Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тип художественности. Парадигма художественности




Лирический субъект

Стихотворение строится как высказывание от 3-го лица автора-повествователя, который дает знать о своем присутствии (превращаясь в“собственно автора” по классификации Кормана) лишь в последних двух строфах. С точки зрения грамматики и логики этот текст как высказывание подчеркнуто бессубъектен, безличен. Грамматические актанты - везде условны: тень несозданных созданий колыхается, фиолетовые руки... чертят звуки, прозрачные киоски вырастают, всходит месяц обнаженный, звуки реют, звуки ластятся, тайны... ластятся, трепещет тень латаний.

С грамматической точки зрения несамостоятельное действие-состояние выражают глаголы колыхается, всходит, реют и вырастают. Глагол “ластиться” подразумевает одушевленного субъекта, однако здесь ластятся “звуки” и “тайны”, т.е. грамматический субъект указывает на субъекта предельно условного.

Обнаружение присутствия “собственно автора” (4-я строфа) акцентирует момент “присвоения”, приручения, властвования до определенной степени над происходящим (Звуки ластятся ко мне; Тайны созданных созданий с лаской ластятся ко мне). Ясным становится лишь маркировка “собственно автора” как творца, поэта - и не более того.

Однако творческий процесс показывается не с точки зрения внешних реалий (“Минута - и стихи свободно потекут...”) и не с позиции классического Богооткровения (“О, как я угадал!”). Лирический субъект предстает в двух ипостасях - осознающий себя как принадлежащий этому миру и - как “я” виртуальное, проявляющееся через фантастические образы творческих видений. Они и связаны, и независимы друг от друга. Мир творчества - это прежде всего мир иной я - себе-нетождественного. Использование тропов, где большая часть создает эффект антропоморфизации “нематериальных” видений, связано как раз с идеей утверждения особого “независимого” статуса этого “иного” мира, порожденного измененным субъективным сознанием. Мир иной творческой фантазии - безграничный универсум - противостоит не только косности материального мира, но и своему творцу - как принадлежащему этой материальности. Творец вступает во власть своим порождением - “звуками”, не в состоянии постичь тайну их возникновения.

Конфликт грамматической и логической видимой бессубъектности и предельной субъективности изображения “картины мира” как картины творческих видений, где все происходит как бы само по себе и вне причинно-следственной связи, раскрывает природу творческого процесса как состояние измененного субъективного сознания (“мир иной”) автора-повествователя; мир грез и фантазий - его собственное порождение, но живущее самостоятельной жизнью, а загадка возникновения образа - всегда останется загадкой. Тайна творчества явлена лишь намеком.

Процесс творчества дан как плод уединенного, измененного сознания, переживание инобытия в чистом виде: рассказать о нем невозможно, можно лишь навеять читателю состояние транса, которое сопровождает процесс создания произведения. Таким образом это произведение можно охарактеризовать как идиллику романтического типа (модус художественности), где лирическое «я» совпадает с событийными границами, задаваемые в данном случае процессом творчества как такового.

Музыкальность поэтического текста, его мерность, мелодичность осуществляется посредством довольно строгой упорядоченной структуры: использование классического размера, монотонной сквозной рифмы, строгое следование альтернансу, синтаксическая однородность, почти неизменный темп изложения. Роль ритма и звука многократно усилена (нужно отметить особую семантизацию звука). Форма стихотворения демонстрирует блестящее осуществление лозунга “развоплощения”, “распредмечивания”, - ритмическая, звуковая организация, тропы, хронотопические параметры указывают на иную реальность, о которой невозможно рассказать с точки зрения обыденной логики. Здесь нет привычных границ и очертаний - все плывет и видоизменяется в потоке метаморфоз. Художественная реальность предельно “прозрачна”, материальная плотность этого мира “растворена”.

Двойственная позиция лирического субъекта как бы “распадающегося” надвое - на обитателя этого мира (зримое телесное “я”) и - неперсонифицированный виртуальный универсум (фантазм) указывает на особую природу творчества.

Творчество - как высшая ценность бытия, где все возможно, а тайна его никогда не может быть разгадана, творчество - как субъективное инобытие, неподчиненное законам косной материи, - эта концептуальная идея старшего символизма (декаданса) реализована в программном стихотворении В.Я. Брюсова.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1986. С. 9–191 или Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 9-226.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи М., 1986 С. 392-427 или Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 194-232.

Бройтман С.Н. Русская литература ХIХ – начала ХХ веков в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984.

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974; М., 1997.

Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. СПб., 1996.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972 или Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.

Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. / Под ред. А.А. Суркова. М., 1962-1978.

Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.

Литературоведческие термины (материалы к словарю) / Ред.-сост. Г.В. Краснов Коломна, 1997.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

Тюпа В.И., Фуксон Л.Ю., Дарвин М.Н. Литературное произведение: Проблемы теории и анализа. Вып. 1. Кемерово, 1997.

Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии ХХ века. Самара, 1998.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) М., 1986.

Хализев В.Е. Теория литературы М., 1999.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1962; М., 1976; СПб., 1996.

Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................. 3

Литературоведение как наука................................. 4

Стих и проза................................................7

Системы стихосложения

Досиллабическое стихосложение............................9

Силлабическое стихосложение.............................10

Метрическое (стопное) стихосложение..................... 11

Силлабо-тоническое стихосложение........................ 12

Размеры и формы силлабо-тонического стиха, имеющие

собственное название.....................................15

Индивидуальный ритм стихотворений и семантика размеров...18

Тоническое стихосложение................................22

Тонические формы стиха................................. 24

Фоника................................................... 24

Рифма.................................................... 26

Строфика................................................. 31

Твердые формы стихов................................... 39

Парадигмы художественности................................41

Рефлективный традиционализма........................... 41

Постклассицизм – предромантизм..........................44

Романтизм..............................................47

Постромантизм (классический реализм).....................51

Художественность ХХ века (постсимволизм).................54

Субпарадигмы неклассической художественности............ 57

Авангардизм..........................................58

Тоталитарная культура.................................62

Неотрадиционализм...................................66

Роды и жанры литературы

Происхождение и специфика родов литературы.............. 72

Большие и малые формы..................................76

Жанровые формы, встречающиеся во всех родах литературы... 77

Жанры эпики............................................78

Лирические жанры.......................................84

Жанры лиро-эпики.......................................87

Жанры драмы........................................... 88

Литературное произведение................................. 92

Язык художественной литературы. Знаковые системы..........104

Поэтическая лексика.......................................107

Поэтический синтаксис.................................... 109

Строение литературного произведения....................... 111

Объектная организация.................................. 112

Субъектная организация................................. 121

Способы эстетического завершения художественного текста.....127

Образец анализа художественного текста..................... 151

Список рекомендуемой литературы.......................... 174

 

Учебное издание

 

 

Рощина Ольга Сергеевна

Тагильцева Людмила Егоровна

Тырышкина Елена Викторовна

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.