КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовый план
Возможные риски проекта
В качестве мер по предотвращению возможных рисков и ликвидации их последствий в случае наступления можно указать следующие способы: · диверсификация – распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по другому; · страхование – передача определенных рисков страховым компаниям. Для снижения степени риска используются различные виды страхования имущества предприятия и страхование работников от несчастных случаев. Первое может включать страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. · лимитирование предполагает установление лимита – определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложение капитала и т.п. · резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков; · распределение риска предполагает его разделение между участниками проекта. Все предпринимаемые меры в отношении возможных рисков также можно свести в таблицу (табл. 20). Таблица 20. Меры по предотвращению и ликвидации рисков
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в стоимостном варианте. Основная задача финансового планирования состоит в определении потребности в финансовых средствах текущего и долгосрочного характера, что позволяет обосновать реальность поставленных задач. Эта работа начинается с выявления существующего экономического потенциала, т.е. его величины, состава задействованных активов предприятия и их источников. Объектами финансового планирования являются: выручка от реализации продукции; формирование и использование прибыли, источники покрытия расходов; взаимоотношения с бюджетом, банками, страховыми и инвестиционными компаниями. В доходной части годового финансового плана показывается планируемая прибыль, начисляемый за квартал износ, выручка от реализации выбывшего имущества и другие доходы, в расходной части – сумма налоговых платежей, уплата процентов за кредит, уплата страховых взносов, использование чистой прибыли на накопление, потребление, резервный фонд. Контроль за текущей финансовой деятельностью осуществляется с помощью оперативного плана предприятия, в котором отражаются последовательность и сроки совершения операций за счет различных источников формирования. Для оперативного контроля за исполнением и сроками расходования средств и источниками их покрытия составляется платежный календарь. Статьи денежных поступлений и расходов согласованы во временном интервале и сбалансированы. Одна из сторон платежеспособности предприятия, которую необходимо предусматривать, — это выплата наличных денег через кассу своим работникам. В связи с этим составляется кассовый план, исходными данными для составления которого служат планируемый фонд оплаты труда (расчет зарплаты работников и премиальных выплат), информация о продаже материальных ресурсов, сведения о сумме подоходного налога, календарь выплаты зарплаты и т.д. Развитие предприятия в конечном итоге всегда направлено на улучшение финансового состояния и, следовательно, на получение запланированной величины доходов. Текущий анализ показателей служит базой для формирования баланса и финансовых результатов (отчет о прибылях и убытках). Финансовое планирование объединяет все виды планов: маркетинга, производства, материально-технического обеспечения, сбыта, технического развития. Это позволяет выразить полученные или предполагаемые результаты в емкой и доступной для понимания форме. Такой. формой служит баланс предприятия, который может быть отчетным или проектным. Активы баланса содержат сведения о составе и величине размещения их на определенную дату. Они показывают полученные или предполагаемые к получению средства (проектный баланс). Пассивы баланса, или «обязательства и капитал», показывают средства фирмы, предназначенные для покрытия активов и распределенные по целевому назначению, срокам, источникам их формирования на ту же дату. Для осуществления периодического контроля за текущей хозяйственной деятельностью и проверки ее результатов применяется отчетная форма о прибылях и убытках, и в этом случае вводятся графы «плановые показатели» и «отчетные показатели». Финансовая деятельность пронизывает все аспекты (функционирования предприятия: производство, реализацию, воспроизводство основных и оборотных фондов. Она направлена на формирование денежных доходов, обеспечивающих ритмичный процесс производства и воспроизводства продукции. Организация финансовой работы строится на базе взаимоотношений с внешними учреждениями: банками, страховыми организациями, бюджетом и другими предприятиями. Успех ее зависит от организации обслуживания производственного и воспроизводственного циклов, от своевременного и правильного расчета с внешними организациями по своим обязательствам. Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и зависит от величины активов и пассивов предприятия, относительной величины основных и оборотных фондов, кредиторской и дебиторской задолженности, состояния собственных и заемных средств, от налоговой системы и политической ситуации, а также многих других факторов. В условиях рыночных отношений предприятие редко может справиться со своими задачами в одиночку, без привлечения партнеров, кредиторов. Ориентиром привлекательности и возможности вложения средств служит оценка деятельности предприятия через комплекс количественных и качественных показателей. В практике анализа оценке подлежат: имущество предприятия, финансовое положение и финансово-хозяйственная деятельность. При оценке имущества используют такие показатели, как величина основных средств и их доля в общей сумме активов, коэффициент износа, обновления и выбытия. Инвестиционные институты, банки, кредиторы занимаются поиском наиболее выгодных точек вложения капитала, затрачивая большие усилия и средства. Исходной информацией для внешних агентов служат публикуемая отчетная информация предприятий, предлагаемые бизнес-планы развития предприятий и инвестиционные проекты. Содержание этих документов позволяет осмыслить предстоящую деятельность с точки зрения получения выгод в будущем. Степень заинтересованности того или иного партнера или кредитора зависит не только от действительного финансового состояния предприятия, но и от качества планирования, т.е. от предоставления такой плановой документации, которая доказала бы возможность осуществления этих задач, способность концентрации усилий и средств в нужном временном отрезке. Инструментом для данных целей служит финансовый план. Анализ отчетных документов, их основных показателей отражает средства и обязательства на определенный момент времени. По истечении времени происходит изменение той или иной группы показателей. Следует отметить, что улучшение или ухудшение работы предприятия не всегда адекватно изменениям показателей. Это скорее зависит от принятых алгоритмов расчетов и временных факторов. Например, финансовый результат будет зависеть от метода начисления амортизации и от метода оценки запасов. Поэтому долгосрочное планирование в большой степени подвержено риску получения не того результата, на который надеется предприниматель. Главная задача оценки финансового состояния — выявить возможность предприятия оплачивать свои внутренние потребности и рассчитываться по своим обязательствам с внешними агентами. В условиях инфляции финансовая устойчивость предприятия отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты на его расширение и обновление. Выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится путем анализа его финансовой отчетности. Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принять управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы. Одним из важных приемов анализа отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение представленных там абсолютных величин. «Чтение» отчетности (или простое ознакомление с ней) позволяет сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, основных источниках полученной за отчетный период прибыли (денежных средств или чистых оборотных активов), применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т.д. Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности предприятия. Для этого используется прием сопоставления анализируемых данных во времени, в том числе: • составление сравнительных таблиц за два последних года с выявлением абсолютного и относительного (в процентах) отклонения по основным показателям отчетности; • исчисление относительных отклонений показателей в процентах по отношению к балансовому году за несколько лет (как правило, за пять или десять последних лет); • исчисление показателей за ряд лет в процентах к какому-либо итоговому показателю (например, к итогу баланса, объему реализованной продукции). Наконец, широко используется такой прием анализа отчетности, как изучение специальных коэффициентов, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты, называемые финансово-оперативными показателями, представляют большой интерес для экономистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений, во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они иллюстрируют искажающее влияние на отчетный материал инфляции, что особенно актуально при анализе в долговременном аспекте. Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности может выражаться в качественных показателях. К ним относят имидж, широту рынков сбыта, производство продукции на экспорт и т.д. Количественные показатели — это обеспечение плановых темпов роста прибыли от реализации продукции, эффективность использования ресурсов. Последний характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. При необходимости могут рассчитываться и частные показатели эффективности — выработка (отношение объема реализованной продукции к численности работников), фондоотдача (отношение объема реализации к среднегодовой стоимости основных фондов), оборачиваемость производственных запасов и др. Основным количественным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность продукции. При больших вложениях средств он может временно снижаться. В перспективе рентабельность должна, безусловно, повышаться, но текущее состояние и будет зависеть от структуры капитала, вложенного в эту продукцию, т.е. сколько собственных и заемных средств принимают участие в формировании прибыли. Для этого вычисляются показатели рентабельности авансированного капитала и собственного капитала. Рекомендации к составлению раздела бизнес-плана Структура раздела может быть представлена следующим образом: • стратегия финансирования; • изменение финансового положения предприятия. В стратегию финансирования входит рассмотрение величины источников финансовых средств, необходимых для реализации проекта. Соотношение средств, используемых из разных источников, бывает разным в различные моменты реализации проекта. В какие-то периоды используются собственные средства, в другие — заемные или привлеченные. Для проектов создания предприятий предпочтительным источником финансирования могут служить паевой или акционерный капитал, для действующих предприятий — сочетание собственных средств и кредитов банка, для венчурных — привлечение инвестиций и т.д. Главная проблема состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание финансовых средств. Здесь следует привести график финансирования с указанием источников средств и условий их предоставления. При этом надо учитывать кредитные договора, документы по эмиссии акций, договора сотрудничества и другие материалы. Изменение финансового положения предприятия можно зафиксировать лишь после реализации проекта, заполнив отчет об изменении финансового положения. Тем не менее, процесс перехода объекта из одного финансового состояния в другое прослеживается при помощи различных форм, применяемых в финансовой отчетности. Финансовый аспект бизнес-плана призван обобщить в стоимостной форме материалы предыдущих разделов. В данном разделе излагается план получения средств, необходимых для создания или развития предприятия: общий объем для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получения дохода инвестора на вложенный капитал. Он включает разработку пяти документов. 1. Распределение чистой прибыли. Данный документ наглядно и структурировано показывает использование получаемой предприятием чистой прибыли. Наиболее удобной формой данного документа является разделение денежных средств на фонд накопления и фонд потребления (таблица 21). 2. Балансовый отчет (проект бухгалтерского баланса на начало и конец реализации проекта). Балансовый отчет составляется в целях наглядного отражения активов и пассивов предприятия. Он позволяет оценить величину и динамику изменений стоимости активов, величину чистого оборотного капитала, ликвидность активов, оборачиваемость товарных запасов, а в целом — надежность предприятия и его экономический потенциал. Баланс детализирует Таблица 21. Распределение чистой прибыли (руб.)
использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства (табл. 22). Таблица 22. Баланс денежных средств (руб.)
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |