Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 29 страница




Недостаточная развитость сетевых взаимодействий приводит к тому, что, с одной стороны, научные результаты, предлагаемые сектором НИОКР, не находят применения на предприятиях, а с другой стороны, остается неудовлетворенным спрос промышленности на инновационные технологии. Экономика, в которой не развито межсекторное взаимодействие, становится менее восприимчивой к инновациям, теряя свою конкурентоспособность.

 

§5. Государственпоерегулирование сферы научных исследований в России

Одним из важнейших направлений государственной политики России на современном этапе является поиск национальной траектории научно-технологического развития и модели организации сферы научных исследований. В правительственных документах, принятых в последние годы, поставлена задача перехода к инновационному пути развития страны[213]. Для этого необходимо, чтобы на мировой рынок интеллектуальной продукции Россия выходила в качестве не только поставщика ученых как носителей неотделимого знания («ta-cit knowledge))) или продукции первой стадии НИОКР, но и научного продукта более «высокой стадии переработки» вплоть до результатов наукоемкого производства.

За годы советской власти в СССР был создан мощный научно-технологический комплекс (НТК). В результате мобилизации усилий всей страны, концентрации до 95% выделяемых на науку средств в мощном государственном кулаке СССР провел не только индустриализацию, но и «технологический рывок» в новейшие области науки (космос, ядерную энергетику и др.). По численности кадрового потенциала, задействованного в сфере НИОКР, в 1989-1990-е гг. СССР превосходил развитые страны капиталистического мира.

Однако в развитии НТК СССР образовались глубокие диспропорции. Уже в 1970-1980-е гг. выявилось, что поддержание огромного научного комплекса не соответствует хозяйственным возможностям страны. По данным ЮНЕСКО, в Советском Союзе в 1990 г. работали 32,4% ученых всего мира, а в США - 17,8%, но в мировых расходах на науку доля США составляла 42,8%, а СССР - всего 12,3%[214]. Отсюда различия в средней технической вооруженности исследователей и их зарплатах. Советский научно-технологический комплекс был милитаризован в большей степени, чем в других развитых странах. На оборонные цели было затрачено в 1989 г. 75% ассигнований на НИОКР. СССР был одним из немногих государств, позволяющих себе иметь развитую фундаментальную науку, но на нее затрачивалось до половины совокупного бюджета науки (в США не более 20%) в ущерб прикладным исследованиям и разработкам.

Гражданские отрасли науки в СССР страдали не только из-за недостатка средств, но и из-за отсутствия рыночных рычагов и стимулов в развитии науки и всей экономики. Результаты подавляющей части фундаментальных и прикладных исследований, выполненных в советское время, так и не дошли до стадии разработок, а большая часть разработок не была внедрена в промышленность.

Неоправданно быстро, разрушительно и мучительно для участников произошла в последние годы перестройка хозяйственного механизма научной сферы России. А между тем во всех странах сложившиеся национальные научно-технологические модели достаточно инерционны, и изменения в управлении этой сферой происходят медленно.

Произошло скачкообразное относительное и абсолютное сокращение научного потенциала России до недопустимого для экономики нашей страны уровня. Доля расходов на НИОКР в ВВП России в 1990-е гг. существенно снизилась по сравнению с показателями СССР. В 1990 г. она составляла 2,03%, а с 1992 по 1998 г. колебалась в интервале от 0,7% до 0,9%. В начале XXI в. расходы на российскую науку росли, но медленно, и отставали от темпа роста ВВП, в результате наукоемкость российской экономики в 2007 г. составила лишь 1,17%. В 2007 г. в России на науку затрачивалось в тридцать раз меньше средств, чем в США[215].

С 1990-х гг. по причинам естественной убыли, перехода в более привлекательные для работы сферы, а также эмиграции число занятых в российской науке сократилось почти втрое - с 1 млн в 1990 г. до 375 тыс. в 2008 г.[216], в то время как в развитых странах численность научных сотрудников растет. По подсчетам экспертов комиссии по образованию Совета Европы, от «утечки умов» Россия потеряла до 50 млрд долл. США. Однако исследования науковедов показали, что креативные возможности научной системы России не утрачены[217]. Но во многом она функционирует за счет старых запасов «человеческого капитала» и энтузиазма.

Несмотря на наличие достижений мирового уровня в отдельных областях науки, в целом наблюдается стагнация российского научного комплекса. Находясь в настоящее время на 4-ом месте по числу научных работников, Россия по количеству научных публикаций занимает 8-е место, имея лишь 2,2% от объема мировых научных публикаций. По числу международно признанных патентов на душу населения Российская Федерация занимала в 2003 г. место вслед за Испанией и Грецией[218]. Но главное, по данным Мирового банка, доля высокотехнологичной продукции составляла в общем объеме экспортируемой Россией промышленной продукции гражданскою назначения в 2005 г. лишь 8%, а вклад в мировой экспорт наукоемкой продукции - 0,4-0,6%, по сравнению с 35% в США.

В последние годы произошли существенные изменения в законодательной базе российской науки, в отношениях собственности и хозяйствования научных организаций, в источниках финансирования НИОКР, в методах управления наукой.

Современное российское законодательство в области охраны интеллектуальной собственности начало формироваться в начале 1990-х гг. Оно приближено к международным нормам и принципиально отличается от советских законов, признававших исключительные права на изобретения и промышленные образцы лишь за государством. В настоящее время данная сфера регулируется Гражданским кодексом РФ[219], заменившим действовавший Патентный закон. Права на результаты интеллектуальной деятельности закрепляются за автором, создавшим научный продукт, или организацией-работодателем, если результаты получены в процессе трудовой деятельности. Последние изменения в правовой сфере сделаны в сторону усиления защиты прав авторов, исполнителей НИОКР, ведь закрепление прав собственности за изобретателем дает дополнительные стимулы ученым на достижение высоких результатов. Новшеством стало создание института патентных поверенных, которые являются посредниками и консультантами в вопросах защиты и развития интеллектуальной собственности. Проблема охраны интеллектуальной собственности особенно остро встает при осуществлении прикладных исследований и разработок, кооперации в рамках сети, так как высок риск промышленного шпионажа, копирования достижений и, как следствие, потеря уникального преимущества.

Значительно изменились отношения собственности научных организаций. Если ранее все научные организации функционировали в рамках государственной собственности, то теперь часть из них находится в частной, а другие - в смешанной, иностранной и совместной формах собственности.

Вместе с тем надо отметить, что в научной сфере не произошла такая «бурная» приватизация, как в промышленности. Значительная часть основных фондов научных организаций осталась в государственной собственности, и не только в государственном секторе науки, но и в вузовском, академическом и частично отраслевом секторах. В рамках государственного сектора в 2005 г. функционировали 33,6% организаций, входящих в научно-исследовательский комплекс России[220].

Существенные изменения произошли в условиях хозяйствования научных организаций Российской Федерации. С одной стороны, российская наука перешла на многоканальные источники финансирования. Резко сократился удельный вес государства в финансировании НИОКР. С другой стороны, созданы возможности для «коммерциализации» науки, для свободной продажи своего научного продукта.

Эти изменения коснулись всех секторов российской науки. В СССР организации - исполнители НИОКР подразделялись на четыре сектора: отраслевой, заводской, академический и вузовский.

Наиболее резкой и болезненной перестройке был подвергнут самый крупный отраслевой сектор российской науки, работавший под руководством отраслевых министерств. В этом секторе до реформ было сосредоточено три четверти специалистов в области НИОКР и выполнялось 80% объема всех исследовательских работ. Отраслевые научные институты, работающие на оборону и космос и оставшиеся на финансировании через систему государственного заказа, пострадали от его сокращения.

Еще более сложной оказалась судьба конверсируемых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро оборонного комплекса. Бюджетное финансирование конверсионных программ было заморожено, и они были брошены в самостоятельное плавание в бурные волны рыночной конкуренции. Оказалось, что многие их разработки потребительских товаров длительного пользования и промышленного оборудования, ранее пользовавшихся спросом на нашем рынке, теперь, в условиях открытой экономики, неконкурентоспособны.

Современная классификация секторов научной сферы России аналогична общемировой. Хотя их функциональная роль в российском научном комплексе пока еще во многом отличается от научной модели стран ОЭСР.

 

Таблица 7

Функционирование различных секторов сферы НИОКР РФ в 2007 г.[221]

  Распределение объемов выполненных работ по исполнителям (в %) Распределение финансирования НИОКР разными секторами (в %)
Государственный сектор 29,1 62,6
Предпринимательский сектор 64,2 29,4
Сектор высшего образования 6,3 0,7
Частный некоммерческий сектор 0,3
Иностранные источники 7,2

 

Из-за сложности оценки выполненных НИОКР статистика науки, как российская, так и иностранная, часто подменяет оценку произведенного интеллектуального продукта оценкой затрат на его выполнение, т.е. показатель наукоемкости подменяется показателем отдачи от вложений.

В соответствии с поставленной Российским государством целью модернизации экономики и перехода к инновационному пути развития требуются преобразования во всех секторах научной сферы.

Предполагается увеличить общую сумму национальных расходов на научные исследования более чем в два раза - до 2,5% от ВВП к 2015 г. Также планируется увеличение инновационной активности экономики: рост числа патентов, числа предприятий, осуществляющих технологические инновации, доли наукоемкой продукции в экспорте. Ставится задача улучшить механизм государственного финансирования российской науки, сделать его более эффективным[222].

В финансировании российской науки в современных условиях главную роль играет государственный бюджет, средства из которого направляются по разным потокам. Часть из них вливается прямо в государственные учреждения. Это, прежде всего, вузы, академии наук и государственные научные центры (такой статус на ограниченное время получили необходимые стране лучшие крупные отраслевые институты). Также особым статусом и отдельной строкой в бюджете наделены Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и вузы, получившие статус «национальный исследовательский университет». Программа развития МГУ на 2010-2011 гг., например, предполагает дополнительное бюджетное финансирование в 5 млрд руб.

Второй «поток» средств распределяется на конкурсной основе между исполнителями НИОКР, он направляется через программы и фонды. Речь идет, прежде всего, о важнейших инновационных проектах государственного значения, о целевых программах.

Конкурсный подход открывает доступ к государственному заказу для широкого круга научных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности, что обостряет конкуренцию. Однако по российскому законодательству решающим критерием оценки участников конкурса является предложенная ими стоимость выполнения работ. При таком подходе о качестве научных исследований приходится забыть.

Механизм фондов поддержки науки является новым для России. Самые крупные из них - Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. Дотации фондов (гранты) распределяются между учеными, прошедшими отбор на конкурсной основе.

Важной задачей является привлечение внебюджетных источников общенациональных расходов на науку. В развитых странах негосударственные источники превышают бюджетные расходы на науку в среднем в соотношении 7:3. В России эта пропорция составляет 4:6.

В этой связи, необходимо развивать венчурное финансирование инновационных компаний, заинтересовать инвесторов в наукоемких проектах. Для этого создана Российская венчурная компания. Большое значение имеет стимулирование частных венчурных фондов и «бизнес-ангелов», т.е. частных предпринимателей, инвестирующих свои средства в начинающие компании (так называемые «старт-апы»).

Также важно усилить коммерциализацию науки в организациях, непосредственно зависящих от государственного финансирования, чтобы сбалансировать источники доходов. Стимулом к активизации отношений, связанных с коммерциализацией интеллектуальной собственности в вузах и научных организациях послужило принятие Федерального закона от 2.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Бюджетным учреждениям разрешили создавать хозяйственные общества, передавая в уставной капитал фирмы интеллектуальную собственность, т.е. свои научные разработки. Научные коллективы этих учреждений получили возможность стать сотрудниками или соучредителями малых инновационных фирм, получая стабильный источник дохода от продаж собственных разработок.

Формально наука государственных университетов и академических институтов не относится к предпринимательскому сектору и должна финансироваться из государственного бюджета, но на практике это касается в основном фундаментальных исследований. Свыше половины своих доходов университеты и академические институты получают от продажи своих разработок, оказания платных услуг, за счет грантов фондов, тендеров министерств и контрактов с промышленными предприятиями. То есть реально они сочетают нерыночную и рыночную деятельность и по существу приближаются к некоммерческим организациям. Однако государственный статус вузов и академий дает основание надзирающим государственным органам строго контролировать использование заработанных вузами внебюджетных доходов.

Определенный выход из этого противоречия состоит в смене статуса бюджетной организации на автономное учреждение. Их особо ценное имущество останется в государственной собственности, но они получают право оперативного управления, а также возможность распоряжаться доходами и привлекать заемные средства для развития.

Недостаточным остается финансирование научных исследований внутри компаний предпринимательского сектора. В настоящее время у большинства российских предприятий существует разрыв между хозяйственной деятельностью и проводимыми НИОКР. Доля промышленных предприятий, стабильно внедряющих результаты НИОКР, не превышает 10-20%, гораздо больше тех, кто осуществляет инновационную активность в форме имитации[223]. В последнее время нарастает научная активность компаний машиностроения, металлургии, химической промышленности, но большая часть добывающей промышленности предпочитает закупать технологические новинки за рубежом.

Отдельной задачей государственной поддержки научной сферы стоит развитие малого высокотехнологичного предпринимательства, которое должно стать основой массовой коммерциализации технологий. Пока удельный вес малого и среднего инновационного бизнеса в общем числе малых и средних предприятий России не превышает долей процента. Государство осуществляет ряд мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инно-ваций[224]. Создан Фонд поддержки малого и среднего наукоемкого бизнеса, предоставляются кредиты с низкими процентами под перспективные бизнес-планы.

Дополнительные источники финансирования развития российской науки можно найти в фондах некоммерческих организаций, а также в рамках международного сотрудничества. На долю международных источников финансирования российских НИОКР приходится 7,6%. Это международные и зарубежные фонды и программы, работа по иностранным заказам, например так называемое офшор

 

 

ное программирование.

Для активизации научного потенциала предпринимательства в частном секторе шире применяются методы косвенного стимулирования участников инновационной деятельности: освобождение от налога на добавленную стоимость деятельности, связанной с продажей патентов и лицензий на инновационные технологии, от налога на имущество, разрешение на проведение ускоренной амортизации оборудования и т.п.

Российское государство разработало меры по развитию сетевых связей в рамках национальной инновационной системы, создается новая инфраструктура для производства научной и наукоемкой продукции.

В 2010 г. запущена программа по развитию кооперации российских высших учебных заведений и производственных организаций. Предприятиям предоставляются субсидии до 300 млн руб. на создание высокотехнологичного производства. Всю сумму субсидии организация передает вузу-партнеру на выполнение НИОКР, а на создание производства вкладывает собственные средства. Общий объем финансирования программы - 19 млрд руб.

В 2010 г. запущена программа по созданию инновационной инфраструктуры вузов, предполагающая предоставление субсидий отобранным по конкурсу учебным заведениям на создание технологических парков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и других организаций.

Развивается партнерство государства и частного бизнеса в финансировании инновационных проектов в рамках федеральных целевых программ по приоритетным направлениям. Предполагается, что по проектам разработки технологий софинансирование бизнеса должно составлять 20-30% от стоимости проекта, по проектам коммерциализации технологий - 50-70%[225].

Перед государственными руководителями стоит задача откорректировать модель научно-технологической политики России. Необходимо перейти от фронтальной модели времен советской «сверхдержавы», когда ресурсы распределялись по всем важным направлениям научной сферы, к селективной модели, концентрирующей ресурсы на приоритетных направлениях, тех, где страна имеет наибольшие конкурентные преимущества и наиболее важных с точки зрения национальной безопасности. Российское правительство разработало список из 35 критических технологий, являющихся основой выбора научно-технических приоритетов, которые получат федеральную поддержку в рамках федеральных целевых программ. Приоритетную государственную поддержку получат также исследования в направлениях, выделенных Президентом РФ: безопасность и противодействие терроризму, живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, рациональное природопользование, транспортные, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение.

Критической проблемой в российской науке сегодня становятся кадры. Средний возраст российских ученых превышает 50 лет. В числе главных приоритетов научной политики выделяется привлечение молодежи в научную сферу, развитие молодежного предпринимательства, повышение престижа научной деятельности, подготовка научных кадров. В этой связи запущена Федеральная целевая программа «Научные и научно-образовательные кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», в рамках которой осуществляется финансирование НИОКР во всех отраслях науки с привлечением студентов, аспирантов и молодых ученых до 35 лет.


Глава 16 Регулирование внешнеэкономической деятельности

§1. Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

В условиях интернационализации и глобализации хозяйственной жизни все большую значимость приобретают международные экономические отношения и возрастает роль внешнеэкономической политики в системе государственного регулирования.

Сфера внешнеэкономических связей страны охватывает внешнюю торговлю товарами и услугами; производственное кооперирование, научно-техническое сотрудничество и передачу технологии; совместное предпринимательство на территории государства и за рубежом; международное движение капитала и рабочей силы; участие в работе международных объединений и организаций. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений тесно связано с внутриэкономической политикой, с экономическим развитием страны, с теми целями и задачами, которые стоят перед национальной экономикой на определенном этапе ее развития.

Центральное место во внешнеэкономической политике государства занимает государственное регулирование внешней торговли -воздействие на объем, структуру и направления экспорта и импорта, а также на условия торговли с помощью комплекса инструментов, методов и средств. Внешнеторговая политика государства неотделима от других направлений государственной экономической политики. Она воздействует на отраслевую структуру и конкурентоспособность национального производства, следовательно, на эффективность экономики в целом. Стимулирование экспорта или ограничение импорта, оказывая влияние на состояние экспоргоориентиро-ванных или конкурирующих с импортом отраслей, отражается на экономическом росте и занятости. Внешнеторговая политика, влияющая на величину валютных резервов, платежный баланс и бюджет страны, должна быть скоординирована с фискальной, валютной и денежно-кредитной политикой государства.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с российским законодательством являются:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, российских производителей и потребителей товаров и услуг;

- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- осуществление прав и обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации;

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности для обеспечения эффективного достижения целей;

- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; обоснованность и объективность их применения;

- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации[226].

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности охватывает все иерархические уровни управления. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится:

- формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

- защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

- государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом и вывозом;

- установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров, а также правил контроля за ними;

- определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ядерных, отравляющих, взрывчатых веществ, опасных отходов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, животных и растений, окружающую среду;

- определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

- координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов;

- установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

- заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

- учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

- участие в деятельности международных экономических организаций;

- определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, представляющая государственную тайну;

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

- создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

На федеральном уровне управление внешнеэкономической деятельностью регулируется законодательными актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом - Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из двух палат -Совета Федерации и Государственной думы, а также указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли) занимается Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). В состав Минэкономразвития России, в частности, входят Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, Департамент экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ, Департамент торговых переговоров, Департамент формирования Единого экономического пространства, Департамент Азии и Африки, Департамент Европы и др.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики в области внешней торговли, а также функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечению доступа на рынки товаров и услуг, координации выставочной и ярмарочной деятельности, проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, применению мер нетарифного регулирования, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Миннромторг России). Минпромторг России осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности (за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением нашей страны к ВТО).

В сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием занимается Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Контроль и надзор в области таможенного дела возложен на Федеральную таможенную службу (ФТС России). Функции ФТС России охватывают ведение реестров лиц, организаций и объектов, включенных в область таможенного дела; выдачу свидетельств и разрешений на право деятельности в определенных сферах таможенного дела; осуществление таможенного оформления и контроля; классификацию товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу страны товаров и транспортных средств; взимание таможенных платежей; борьбу с правонарушениями в области таможенного дела; консультативные услуги для участников внешнеэкономической деятельности.

Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности является одной из основных задач Центрального банка Российской Федерации (Банк России). Банк России устанавливает правила осуществления расчетов и проведения банковских операций; управляет золотовалютными резервами; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения своих функций; устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами[227].

Реализацией государственной политики, организацией межведомственной координации и взаимодействия, выполнением специальных и контрольных функций в области государственной безопасности занимается Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России). В рамках своей компетенции полномочиями но регулированию и контролю в установленных сферах деятельности наделены Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространспортнадзор), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.