Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 27 страница




Экологическое страхование, сочетая экономические и экологические интересы, может стать мощным фактором воздействия на состояние дел в области борьбы с негативными эффектами производственной деятельности и тем самым снизить экологический риск и экологический ущерб.

Оно также может стать источником дополнительного финансирования природоохранных мероприятий из фонда превентивных мероприятий страховщиков и инвестирования ими средств в развитие безотходных и природоохранных технологий.

Лицензирование природопользования (ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды») - это система экологического обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуемая через выдачу специальных разрешительных документов-лицензий.

Практикуется лицензирование следующих видов деятельности в области охраны окружающей среды:

- утилизация, складирование, размещение, захоронение промышленных отходов, включая лом и отходы цветных металлов;

- осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

- сбор, продажа, скупка, обмен, пересылка, содержание, вывоз за границу биологических коллекций, биологических объектов, в том числе занесенных в Красную книгу.

Лицензирование может рассматриваться как элемент административно-правового управления и как элемент экономического механизма, так как лицензии могут продаваться. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресурсами и контроля за потреблением природных ресурсов, л ыкже инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами

С принятием в 1992 г. Чакона РФ «О защите прав потребичедеп» (в действующей редакции с изменениями от 23 ноября 2009 г.) и в 2002 г. Федерального закона «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 27.12 2009 г.) в стране введена обязательная экологическая сертификация товаров (работ н услуг) (ст. 31 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

предприятия, производства (в том числе опытно-экспериментальные);

- продукция, использование которой может причинить вред окружающей среде;

- отходы производства и потребления, обращение с ними;

- системы управления охраной окружающей среды.

Экологическая сертификация устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение, обмен, потребление по всем видам товаров, работ, услуг.

В систему экологической сертификации можно включить экологическую маркировку и декларацию. Экологическая маркировка используется для информирования потребителей о степени экологич-ности товаров, являясь, кроме того, стимулом для производителей удовлетворить спрос на экологически чистые товары. Экологическая декларация товара - это описание всех свойств изделия, которые во время потребления и на стадии их превращения в отходы являются важными в экологическом отношении. Цель такого описания - способствовать созданию производителями экологичных товаров.

Экологическая сертификация должна быть основанием для выдачи государственной лицензии на право природопользования, а также для льготного кредитования и налогообложения.

Важным инструментом государственного регулирования являются экологические налоги. Однако в России не все экологические налоги получили распространение. Такие, например, успешно используемые в зарубежной практике налоги на потребление экологически вредной продукции, на некоторые виды упаковки, удобрений, автомобильные аккумуляторы, шины, топливо и техническое масло, в России не практикуются. Не применяются также залогово-возвратные инструменты, эффективные в тех случаях, когда упаковка, тара или другая продукция содержит вещества, особенно вредные для окружающей среды (люминесцентные лампы, автомобильные шины и аккумуляторы).

Объемы платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» и гл. 25.2 «Водный налог»), недостаточны для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов в требуемых масштабах. Эти рычаги до настоящего времени не обеспечивали действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий. Существующие ставки платы за загрязнение окружающей среды, как правило, не позволяют ни предотвращать, ни компенсировать экологический ущерб. Необходима в полной мере реализация принципа «загрязнитель платит», обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экономические фонды, которые включают в себя: федеральный экологический фонд РФ (ФЭФРФ), территориальные экологические фонды субъектов РФ, местные экологические фонды. Практика существования экологических фондов доказала целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды. Расходуются эти средства на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию природоохранных объектов; внедрение экологически чистых технологий; предоставление кредитов и ссуд предприятиям и организациям на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию объектов природоохранного назначения; создание и использование системы мониторинга окружающей среды; предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф; экологическое образование и просвещение. К мерам государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды относятся также кредиты (по льготным процентам) на перепрофилирование предприятий, предоставление режима ускоренной амортизации для экотехники, льготные тарифы на транспортировку отходов в целях их вторичного использования и т.п.

Мировая практика свидетельствует о том, что государственное регулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды осуществляется с помощью административных (директивных) мер и экономического регулирования (рыночные механизмы). Наилучшего результата в достижении требований качества окружающей среды можно добиться путем гибкого сочетания мер административного регулирования, подкрепленных правовым и нормативным обеспечением, с рычагами рыночного механизма.

 

§3. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных экологических проблем.

Основной задачей в этой области является реализация интересов страны путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Объективная необходимость международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды и природопользования диктуется единством природных процессов. Мировая экосистема характеризуется целостностью, которая требует совместных мер при ее охране. Конечно, и прежде развитие общества не могло не оказывать воздействие на биосферу. Экономический рост всегда был чреват нанесением экологического ущерба, но прежде факторы воздействия не выходили за возможности восстановления природных механизмов. Со временем положение стало меняться: природа уже не может поглотить и нейтрализовать отходы производственной деятельности общества. Воздействие человека на природу становится разрушительным и необратимым. До недавнего времени основные формы ухудшения состояния окружающей среды носили локальный характер и могли быть устранены действиями на местах. Однако сейчас макрозагрязнения стали глобальными по масштабу и не могут быть устранены отдельными странами самостоятельно. Можно выделить три основных вида макрозагрязнения:

- выброс токсичных веществ (биологически неразрушимые химические и радиоактивные отходы);

- повышение кислотности вод в озерах и гибель лесов в результате воздействия вредных выбросов в атмосферу;

- парниковый эффект.

Развитые государства не могут оставаться безразличными к глобальным экологическим проблемам в силу собственных материальных интересов. Состояние экосистемы Земли требует скоординированных на международном уровне мер помощи. Эффективная политика экологического миропорядка нуждается в эффективных организациях, чтобы обеспечить необходимый коллективный поиск и реализацию решений.

Международные соглашения в области экологии заключаются с XIX в. Первыми были «Конвенция по ловле устриц», подписанная в 1839 г. Францией и Великобританией, «Соглашение об охране морских котиков», достигнутое в 1867 г. между Россией, США и Японией. Начало регулярного практического сотрудничества в этой области совпадает с развитием интеграционных процессов в экономике.

Международная деятельность в этой области (в деле охраны окружающей среды и природопользования) разнообразна: она включает в себя обмен опытом и информацией, разработку и осуществление программ охраны природы, контроль за выполнением этих программ, создание и функционирование международных организаций, разработку межгосударственных программ и соглашений. Международные организации как постоянно действующие структуры, располагающие собственными интеллектуальными, техническими и финансовыми ресурсами и обладающие определенной политической независимостью по отношению к участвующим государствам, представляют собой особый инструмент, наилучшим образом приспособленный для решения тех задач, которые возникают в ходе осуществления международного природоохранного сотрудничества.

Крупнейшей международной межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), в состав которой входят Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)идр.

Первая экологическая акция ООН датируется еще 1949 г., когда в Лейк-Саксессс (США) была проведена международная научно-техническая конференция по охране природы.

В 1960-1970-х гг. наметилась тенденция перехода от разрозненных бессистемных мероприятий, связанных с отдельными аспектами природопользования, к более комплексной деятельности, поставленной уже на постоянную основу. В этот период экологические проблемы заняли свое место в повестке дня многих специальных учреждений ООН. Так, например, Всемирная организация здравоохранения начала заниматься вопросами воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека, Всемирная метеорологическая организация - влиянием загрязнения атмосферы на климат. ЮНЕСКО взяла на себя ответственность за развитие научных знаний об окружающей среде. Поворотным пунктом в природоохранной деятельности ООН можно считать состоявшуюся в 1972 г. в Стокгольме конференцию ООН по охране окружающей среды. Именно Стокгольмская конференция заложила основы сбалансированного и комплектного подхода к решению на глобальном уровне всего спектра экологических проблем. В массовом порядке стали разрабатываться государственные экологические программы, а также создаваться механизмы их реализации. Во второй половине 1960-х гг. были созданы первые межправительственные организации и разработаны международные программы: в 1968 г. - программа экологических исследований «Человек и биосфера» в рамках ЮНЕСКО, в 1972 г. - межправительственная программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП).

Одной из самых известных международных организаций является Гринпис (Greenpeace). Она возникла в 1971 г. как группа единомышленников, готовых способствовать решению экологических проблем. Сегодня эта независимая общественная организация, отделения которой действуют более чем в 40 странах мира, - мощная международная сила, опирающаяся на поддержку более 2,5 млн человек, из которых более 15 тыс. живут в России. Greenpeace - это неправительственная и некоммерческая экологическая организация.

Особую роль в решении масштабных экологических проблем играет Глобальный экологический фонд (ГЭФ), организованный в 1992 г. с целью формирования основ и методов комплексного научного планирования и управления ресурсами биосферы. Большое внимание в исследованиях этого фонда уделяется здоровью людей, охране земель, вод, диких животных и т.п. Решающее значение для снижения негативных последствий и предотвращения изменения климата имеют рекомендации конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию 179 государств приняли Декларацию по окружающей среде и развитию, а также программу «Повестка дня на XXI в.», где были рассмотрены сущность и цели концепции устойчивого развития. Провозглашен альтернативный принцип существования человеческой цивилизации «sustainable development)) (допустимое самоподдерживающее развитие) в соответствии с которым должен обеспечиваться баланс между рациональным удовлетворением жизненных потребностей людей и сохранением таких возможностей для детей и внуков. Показателями устойчивого развития предлагаются: уровень применения чистых технологий, уровень потребления и экспорта чистой продукции, качество и структура суммарного запаса капиталов (природного, человеческого, материального, культурного) и т.п. Концепция устойчивого развития подразумевает общество, основанное на долгосрочном предвидении последствий своей деятельности. При такой модели цивилизация могла бы, по расчетам, сделанным членами Римского клуба, содержать от 15 до 60 млрд человек.

Важнейшим результатом международной инициативы в области предотвращения глобального изменения климата является ратификация и вступление в силу в 1994 г. Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), а также подписание в 1997 г. и ратификация Киотского протокола, в котором определены количественные ограничения для выбросов парниковых газов (ПГ) [184]. Фактически в Киотском протоколе и документах Рамочной конвенции ООН об изменении климата впервые за всю историю человечества предпринята попытка объединения усилий всех стран мира для решения общей экологической проблемы. На апрель 2009 г. Протокол ратифицирован 181 страной мира, т.е. практически всеми странами, совокупно ответственными за более чем 61% общемировых выбросов[185]. Киотский протокол - первый международный документ, использующий рыночный подход к решению глобальных экологических проблем. Протокол предусматривает торговлю квотами на выбросы ПГ.

Нельзя, однако, забывать, что, участвуя в международном сотрудничестве, Россия не должна вовлекаться в те программы, которые изначально ориентированы на превращение страны в сырьевой придаток или базу вредного производства высокоразвитых стран.

Во второй половине XIX в. в развитых странах отчетливо проявилась тенденция перемещения отраслей, отличающихся повышенной вероятностью технологических аварий и опасностью для жизни и здоровья людей, на территории стран с менее развитой экономикой. Начался также широкомасштабный экспорт вредных отходов -бытовых, промышленных, химических, радиоактивных. Используя природные ресурсы других стран, высокоразвитые страны «экспортируют» свои проблемы. Они создают в странах с менее развитой экономикой наиболее засоряющие природную среду производства, перерабатывают внутри стран-экспортеров сырье, экономя на очистных сооружениях. Это явление получило название «экологический колониализм». Формой экологического колониализма является так

же ввоз в страну товаров, опасных для здоровья и жизни, некачественного топлива (этилированного бензина), устаревших транспортных средств, выдача концессий на вырубку леса и т.п.

Чтобы предотвратить превращение страны в «экологическую колонию», необходимо проводить тщательную экологическую экспертизу всех международных проектов, расширять взаимодействие с международными природоохранными организациями, развивать передовые технологии.

Таким образом, в создавшихся условиях справиться в одиночку с экологическими проблемами не может ни одна страна. Для решения этих проблем требуется объединение усилий, только совместные скоординированные действия всех стран могут обеспечить возможность существования будущих поколений.

 

Литература

1. Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции).

2. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в действующей редакции).

3. Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в действующей редакции).

4. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в действующей редакции).

5. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 №1225-Р).

6. Гурова Т., Назаренко Л. Основы экологии и рационального природопользования. - М.: ОНИКС, 2009.

7. Скуратов Н. Природопользование. - М.: «МарТ», 2005.

8. Степановских А. Прикладная экология: охрана окружающей среды. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.


Глава 15 Государственное регулирование сферы научных исследований

Наука как особая отрасль общественного производства выделилась в конце XIX - начале XX в. Развитие этой отрасли преодолевает разрыв между прирастанием научного знания и производством, опиравшимся много веков в основном на опыт. Качественно изменяется роль науки в «новой экономике», т.е. экономике, основанной на знаниях, формирующейся в развитых странах с 1980-1990-х гг.

 

§1. Роль научной сферы в инновационной экономике

В «новой экономике» наука представляет собой ведущую фазу инновационного процесса. Научно-исследовательская сфера охватывает деятельность, направленную на получение новых знаний и создание новых технических и технологических разработок. Научная деятельность в широком понимании имеет обобщенное название «Научные исследования и опытно-конструкторские работы» (НИОКР)[186]. Она включает три основные стадии:

I. Фундаментальные исследования, направленные на открытие основ теории каких-либо процессов. Они ведутся без заранее предвидимого коммерческого использования, а результаты широко публикуются и поэтому быстро превращаются во всеобщее достояние -общественный товар.

II. Прикладные исследования, ставящие целью изобретение метода или процесса производства. Их результат может в перспективе иметь коммерческое значение, поэтому результаты прикладных исследований патентуются и редко публикуются полностью.

III. Научные разработки и опытно-конструкторские работы, трансформирующие научные идеи в опытный образец нового продукта или экспериментально отработанный новый технологический процесс, которые могут быть незамедлительно применены на практике.

Этап разработок очень капиталоемкий. Структура затрат на эти три стадии НИОКР за последние двадцать лет в развитых странах существенно не менялась. В 2008 г. в США соотношение затрат составило: 17,2% на фундаментальные исследования; 22,3% на прикладные исследования; 60,3% на разработки[187].

За пределами НИОКР находится завершающая стадия инновационной деятельности, когда результат НИОКР превращается в нововведения (инновации), т.е. в широких масштабах внедряется в производство, а произведенная на его основе продукция успешно реализуется на рынке. Для осуществления инноваций в настоящее время необходимо затратить дополнительно столько же ресурсов, сколько на весь предшествующий процесс НИОКР.

Стартовым импульсом НИОКР выступает в некоторых случаях «технологический толчок», вызванный логикой развития научного процесса, но в современных условиях все чаще это вызов спроса, уловленный маркетологами. В классической линейной инновационной модели процесс НИОКР последовательно проходит все описанные выше стадии. Но в ряде научных отраслей возможны укороченные линейные цепочки, когда стирается грань фундаментальной и прикладной науки, например в результате фундаментального исследования возникает новый синтезированный материал.

Развитие науки становится важнейшим фактором устойчивого экономического роста. Увеличение расходов на исследования и разработки обеспечивает экономию на инвестициях в вещественные элементы капитала. Вместе с тем развитие научной сферы способствует накоплению человеческого капитала как основы для генерации новых идей.

Увеличение роли науки привело к существенным изменениям в структуре экономики развитых стран. С 1986 по 2008 г. доля высокотехнологичной продукции в мировом производстве выросла с 10 до 30%, в США в 2007 г. она составила 38%, а в Китае - 23%[188]. Все более важное место в экономике занимают наукоемкие отрасли, в которых удельный вес расходов на науку в стоимости отраслевых продаж в два-три раза превышает среднеотраслевые показатели. Среднеотраслевая наукоемкость продукции в США в 2007 г. составила 3,5%[189].

К наукоемким относятся, прежде всего, отрасли, в которых на базе поисковых исследований создаются принципиально новые технологии так называемые высокотехнологичные отрасли (high tech). В рамках обрабатывающей промышленности на первый план среди них выходят аэрокосмическая промышленность (наукоемкость в США в 2007 г. - 11,5%), компьютерная отрасль, включая разработку программного обеспечения (11,2%), фармацевтика (8,5%). Кроме того, выделяются отрасли, быстро внедряющие результаты НИОКР в производственные процессы. Среди «старых» материалоемких отраслей обрабатывающей промышленности (high volume) наиболее наукоемким является автомобилестроение, поскольку три четверти спроса на автомобили формируется за счет обновления продукции, а это требует и постоянной модернизации технологических процессов.

Начиная с 1990-х гг. опережающими темпами растет наукоемкость сферы услуг. В масштабах мировой экономики за последние 20 лет значительно выросла доля сферы услуг (до 70%), а в рамках сферы услуг в настоящее время 30% составляют ориентированные на коммерческое применение наукоемкие услуги[190]. Среди них выделяются по наукоемкости такие отрасли услуг - производители НИОКР, как научные и инжиниринговые услуги, а также создание программного обеспечения, разработка и обслуживание компьютерных систем. Научные достижения все шире применяются и в ряде традиционных отраслей сферы услуг: финансы, образование, здравоохранение, развлечения, бытовое обслуживание.

Поддержание высокого научно-технического потенциала обеспечивается большими ассигнованиями на науку. Основная масса расходов на НИОКР в мире сконцентрирована в самых развитых странах: свыше 80% - в 30 странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в том числе 45% в США и Японии. В современных условиях в большинстве стран, за исключением небольшой группы стран - получателей высокой природной ренты, наблюдается тесная взаимосвязь между научно-техническим потенциалом и уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.

В развитых странах наблюдается самая высокая наукоемкость экономики, т.е. доля затрат на исследования и разработки в ВВП. Наивысшая наукоемкость экономики была в последние годы в Израиле - 4,7%, Швеции и Финляндии - 3,7%, Японии - 3,44%, США -2,68%. В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии этот показатель достиг в 2007 г. следующих значений: в Южной Корее -3,2%, Тайване и Сингапуре - 2,6%[191]. Новой тенденцией являются высокие темпы развития науки в Бразилии, Индии и особенно в Китае, который вышел на третье место в мире по абсолютным расходам на науку. Во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки наукоемкость экономики составляет менее 1%. Известно, что уровень наукоемкости менее 1%> наносит ущерб всей экономике страны. Вместе с тем расширение затрат на науку за пределы 3% ВВП не является экономически целесообразным. Дальнейшее развитие этой сферы должно осуществляться за счет повышения ее эффективности.

 

§2. Институциональные основы сферы НИОКР

Хозяйственный механизм сферы НИОКР с момента своего возникновения претерпел серьезную эволюцию. Уже с конца XIX в. в условиях первой научно-технической революции начала реализовываться на практике инновационная рыночная модель, раскрытая И. Шумпетером[192]. Многие крупные промышленные компании стали организовывать собственные лаборатории, чтобы обеспечить преимущество в конкурентной борьбе.

В настоящее время в развитых странах функционирует смешанная модель хозяйственного механизма научной сферы, сочетающая рыночную координацию на основе механизма цен с централизованным планированием. Эти действия в одних случаях осуществляются в форме иерархической координации в рамках монополистического давления фирм на субъекты рынка, а в других - в форме директивного государственного регулирования. Кроме того, как на межфирменном, так и на государственном уровне все больше развиваются новые формы координации, основанные на согласовании интересов всех участников экономического процесса. Они проявляются в действиях государства по планированию научно-технической сферы, а также в развитии межфирменных регулирующих институтов и межфирменной кооперации. Американский экономист М. Бест называет эту форму координации «совещательно-кооперативной»[193]. В соответствии с марксистской терминологией ее можно назвать планированием.

Сфера НИОКР является важнейшей составной частью национальной инновационной системы (НИС)[194]. В этой сфере задействованы организации, которые заняты финансированием, производством и реализацией научных знаний и технологий, а также правовые и социальные институты, устанавливающие «правила игры».

Сфера НИОКР экономически развитых стран имеет сложную структуру с точки зрения отношений собственности и хозяйствования. В ней функционируют организации, разнообразные по статусу, формам собственности, целям деятельности. Согласно классификации международной статистики все эти организации объединяют в четыре сектора: предпринимательский, государственный, высших учебных заведений с их исследовательскими центрами, а также частных некоммерческих организаций.

Предпринимательский сектор охватывает организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством научной продукции с целью продажи и получения прибыли. Он включает научные подразделения крупных промышленных корпораций, в том числе находящиеся в собственности государства, а также средние и малые инновационные фирмы.

Государственный сектор включает исследовательские институты и лаборатории, подчиненные государственным органам и обеспечивающие удовлетворение потребностей в общественных благах. Деятельность следующих двух секторов научной сферы - высших учебных заведений и некоммерческих организаций - направлена на достижении уставных целей и саморазвитие.

Учреждения научной сферы осваивают средства из различных источников финансирования. Главными из них являются средства частных фирм, государственный бюджет, собственные финансовые средства вузов, различные частные фонды, зарубежные источники финансирования.

Распределение объемов исследовательских работ по исполнителям и по источникам финансирования в странах с высокой долей затрат на научную сферу можно проследить по данным табл. 4 и 5.

 

Таблица 4

Распределение объемов исследовательских работ по исполнителям (в процентах)[195]

Сектора НИОКР США 2007 г. Япония 2007 г. ФРГ 2007 г. Франция 2007 г. Великобритания 2007 г. Китай 2007 г.
Предпринимательский 71,9 77,9 69,9 63,2 64,1 72,3
Государственный 10,7 7,8 13,9 16,5 9,2 19,2
Сектор высшего образования 13,3 12,6 16,2 19,2 24,5 8,5
Некоммерческие организации 4,2 1,7   1,1 2,1  
Все выполненные работы            

 

Таблица 5

Распределение финансирования НИОКР разными секторами (в процентах)[196]

Сектора НИОКР США 2007 г. Япония 2007 г. ФРГ 2006 г. Франция 2006 г. Великобритании 2007 г. Китай 2007 г.
Предпринимательский 66,4 77,7 68,1 52,4 47,2 70,4
Государственный 27,7 15,6 27,8 38,4 39,3 24,6
Другие источники внутри страны 5,8 6,3 0,4 2,2 5,8 н/д
Иностранные источники - 0,3 3,8 7,0 17,7 1,3
Вес затраты на НИОКР            

Как видно из данных таблиц, по объемам выполненных НИОКР и по участию в их финансировании к началу XXI в. в развитых и активно развивающихся странах доминировал предпринимательский сектор. На его долю приходится 60-70% выполненных работ и 50-70% средств для их финансирования, особенно в области прикладных исследований и разработок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.