КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Толерантность(лат.- tolerantia-терпимость)-терпимость индивида, группы к нормам и ценностям чужой культуры 1 страница
Типология- метод научного познания, в основе котрого лежит расчленение систем объектови их группировкаспомощью обобщений, идеализированной модели или типа.Т. опирается на выявление сходства и различия изученных объектов, на поиск и иднтификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. 180 .Типология культурной политики — “патерналистская”, “популистская”, “эклектическая”, “социодинамическая”. Первый тип характеризуется сосредоточением нитей управления в руках государства. Патер (от лат. patre — отец) — это смысло-образующий корень слова, указывающий на такой тип взаимоотношения государственных институтов и культуры, когда все предопределяется сверху. Второй тип — это тип культурных взаимоотношений, пост роенный на свободном доступе к культурным ценностям. Регламентирующее начало в этом случае отодвигается на второй план. Само слово (от лат. popularis) в переводе на русский язык означает “народный”, “полезный народу”. Третий тип эклектически связан с различными формами индивидуального потребления культурных ценностей. Эклектика (от лат. klektikos — выбирающий), другими словами, в этом типе осуществления культурной политики нет доминирующего принципа или, правильнее сказать, он формируется интересами множественных потребителей культуры. Последний, социодинамический тип реализации культурной политики ориентирован на количественные потребления культурных услуг и ценностей.
181 .Типология культуры - качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических, этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и других форм культуры. Типологический принцип задает исследователю колею теоретического движения, определяет его ракурс и вектор в отборе и выстраивании конкретного материала. Осмысление типа культуры, определение его статуса, смыслового наполнения детерминировано основополагающим принципом, под углом зрения которого анализируется культурный контекст и вследствие чего выявляются наиболее общие качественные черты. 1).Антропокосмогонический тип культуры — античные формы культуры, выражающие единство природно-космического и человеческого начал. 2).Демократически-технотронный тип культуры — современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся двуединым влиянием техники:позитивно-демократическое и негативное. Научно-технический прогресс содействует расширению социокультурного поля, приобщению к ценностям культуры широкой аудитории, благодаря совершенствованию коммуникационных средств. Вместе с тем развитие этого процесса усиливает диктат техники над духовным, порождая стереотипы восприятия и оценок, способствуя омассовлению культуры. 3).Индивидуально-прагматический тип культуры — система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся укрепления института частной собственности, прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и целеустремленность в приумножении материальных благ. 4).Конкретно-исторический тип культуры — это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. Представляется возможным выделить в современном культурологическом знании следующие исторические типы европейской культуры: природно-символичесий (древнейшие формы культуры), антропокосмогонический (античность), христианско-религиозный (средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Реформация), рационально-нормативный (абсолютизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический (романтизм), индивидуально-прагматический (2-я половина XIX в.), тоталитарно-бюрократический и демократически-технотронный, соответственно 1-я и 2-я половины XX в. 5).Критико-просветительский тип культуры — культура, провозглашающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просветительские, демократические идеалы. 6).Природно-символический тип культуры — ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях (растворенность духа в природе, по Н. Бердяеву). 7).Протестантско-реформистский тип культуры — культура, отразившая идеи протестантизма, оппозиционного религиозно-реформаторского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма. Протестантизм демократизировал церковные традиции, реформация заложила основы свободомыслия и правового государства. 8).Рационально-нормативный тип культуры — культура, строго подчиняющаяся и регламентируемая господствующей идеологией абсолютизма, преимущественно рациональная и нормативная. 9).Романтически-утопический тип культуры — система мировосприятия, возникшая в результате разочарования итогами буржуазных революций в Европе, не оправдавшими просветительских идей совершенствования человека и общества. 10).Тоталитарно-бюрократический тип культуры — преимущественно официальная культура, подчиняющаяся строгим установкам господствующей идеологии. Изначальный принцип самостийно-органичного развития культуры окончательно вытесняется административно-бюрократической формой ее организации и управления, вследствие чего ущемляется и нивелируется личностное начало. 11).Универсально-гармонический тип культуры — культура эпохи Возрождения, утверждающая идеалы гуманизма,титанизма, человеческого духа, универсальности, индивидуальности, органично воспринявшая и преобразовавшая духовные ценности древнегреческой античности. 12).Христианско-религиозный тип культуры — культура раннего и позднего средневековья, основанная на христианской доктрине (в первом случае в период укоренения православия, а во втором — католицизма). 183. Техника (от гр. technike – искусная, от techne – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы знания и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строительная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль научного знания: общее техникознание, специальные технические науки. 184. Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее “его род”) – форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальником и покровителем рода. 185. Труд – целесообразная деятельность человека, опосредующая обмен веществ между природой и обществом, которая включает в себя предмет труда, средства труда и саму целесообразную деятельность. Продуктом труда выступают измененная природа, и духовно преображенный человек. 186. Университет (нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) -1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и научно-политических знаний (например, народный университет культуры). 187. Урбанизм (от лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. – тематика, связанная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов. 188. Универсализация- обобщение, распространение на многих. 189. Феодализм (лат. feodum – феод, т. е. поместье, имущество, скот, деньги + владение) – общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении господствующему классу, которому они отдают феодальную ренту; земельная собственность выражается в том, что феодал “держит” землю на правах феода, полученного от вышестоящего сеньора; права людей взаимно ограничены и неразрывно соединены с обязанностями; общественное сознание пронизано религиозным мировоззрением; политическое господство осуществляет иерархически организованное военное сословие; феодализм исторически предшествует капитализму. 190. Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства (музыкального, театрального, кино и т. д.). 191. Фетишизм (фр. fйtichisme) – 1) религиозное поклонение фетишам; фетишизм – общий и постоянный элемент многих религий, например, в современных религиях: поклонение иконам, мощам и т. п.; 2) слепое поклонение чему-либо; 3) товарный фетишизм – в марксистской политэкономии – порожденное условиями товарного хозяйства, основанного на частной собственности на средства производства, превратное представление о производственных общественных отношениях между людьми как об отношениях между вещами (товарами); культ вещей, наделение их сверхъестественными свойствами, преклонение перед ними как перед воплощением силы, власти и господства. 193. Филармония (гр. phileф – люблю + harmonia – гармония) – I) учреждение, занимающееся организацией концертов и пропагандой музыкального искусства; 2) концертный зал, в котором происходят концерты, организованные этим учреждением. 194 .Философия культуры -система знаний о культуре, базирующаяся на методологии философских наук: онтологии, гносеологии, эстетики, этики, семиотики, аксиологии. 195 .Функции культуры - возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные Ф. к.: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая. 196. Фольклор (англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.). 197. Фрейдизм – учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей. 198. Футуризм (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации; отсюда “динамическое”, совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или “высвобождение” звукового состава слова (“заумь”) в поэзии; итальянские футуристы эстетизировали как таковые силу, движение, войну; ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания; формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме. 199. Христианство (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи. 200. Ценности – характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Ценности могут быть материальными и духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Высшей ценностью является сам человек. Он мера всех вещей. 201 .Церковь или,храм (греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — здание для отправления христианских религиозных культов, 202. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский) – 1) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень – дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом); 2) уровень развития культуры, характеризуемой преимущественно ее объектным материально-вещественным воплощением, отчуждением людей друг от друга и господством одних над другими. 203. Человек – наиболее общее понятие для обозначения как отдельного представителя рода Homo Sapiens, так и человечества в целом. Являясь телом природы, человек принципиально отличается от животных не только морфологически (рука, мозг, голосовые связки, прямохождение), но и способом существования – труд, творчество, социальное общение. Сущность человека можно понять только путем анализа его связей и отношений с другими в рамках конкретно-исторической организации общества. 204. Шаманизм – ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъестественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных. 205. Шариат (ар.) – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право; исламский образ жизни и мышления. 206. Школа (лат. schola, от гр. schole) – 1) учебно-воспитательное учреждение; 2) система образования, выучка, приобретенный опыт; 3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. 207. Эволюционизм (от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволюционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революционном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах. 208. Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и культурологии (в особенности немецкой и французской); экзистенциализм считает, что предметом философии является уникальность существования человека, которое рассматривается лишь как непознаваемое духовное начало. 209. Эмпиризм (от гр. empeiria – опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания (понятий теорий). 210. Эстетика (от гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо. 211. Этика (лат. ethica, от гр. ethos – обычай, характер) – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы (например врачебная этика). 212. Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин “политеизм” (“многобожие”); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней. 213. Язык — средство коммуникации, общения, закрепления и передачи информации, система знаков, с помощью которых человек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поколениям. Языки разделяются на естественные и искусственные, вербальные и невербальные, “живые” и “мертвые”. “Язык — дом бытия” (Хайдеггер).
Вопросы к зачету. 1. Культурология как научная дисциплина /Предмет цели задачи культурологии как науки. Сущность, понятие культуры и функции культуры.. Основные культурологические школы.. Методы культурологических исследований/. 2. Общие свойства культуры: /Картина мира, менталитет, цивилизация; Нормы и ценности культуры Коды и универсалии культуры Толерантность и интолирантность.Открытость и замккнутость/. 3. Культура и природа. /Аспекты взаимодействия/ 4. Культура и личность. /Аккультурация, инкультурация, социализация в культуре/. 5. Культура и общество: /Этнические и национальные культуры; региональные культуры; массовая и элитарная культура; субкультура и контркультура/. 6. Культура как деятельность по освоению мира /Культура и наука. Культура и искусство. Культура и техника. Культура и религия/ 7. Типология культуры. /Буддийский тип культуры, христианский тип культуры, исламский тип культуры./ 8. Культура и глобальные проблемы современности. /Традиции гуманизма. Сциентизм и технократизм. Постмодернизм.Универсализация. Глобальные проблемы современности. Глобализация и культура. Понятие о социокультурном кризисе.Культурная модернизация и ее формы/. Тестовые задания к курсу «Культурология». Тест №1 1. Целью культурологического исследования выступает: а) понимание своей и иных культур; б) целостность, системность и комплексность подхода к в) эмпирическое описание культуры. 2. Семиотика изучает: а) внутреннее строение знаковых систем; б) знаковые системы как средство выражения смысла; в) отношения знаковых систем с тем, кто их использует; г) все перечисленное; д) пункты а) и б). 3. Какие религии относятся к мировым? а) зороастризм, синтоизм, даосизм; б) буддизм, христианство, индуизм; в) ислам, кришнаизм, бахаизм; г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство; д) православие, католицизм, протестантизм; е) буддизм, христианство, ислам. 4. Кто из мыслителей отождествлял понятия "цивилизация" и а) Н.Бердяев; б) Э.Тайлор; в) О.Шпенглер; г) все перечисленные. Тест № 2 1. Кто считается основоположником культурной антропологии? а) Т. Парсонс; б) Ф. Боас; в) А. Рэдклифф-Браун. 2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие а) общество; б) культура; в) техника; г) образование. 3. О какой только человеку присущей способности идет речь в а) синкретизм; б) рефлексия; в) абстракция; г) логика. 4. Какие существуют методы анализа культуры? а) все перечисленные ниже; б) сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический; в) структурно-функциональный, семиотический; г) морфологический, структуральный, диалогический. 5. Назовите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики и исследователя социальной стратификации, который также занимался а) Н. Бердяев; б) Н. Данилевский; в) П. Сорокин; г) А. Лосев. 6. Языки бывают: а) вербальные и невербальные; б) естественные и искусственные; в) все перечисленное. 7. Выберите правильное высказывание: а) Катарсис — очищение через сострадание и страх. б) Катарсис —система норм, правил, господствующая в художественном направлении. в) Катарсис — гармония внешнего и внутреннего состояния человека. 8. Какому из понятий соответствует следующее определение: а) анимизм; б) фетишизм; в) синкретизм; г) тотемизм. 9. Что означает понятие "цивилизация"? а) уровень общественного развития; б) ступень общественного развития, следующая за варварством, в) синоним культуры; г) данное понятие используется в научной литературе во всех 10. Какие тенденции характерны для науки XX века? а) интегративность; б) системность; в) комплексный подход; г) экологизация всех проблем; д) все перечисленные. Тест № 3 1. Какие науки относятся к гуманитарным? а) социология, политология, экономика; б) психология, этнография, лингвистика; в) все перечисленные. 2. Как называется сочинение немецкого философа и историка а) "Феномен человека"; б) "Идеи к философии истории человечества"; в) "Недовольство культурой"; г) "Закат Европы"; д) "Три лика культуры". 3. Какое из приведенных ниже определений культуры соответствует взглядам английского этнографа, исследователя первобытной культуры Э.Б. Тайлора? а) Культура — это природа, преобразованная посредством человеческой деятельности. б) Культура представляет собой совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения. в) Культура, или цивилизация.., слагается в своем целом из 4. Кому из мыслителей XX века принадлежит следующее высказывание: "Культура возникает в игре, как игра"? а) О. Шпенглеру; б) А. Тойнби; в) Н. Бердяеву; г) Й. Хейзинге; д) К. Ясперсу. 5. Назовите основные задачи культурологии: а) эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация; б) изучение истоков общего и специфического, устойчивого и в) все перечисленные. 6. Назовите имя известного ученого, социолога, философа а) О. Шпенглер; б) Ф. Ницше; в) П. Сорокин; г) А. Моль. 7. Язык является: а) способом коммуникации; б) средством мышления; в) способом членения действительности на дискретные понятия г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме пункта в). 8. Как называется ранняя форма религии, сущность которой а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия. 9. Что такое мимесис? а) созвучие; б) подражание; в) гармония. 10. Выберите правильное высказывание: а) Наука — производительная сила общества. б) Наука — сфера человеческой деятельности, функцией кото в) Оба высказывания правильны. Тест № 4 1. Культурология — это: а) социальная наука; б) гуманитарное знание; в) интегративное знание. 2. Представителями какого направления культурологической а) структурализм; б) эволюционизм; в) диффузионизм; г) функционализм. 3. Кому из исследователей принадлежит следующее высказывание: «Культурология имеет собственный предмет исследования — содержание общественной жизни"? а) К. Леви-Стросу; б) Л. Уайту; в) Т. Парсонсу. 4. Что такое архетипы? а) типы архаической культуры; б) прообразы, составляющие содержание коллективного бес в) типы мыслительных процессов; г) все перечисленное. 5. Какие периоды в эволюции культуры выделяли Э.Б. Тайлор а) дикость, варварство, цивилизация; б) рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм; в) прометеевская эпоха, великие культуры древности, осевое 6. Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии: а) Н. Михайловский; б) К. Леонтьев; в) Н. Данилевский; г) Н. Бердяев. 7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики а) эволюционная модель; б) волновая модель; в) циклическая модель. 8. Кому из мыслителей принадлежит приведенное ниже высказывание: «.. вижу на месте монотонной картины однолинейной а) К. Ясперсу; б) Н. Данилевскому; в) П. Сорокину; г) О. Шпенглеру; д) А. Молю. 9. Как называл П. Сорокин тип искусства, описанный в данном а) чувственное искусство; б) идеациональное искусство; в) идеалистическое искусство; г) эклектичное искусство. 10. Выберите правильное высказывание: а) Техника — совокупность средств человеческой деятельности, б) Техника—совокупность приемов, применяемых в каком- в) Оба высказывания правильны. г) Оба высказывания неправильны. Тест № 5 1. Какие проблемы являются глобальными? а) экологическая и демографическая; б) утрата людьми здоровья; в) угроза ядерной войны; г) истощение природных ресурсов; д) все перечисленные; е) все перечисленные, кроме б) и г). 2. Как называется процесс возникновения и развития человека а) аккультурация; б) антропоморфизм; в) антропопатизм; г) антропосоциогенез. 3. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит а) Г. Спенсер; б) О. Шпенглер; в) 3. Фрейд; г) Й. Хейзинга; д) Ж. Лакан. 4. Подберите правильное определение к понятию "мифология":
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |