Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар№14: Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе




Темы докладов:

1. Кризис современной культуры. Проблема сохранения культурной самобытности в XX веке.

2. Универсализация и трансформация культуры в эпоху глобализации.

3. Концепция новой интегральной культуры.

4.Основные ценности и противоречия культуры XX века.

4.Постмодернизм как культурная стратегия эпохи глобализма (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр) и его основные принципы: деконструкция, критика логоцентризма, эклектизм и т.д.

Литература:

1.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.М., 1999.

2. Белл Д. Культурные противоречия капитализма //Этическая мысль. М., 1990.

3.Белл Д. Постиндустриальное общество // “Американ­ская модель”: с будущим в конфликте. М., 1984.

4.ГелбрейтД. Новое индустриальное общество. М., 1987.

5.Глобализация как фактор современного мира//Соц.-гуманитарные знания.-2001.-№4,с.61- 65

6.Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

7. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 111997.

8. Маркузе Г. Человек в постиндустриальном мире. М., 1993.

9. Мень А. Культурное и духовное восхождение. М., 1992.

10. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антоло­гия. М., 1999.

11. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1990.

12. Тавризян Г. М. Техника, культура, человек. М., 1986.

13. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

14. Швейцер А. Благоволение перед жизнью. М., 1992.

15. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Основные термины и понятия: глобализм, глобализация, модернизация, интеграция, культурный диалог, европоцентризм, индустриализация, постиндустриализация,массоваякультура,универсализация,полифонизм,эклектизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется современный кризис культуры? Какими могут быть его последствия?

2. Какие наиболее важные проблемы развития современной культуры вы можете назвать? Обо­снуйте ответ.

3. Какие основные противоречия современной культуры? Как они могут быть преодолены?

4. Какие приоритетные ценности новой интег­ральной культуры вы можете назвать? Что необхо­димо сделать для их утверждения?

5. Каковы основные особенности и отличительные черты истории и культуры России в ХХ веке?

6. Охарактеризуйте культурфилософские взгляды:
а). Л. Лоуэнталя;
б). З. Бжезинского;
в). В. Шрамма;
г). О. Ларсена;
д). О’ Хары;
е). Г. Энценсбергера.

· Темы для творческой работы:

Отечественная культура ХХ века: проблема культурного самоопределения.

Семинар№15 Постмодернизм в современной российской культуре.

Темы докладов:

1. Постмодернизм как парадигма современного интеллектуального мировоззрения.

2. Сущность понятия “постмодерн” как характеристики культуры второй половины XX века.

3.Постмодернизм в культуре. Постмодернизм и его перспективы.

4. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества.

5. Постмодернизм в современной российской культуре: типичное и особенное.

урбанизация, деконструкция, критика логоцентризма, эклектизм.

Литература:

1. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

2. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

3. Козловски П. Культура постмодернизма. – М., 1997.

4. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние. СПб.,1998.

5. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. СПб., 2001.

6. Маньковская Н.Б. “Париж со змеями”. Введение в эстетику постмодернизма. – М., 1995.

7. Нахов А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. – М., 1997.

8. Постмодернизм и культура // Вопросы философии, 1993. № 4.

9. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994.
Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

10. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. 1999. № 5.

11. Киселев Г.С. "Кризис нашего времени" как проблема человека // Вопросы философии. 1999. № 1.

12. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

13. Лифинцева Т. Философия диалога Мартина Бубера. М., 1999.

14. Постмодернизм // Иностранная литература. 1994. № 1.

15. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1.

16. Якимович А.К. "Свой - чужой" в системах культуры // Вопросы философии. 2003. № 4.

Основные термины и понятия: Кризис, анестезия культуры, декаданс, дегуманизация, футурология, футорошок, утопия и антиутопия, урбанизация, деконструкция, критика логоцентризма, эклектизм, симулякр, “симуляция в культуре”.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем заключается диалогическая концепция культуры?

2.Каковы на Ваш взгляд перспективы постмодерна на современной российской почве.

4.Возможен ли кризис постмодернизма и поиск новой парадигмы в культурологии XXI века.

5.Эстетические формы проявления постмодернизма в музыке, искусстве современного общества.

6.Переход в последней трети ХХ в. к новым информационным технологиям привел к формированию новой парадигмы в области культуры. Дайте характеристику постмодернизма как культурного измерения современной эпохи.

7.Назовите признаки “усталости от прогресса” в постмодернизме, определите специфику восприятия традиции в рамках постмодернизма, его позицию в вопросе о “высокой” и массовой культуре.

8.Культура ХХ в. отразила все глубокие противоречия этого переходного времени.

· Темы для творческой работы:

1.Выразите свое мнение о том, каким образом можно преодолеть опасность, нависшую над самим существованием мировой культуры как сверхценности человечества, как обеспечить ее выживание.

3.Традиционализм восточной культуры и модернизм западной как проблема их взаимосвязи.

4. Человек и “человеческое” в постиндустриальном мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.