Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 22 страница




Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой или содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (например, «Ессентуки»). Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами, которые в границах того же географического объекта производят товар, обладающий особыми свойствами. На основании регистрации после прохождения заявкой экспертизы выдается свидетельство. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки в Роспатент. Данный срок может быть продлен на основании заявления, которое подается в течение последнего года действия свидетельства. Действие свидетельства и правовая охрана наименования места происхождения товара могут быть прекращены в результате ряда обстоятельств, перечисленных в ГК РФ. Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления нрава использования этого наименования, законом не допускается.

Коммерческое обозначение, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц, может использоваться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для индивидуализации принадлежащих им одного или нескольких торговых, промышленных и других предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого данное обозначение используется. Право использования коммерческого обозначения может быть предоставлено другому лицу на основании договора аренды предприятия или договора коммерческой концессии. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается в случае, если данное обозначение не используется правообладателем непрерывно в течение одного года.

Коммерческое обозначение может включать фирменное наименование или отдельные его элементы. Фирменное наименование или коммерческое обозначение, а также отдельные их элементы могут быть использованы в товарном знаке или знаке обслуживания.

Собственник товарного знака может использовать предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Данная маркировка свидетельствует о том, что указанное обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации. Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара может размещать на своих товарах маркировку аналогичного назначения в виде словесного обозначения «зарегистрированное место происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ».

ГК РФ предусмотрена ответственность нарушителей исключительных прав на средства индивидуализации. Так, юридическое лицо, незаконно использующее фирменное наименование, тождественное фирменному наименованию правообладателя или сходное с ним до степени смешения, обязано по требованию правообладателя прекратить использование данного фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности правообладателя, и возместить последнему причиненные убытки.

Собственник товарного знака (знака обслуживания) или наименования места происхождения товара вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок, на которых незаконно использованы данные средства индивидуализации. В случае если введение в оборот таких товаров необходимо в общественных интересах, незаконно использованное обозначение удаляется с товаров, этикеток, упаковок. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить незаконное обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок. Пострадавшая сторона вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тыс. до пяти млн рублей или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака или знака обслуживания (в двукратном размере стоимости товаров с незаконным размещением наименования места происхождения товара). ГК РФ предусматривает также ответственность лиц, производящих предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированным в России товарным знакам и наименованиям места происхождения товара.

В настоящее время в России отношения, возникающие в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков помимо рассмотренного выше Гражданского кодекса регулируются также положениями Уголовного кодекса РФ, российскими законами «О защите конкуренции», «О защите прав потребителей», а также рядом подзаконных актов.

Регулирование отношений в рассматриваемой области осуществляется также на основе международных соглашений. Первое соглашение подобного рода - Парижская конвенция по охране промышленной собственности - было принято 20 марта 1883 г. В соответствии с конвенцией объектами промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименование места происхождения товара. 14 апреля 1991 г. вступило в силу Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, предусматривающее возможность физических и юридических лиц вступивших в соглашение стран получать правовую охрану уже зарегистрированных в стране происхождения знаков в других странах-участницах путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. Россия участвует в ВОИС и Мадридском соглашении как правопреемница СССР. Наша страна является также участницей Договора о законах по товарным знакам (TLT 1994 г.), цель которого состоит в том, чтобы сделать национальные и региональные системы регистрации товарных знаков более удобными для пользователей, Сингапурского договора о законах по товарным знакам (2006 г.), явившегося очередным этапом гармонизации национальных систем законодательства по товарным знакам в части, касающейся административных процедур.

В настоящее время Япония выступает инициатором заключения первого в истории международного договора, запрещающего распространение поддельных товаров. Проект договора обязывает участвующие в нем страны запретить экспорт контрафактной продукции, усилить внутренние наказания и процедуры, направленные на прекращение ее производства. Однако он оставляет за каждой из стран право самой определять меры по борьбе с производителями и экспортерами подделок и незаконных копий.

С начала рыночных реформ долгие годы проблема поддельных товаров оставалась весьма актуальной для России. Практика подтверждала тот факт, что наличие законодательства и соответствующих государственных органов отнюдь не гарантирует автоматическое соблюдение прав заинтересованных лиц. Более того, рассматриваемая область была одним из примеров беспомощности отечественных законов, в частности из-за слабой активности и недостаточного практического опыта государственных чиновников и правоохранительных органов.

Вопросами защиты рынка от поддельных товаров в нашей стране занимается ряд государственных органов, в числе которых Министерство внутренних дел (МВД), Федеральная таможенная служба (ФТС)[131], Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрсбнад-зор). Данные вопросы находятся также в ведении Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию. Признание серьезности рассматриваемой проблемы нашло выражение в проведении в 2006 г. в рамках Дней интеллектуальной собственности выставки под названием «Стоп пиратству!», подготовленной совместно Минкультуры и МВД России. Экспозиция состояла из образцов изъятого контрафакта.

Противодействие контрафактной и фальсифицированной продукции рассматривает в качестве приоритетного направления своей деятельности Торгово-промышленная палата России (ТПП). В 2003-2009 гг. ТПП РФ было организовано и проведено более 30 мероприятий (конференций, круглых столов, заседаний профильных комитетов) по проблемам защиты потребительского рынка от контрафакта, были инициированы Парламентские слушания по темам «Гражданско-правовые и уголовно-правовые механизмы защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции» и «О законодательных мерах и технических методах противодействия обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции в Российской Федерации»[132].

Острота и масштабность проблемы способствовали объединению усилий и началу координации действий всех заинтересованных сторон. В октябре 1997 г. на конференции «Актуальные вопросы охраны товарных знаков в Российской Федерации и меры но пресечению недобросовестной конкуренции», проведенной под эгидой Роспатента с участием фирм-владельцев товарных знаков, патентных поверенных, представителей Европарламента, Высшего Арбитражного суда, Таможенного и Антимонопольного комитетов, была учреждена Российская ассоциация владельцев товарных знаков, призванная помочь фирмам в регистрации средств индивидуализации, их правовой охране и урегулировании споров. Ассоциация также проводит работу по совершенствованию законодательства и подготовке нормативных документов. В целях защиты интересов российских и международных производителей, выражения общей позиции индустрии брендов, формирования атмосферы добросовестной и энергичной конкуренции в 2002 г. было учреждено некоммерческое партнерство РусБренд». В настоящее время партнерство объединяет в своих рядах 54 отечественные и международные компании[133].

В марте 2005 г. в Москве по инициативе Координационного совета предпринимательских союзов России прошла первая научно-практическая конференция «Россия против контрафакта». Важный итог конференции - принятие решения о формировании одноименной национальной программы и создании общественной организации, способной взяться за се осуществление. Программа предусматривает создание постоянно действующих механизмов, позволяющих объединить усилия власти, бизнеса и гражданского общества в борьбе с некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукцией, позиционировать Россию как активного и позитивного участника формирования международного рынка качественных товаров и услуг. Программа получила поддержку Администрации Президента России, Правительства и Федерального собрания РФ, администраций ряда регионов, общественных организаций, предпринимателей. Последние выступили учредителями новой общественной организации - некоммерческого партнерства «Национальный проект "Россия против контрафакта"», которая своей основной задачей провозгласило реализацию национальной программы «Россия против контрафакта» и ее пилотного проекта «МАРКА ГОДА»[134].

Однако, несмотря на все принимаемые меры, масштабы оборота контрафактной продукции остаются велики. Точное количество нелегальных товаров, выбрасываемых на рынок по всему миру, неизвестно. По различным оценкам их ежегодная стоимость составляет от 170 до 200 млрд долл. США. Но если в развитых странах доля контрафакта редко превышает черту риска (20% от общего объема рынка), то в слаборазвитых, а также в четверке растущих гигантов БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), она доходит на отдельных отраслевых рынках до 40-70%. По некоторым оценкам, российский бюджет теряет до 3 млрд долл. США только на ввозе контрафактной продукции[135].

Мировой финансовый кризис, обостривший все противоречия современной экономики, привел и к усугублению проблемы контрафакта. Это обусловлено изменением потребительского поведения, в большей мере ориентированного в кризисной ситуации на экономию. Свой вклад в увеличение рыночной доли подделок вносят и торговые посредники, которым в условиях сокращения спроса выгоднее становится продавать более дешевую контрафактную продукцию.

По данным аналитиков компании «Авента-Инфо», шансы российских потребителей приобрести подделки в связи с кризисом заметно возросли. Доля подделок на рынке аудиовидеодисков увеличилась по сравнению с 2007 г. в 2,5 раза и составила в 2009 г. 85% от общего объема представленных на данном рынке товаров. Согласно оценке аналитиков около 70% одежды и обуви также являются поддельными. На рынках автозапчастей, алкогольной продукции, лекарств доля контрафакта составляет более половины (до 60%), на рынке косметики - 35%, на рынке игрушек - 7%. Данные Федеральной таможенной службы оказались во многом схожи с оценками аналитиков[136]. По информации ФТС, на первом месте среди задерживаемых на границе контрафактных товаров - одежда и обувь, на втором - продукты питания, в основном шоколад и кондитерские изделия, далее идет парфюмерия и косметика, табачная продукция, оптические носители информации, кожгалантерея, часы, бытовая техника, бытовая химия и фармацевтические товары. В последнее время сотрудники ФТС все чаще изымают товары с незаконно использованной символикой «Сочи-2014»[137].

Проведенное в последние годы реформирование российского законодательства в области регулирования отношений, касающихся результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, существенно повысило уровень защиты исключительных прав. Возрастание понимания значения товарных знаков как объектов интеллектуальной собственности в наши дни выражается в существенном увеличении количества подаваемых в патентную службу заявок на их регистрацию. Если в 1990-е гг. это количество составляло 5-7 тыс. в год, то в 2007 г. было подано более 50 тыс. заявок. В 2008 г. Российская Федерация оказалась на 11-м месте (после 13-го в 2007 г.) по числу заявок, поданных по Мадридской системе международной регистрации товарных знаков (прирост числа заявок за год составил 33,9%)[138].

Тем не менее актуальность проблемы поддельных товаров на российском рынке сохраняется. В качестве основных причин недостаточно эффективного противодействия распространению контрафактной продукции ТПП РФ выделяет следующие:

- отсутствие стратегии партнерства государства, бизнеса, гражданского общества в сфере защиты отечественного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции;

- недостаточная координация действий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с контрафактом;

- несовершенство действующего законодательства в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, в том числе в части четкого определения понятий «контрафакт», «фальсифицированная продукция», «некачественная продукция», а также в части проведения экспертиз и формирования доказательной базы;

- слабое участие самих предпринимателей в мероприятиях по противодействию контрафакту[139].

Может ли решить проблему активизация судебных преследований? В Китае ежегодно отправляли в тюрьму по такого рода делам тысячи нарушителей (в 2005 г. - около 3000), но это не остановило гигантский поток контрафакта. В 2009 г. в стране учредили специальный суд по нарушениям прав интеллектуальной собственности. В России сегодня судебные иски часто буксуют, натолкнувшись на формальные трудности установления факта нарушения права, особенно при сходстве товарных знаков. Палата по патентным спорам эффективно работает только в порядке профилактики, на этапе регистрации. Антимонопольные органы в отличие от суда принимают все необходимые меры для получения реальной информации по делу, но они завалены работой. Ни одна из этих структур, равно как и таможенная служба, при любых обстоятельствах не способствует полноценной компенсации владельцам торговых марок ущерба, нанесенного незаконной деятельностью[140].

Для охраны своей продукции от подделок производители вынуждены нести дополнительные затраты, используя сложные, в том числе голографические, изображения в товарных знаках, выпуская специальную рекламу, помогающую идентифицировать легальный товар. Все это в конечном счете ложится дополнительным бременем на потребителя. Поэтому основную роль в борьбе с подделками должно играть государство. Помимо административных и силовых мер оно должно активно использовать информационные рычаги, делая достоянием общественности факты масштабного изъятия и ликвидации контрафактного товара, ведя среди населения разъяснительную работу об опасности приобретения подделок. Кардинальное решение проблемы невозможно без дальнейшего объединения усилий всех заинтересованных сторон. Пока предпринимательский класс не начнет в должной мере отстаивать свои интересы, а правительство в ответ на это не проявит политическую волю, болезнь контрафакта вылечить не дано. Свой вклад должно внести и расширение международного сотрудничества.

 

§2 Государственное регулирование рекламной деятельности

Реклама является одним из важнейших инструментов неценовой конкуренции, средством позиционирования и продвижения товаров на рынок. Она имеет давнюю историю.

Термин «реклама» произошел от латинского reclamo - выкрикиваю. Находки при раскопках античных городов свидетельствуют о том, что реклама, особенно наружная и устная, была распространена в Древней Греции и Древнем Риме. Самым ранним памятником рекламы считается находящийся в настоящее время в археологическом музее Каира камень с высеченным на нем предложением об услугах толкователя сновидений, которому 2500 лет. Первое печатное рекламное объявление, в котором сообщалось об издании Библии, было опубликовано в 1473 г. В России печатные объявления рекламного характера встречаются уже в «Ведомостях» Петра I. С тех пор реклама прошла длительный путь развития. Ее роль в обществе существенно возросла, не ограничиваясь сегодня только коммерческой сферой.

Понятие «реклама» в русском языке неоднозначно. Под ней понимают и особый вид деятельности по продвижению товара и ее продукт (рекламный продукт). В широком смысле к рекламному блоку относят разнообразные маркетинговые инструменты, призванные привлечь внимание к товару и обеспечить поддержку продаж (PR, оформление витрин, дегустации, лотереи, конкурсы, раздачу образцов, прямую почтовую рассылку и т.п.). В узком смысле под рекламой понимают только неличные, опосредованные сообщения, оплаченные, с четко известным источником финансирования. Выделяют рекламу в печатных СМИ, телевизионную, радиорекламу, наружную (рекламные щиты, световые установки и т.п.), на транспорте (внутрисалонные наклейки, реклама на бортах транспорта, на остановках наземного транспорта, в метро, на вокзалах, аэровокзалах, на автозаправочных станциях и т.п.), кинорекламу и рекламу в сети Интернет. Для современного рынка характерен интегрированный подход к использованию инструментов поддержки продаж, их комплексное использование в рекламных кампаниях с целью получения эффекта синергии.

Рекламный продукт состоит из трех основных элементов: рекламного обращения, его внешнего оформления и средств передачи информации. В его создании участвуют рекламодатели (лица, являющиеся источником рекламной информации), рекламопроизводители (лица, осуществляющие приведение рекламной информации к готовой для распространения форме) и рекламораспространители (лица, осуществляющие размещение и распространение рекламы с помощью особых средств и носителей информации).

Современная реклама весьма разнообразна по своим видам. Ее можно классифицировать по различным критериям. С точки зрения характера информации и целей реклама подразделяется на коммерческую и некоммерческую. Последняя не ставит своими целями увеличение продаж продукции и прибыли. Некоммерческая реклама представлена социальной (призванной реализовать общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей) и политической, которая является элементом выборных технологий.

С точки зрения целей рекламу можно также разделить на ин-формативную_(призвана донести до потребителя полезную информацию о производителе, товаре и местах его продажи); увещевательную (убеждает потребителя в необходимости приобретения товара, формирует предпочтение торговой марки); напоминающую (поддерживает осведомленность о товаре, известность марки, напоминает потребителю, что товар может ему понадобиться и где его можно приобрести); имиджевую или престижную (призвана сформировать у публики положительный образ фирмы, продукта или торговой марки).

С точки зрения объекта бывает товарная (рекламируется товар, торговая марка) и институциональная (рекламируется организация) реклама.

Исходя из масштабов, территории распространения, можно выделить общенациональную (рассчитана на страну в целом) и региональную (имеющую местное значение) рекламу.

Современная реклама - симбиоз коммерции, науки и искусства. В ее создании объединяют свои усилия представители самых разных профессий (маркетологи, психологи, филологи, социологи, художники, журналисты и т.п.).

Основное назначение коммерческой рекламы - выделить фирму и товар из общей массы, привлечь к ним внимание, способствовать запоминанию и в конечном итоге максимальному уровню продаж. Реклама формирует и поддерживает конкурентные позиции товара, обеспечивает желательное его восприятие потребителем, представление о свойствах данного товара и его достоинствах в соотношении с запросами клиентов и в сравнении с товарами-конкурентами. Реклама выступает одним из важнейших инструментов брендинга, средств придания товару воспринимаемого качества, обеспечения потребительской лояльности, завоевания и укрепления рыночных позиций торговых марок.

Рекламный рынок - особый вид рынков, объектом отношений на котором выступает рекламный продукт. Современный российский рекламный рынок начал формироваться вместе с рыночными реформами. В течение прошедших лет он испытал как взлеты, так и падения. В первой половине 1990-х гг. он развивался достаточно бурно и к середине десятилетия достиг объема примерно в 1 млрд долл. США (причем утроение объема произошло за два года). Настоящий удар отечественный рынок рекламы испытал в связи с экономическим кризисом 1998 г., когда многие крупные зарубежные рекламодатели из-за резкого снижения конкурентоспособности своей продукции стали свертывать деятельность в России. В последующие годы рынок начал постепенно возрождаться, а в дальнейшем его восстановление шло более высокими темпами, чем ожидалось. Уже в 2000 г. его объем оценивался в 1,1 млрд долл. США. По данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), в 2007 г. объем российского рынка рекламы вырос на 26% и составил около 8,95 млрд долл. США. На долю телевизионной рекламы пришлось 49% рынка, на рекламу в прессе - 23%, наружной - 18%>, радиорекламы - 7%, интернет-рекламы - 2%. Наиболее быстрыми темпами рос объем рекламы в сети Интернет (прирост на 92% за 2007 г.)[141]. Согласно прогнозу компании ZenithOptimedia в 2010 г. отечественный рекламный рынок должен был практически удвоиться по сравнению с 2007 г. и занять по величине шестое место в мире после США, Японии, Великобритании, Китая и Германии (14 место в 2007 г.). Однако глобальный экономический кризис внес в прогнозы свои коррективы. В 2008 г., по данным АКАР, при общем росте отечественного рекламного рынка на 18%> наблюдалось сокращение отдельных видов рекламы (объем радиорекламы уменьшился на 6%>, а рекламы в рекламных изданиях - на 1%). В 2009 г. рынок упал на 27% (сокращение объема телевизионной рекламы составило 18%>, печатной -43%), только интернет-реклама выросла на 8%[142].

В структуре затрат на рекламу в настоящее время наибольшую долю занимает общенациональная реклама, хотя существует тенденция к увеличению объемов региональной рекламы. Преобладающая доля рекламодателей на российском рынке - производители товаров широкого потребления. Наибольшие рекламные затраты приходятся на безалкогольные напитки и пиво, кондитерские изделия, продукты питания, средства гигиены и бытовой химии.

После кризиса 1998 г. отечественные производители стали активно рекламироваться. Так, российская компания «Вимм-Билль-Данн» в 2001 г. вошла в пятерку крупнейших рекламодателей в России. Но соотношение между российскими и зарубежными рекламодателями в пользу последних. Доля отечественных компаний среди 50 рекламных лидеров составляет 10—20% и последние годы не увеличивается.

Профессиональных рекламных агентств среди функционирующих на российском рынке не так много. Наблюдается образование нескольких сильных рекламных холдингов и групп влияния с обострением конкурентной борьбы между ними.

Необходимость и основные направления государственного регулирования рекламной деятельности. Реклама - явление противоречивое, имеющее как своих сторонников, так и противников. Она выступает наиболее заметным проявлением деловой активности. То, чем фирма скрыто занималась на протяжении многих лет, становится достоянием общественности с того момента, когда начинается рекламная кампания. Как инструмент неценовой конкуренции реклама - неотъемлемый элемент рыночного механизма.

Однако реклама, как и конкуренция, бывает разная. Она может выступить инструментом как добросовестной, так и недобросовестной конкуренции.

Трудно недооценить положительные результаты рекламы, которые не ограничиваются реализацией интересов создателей рекламного продукта. Реклама знакомит потенциальных покупателей с новинками товарного мира, расширяя их потребительский выбор, помогает ориентироваться в массе рыночных предложений. Сторонники рекламы утверждают, что рекламируемые товары безопаснее для потребителей, чем не рекламируемые, поскольку изготовители рекламируемой продукции ставят на кон свое имя и репутацию и больше заинтересованы в том, чтобы выполнять свои обещания и заявления. В некоторых странах, где существует проблема функциональной неграмотности (а эта проблема актуальна не только для бедных слаборазвитых стран, но, например, для США, где миллионы людей сегодня не в состоянии написать и прочитать самый простой текст), реклама, являясь главным источником информации, служит основным средством социализации, приобщения к благам современной цивилизации указанной категории граждан.

Реклама сегодня стала атрибутом образа жизни, активно формирует его, и не только в части потребительского поведения. Она настойчиво навязывает свои ценности, влияет на массовое сознание, нравственные стереотипы, распространяя и закрепляя рыночный кодекс и жизненные ориентиры ее заказчиков. Далеко не всегда влияние рекламы на общество можно оценить положительно.

К рекламе предъявляются разнообразные претензии. Как инструмент сбытовой деятельности ее обвиняют в том, что она удорожает товары, манипулирует сознанием, а иногда и зомбирует людей, заставляя делать ненужные покупки, часто дает не соответствующую действительности информацию, нарушая тем самым одно из важнейших прав потребителей. Рекламу критикуют за то, что она подчас имеет оскорбительный характер и выступает образцом дур

ного вкуса, негативно сказывается на культуре, наноси i пред национальному языку, делает нас слишком материалистичными, приверженными вещизму, злоупотребляет сексуальными мотивами. Рекламу не любят за то, что ее слишком много, что она раздражает п может негативно сказаться на психическом здоровье нации. Особенно резкой критике подвергается реклама некоторых сомнительных с точки зрения общества товаров, например табачных изделий и алкогольных напитков. В стране, где значительная часть населения живет за чертой бедности и с трудом сводит концы с концами, реклама, призывающая покупать, покупать, покупать, может стать дополнительным источником социальной напряженности.

Российская практика показывает, что эти обвинения небезосновательны. Тем более что отечественная реклама в 1990-е гг. прошлого столетия как в зеркале отражала одну из характерных черт нашего бизнеса - его нецивилизованный характер. Долгое время рекламой пользовались безответственно. В силу своей неоднозначности рекламная деятельность нуждается в контроле и регулировании.

Регулирование рекламы в развитых странах осуществляется в формах государственного и общественного регулирования. Последнее выполняется авторитетными общественными организациями вроде обществ защиты прав потребителей, которые привлекают внимание общественности и госорганов к фактам злоупотребления рекламой, а также реализуется в виде саморегулирования, предполагающего создание профессиональных организаций рекламистов[143] и принятие кодексов поведения работников рекламы[144]

Ориентиром для государственного регулирования рекламного процесса служит Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты, который задуман как инструмент самодисциплины, но вместе с тем предназначен для использования в судебной практике в качестве справочного материала в рамках соответствующих законов.

Государственное регулирование рекламной деятельности осуществляется посредством создания законодательной базы и формирования исполнительных органов разных уровней. Оно имеет национальные особенности, выражающиеся в масштабах государственного вмешательства в данную сферу, в различии конкретных требований к рекламе и ответственности нарушителей. Различается также законодательная база. Суть же одна: государство нацелено на установление правил добросовестной конкуренции. Основополагающим принципом является приоритет общественных интересов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.