туры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценно­стей в природных явлениях (растворенность духа в природе, по Н. Бердяеву).

7).Протестантско-реформист­ский тип культуры — культура, от­разившая идеи протестантизма, оппозиционного религиозно-ре­форматорского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма. Протес­тантизм демократизировал цер­ковные традиции, реформация заложила основы свободомыслия и правового государства.

8).Рационально-нормативный тип культуры — культура, строго под­чиняющаяся и регламентируемая господствующей идеологией аб­солютизма, преимущественно ра­циональная и нормативная.

9).Романтически-утопический тип культуры — система мировоспри­ятия, возникшая в результате ра­зочарования итогами буржуазных революций в Европе, не оправ­давшими просветительских идей совершенствования человека и общества.

10).Тоталитарно-бюрократический тип культуры — преимуществен­но официальная культура, подчи­няющаяся строгим установкам господствующей идеологии. Изна­чальный принцип самостийно-органичного развития культуры окончательно вытесняется адми­нистративно-бюрократической формой ее организации и управ­ления, вследствие чего ущемля­ется и нивелируется личностное начало.

11).Универсально-гармонический тип культуры — культура эпохи Возрождения, утверждающая иде­алы гуманизма,титанизма, чело­веческого духа, универсальности, индивидуальности, органично воспринявшая и преобразовавшая духовные ценности древнегречес­кой античности.

12).Христианско-религиозный тип культуры — культура раннего и позднего средневековья, основан­ная на христианской доктрине (в первом случае в период укорене­ния православия, а во втором — католицизма).

183. Техника (от гр. technike – искусная, от techne – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы зна­ния и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строи­тельная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль науч­ного знания: общее техникознание, специальные технические науки.

184. Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее “его род”) – форма рели­гии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальни­ком и покровителем рода.

185. Труд – целесообразная деятельность человека, опосредующая обмен веществ меж­ду природой и обществом, которая включает в себя предмет труда, средства труда и саму це­лесообразную деятельность. Продуктом труда выступают измененная природа, и духовно преображенный человек.

186. Университет (нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) -1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного зна­ния; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и науч­но-политических знаний (например, народный университет культуры).

187. Урбанизм (от лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. – тематика, связан­ная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.

188. Универсализация- обобщение, распространение на многих.

189. Феодализм (лат. feodum – феод, т. е. поместье, имущество, скот, деньги + владе­ние) – общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но на­ходятся в личном и экономическом подчинении господствующему классу, которому они от­дают феодальную ренту; земельная собственность выражается в том, что феодал “держит” землю на правах феода, полученного от вышестоящего сеньора; права людей взаимно огра­ничены и неразрывно соединены с обязанностями; общественное сознание пронизано рели­гиозным мировоззрением; политическое господство осуществляет иерархически организо­ванное военное сословие; феодализм исторически предшествует капитализму.

190. Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства (музыкального, театрального, кино и т. д.).

191. Фетишизм (фр. fйtichisme) – 1) религиозное поклонение фетишам; фетишизм – общий и постоянный элемент многих религий, например, в современных религиях: поклоне­ние иконам, мощам и т. п.; 2) слепое поклонение чему-либо; 3) товарный фетишизм – в марк­систской политэкономии – порожденное условиями товарного хозяйства, основанного на частной собственности на средства производства, превратное представление о производ­ственных общественных отношениях между людьми как об отношениях между вещами (товарами); культ вещей, наделение их сверхъестественными свойствами, преклонение перед ними как перед воплощением силы, власти и господства.

193. Филармония (гр. phileф – люблю + harmonia – гармония) – I) учреждение, зани­мающееся организацией концертов и пропагандой музыкального искусства; 2) концертный зал, в котором происходят концерты, организованные этим учреждением.

194 .Философия культуры -система знаний о культуре, бази­рующаяся на методологии фило­софских наук: онтологии, гносе­ологии, эстетики, этики, семи­отики, аксиологии.

195 .Функции культуры - воз­можности удовлетворения духов­ных потребностей человека и об­щества. Основные Ф. к.: гуманис­тическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникатив­ная, эстетическая, познаватель­ная, воспитательная, духовно-ох­ранительная, символическая.

196. Фольклор (англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемые на­родом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.).

197. Фрейдизм – учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессоз­нательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрей­да и его многочисленных последователей.

198. Футуризм (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в евро­пейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации; отсюда “динамическое”, совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или “высвобождение” звукового состава слова (“заумь”) в поэ­зии; итальянские футуристы эстетизировали как таковые силу, движение, войну; ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания; формальные нов­шества футуристов отразились в конструктивизме.

199. Христианство (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых ре­лигий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – бо­гочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения лю­дей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи.

200. Ценности – характеристики объектов и процессов мира, имеющих положитель­ное или отрицательное значение для жизни человека. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Ценности могут быть материальными и духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Высшей ценностью является сам человек. Он мера всех вещей.

201 .Церковь или,храм (греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — здание для отправления христи­анских религиозных культов,

202. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский) – 1) в культурно-исторической перио­дизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., – третья ступень общественного развития, следую­щая за варварством (первая ступень – дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом); 2) уро­вень развития культуры, характеризуемой преимущественно ее объектным материально-вещественным воплощением, отчуждением людей друг от друга и господством одних над другими.

203. Человек – наиболее общее понятие для обозначения как отдельного представите­ля рода Homo Sapiens, так и человечества в целом. Являясь телом природы, человек принци­пиально отличается от животных не только морфологически (рука, мозг, голосовые связки, прямохождение), но и способом существования – труд, творчество, социальное общение. Сущность человека можно понять только путем анализа его связей и отношений с другими в рамках конкретно-исторической организации общества.

204. Шаманизм – ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъес­тественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных.

205. Шариат (ар.) – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право; исламский образ жизни и мышления.

206. Школа (лат. schola, от гр. schole) – 1) учебно-воспитательное учреждение; 2) систе­ма образования, выучка, приобретенный опыт; 3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принци­пов и методов.

207. Эволюционизм (от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволю­ционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революцион­ном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах.

208. Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и культурологии (в особенности немецкой и французской); экзи­стенциализм считает, что предметом философии является уникальность существования чело­века, которое рассматривается лишь как непознаваемое духовное начало.

209. Эмпиризм (от гр. empeiria – опыт) – философское учение, признающее чувствен­ный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания (понятий теорий).

210. Эстетика (от гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) фи­лософская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное

содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо.

211. Этика (лат. ethica, от гр. ethos – обычай, характер) – 1) философское учение о мо­рали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) си­стема норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессио­нальной группы (например врачебная этика).

212. Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий по их противо­положности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин “политеизм” (“многобожие”); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обря­дов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сфор­мировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.

213. Язык — средство коммуника­ции, общения, закрепления и пе­редачи информации, система знаков, с помощью которых че­ловек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поко­лениям. Языки разделяются на ес­тественные и искусственные, вербальные и невербальные, “жи­вые” и “мертвые”. “Язык — дом бытия” (Хайдеггер).

 

Вопросы к зачету.

1. Культурология как научная дисциплина

/Предмет цели задачи культурологии как науки.

Сущность, понятие культуры и функции культуры..

Основные культурологические школы..

Методы культурологических исследований/.

2. Общие свойства культуры:

/Картина мира, менталитет, цивилизация;

Нормы и ценности культуры

Коды и универсалии культуры

Толерантность и интолирантность.Открытость и замккнутость/.

3. Культура и природа.

/Аспекты взаимодействия/

4. Культура и личность.

/Аккультурация, инкультурация, социализация в культуре/.

5. Культура и общество:

/Этнические и национальные культуры; региональные культуры; массовая и элитарная культура; субкультура и контркультура/.

6. Культура как деятельность по освоению мира

/Культура и наука. Культура и искусство. Культура и техника. Культура и религия/

7. Типология культуры.

/Буддийский тип культуры, христианский тип культуры, исламский тип культуры./

8. Культура и глобальные проблемы современности.

/Традиции гуманизма. Сциентизм и технократизм. Постмодернизм.Универсализация. Глобальные проблемы современности. Глобализация и культура. Понятие о социокультурном кризисе.Культурная модернизация и ее формы/.

Тестовые задания к курсу «Культурология».

Тест №1

1. Целью культурологического исследования выступает:

а) понимание своей и иных культур;

б) целостность, системность и комплексность подхода к
изучению культуры;

в) эмпирическое описание культуры.

2. Семиотика изучает:

а) внутреннее строение знаковых систем;

б) знаковые системы как средство выражения смысла;

в) отношения знаковых систем с тем, кто их использует;

г) все перечисленное;

д) пункты а) и б).

3. Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) ислам, кришнаизм, бахаизм;

г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;

д) православие, католицизм, протестантизм;

е) буддизм, христианство, ислам.

4. Кто из мыслителей отождествлял понятия "цивилизация" и
"культура"?

а) Н.Бердяев;

б) Э.Тайлор;

в) О.Шпенглер;

г) все перечисленные.

Тест № 2

1. Кто считается основоположником культурной антропологии?

а) Т. Парсонс;

б) Ф. Боас;

в) А. Рэдклифф-Браун.

2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие
"вторая природа"?

а) общество;

б) культура;

в) техника;

г) образование.

3. О какой только человеку присущей способности идет речь в
приведенном ниже отрывке: "... приобретенная сознанием способ­ность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как
предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и
своим специфическим значением, — способностью не просто поз­навать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что
знаешь" (П. Тейяр де Шарден)?

а) синкретизм;

б) рефлексия;

в) абстракция;

г) логика.

4. Какие существуют методы анализа культуры?

а) все перечисленные ниже;

б) сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический;

в) структурно-функциональный, семиотический;

г) морфологический, структуральный, диалогический.

5. Назовите имя американского социолога русского происхож­дения, автора концепции социокультурной динамики и исследова­теля социальной стратификации, который также занимался
проблемой типологии культур?

а) Н. Бердяев;

б) Н. Данилевский;

в) П. Сорокин;

г) А. Лосев.

6. Языки бывают:

а) вербальные и невербальные;

б) естественные и искусственные;

в) все перечисленное.

7. Выберите правильное высказывание:

а) Катарсис — очищение через сострадание и страх.

б) Катарсис —система норм, правил, господствующая в худо­жественном направлении.

в) Катарсис — гармония внешнего и внутреннего состояния

человека.

8. Какому из понятий соответствует следующее определение:
"Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культу­ры"?

а) анимизм;

б) фетишизм;

в) синкретизм;

г) тотемизм.

9. Что означает понятие "цивилизация"?

а) уровень общественного развития;

б) ступень общественного развития, следующая за варварством,

в) синоним культуры;

г) данное понятие используется в научной литературе во всех
вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов
автора.

10. Какие тенденции характерны для науки XX века?

а) интегративность;

б) системность;

в) комплексный подход;

г) экологизация всех проблем;

д) все перечисленные.

Тест № 3

1. Какие науки относятся к гуманитарным?

а) социология, политология, экономика;

б) психология, этнография, лингвистика;

в) все перечисленные.

2. Как называется сочинение немецкого философа и историка
О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

а) "Феномен человека";

б) "Идеи к философии истории человечества";

в) "Недовольство культурой";

г) "Закат Европы";

д) "Три лика культуры".

3. Какое из приведенных ниже определений культуры соответ­ствует взглядам английского этнографа, исследователя первобыт­ной культуры Э.Б. Тайлора?

а) Культура — это природа, преобразованная посредством че­ловеческой деятельности.

б) Культура представляет собой совокупность всех наследствен­ных информации, способов их организации и сохранения.

в) Культура, или цивилизация.., слагается в своем целом из
знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и
некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком,
как членом общества.

4. Кому из мыслителей XX века принадлежит следующее выска­зывание: "Культура возникает в игре, как игра"?

а) О. Шпенглеру;

б) А. Тойнби;

в) Н. Бердяеву;

г) Й. Хейзинге;

д) К. Ясперсу.

5. Назовите основные задачи культурологии:

а) эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация;

б) изучение истоков общего и специфического, устойчивого и
изменчивого в культуре;

в) все перечисленные.

6. Назовите имя известного ученого, социолога, философа
культуры, автора теории "волнообразного изменения культур".

а) О. Шпенглер;

б) Ф. Ницше;

в) П. Сорокин;

г) А. Моль.

7. Язык является:

а) способом коммуникации;

б) средством мышления;

в) способом членения действительности на дискретные понятия
и их классификации;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта в).

8. Как называется ранняя форма религии, сущность которой
состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в
вере в свое происхождение от них?

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) фетишизм;

г) магия.

9. Что такое мимесис?

а) созвучие;

б) подражание;

в) гармония.

10. Выберите правильное высказывание:

а) Наука — производительная сила общества.

б) Наука — сфера человеческой деятельности, функцией кото­
рой является выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительности.

в) Оба высказывания правильны.

Тест № 4

1. Культурология — это:

а) социальная наука;

б) гуманитарное знание;

в) интегративное знание.

2. Представителями какого направления культурологической
мысли являются К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.Деррида?

а) структурализм;

б) эволюционизм;

в) диффузионизм;

г) функционализм.

3. Кому из исследователей принадлежит следующее высказывание: «Культурология имеет собственный предмет исследования — содержание общественной жизни"?

а) К. Леви-Стросу;

б) Л. Уайту;

в) Т. Парсонсу.

4. Что такое архетипы?

а) типы архаической культуры;

б) прообразы, составляющие содержание коллективного бес­
сознательного в концепции К. Юнга;

в) типы мыслительных процессов;

г) все перечисленное.

5. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор
и Л. Морган?

а) дикость, варварство, цивилизация;

б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;

в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое
время, научно-техническая эпоха.

6. Назовите известного русского социолога XIX века, занимав­шегося проблемами культурно-исторической типологии:

а) Н. Михайловский;

б) К. Леонтьев;

в) Н. Данилевский;

г) Н. Бердяев.

7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики
является исторически первой?

а) эволюционная модель;

б) волновая модель;

в) циклическая модель.

8. Кому из мыслителей принадлежит приведенное ниже высказывание: «.. вижу на месте монотонной картины однолинейной
мировой истории феномен множества мощных культур, каждая из
которых придает своему материалу, то есть человеческой природе,
свою собственную форму; каждая из которых обладает своей соб­ственной идеей, своими собственными страстями, своей собствен­
ной жизнью, волей, манерой воспринимать вещи и своей
собственной смертью"?

а) К. Ясперсу;

б) Н. Данилевскому;

в) П. Сорокину;

г) О. Шпенглеру;

д) А. Молю.

9. Как называл П. Сорокин тип искусства, описанный в данном
отрывке: "Оно мало уделяет внимания личности, предметам и
событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти
какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не
развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить
верующего к Богу"?

а) чувственное искусство;

б) идеациональное искусство;

в) идеалистическое искусство;

г) эклектичное искусство.

10. Выберите правильное высказывание:

а) Техника — совокупность средств человеческой деятельности,
создаваемых для осуществления процессов производства и
обслуживания непроизводственных потребностей общества.

б) Техника—совокупность приемов, применяемых в каком-
нибудь деле, мастерстве.

в) Оба высказывания правильны.

г) Оба высказывания неправильны.

Тест № 5

1. Какие проблемы являются глобальными?

а) экологическая и демографическая;

б) утрата людьми здоровья;

в) угроза ядерной войны;

г) истощение природных ресурсов;

д) все перечисленные;

е) все перечисленные, кроме б) и г).

2. Как называется процесс возникновения и развития человека
как социокультурного существа?

а) аккультурация;

б) антропоморфизм;

в) антропопатизм;

г) антропосоциогенез.

3. Кто из мыслителей является автором теории, согласно кото­рой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит
двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?

а) Г. Спенсер;

б) О. Шпенглер;

в) 3. Фрейд;

г) Й. Хейзинга;

д) Ж. Лакан.

4. Подберите правильное определение к понятию "мифология":




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.