КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Методика проведения экскурсии
1. Основные этапы подготовки экскурсии. Технология подготовки новой экскурсии: разработка материалов; подготовка экскурсовода к проведению новой для него экскурсии. Характеристика ступеней и этапов подготовки новой экскурсии: 1. Предварительная работа(выбор темы, подбор материалов, изучение источников, отбор и изучение экскурсионных объектов и др.); 2. Непосредственная разработка самой экскурсии (составление маршрута, работа над текстом, структурой экскурсии, подготовка текста экскурсии). 2. Классификация методических приемов ведения экскурсии. Основные методические приемы в экскурсии – приемы показа и приемы рассказа. Приемы показа: предварительный осмотр, панорамный показ, зрительная реконструкция и др. Приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием объяснения и др. Особые методические приемы: встреча с участником исторического события, прием демонстрации наглядных пособий, прием персонификации и др. 3. Методическая разработка. Основные требования к методическойразработке, ее составные части: маршрут, остановка, объект показа, время рассказа, подтема, методические и организационные указания.
Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени: 1. Предварительная работа (подбор материалов, их изучение, отбор объектов). 2. Непосредственная разработка самой экскурсии (составление маршрута,. Работа над содержанием, написание контрольного текста,. Выбор методических приемов, подготовка методической разработки). Схема экскурсии: вступление – логический переход – подтема – логический переход – подтема – логический переход -- … -- логический переход – заключение. Этапы подготовки экскурсии: n выбор темы; n отбор литературы; n определение других источников, материалов; n отбор и изучение экскурсионных объектов; n составление маршрута; n объезд или обход маршрута; n подготовка контрольного текста; n комплектование «портфеля экскурсовода»; n определение методических приемов проведения экскурсии; n составление методической разработки; n прием (сдача) экскурсии.
Схема паспорта (карточки) экскурсионного объекта: 1. Наименование памятника (современное и первоначальное название, под которым памятник известен населению). 2. Историческое событие, с которым связан памятник, дата этого события. 3. Местонахождение объекта, его почтовый адрес, подъезд к нему. 4. Данные о памятнике (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен,. Тексты надписей). 5. Источники сведений о памятнике: литература, неопубликованные работы и т.д. 6. Сохранность памятника (состояние памятника, дата ремонта, время реставрации). 7. Охрана памятника. 8. В каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа. 9. Дата составления карточки. Фамилия и должность составителя. Методика проведения экскурсии – совокупность приемов работы с аудиторией, способов наиболее эффективного сообщения знаний экскурсантам. Методика предполагает умение наиболее убедительно раскрыть тему экскурсии, правильно расположить экскурсионный материал, полно использовать зрительные и словесные доказательства. Методика подготовки и проведения экскурсии включает в себя следующие моменты: 1. Составление методической разработки. 2. Подготовка и использование текста экскурсии. 3. Отбор методических приемов показа и рассказа. 4. Профессиональное мастерство экскурсовода. При проведении экскурсии используют методические приемы показа и методические приемы рассказа. Методические приемы показа: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий. Прием зрительного сравнения,.. показ мемориальной доски.. Методические приемы рассказа: экскурсионная справка, описание объекта, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования,… прием литературного монтажа,. прием аналогии, прием контраста, «вопрос-ответ», прием проблемной ситуации, прием отступления, прием персонификации. Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какие методические приемы следует применить для того, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно. В методической разработке содержатся указания: n в какой последовательности вести показ и рассказ; n какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и когда именно нужно демонстрировать; n рекомендации по технике проведения экскурсии: расположение группы у объекта, темп движения экскурсантов и др. Методическая разработка – документ, без которого экскурсия на данную тему не может ни проводиться, ни оплачиваться. В методической разработке любой экскурсии материал располагается по следующей форме:
Сведения в графах излагаются в краткой форме; объем – 10-12 страниц.
Вопросы и задания: 1. Каковы основные этапы подготовки экскурсии? 2. Что такое карточка или паспорт объекта? Каковы примерные вопросы для включения в эту карточку? 3. Что такое экскурсионный маршрут? Каковы основные требования к нему? 4. Что такое контрольный текст экскурсии? Индивидуальный? Что в них общего и какие имеются различия? 5. Что такое логические переходы? Для каких целей они используются? 6. Какие методические приемы показа и рассказа Вы знаете? 7. Что такое методическая разработка? Для чего и как она составляется?
Литература: 1. Вопросы экскурсионной работы. – М., 1988 2. Дементьева Т.П. Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками. – М., 1980 3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: В 3 ч. Уч.пособие. – М., 1992 4. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М., 1980 5. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. – М., 1984 6. Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии: методические рекомендации. – М., 1980 7. Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. – М., 1982
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |