Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Археология Сибири и Прибайкалья




I. Историческое краеведение.

 

Археологические находки Иркутского острога. Археологические памятники Иркутска: Глазковский могильник, Роща “Звездочка”, Верхоленская гора, “Военный госпиталь”. Археологические находки Мальты и Бурети.

 

Иркутск из всех сибирских городов наиболее богат археологическими памятниками. На территории города расположено более 20 разнохарактерных и разновозрастных археологических памятников в хронологическом диапазоне от палеолита до железного века включительно.

Местность, ныне занимаемая Иркутском, начала осваиваться человеком в древнекаменном веке. Здесь с Ангарой сливаются Иркут и некогда полноводная Ушаковка, невысокие холмы и широкие долины- места, очень удобные для рыболовства, охоты и собирательства. Не случайно в этом районе выявлено множество поселений могильников каменного, дронзового, железного веков. Это палеолитические поселения возле военного госпиталя и курорта “Ангара”, мезолитические стоянки на Верхоленской горе, в роще “Звездочка” и на бульваре Постышева. Поселения и могильники эпохи неолита и бронзы расположены на правом и на левом берегах Ангары от плотины ГЭС до спорткомплекса “Динамо” и устья Иркута. Иркутск является одним из немногих городов, где до нашего времени сохранились и исследуются археологические памятники каменного века. Район города, охватывающий участок от рощи “Звездочка” до устья реки Иркута, извнстен уникальными могильниками, давшими ученым материал для выделения двух археологических культур эпохи неолита и ранней бронзы юга Восточной Сибири – китойской и глазковской. Научное значение этих могильников определяется прежде всего обилием погребений, дающих ценные сведения о материальной и духовной жизни людей каменного века, об их облике, физическом развитии.

Материалы раскопок есть к фондах Иркутского государственного объединенного музея, включены в экспозиции Государственного Эрмитажа, Национального музея США, демонстрировались в Париже.

Наиболее древних поседения и могильниках на территории города следующие.

 

Глазковский могильник.

На территории Кайской горы (Свердловский район города) располагаются два крупнейших разновременных могильника, известных под названием “Локомотив” (“Циклодром”) и Глазковский. Многочисленные и разновременные погребения могильников располагаются по всему склону горы от рощи Звездочка до реки Иркут. Учитывая то, что территориально могильники не разграничены, все погребения на Кайской горе объединяются в один общий могильник под общим названием Глазковский с выделением в нем двух разновременных комплексов каменного и бронзового веков.

Глазковский могильник получил название по одноименному предместью г.Иркутска, на территории которого обнаружен. Датой открытия могильника считается 1887г., когда при рытье котлована под постройку каменного здания (приюта Сукачева) было разрушено несколько погребений. Ныне это здание поликлиники№5 Свердловского района, расположенной над вокзалом. Однако неоднократные находки человеческих черепов и костей, часть которых “препровождена в полицию”, были известны и ранее.

Первым исследователем могильника явился Н.И.Витковский, консерватор музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. В 1887 году он собрал остатки семи погребений, разрушенных земляными работами, одно погребение было обнаружено не потревоженным и раскопано им. Сразу бросалась в глаза неровность дна могилы-изогнутый позвоночник был значительно ниже черепа и ног. Правая согнутая в локте рука лежала на груди так, что кость ее находилась под головой слева, кисть левой руки лежала на локте правой. Общее положение погребенного - вниз по течению Ангары, ноги согнуты в коленях почти под прямым углом. На черепе лежали две просверленные подвески из расщепленного клыка кабана. Собранные черепа и другие находки Н.И.Витковский передал в музей отдела Географического общества.

Большое количество погребений, располагавшихся по всему косогору Кайской горы от рощи “Звездочка” до реки Иркут, было разрушено в 1897г. при строительстве Забайкальской железной дороги. Главное открытие было сделано в 1928 году на выложенном террасовидном участке Кайской горы возле стадиона “Циклодром”. При рытье ямы под качели на площадке перед футбольном полем рабочие обнаружили погребение, окрашенное в красный цвет. В результате раскопочных работ, произведенных М.М Герасимовым под руководством профессора Иркутского университета Б.Э.Петри, была открыта новая серия погребальных комплексов, относящихся к раннему отделу новокаменного века, вошедшая в археологическую литературу под названием “Циклодром”, “Локомотив”. Всего было вскрыто пять могил. На уровне погребальной ямы оказались окрашенными в красный цвет известной в древности минеральной краской- кровавиком.

В 1947-1970 гг. в районе парка Парижской Коммуны и прилегающих к парку участков на улице Маяковского, а также на улице Джамбула проводилось большое количество земляных работ, связанных с перепланировкой дорожного полотна, прокладкой коммуникаций и рытьем котлованов под строительство домов. На всех этих участках было вскрыто свыше 24 погребений новокаменного века, которые изучались сотрудниками краеведческого музея, университета и других учреждений П.П.Хороших, Л.Н.Иваньевым, А.И.Казанцевым.

Наибольшее количество могил обнаружили на месте строительства электрической подстанции в парке имени Парижской коммуны. Находки из погребений экспонировались, а археологические работы не возобнавлялись.

В начале января 1980 г. лаборатория археологиии и этнографии Иркутского государственного университета вновь подняла вопрос о необходимости исследования погребальных комплексов в парке имени Парижской Коммуны. Археологические раскопки были ускорены земляными работами связистов, начавших летом 1980 г. прокладку новых кабелей по улице Маяковского и в парке им.Парижской Коммены. Около здания райисполкома и электроподстанции вновь обнаружились древние захоронения.

При обследовании территории выяснилось, что могилы располагаются группами на невысоких буграх восточного борта распадка, рассекающего парк им. Парижской Коммуны и улицы Маяковского с севера на юг. В течении шести лет здесь вскрыли 41 погребение, а вообще за время всех лет исследований зафиксирована 71 древняя могила. В них находилось 115 погребенных. Захоронения были одиночными, парными и коллективными. В рельефе современной поверхности эти могилы ни как не проявлялись. Отсутствовали также какие-либо внутримогильные сооружения. Умерших укладывали в овальные или прямоугольные в плане ямы, которые выкапывались на глубину от 0,3 до 2,5 м. Глубина, видимо, зависела от времени года. Погребаемых обильно посыпали охрой. Представления о красной краске как крови мертвых, источнике жизни и средстве воскрешения покойников, обитающих в утренней лил полуночной стране, очевидно, лежат в основе этого ритуала.

В основе этого обряда древних “иркутян” лежали анимистические представления, исходя из которых умершего сородича наделяли необходимым производственнным инвентарем, частями животных, украшениями. Предметы, составляющие сопровождающий покойника материал, в могилу, видимо, укладывались в сумках, так как расположены были компактными группами за головой, возле рук, в районе таза, в ногах. Они представлены шлифованными нефритовыми и сланцевыми ножами и различными костяными остриями из кости и камня.

В процессе раскопок в погребениях были обнаружены украшения-подвески из расщепленных клыков кабана, размещавшиеся на головной убор, подвески их клыков марала, клыки кабарги с резцы тарбагана.

Найденные в погребениях скульптурные изображения голов сохатых и рыб, вырезанные их кости, а также рыбок-приманок, выполненных из сланца, говорят о высокоразвитом искусстве древних ваятелей.

 

Роща Звездочка.

Справа от моста за железнодорожным вокзалом вверх по течению Ангары находится еще один археологический памятник -это роща Звездочка.

Данных об открытии памятника в археологической литературе не имеется. Из устного сообщения старшего научного сотрудника, палеонтолога Л.Н.Иваньева выявлено, что в 1926-1929 гг., когда им проводился сбор подъемного материала у роще Звездочка, памятник был уже известен. В 30-е годы находки “палеологического времени” здесь собрал А.П.Окладников.

В 1980 г. памятник обследовался археологическим отрядом Иркутского государственного университета (В.В.Есипов,Ю.П.Лыхин,Т.А.Абдулов). На месте нахождении было произведено три зачистки обнаружения 26028 метровой террасы, в одной из которых был зафиксирован археологический материал. Зачистка расширена во врезку-шурф. Выделенотри культурных горизонта. Самый многочисленный материал был выявлен в III культурном горизонте (мезолитическом). Датировка верхних горизонтов ввиду многочисленности находок затруднительна. Однако по имеющимся в фондах Иркутского областного музея краеведения керамике и бронзовым изделиям I горизонт памятника предварительно можно отнести к бронзовому- железному векам.

Неисследованность местонахождения Роща Звездочка, многослойность, наличие достаточной площади для раскопок делают памятник перспективным для стационарного изучения.

 

Археологические находки Иркутского острога.

Основанный в 1661 г. Иркутский острог с первых десятилетий своего существования неоднократно перестраивался, с каждым разом увеличиваясь в размерах. В процессе перестроек менялась линия острожных башен острога, происходили изменения в количестве и месте расположения башен острога, строений внутри крепости. Быстрый рост Иркутского острога сопровождался изменением его статуса: в 1682 году он становился центром самостоятельного воеводства, еще через 4 года утверждается как уездный город. В XVIII в. Иркутский острог, находящийся в центре разрастающегося города, постепенно теряет свое военное значение и к концу столетия надобность в нем отпадает. В 1990-х годах деревянные постройки острога были разобраны, и до наших дней сохранилось единственное здание, связанное с Иркутским острогом, - Спасская церковь. Построенная в 1706-1710гг. Спасская церковь, находившаяся в южной стене острога, ныне старейшее здание города.

В середине 1920-х гг. вокруг церковной ограды Спасской церкви и в одной из аллей сада П.П.Хороших при участии членов кружка “Друзья музея” были осуществлены археологические раскопки. В ходе исследований обнаружено основание одной из башен острога. Аналогичные работы произведены и в 1966 г., когда при реставрации Спасской церкви возникла необходимость обнаружения цоколя церкви. В работах приняли участие археологи Иркутского университета (В.В.Свинин,Н.А.Савельев,Г.Н.Михлюк,И.Л.Лежненко и др.). Во время проведения раскопок были найдены колодные захоронения, предметы быта 18 – 19 веков и др.

 

Археологические находки Военного госпиталя.

Памятник расположен на одной из возвышенностей правого берега реки Ушаковки, на территории Военного госпиталя. Открытый еще в 19 веке, он стал первым палеолитическим памятником не только на территории Сибири, но и России.Значение памятника состоит не только в том,что с его открытием положено начало отечественному палеолитоведению,но еще и в том, что внутри были обнаружены предметы палеолитического искусства.

В 1871 г. при рытье котлована под фундаментом здания Военного госпиталя, рабочие обнаружили необычные находки: цилиндры из бивня мамонта, осколки камня, напоминавшие какие-то орудия. Находки попали в руки члена географического общества В.А.Бельцова, а он, в свою очередь, обратился к энтузиастам-исследователям И.Д.Черскому и А.Л.Чекановскому. По наблюдению исследователей, памятник имел культурный слой, достигавший мощности 40 см и находившийся на глубине до 2 м10см. Несмотря на незначительный масштаб раскопок результаты превзошли все ожидания. Вместе с костями первобытного быка, лошади, крупных птиц, раковинами наземных молюсков, были найдены многочисленные отщепы, изделия из сферосидерита (очевидно, наконечники копий), плоский кусок кварца с “полукружноббитным краем”, в котором исследователи видели отбойник. Но скорее всего это было галечное орудие типа чоппера.

Еще одной особенностью Иркутской находки 1871 г.- замечательная коллекция резной кости: шар из бивня мамонта, тупой наконечник из того же материала, а также кольца различных диаметров. Там же оказались несколько суживающихся к середине цилиндрических столбиков с отверстиями, украшенными поперечными линиями-нарезками, пластинки с пробуравленными отверстиями, а также загадочные изделия из обоженной глины. Среди украшений были клыки марала с отверстиями для подвешивания.

По достигнутому соглашению уникальная коллекция изделия Военного госпиталя отошла в собственность В.А.Бельцова, и впоследствии ее следы затерялись во времени. Сейчас можно предположить две версии относительно судьбы этой коллекции. Первая - переданная в фонды краеведческого музея, она погибла в огне пожара 1879г., и вторая - была утеряна родственниками В.А.Бельцова после его смерти.

Первым, отнесшим Военный госпиталь к палеолиту, был извнстный русский археолог А.С.Уваров. Но ограниченный характер работ Черского и Чекановского, отсутствие методики вскрытия стоянок каменного века оставляют место для неуверенности в вопросе датировки затруднительно.

Учитывая то, что до сих пор точно не установлено место раскопок Черского и Чеканского, а также факт обнаружения находок в русле ручья Пшеничного, в охранную зону включается вся территория Военного госпиталя и прилегающая долина ручья Пшеничного.

 

Археологические находки Мальты и Бурети.

На Ангаре самыми ранними по географическому возрасту являются поселения Мальты и Бурети, расположенные в ближайшем соседстве друг с другом. Поселения эти связаны не только соседством, но и поистине близнечным единством культуры.

В Мальте и Бурети древние жилища размешались рядом друг с другом вдоль берега реки, в первом случае вдоль реки Белой, во втором - вдоль Ангары. Одинаковым было и устройство жилищ. Самая характерная и вместе с тем неожиданная особенность этой палеолитической архитектуры - широкое и постоянное применение в качестве строительного материала костей животных, в первую очередь мамонта и носорога, а также рогов северного оленя.

Среди художественных вещей в Мальте и Бурети имеются уникальные скульптурные изображения одетых в меховую одежду женщин. “Одетые” статуэтки из долины Ангары - единственные в своем роде среди других женских изображений верхнепалеолитического времени. Мальта и Буреть дали двадцать женских статуэток- почти половину “мирового запаса” этих изделий палеолитических скульпторов. На полу жилищ Мальты и Бурети вместе с женскими статуэтками лежали вырезанные из бивня мамонта фигурки летящих водоплавающих птиц - уток и гагар.

Следующую большую часть художественного творчества древних мальтинцев и их современников в Бурети составляют украшения и орнамент. Украшения вообще занимают важное место в жизни древних людей, им уделялось много внимания и времени. На головах людей, кроме пышной прически и шапок, были головные обручи, похожие на царские диадемы древнего мира. Такая диадема найдена на лбу младенца, погребенного под полом одного из мальтинских жилищ. На тех же поселениях в долине Ангары встречены более простые украшения: диски с отверстиями, бусы- пронизки из кости, украшения из зубов животных.

Искусство палеолитического населения Сибири, судя по его образцам, найдены в Мальте и Бурети, было в основе реалистичным, наполненными звуками реальной жизни. Древние обитатели Мальты и Бурети, жившие в условиях Арктической природы, имели, очевидно, достаточно свободного времени зимой, чтобы тратить его на художественную резьбу.

Мальта и Буреть - это два замечательных близнечных памятника сибирского палеолита, на материалах которых раскрывается выразительная и полнокровная картина жизни древнейших обитателей Сибири.

Древний человек Прибайкалья.

В местности, где возник Иркутск, еще в глубокой древности встречались поселения человека. Археологические раскопки, производившиеся как в самом Иркутске, так и его окрестностях, обнаружили большое количество следов жизни прежних обитателей этого района, следов, позволяющих в общих чертах восстановить многотысячную историю, предшествовавшую возникновению Иркутска.

Изучение древних насельников Прибайкалья позволяет воссоздать картину расселения народов в древности и дает возможность для построения достоверных гипотез об особенностях здешнего населения.

Внашем крае наиболее известным памятником эпохи палеолита является поселение первобытных людей в устье реки Белой. Главным занятием оставались охота и рыбная ловля. В мезолитическое время, 9-8 тысяч лет назад, в Приангарье,как и во всей Сибири, закладывались основы новой культуры, нового бытового уклада-неолитического. Стоянка в Усть-Белой и захоронения в падях Хиньской и Частые, расположенные поблизости, позволили археологам проследить этот процесс. В Усть-Белой 14 культурных горизонтов раскрыли историю на большом отрезке времени.

Обнаружены 40 костищ и тысячи предметов- остатков материальной культуры, подтверждающих, что это была не временная стоянка рыболовов-охотников, а место их длительного обитания. Найдены превосходные образцы костяных наконечников, дротиков, ножей, гарпунов, а также первые остроги и первая крючковая снасть. Среди множества украшений следует отметить шлифованные бусы из перламутра, а среди орудий труда- шлифованные тесла из нефрита.

Захоронения в падех Хиньской и Частые имели общие черты- покойники лежали на спине в вытянутом положении головой на север или северо-восток. Ритуальная каменная кладка над погребениями показывает, что в этот период у человека складывается круг представлений о душе и загробной жизни. Эти погребальные обычаи нашли яркое выражение в неолитических могильниках на Ангаре и Лене.

Археологические памятники-могильники у села Серове на Ангаре, в устье реки Китой и на стадионе “Локомотив” в Иркутске подтверждают, что 6-5 тысяч лет назад в нашем крае создавались своеобразные неолитические культуры, названные археологами страны Серовской и Китойской.

Человек научился делать новые орудия труда и усовершенствовал старые. К деревянной осонове лука снаружи стали прикреплять две костяные пластинки. Это значительно повышало упругость и пробивную силу. К такому луку делали стрелы с тяжелыми наконечниками. Охотничьими орудиями были копья с острыми наконечниками и ножи треугольной формы. Для изготовления оружия и орудий труда стали употреблять вместо кремнистого сланца зеленый нефрит - очень прочный и вязкий камень, который почти не поддавался раскалыванию.

Исключительно важным орудием для человека был топор, сделанный из нефрита. С ним смелее человек ходил на дикого зверя, мог быстрее и прочнее возводить жилища, всевозможные изгороди, ловушки для зверей. Несколько позднее человек при помощи топора и тесла научился делать плоты, лодки и другие средства передвижения. На охоте человеку помогала собака. Возвращаясь с охоты, он рвал черемшу, собирал карлык, дикую гречку, выкапывал клубни саранок.

Возрастало значение рыбаловства. Первобытный человек использовал длинную палку, на конце которой прикреплялись два или три костяных острия, и такой острогой на мелких перекатах он бил осетров и другую крупную рыбу. Люди научились плести сети для ловли рыбы. Найденые во время археологических раскопок каменные грузила подтверждают это. Зимой рыбу ловили в проруби с помощью каменных рыбок приманок или гарпунов.

Древние люди нашего края в качестве временного жилья нередко использовали пещеры. Наибольшее количество сохранилось до нашего времени по берегам озера Байкал, рек Ангары, Лены и их притоков. В некоторых пещерах обнаружены следы пребывания первобытного человека - остатки очагов, кострищ, каменные орудия труда, черепки глиняной посуды, фигурки рыб из камня и кости. Наиболее интересными из них являются пещеры, расположенные в 60 км от Нижнеудинска по реке Уде.

На скалах по реке Лене сохранились рисунки периода мезолита и неолита с изображением лосей, идущих друг за другом, дикой лошади, вымершего быка бизона, летящей стаи гусей и уток, сцены охоты на диких животных.

В эпоху неолита, 4 тысячи лет тому назад, в общественной жизни прибайкальских народов происходят значительные перемены. Они обусловлены появлением орудий труда и украшений, изготовленные из меди и бронзы. Впервые погребения такого типа были обнаружены археологами в предместье Иркутска - Глазково.

Новая культура знаменует высокий уровень жизни первобытного человека в нашем крае. Самым важным нововведением в жизни охотников и рыболовов явилось изготовление из самородной или привозной меди способом холодной проковки металлических изделий и украшений. К ним относятся: рыболовные крючки, иглы, шилья, украшения в виде колец для головного убора или передника, трубочки, изготовленные из тонких свернутых пластин, которые стали принадлежностью шаманского костюма.

Наряду с изделиями из меди и бронзы в могильниках на Ангаре и Лене этого периода находились орудия труда из нефрита, кости и рога, которые еще долго оставались основными в жизни приангарских племен.

Из предметов домашней утвари и быта интересны костяные ложки, которые считаются древнейшими в Сибири, иглы и шилья. Глазковские племена наряду с долблеными лодками умели мастерить лодки из бересты - легкие и быстроходные.Шили одежду из меха, шапки и сапоги, украшали их разнообразными бусами из белого и зеленого нефрита.

Усиливаются связи с соседними племенами. Изделия из нефрита обмениваются на другие предметы. Особенностью данного периода является то, что рыболовство становится ведущим в экономике. Это вело к усилению роли мужчин в общественной жизни. Материнский род сменяется отцовским. Между тем, продолжал существовать культ животных, особенно почитались лось и медведь.

На данной стадии развития у племен Приангарья возникает шаманство как форма религии доклассового общества. Слово “шаман” происходит от звенского –“саман”, что означает “знахарь”.Шаманам становились наиболее одаренные личности, умеющие наблюдать, а затем угадывать явления, происходящие в природе.Члены общины верили им, как пророкам, и беспрекословно исполняли их предсказания. Они пытались лечить людей исцелением духа.

В более поздний период, когда внутри общины началось расслоение, шаманы постепенно становились служителями культа. Чтобы сильнее воздействовать на окружающих, они появлялись перед людьми в устрашающих костюмах, головных уборах, в масках с прорезями, с бубном в руке. На груди и спине одежды подвешивали много побрякушек из металла, при движении издающих звон.

Шаманы способны были приводить себя публично в экстатическое состояние и в это время выкрикивали бессмысленные слова и фразы, проделывали телом различные движения, имеющие якобы священный смысл.

Шаманство как своеобразное явление в области духовной культуры древних народов Сибири бытовало многие века. Шаманы помогали, богатым людям держать в повиновении и зависимости членов племени.

Историческая заслуга первых обитателей Сибири очень велика. Именно они, настоящие пионеры севера, в погоне за мамонтами, стадами северных оленей, лошадей и быков, открыли эту совершенно новую для человека страну. Им не удалось еще полностью освоить ее колосальные пространства. Но уже 25 тысячелетий тому назад, во время существования поселений на Мальте и Бурети, а может быть еще и раньше, были проложены первые тропы, которые вели людей в глубину Сибири. На ее девственной почве были созданы совершенно новые культурные очаги, была заложена прочная основа для развития человеческой культуры на севере и дальнейшего завоевания его необозримых территорий.

 

Вопросы и задания:

1. Какие памятники археологии Сибири и Прибайкалья Вы знаете? Охарактеризуйте их.

2. Расскажите об археологических памятниках Иркутска.

Литература:

1. Алексеев В.И. Становление человека. – М., 1984

2. Глазковский некрополь / В.И.Базалийский, Е.Б.Шободоев. – Иркутск, 1986

3. Историческое краеведение // Матюшкин Г.Н., Милованов. – М., 1987

4. История Сибири. – Л., 1968 -- Т.1.

5. Памятники истории и культуры Иркутска / А.В.Дулов. – Иркутск, 1993

6. Стратиграфия палеографии и археологии юга Средней Сибири / В.В.Свинин. – Иркутск, 1987

7. Указатель археологических памятников города Иркутска / Л.С.Пуляевская. – Иркутск, 1986

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.