Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. С основами краеведения




С основами краеведения

 

 

Учебное пособие

для студентов специальности 230500

“Социально-культурный сервис и туризм”

 

Иркутск, 2003

 

ББК

 

Печатается по решению учебно-методического совета

факультета сервиса и рекламы

Иркутского государственного университета

 

 

Автор-составитель канд.ист.наук, доцент М.В.Кузнецова

Рецензент канд.ист.наук, доцент В.В.Свинин

 

Экскурсионно-выставочная работа с основами краеведения/ М.В.Кузнецова. – Иркутск, 2003. – 70с.

 

 

ISBN

 

 

Учебное пособие разработано для студентов факультета сервиса и рекламы Иркутского государственного университета специальности 230500 “Социально-культурный сервис и туризм”.

 

 

©Иркутский государственный университет, 2003

 

Экскурсионно-выставочная деятельность занимает свою определенную нишу в системе социально-культурного сервиса и туризма. Наряду с экономическими и социальными функциями туризм носит и гуманитарную функцию, не следует забывать о гуманитарном содержании туризма. Туризм предоставляет возможность для развития личности, расширения творческого потенциала и познавательного горизонта человека. Стремление к познанию – неотъемлемая часть человеческой личности, совмещение отдыха с познанием жизни, истории, культуры народов – задача, выполняемая туризмом. Знакомство с культурой, обычаями разных стран и народов расширяет кругозор, обогащает человека, помогает ему найти взаимопонимание с народами и свое место в мире.

Основную интеллектуально-содержательную функцию в туризме выполняют экскурсии. Разнообразная тематика экскурсий (исторические, архитектурные, искусствоведческие, этнографические, природопознавательные и др.) позволяют углубленно развивать знания о мире и природе. Непосредственно воспринятая экскурсия, проведенная профессионалами, способна затронуть самые сокровенные струны человеческой души, настраивая ее на лучшее.

В рамках предлагаемого курса студенты должны получить знания по экскурсоведению, овладеть методикой проведения экскурсии, знать структуру экскурсии, уметь определить тематику и содержание экскурсии, уметь классифицировать экскурсии, самостоятельно составлять их и проводить, уметь определять особенности проведения экскурсий для различных групп населения., знать организацию деятельности экскурсионных учреждений.

Основы музейно-экспозиционной деятельности необходимы будущим специалистам для составления программ путешествий, для организации инновационных экскурсий, музеев, связанных с историей и культурой того места, где вы хотите работать, принимать гостей и т.д. Нужны знания по истории и культуре родного края, знания о его природе, быте, экономике и т.д. – т.е. совокупность всего того, чем занимается историческое краеведение.

История культуры Сибири – актуальная проблема. “Региональное изучение развития культуры Сибири...выходит далеко за рамки краеведения и является одной из насущных задач сибиреведения”, -- справедливо пишет один из ведущих сибирских историков А.Н.Копылов. Большое значение имеют проблемы изучения сибирских городов. Город всегда “является целостной общественной системы,.. вследствие чего любая наука, так или иначе связанная с проблематикой функционирования и развития общества, фактически оказывается перед необходимостью изучать город в качестве “части общества”.

Иркутск – крупный административный, экономический и культурный центр Сибири. Иркутский острог был основан 6 июля 1661г. Яковом Похабовым. Благодаря удачному расположению он быстро стал центром колонизационных и торговых путей, рос и развивался. В 1686 году Иркутску был присвоен статус города, в 1764г. он становится центром губернии, в 1803г. – центром Сибирского генерал-губернаторства, а с 1822 г. – Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. За Иркутском прочно закрепился титул стольного города Сибири. Иркутск всегда был центром культуры, здесь работали школы, театры, библиотеки. Стала уже хрестоматийной фраза А.П.Чехова: “Иркутск – превосходный город. Совсем интеллигентный”. Иркутск – город богатых культурных традиций. Неслучайно он является туристическим центром Восточной Сибири.

Таким образом, программа включает в себя логические связанные курсы: историческое краеведение, музееведение, экскурсоведение, экспозиционная деятельность. В рамках краеведения студенты получают теоретические знания, знакомятся с источниками исторического краеведения (археологическими, этнографическими, архитектурными, искусствоведческими, письменными, устными, архивными), собирают материалы местной тематики по различным вопросам истории и культуры родного края, делают сообщения и доклады по собранному материалу на семинарах, готовят реферативные работы.

Собранные и обработанные материалы находят свое логическое завершение в составленных студентами экскурсиях, музейных экспозициях как инновационные проекты, которые по окончании курса защищаются как курсовые работы.

Программа курса состоит из 70 лекционных и 36 семинарских занятий, включает в себя посещение музеев различного типа, знакомство с их фондами и экспозициями, а также посещение разного рода научно-практических конференций, связанных с историей и культурой родного края.. По окончании 1 семестра проводится зачет, по окончании 2 курса – экзамен и защита курсового проекта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.