Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р58. Исследование систем управления: учебное пособие. – Омск: ОмГТУ, 1999 5 страница




Среди социально-экономических экспериментов выделяются виды:

1. Искусственный эксперимент – предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования субъекта экспериментирования.

2. Естественный эксперимент – предполагает отстраненную позицию субъекта экспериментирования.

3. Пост-факто эксперимент – предполагает отслеживание действий по прошлым этапам изменения объекта.

Таким образом, эксперимент предполагает наличие следующих элементов:

· Выделение экспериментальной и контрольной групп;

· Определение цели эксперимента и его основных задач;

· Разработка способов измерения и кодировки получаемой информации.

Все проводимые в социальных общностях эксперименты можно разделить на два вида:

1. Натурный - имитирует вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, когда близость существующих признаков между экспериментальной и контрольной группой дает возможность выявить некий фактор Х, влияющий на существенные изменения в исследуемой системе.

2. Мысленный - дает представление об исследуемом объекте посредством отстраненного отношения экспериментатора к ходу наблюдаемых изменений.

Основным инструментом проведения социально-экономического эксперимента является механизм выравнивания экспериментальных и контрольных групп по существенным признакам. Суть выравнивания заключается в искусственном конструировании подпадающих под эксперимент групп сходных условий (по профессии, квалификации, возрасту, полу и.т.д.).

 

Методы отбора экспериментальных и контрольных групп:

1. Попарный метод. Берутся 2 группы с гомогенными показателями и выявляется некая общность между ними (факторный анализ).

2. Метод частотного распределения признака (только для контрольной группы выделяется один признак).

3. Рендомизация – случайный отбор – из множества случайно выбирается определенная группа.

4. Комбинированный метод предполагает сочетание всех методов.

К числу операций составляющих эксперимент относятся:

· Постановка и уточнение задач и основной гипотезы;

· Выбор эмпирического объекта, в рамках которого предполагается провести эксперимент;

· Выработка общего плана экспериментальной и контрольной групп;

· Формулировка рабочих гипотез и их уточнение путем построения операциональных определений;

· Создание экспериментальной ситуации посредством ввода в действие гипотетической причины и проведение периодических измерений функционирования объекта;

· Анализ результата.

В основе социально-экономического эксперимента лежит программа эксперимента. Основные разделы этой программы следующие:

1. Подготовительный этап заключается в формулировке проблемы, постановке целей и задач, обосновании необходимости проведения эксперимента.

а) определение объекта и предмета исследования, уточнение основных гипотез, описание объекта и моделирование действий объекта в системе.

б) выбор вида эксперимента.

в) выбор экспериментальной и контрольной групп.

г) эмпирическая интерпретация переменных, определение индикаторов.

д) формулировка задания по проектированию инструментария и других методических документов.

2. Основной этап состоит из проведения следующих мероприятий:

а) составление плана и графика проведения экспериментальных работ.

б) составление программ управления экспериментом.

в) разработка инструментария по сбору и регистрации информации.

г) подготовка технических средств обработки информации.

д) составление инструкций для участников эксперимента.

е) подготовка экспериментатора.

3. Оперативный этап заключается в следующих процедурах:

а) сбор документов и их проверка.

б) ручная обработка данных. Перевод данных на ЭВМ и их обработка.

в) проверка чистоты эксперимента соответствию условий заданных параметров.

г) статистическая обработка.

д) анализ подтверждения или опровержения гипотез, уточнение или формулировка новых гипотез.

е) выработка практических рекомендаций на основе анализа и оценки эффективности проведения эксперимента в решении исследуемой проблемы, составление отчетов.

Проект экспериментальных исследований должен содержать перечень необходимых мероприятий. В их числе:

1. Обозначение объекта испытаний;

2. Определение типовых условий испытаний;

3. План (программа) испытаний;

4. Проект технологии испытаний, включая проект измерения параметров;

5. Проект обеспечения безопасности испытаний;

6. Перечень ожидаемых результатов.

Основные ошибки при проведении экспериментов:

1 Сформулированные гипотезы не отражают проблемной ситуации существенных зависимостей изучаемого объекта.

2. Отсутствие гомогенности при формировании экспериментальной и контрольной групп.

3. В качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной процесса, происходящего в изучаемой проблеме.

4. Отсутствие механизма нейтрализации действия побочных факторов.

5. Допущение ошибки в предварительном описании объекта приводит к неверной эмпирической интерпретации переменных и выбору неадекватных показателей.

6. Не обеспечен достаточный уровень измерения и контроль за состоянием переменных.

7. Требование функциональной полноты эксперимента, проверяется только часть исследуемой функции. Следовательно, в эксперименте должно быть максимальное количество функций.

8. Выбранные условия испытания не позволяют достичь наихудших значений воздействующих факторов, что тоже не позволяет обеспечить достоверность результата испытаний.

9. Длительность одного эксперимента и число экспериментов недостаточны, чтобы проявился действующий фактор.

10. Малое число экспериментов не позволяет с достаточной статистической точностью оценить параметры объекта.

11. В процессе анализа неправильно интерпретируются результаты эксперимента, что приводит к неправильной диагностике причин и последствий, наблюдавшихся в процессе испытаний.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какую экономическую роль играют эксперименты?

2. В каком отношении находятся управленческое решение и эксперимент?

3. Приведите примеры экспериментов в системе управления. Какие цели обычно ставятся при проведении экспериментов?

4. Составьте логическую схему хотторнского эксперимента.

5. По каким признакам обычно следует осуществлять выравнивание экспериментальной и контрольной групп?

 

Тема 9. Тестирование

 

1. Основные виды тестов.

2. Функции и объекты тестирования.

3. Технология тестирования межличностных отношений в организации.

 

Тест – испытание, включающее в себя выполнение определенной задачи идентичной для всех обследуемых объектов с применением точной техники для оценки успеха или неудачи с числовой записью результата. В мировой практике широкое распространение получили общеличностные тесты Г.Айзенка и Р.Кеттела, состоящие из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства. Широкую популярность получили тесты на проверку интеллектуальной мобильности - методика IQ.

Тестирование - целенаправленное исследование психофизических функций, личностных характеристик человека в специально организованных условиях. Задачи тестирования заключаются в выявлении и оценке развития психологических познавательных процессов, лежащих в основе формирования чувственных и интеллектуальных навыков и умений. Тестирование – это процедура проведения тестовой оценки обследуемого субъекта, предполагающая оценку его деловых, профессиональных и умственных качеств.

По предмету исследования можно выделить три класса тестов: общеличностные, личностные и групповые.

Тестирование предполагает соблюдение ряда требований, позволяющих делать результаты тестовых испытаний более точными и объективными. Первым требованием является применение тестов только к той группе испытуемых, которые по своим характеристикам идентичны базовой группе, т.е. той, на которой отрабатываются тестовые задания. Другим не менее важным требованием является адаптируемость тестов, разрабатываемых в различных социокультурных условиях и с различными целями. Надежность тестирования может обеспечиваться многократной проверкой информации, получаемой в ходе испытания, а также продуманностью закладываемой в основу теста исследовательской модели.

Одним из основных направлений в тестировании, определившей одновременно особое направление в системном анализе социальных групп, стало тестирование интеллектуальных способностей. Л.Л.Терстоуном было выделено семь основных факторов умственных способностей, содержавшихся в результатах многочисленных исследований социальных и психологических личностных ориентаций. Эта серия получила наименование PMA (Primary Mental Abilities - первичные умственные способности). Она содержит следующие факторы умственных способностей вместе с их обозначениями:

 

V - понимание слов;

W - беглость речи;

N - легкость оперирования цифровым материалом;

S - пространственный фактор;

M - ассоциативная память;

P - скорость восприятия;

R или I - рассуждения или индукция.

Более поздние исследования выявили дополнительные факторы: способность к дедукции; умение обращения с механическими устройствами; координация глаз и руки; психомоторная координация; чувство длины; зрительная память и т.д.

Использование факторного анализа позволяет говорить, что в основе личностной идентификации лежит ряд ортогональных факторов, определяющих структуру умственных способностей личностей: уверенность в себе, радость жизни, простота и умеренность, интроверсия - экстраверсия, динамическая интуиция.

Реализации функции тестирования может быть возможной благодаря следующим видам тестирования:

1. Аналитический тест относится к развитию одной из функций или способности объекта исследования

2. Синтетический тест относится к выявлению общих способностей объекта.

Классификация тестов по объекту тестирования:

· Психологический тест.

· Технический тест.

· Системный тест, когда изучаются объекты с точки зрения целостности и полноты функций этих объектов.

Существующие в современной практике тесты можно разделить на 12 групп:

1. Тесты способностей для исследования интеллектуальных функций, знаний и способностей;

2. Тесты умений и навыков для изучения зрительно-моторной координации движения рук и т.д.;

3. Тесты на восприятие анализируют состояние органов чувств (от осязания до обоняния);

4. Опросники - группа тестов в виде анкетного опроса о поведении, вкусах, привычках;

5. Мнения - это тесты на выявление отношения испытуемого к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам и т.д.

6. Эстетические - тесты, на оценку музыкальных, художественных и литературных произведений и т.д.

7. Проективные тесты - тесты на ошибки восприятия;

8. Игры - способ имитации поведения личности в заранее определенных условиях;

9. Физиологические тесты - тесты медико-биологической диагностики организма;

10. Физические тесты - тесты, ориентированные на выявление антропологических характеристик личности (размеры частей тела, измерение быстроты ловкости, выносливости);

11. Ситуационные тесты - тесты на выявление поведенческих реакций при создании определенной ситуации;

12. Случайное наблюдение - тесты на выявление спонтанных, непреднамеренных характеристик исследуемых объектов: по почерку, количеству пометок в текстах, поведению и т.д.

Наиболее популярными и показательными с точки зрения распределенными основных факторов умственных способностей являются:

1. Тест построения чисел Кува. В течении 10 минут тестируемым предлагается найти и вычеркнуть 40 двузначных чисел на обороте 100 карточек, пронумерованных на лицевой стороне, среди которых эти 40 чисел беспорядочно разбросаны.

2. Тест графических заданий, предполагающий манипулирования с рисунками и графическими объектами.

3. Тест умозаключений. Тестируемым предлагается 10 заданий, сводящимся к набору логических операций и простых обобщений, выполненных в письменной форме.

4. Тест противоречий. Целью теста является поиск антонимов к предложенным понятиям.

5. Тест пробела в словах (тест Эббингауза). В специально подготовленном тексте допускается ряд синтксических пробелов, куда необходимо вставить пропущенные слоги.

6. Письменный тест механических способностей. Объектом тестирования является способность учеников объяснять отсутствие деталей в схемах простых механизмов.

Чаще всего в практике управления используются многопрофильные тесты, когда в ходе практических экспериментов проверяются признаки успеха для отбора персонала на определенные должности: стаж работы, образование, владение языком и т.д. По каждому фактору определяются минимальные значения в баллах - стандарты. Затем, проводится отсев кандидатов, чья оценка не соответствует выделенному количественному интервалу нормы. Расчет проводится по определенному трафарету (см. табл.9).

Табл. 9. Стандарт оценки результатов

многопрофильного теста (вариант)

 

Оценка в баллах Стандарт Итог
  Работоспособность Быстрота Ритмичность  
        Удовлетворительн Удовлетворительн Удовлетворительн Отлично
             

 

Техника тестирования предполагает выделение ряда признаков на основе одномерного континуума, в ходе которого выстраивается дихотомия признаков, соответствующая наблюдениям исследователя в отношении той или иной операции. К примеру, если исследуется проблема - "неадекватность организационной структуры" (одномерный континуум), то она может быть разложена на ряд тестовых признаков, индикаторов (устойчивость организации, степень управляемости, соподчиненность), по отношению к которым разрабатывается система шкал типа да-нет, истина-ложь, согласен-несогласен и т.д. (дихотомия). В результате из распределения "ответов" на признаки исследователь делает выводы в отношении положения респондентов в принятом континууме. Таким образом, проблему неадекватности организационной структуры можно описать с помощью точных количественных критериев, если через Х обозначить принятый континуум, а через Y то, что респондент выберет из представленной дихотомии. Образованная вследствие этого формула Y= fi (X) выражает положение признака i в континууме X.

Пример. В тестетри признака:

1. Я утверждаю, что сложившаяся на предприятии организационная структура не адекватна целям организации:

Да - Нет

2. Сложившаяся организационная структура более всего соответствует предприятию с наилучшими экономическими показателями:

Истина - Ложь

3. Корни проблемы предприятия лежат не в организационной структуре, а в низкой квалификации специалистов:

Согласен - Не согласен

По результатам обработки теста выстраивается график влияния адекватности организационной структуры на вероятность положительного ответа на степень ее действительного влияния на проблемы предприятия (см. рис. 9).

 
 


Y

Вероятность

положительного

ответа на

альтернативу

 

 
 

 


Рис.9. График тестовой зависимости положительного ответа на альтернативу от диагностики проблемной ситуации

 

Набор ответов составлен таким образом, что идущая первой альтернатива (да, истина и согласен) в дихотомии признаков, выражает максимум в распределении свойства неадекватности сложившейся организационной структуры. С помощью такого формализованного описания исследователь не только способен рассмотреть признаки в их возможной взаимосвязи, но и определить долю каждого признака в исследуемой проблеме, а также оптимальный вариант в ее разрешении.

Другим направлением в технологии тестирования является направление, в рамках которого заранее допускаются правильные ответы.

Отвечая на определенное число n дихотомических вопросов, респондент получает балл s за каждый правильный ответ. В ходе опроса выявляется некий истинный балл t, равный числу t правильных ответов и образующий вместе с s двумерное распределение. Соотношение между s и вариантом ответа на вопрос Хi (в диапазоне от 0-неправильный до 1-правильный) выражает формула:

n

S = S Хi

i=1

Варианты ответа на вопросы теста с учетом данной технологии отображаются на рис. 10.

B C

1

Доля

правильных A

ответов

 

Способность

 

Рис. 10. График зависимости тестирования способностей от количества правильных ответов

 

Здесь кривые A, B и C отражают зависимость правильных ответов от балла теста. Кривые, соответствующие более трудным вопросам, лежат в правой части континуума способностей, чем кривые, соответствующие легким вопросам.

При составлении тестов необходимо соблюдение ряда принципов:

1. Гомогенности. Для любой группы экзаменуемых, находящихся на одном и том же уровне способностей, ответы, данные на любой вопрос, должны быть статистически независимы от ответов, данных на другие вопросы.

2. Адекватности - соответствия теста особенностям исследуемого объекта, а также целям и задачам тестирования.

3. Измеримости - возможности количественного измерения результатов тестирования.

Недостатки тестирования:

Во-первых, это неадекватность теста существующей социокультурной среде, а во-вторых, ошибочный набор параметров тестирования.

Постулаты оценки методов тестирования:

1. Различные индивиды имеют различные способности.

2. Способности проявляются в отдельных видах деятельности, от них зависит успех или неудача.

Измерения в тестировании возможны на основе:

· Способа эталонирования, т.е. создания шкалы достигнутых результатов одного из индивидов и совмещения такой шкалы со шкалой другого индивида.

· Способа эталонирования на основе единой шкалы Чеддвика.

· Внутреннего по-вопросного анализа теста, т.е. на основе оценки трудности задаваемого вопроса.

Значительное место в практике тестирования занимает тест на определение межличностных отношений в организации. Поставленная задача реализуется в ходе проведения социометрического опроса, данные которого распределяются в плоскости социоматрицы, в которую вносятся характеристики положительного или отрицательного выбора членами организации друг друга.

Социометрическая матрица представляет собой таблицу со сторонами N*N, где N - число индивидов, подвергнувшихся тесту. В горизонтальной строке отмечаются позитивные, негативные и нейтральные выборы, сделанные индвидом в отношении других членов группы. В вертикальном столбце отмечаются позитивные, негативные и нейтральные выборы со стороны членов группы к данному индвиду. Соответственно матрица имеет вид (см. табл.10):

Результаты, полученные в ходе опроса, можно проанализировать посредством расчета индексов, отражающих состояние межличностных отношений в конкретной организации.

Индексы, применяемые в социометрическом тестировании:

Индивидуальные индексы:

n

å r (+) - количество позитивных выборов, сделанных индивидом

i=1-

 

n

å r (-) - количество негативных выборов, сделанных индивидом

i=1

 

n

å r ¢ (+) - количество позитивных выборов, полученных индивидом

i=1

 

n

å r ¢ (-) - количество негативных выборов, полученных индивидом

i=1

 

Индекс социометрического статуса - выражает отношение группы к одному из ее членов и представляет из себя частное от деления числа действительно полученных данным индивидом выборов на число возможных выборов, которое он может получить в группе.

Индекс социометрического статуса вычисляется по формуле:

n å r ¢ (+) + å r ¢ (-)

Si =

N-1


 

Табл.10. Социоматрица личностных взаимоотношений в коллективе

 

Кто выбирает   Кого выбирают Кол-во сделанных выборов
  А Б В Г Д Е ж Т+ Т- S
А   + +                
Б +     + +            
В + +                  
Г +   +       -        
Д +           -        
Е                      
Ж -       -            
Количество полученных выборов Т+                      
Т-                      
å 5                    
                                           

 

 

Индекс психологической экспансивности выражает желание каждого из членов группы сотрудничать с остальными и представляет из себя частное от деления числа выборов, сделанных индивидом, на число возможных выборов, которые он может сделать.

n å r (+) + å r (-)

Ei =

N-1

Групповые индексы

Основные показатели индексов:

 

S r (+) - количество взаимных позитивных выборов, сделанных в группе;

 

S [ r ] (+) - количество изолированных в группе;

 

S r (+) - количество позитивных выборов, сделанных в группе;

 

S r (-) - количество негативных выборов, сделанных в группе.

 

Индекс групповой сплоченности (Сгр) выражает собой степень взаимосвязанности индивидов, тесноту их эмоциональных связей и представляет собой частное от деления общего числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, на число возможных взаимных выборов:

S r (+)

Сгр =

1/2 N (N-1)

 

Индекс групповой интеграции (Iгр) характеризует способность группы интегрировать членов группы в единое целое. Индекс выражает отношение единицы к числу индивидов, не получивших ни одного выбора, и рассчитывается по формуле:

 

 

Iгр =

S [ r ]

 

Индекс групповой устойчивости (Sгр) характеризует степень стабильности, прочности эмоциональных связей между членами группы, способность группы сохранять структуру сложившихся межличностных отношений на длительное время.

 

Sгр =

S r (-)

 

Индекс групповой экспансивности (Eгр) характеризует общую психологическую активность группы и представляет собой отношение общего числа выборов, сделанных в группе, к количеству членов группы:

S r (+) + S r (-)

Eгр = N

 

Надежность социометрической техники тестирования выражается в том, чтобы давать сходные результаты при измерениях одного и того же объекта через определенный промежуток времени.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Рассчитайте по вышеприведенной социометрической матрице групповые индексы исследуемой организации. Охарактеризуйте результаты тестирования.

2. Дайте характеристику каждому из семи участников группы. На основе приведенных в матрице данных постройте социограмму.

3. Какие объекты в системах управления лучше всего подвержены тестированию?

4. Какие ошибки чаще всего встречаются в практике тестирования?

 

 

Тема 10. Морфологический анализ

 

1. Основные цели и задачи морфологического анализа.

2. Алгоритм построения "морфологического ящика".

3. Этапы проведения морфологического анализа.

 

Синоптическая итерация предполагает использование материала, полученного при помощи поисковых методов прогнозирования, а потому и не располагающего прочной методологической структурой. Структурализация материала, позволяющая ученому-прогнозисту в первую очередь отделить прогнозируемые аспекты проблемы от принципиально непрогнозируемых, осуществляется посредством морфологического метода, разработанного в середине ХХ века швейцарским астрономом Ф.Цвикки. Особенностью данного метода является отсутствие об объекте исследования информации. Как правило, метод применяется при прогнозировании возможного исхода фундаментальных исследований. Основным признаком морфологического анализа является всеобщность, т.е. максимальная полнота информации об объекте исследования. Морфологический подход представляет собой упорядоченный способ рассмотрения предмета и получение систематизированной информации по всем возможным решениям исследуемой проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.