Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 30 страница




На региональном уровне внешнеторговая деятельность осуществляется в соответствии с установленными Конституцией РФ полномочиями. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относится:

- проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;

- содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности;

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

- создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности разграничены в Законах РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»[228] и др.

 

§2. Основные направления внешнеэкономической политики государства

Основные направления внешнеэкономической политики государств на современном этапе - либерализация и протекционизм.

На разных стадиях развития общества в зависимости от конкретно-исторических условий преобладала та или иная внешнеторговая политика. В эпоху первоначального накопления капитала типичной внешнеторговой политикой был протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка и национальных производителей от иностранной конкуренции и поощрения экспорта отечественной продукции. В этот период он играл весьма прогрессивную роль, содействуя быстрому росту промышленности, накоплению национального капитала и развитию экономики в целом.

После промышленного переворота Англия, ставшая экономическим лидером, могла не опасаться конкуренции со стороны импортных товаров. Она стремилась к завоеванию новых рынков сбыта для своей продукции и перешла от протекционизма к фритредерству (свободной торговле). Это была либеральная политика, которая предусматривала беспрепятственное развитие внешней торговли на основе взаимодействия спроса и предложения. Вслед за Англией во второй половине XIX в. к свободной торговле повернули и другие страны.

В XX в. вновь стали применяться протекционистские меры. Протекционизм стал более агрессивным. Его возрождению способствовали Первая и Вторая мировые войны, а также «великая депрессия» 1929-1933 гг. Некоторые государства стремились преодолеть негативное воздействие внешнеэкономических связей на развитие национальных экономик и, используя изоляцию от мирового рынка, решить стоящие перед ними проблемы. Импортные товары стали облагаться высокими пошлинами для ограничения проникновения конкурирующей продукции на внутренний рынок и поддержания монопольно высоких цен на отечественные товары.

После Второй мировой войны ситуация изменилась. Международные экономические отношения стали рассматриваться как важнейший фактор экономического роста. Бурное развитие международной торговли, усложнение ее структуры, переплетение с другими формами межгосударственных связей привели к преобразованию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, появлению новых и трансформации традиционных мер и инструментов внешнеторговой политики. Во внешнеэкономической политике государств вновь проявляется тенденция к либерализации. Либерализация направлена на создание благоприятных условий для внешней торговли путем сокращения величины и количества тарифных и нетарифных барьеров.

Вместе с тем, хотя послевоенный период характеризуется формированием долговременной тенденции к либерализации, ни одна из стран мира не отказалась полностью от применения тех или иных протекционистских мер.

Для современной внешнеэкономической политики государств характерно сочетание либерализации и протекционизма. Оба направления с течением времени трансформируются и приобретают новые черты и особенности.

В наши дни процесс либерализации внешнеторговой деятельности осуществляется на разных уровнях:

- между отдельными странами во взаимной торговле: обоюдное снижение пошлин, согласование технических требований к маркировке, упаковке, взаимное признание сертификатов качества и пр.;

- внутри интеграционных экономических группировок;

- на многосторонней основе в рамках Всемирной торговой организации[229].

Согласованность действий разных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового обмена возрастает. Этот процесс находит отражение в унификации правил и условий применения пошлин, снижении уровня таможенного обложения и др. Кроме того, либерализация охватывает в настоящее время не только тарифное регулирование торговли товарами, но и другие сферы (например, международное движение капитала, международную передачу технологии, валютные отношения).

Современный протекционизм проявляется в разных формах. Селективный протекционизм направлен против отдельных стран или конкретных товаров (например, развитые страны применяют протекционистские меры против экспорта промышленных товаров из развивающихся стран). Отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство). Коллективный протекционизм проводится объединениями стран (региональными интеграционными группировками) в отношении государств, в них не входящих. Открытый протекционизм связан с применением тарифных и нетарифных барьеров; скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики. Можно также выделить «наступательный» и «защитный» протекционизм в зависимости от того, какая сторона ввела ограничивающие внешнюю торговлю меры.

Протекционистские барьеры лоббируются теми группами производителей, предпринимателей или населения, которые выигрывают от их введения. Доводы в пользу применения протекционистских мер могут быть самыми разными: обеспечение экономической безопасности страны, поддержка отечественных производителей социально значимой продукции, ликвидация зависимости от поставок определенных товаров; укрепление обороноспособности и достижение военно-политической неуязвимости; защита национальной промышленности (в развивающихся странах) или отдельных новых отраслей (в развитых странах) и др. Противники протекционизма говорят о сохранении неэффективного производства, о росте цен на отечественные товары и услуги без улучшения их качества и т.п.

Споры среди экономистов и политиков о преимуществах протекционизма или свободной торговли имеют вековую традицию и в какой-то мере продолжаются в наши дни. Для определения целесообразности применения тех или иных мер необходима оценка их эффективности и рассмотрение альтернативных вариантов.

Оценивать результативность проведения мер внешнеторговой политики в зависимости от достижения макроэкономической эффективности предложил французский экономист М. Алле[230]. По его мнению, эффективной является экономика, находящаяся в состоянии равновесия. Предполагается, что все направления внутренней и внешней экономической политики взаимосвязаны, а временное нарушение равновесия из-за действия одного из них (монетарной, фискальной или протекционистской внешнеторговой политики) корректируется встречным действием другого. Эффективность регулирования внешнеторговой деятельности предлагается оценивать по тому, насколько предпринятые государством меры продвинули национальную экономику к макроэкономическому равновесию.

 

§3. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеторговых отношений

К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Основным методом регулирования внешней торговли товарами является таможенно-тарифное регулирование. Центральное место в нем занимает таможенный тариф. Таможенный тариф - это перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны, и упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура представляет собой классификатор товаров, применяемый для государственного регулирования их экспорта и импорта.

В связи с формированием таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в настоящее время осуществляется переход к использованию единого таможенного тарифа и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза[231]. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Она применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. Использование унифицированного внешнеторгового товарного классификатора способствует стандартизации коммерческой и таможенной документации, облегчает перемещение товаров между государствами, позволяет упростить сбор и обработку статистических данных по международной торговле.

Традиционным инструментом государственного регулирования внешней торговли являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе или вывозе товаров.

По объекту обложения пошлины бывают ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины, взимаемые с ввозимых в страну товаров, применяются весьма активно. Раньше ввозные пошлины выполняли в основном фискальную функцию. С их помощью значительно пополнялись доходы государственной казны. В современных условиях значимость ввозных пошлин для бюджета развитых стран существенно уменьшилась. (Например, если в XIX в. за счет импортных пошлин покрывалось до 50% бюджетных поступлений, то в настоящее время эта доля составляет несколько процентов.) Однако в развивающихся странах ввозные пошлины и сегодня обеспечивают весомую долю поступлений в государственный бюджет. В наши дни усилилась другая функция импортных пошлин - протекционистская. Во всех странах они являются средством защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Взимание пошлин с ввозимых товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера, и соответственно повышается конкурентоспособность аналогичной отечественной продукции.

Вывозные (экспортные) пошлины, взимаемые с вывозимой из страны продукции, реже используются во внешнеэкономической практике. Они могут применяться с фискальной целью для пополнения государственного бюджета. Другой целью введения экспортных пошлин может быть ограничение поставки на внешние рынки товаров, внутренние цены на которые ниже мировых. Но поскольку экспортная пошлина увеличивает стоимость отечественного товара на мировом рынке, то применять ее целесообразно только при наличии монопольного преимущества по данному типу продукции. Такая ситуация наблюдается на рынках сырьевых товаров: например, при экспорте кофе Бразилией или риса Таиландом. Кроме того, применение экспортной пошлины для ограничения вывоза того или иного товара за границу может использоваться как временная мера для предотвращения дефицита на внутреннем рынке.

В промышленно развитых странах экспортные пошлины применяются редко. Если они вводятся, то выполняют, как правило, не фискальную, а регулирующую функцию. Например, в Австрии взимается экспортная пошлина для ограничения вывоза из страны необработанной древесины. В данном случае целью является стимулирование национальной обрабатывающей промышленности, а не монопольное повышение цен или прямое сокращение использования редких ресурсов.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих таможенную территорию страны в режиме транзита и предназначенных для третьих стран. Они сдерживают перемещение товарных потоков и препятствуют нормальному функционированию международных экономических отношений. В условиях действия многосторонних торговых соглашений эти платежи практически не применяются. Они встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. Для России транзитные пошлины становятся предметом согласования с ближним зарубежьем, поскольку «соседи» зачастую пытаются за счет их введения решить свои краткосрочные фискальные проблемы, игнорируя долгосрочные тенденции развития международных экономических связей.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут применяться сезонные пошлины. Они используются для регулирования международной торговли сезонной продукцией, прежде всего сельскохозяйственной. В нашей стране сезонные пошлины устанавливаются Правительством РФ. Срок их действия не может превышать шести месяцев в году.

В зависимости от способа взимания применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемого товара;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Адвалорные пошлины обычно применяются к готовым изделиям, наукоемкой и машинотехнической продукции. Преимуществом адвалорных пошлин является то, что они поддерживают стабильный уровень защиты внутреннего рынка, отражая изменение цен. Определенные сложности связаны с оценкой налогооблагаемой базы -таможенной стоимости товара, поскольку она может изменяться под воздействием разных экономических и административных факторов (обменный курс, процентная ставка, таможенное регулирование и др.). Специфические пошлины часто взимаются развитыми странами с сельскохозяйственных товаров. Они также широко используются развивающимися странами. Специфические пошлины проще в администрировании, поскольку нет необходимости точно определять таможенную стоимость товара.

Ставки таможенных пошлин, как правило, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. Вместе с тем ставки ввозных пошлин зависят от торгово-политических отношений между государствами. Например, в отношении товаров, поставляемых странами, с которыми не заключены специальные торговые договоры или соглашения, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое по сравнению со ставками, применяемыми к товарам, импортируемым из государств, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования.

Как правило, при установлении уровня таможенного обложения действует принцип эскалации тарифа, предусматривающий рост ставок пошлин но мере увеличения степени обработки товара. Минимальными пошлинами облагаются сырье и материалы, максимальными - продукция высокой степени переработки (готовые изделия).

Довольно активно используемым инструментом внешнеторгового регулирования являются тарифные льготы (тарифные преференции). Тарифная льгота (преференция) - это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

В нашей стране от пошлины освобождаются транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования; товары, ввозимые или вывозимые представителями иностранных государств; российская и иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации; товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности; товары, ввозимые или вывозимые в благотворительных целях по линии международных организаций и правительств, в качестве гуманитарной помощи, а также в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и др.[232]

К таможенным преференциям относятся тарифные квоты, под которыми понимается установление пониженных ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию страны в течение определенного времени. В нашей стране тарифные квоты устанавливаются на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся в России (кожа, эфирные масла, хлопок-сырец, лен-сырец и др.). Объем тарифной квоты не может превышать разницу между объемом внутреннего потребления такого товара и объемом производства аналогичного российского товара. Целями введения тарифных квот являются стимулирование сельскохозяйственного производства, обеспечение необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории страны, а также содействие развитию международной торговли.

Для стимулирования развития торгово-политических отношений с отдельными государствами допускается предоставление таможенных преференций в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, а также снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Такие же преференции предоставляются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций России. Система преференций пересматривается Правительством РФ не реже одного раза в пять лет.

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые пошлины:

- компенсационные пошлины, взимаемые в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии;

- антидемпинговые пошлины, которые применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их цена в экспортирующей стране[233].

По состоянию на июнь 2010 г. против товаров российского происхождения антидемпинговые меры использовали страны ЕС (8), США (8), Китай (6). Украина (5), Мексика (4), Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Канада, Перу, Таиланд, Турция (по 1-3 меры)[234].

Особые виды пошлин применяются в соответствии с нормами международного права либо в одностороннем порядке (в целях защиты от ущерба, нанесенного национальной промышленности в результате недобросовестной конкуренции со стороны торгового партнера), либо как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует государственное расследование конкретных случаев злоупотребления положением на рынке со стороны торгового партнера. В процессе расследования проводятся двусторонние консультации и переговоры, предпринимаются попытки разрешить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины становится крайним средством, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

В связи с формированием таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Межгосударственный совет ЕврАзЭс (ыысший орган таможенного союза) принял в ноябре 2010 г. Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода[235].

В настоящее время в Российской Федерации наметились определенные изменения в подходе к таможенно-тарифному регулированию. Его задачами на современном этапе становятся:

- поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;

- повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;

- поддержание инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

- рационализация структуры экспорта и импорта;

- повышение конкурентоспособности российского экспорта;

- интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования таможенного союза.

1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза[236], нормы которого в Российской Федерации имеют прямое действие. Нормы Таможенного кодекса Российской Федерации[237] до его отмены действуют в части, не противоречащей Таможенному кодексу таможенного союза.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 2011 гг. включают:

- применение принципа эскалации таможенного тарифа, дифференциацию ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки и назначения товара[238];

- усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение рациональной защиты внутренних рынков при помощи тарифных инструментов;

- отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин;

- адаптация инструментов таможенно-тарифной политики к условиям таможенного союза, а также зон свободной торговли (СНГ, ЕвразЭС);

- оптимизация национальной системы тарифных преференций;

- последовательное сокращение тарифных льгот;

- обеспечение стабильности и прозрачности мер таможенно-тарифного регулирования.

По мнению представителей Минэкономразвития, указанные направления таможенно-тарифной политики России не будут противоречить правилам ВТО. Средневзвешенная ставка ввозных пошлин будет постепенно снижаться. В 2009 г. она составит 12,1%, в 2010 г. -11,4%, в 2011г. -10,5%[239].

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 г. и плановый период 2012-2013 гг. подготовлены в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2020 г., Внешнеэкономической стратегией РФ до 2020 г. Предусматривается, что приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами содействия развитию российской экономики и формированию единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии.

Таможенно-тарифное регулирование является важной составляющей внешнеэкономической политики любого государства, однако начиная с последней трети XX в. все большее распространение среди инструментов регулирования международной торговли получают нетарифные ограничения. На VII Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран (1983 г.) было подчеркнуто, что нетарифные барьеры «представляют собой наиболее эффективное орудие дискриминации и блокирования доступа к рынкам. Для этих барьеров характерны изощренность, разнообразие, и они с трудом поддаются выявлению. Они включают огромное число протекционистских приемов, по подсчетам ЮНКТАД, почти 700, начиная от правительственных субсидий, количественных ограничений, введения санитарных и технических норм и кончая преднамеренным усложнением административных процедур»[240]. В настоящее время нетарифные ограничения применяются в отношении 17% импорта развитых стран, почти 40%> импорта развивающихся стран. В июне 2010 г. Минэкономразвития России зафиксировало 97 ограничительных мер, применяемых 22 иностранными государствами в отношении российских товаров. Больше всего нетарифных барьеров используется применительно к металлопродукции, минеральным удобрениям, химической и сельскохозяйственной продукции[241].

Наиболее часто применяемые инструменты прямого нетарифного регулирования - это квоты и лицензии. Квота — количественное ограничение экспорта или импорта конкретного товара в стоимостном или физическом выражении на определенный период времени (год, квартал и т.п.).

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливая долю каждой страны в общем объеме экспорта (ОПЕК), либо ограничивают вывоз из страны дефицитных на внутреннем рынке товаров. Импортные квоты применяются для защиты местных производителей, достижения равновесия торгового баланса, регулирования внутреннего рынка или в качестве ответной меры на торговую дискриминацию со стороны других государств. Глобальные квоты вводятся на общий объем импорта конкретного товара на определенный период времени без указания страны назначения (для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления). Индивидуальные квоты, или контингенты, вводятся на импорт или экспорт товаров из определенных стран на основе двухсторонних соглашений. Сезонные квоты устанавливаются на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции для защиты внутреннего рынка.

Лицензия - специальное разрешение на проведение внешнеторговых операций, выдаваемое государственными органами на определенный период времени. Лицензирование регулирует экспорт и (или) импорт отдельных товаров в установленных количествах. Оно может быть связано с процессом квотирования или использоваться как самостоятельное средство регулирования внешней торговли. Наибольшее распространение получили генеральные лицензии, которые представляют собой разрешения на ввоз или вывоз товаров на определенный срок без ограничения количества сделок. Разовая лицензия выдается конкретной фирме для осуществления экспортной или импортной операции с указанием объема, наименования товара и времени (сроком до 12 месяцев). Временной мерой в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров являются автоматические лицензии - разрешения на ввоз и (или) вывоз этих товаров, которые выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании представленных заявлений. Ограничение внешнеторговой деятельности может осуществляться путем предоставления организациям исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров на основе лицензии.

В России лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в следующих случаях:

- введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

- реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду и др.;

- предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- выполнение РФ международных обязательств.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются федеральным законодательством. С 1 января 2010 г. вступило в силу заключенное странами - членами таможенного союза Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. В нем определен порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз участниками таможенного союза в торговле с третьими странами.

Условия выдачи лицензий могут быть различными. Существует несколько методов распределения лицензий: открытый конкурс (аукцион) - наиболее справедливый способ, при котором лицензию получает фирма, которая платит максимальную сумму за право ввоза товара; метод явных предпочтений - государство закрепляет лицензию без конкурса за компанией, пользующейся определенными льготами (например, за наиболее авторитетной фирмой в данной сфере); затратный метод - государство предоставляет лицензии фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей или работников.

Разновидностью количественных барьеров являются «добровольные» ограничения экспорта. Они предполагают обязательство одного из торговых партнеров ограничить экспорт какого-либо товара. Такие соглашения навязываются экспортеру под угрозой санкций (например, повышение ставок тарифа или закрытие рынка для страны экспортера). Наибольшее распространение эти ограничения получили во взаимоотношениях США и Японии, ЕС и развивающихся стран и др. Между Российской Федерацией и Европейским сообществом заключены соглашения, предусматривающие ограничения экспорта ряда российских товаров в страны ЕС.

В Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» отмечено[242], что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений. В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать следующие барьеры: временные ограничения или запреты экспорта продовольственных или иных существенно важных товаров для предотвращения критического недостатка на внутреннем рынке; ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Так, из-за значительного снижения урожайности зерновых, вызванного аномальными погодными условиями, с 2 января по 30 июня 2011 г. введен временный запрет на вывоз с территории РФ пшеницы и меслина, ячменя, ржи и кукурузы[243]. Целью введения данной меры является недопущение дефицита зерна и роста цен на него на внутреннем рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.