Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 23 страница




Большинство стран обходятся без специальных законов о рекламе, регулируя рекламную деятельность в рамках гражданского кодекса (Италия, Голландия), законов о коммерческой деятельности (Бельгия), законов о средствах массовой информации (Австрия), законов о маркетинге и защите прав потребителей (Португалия, Скандинавские страны), законов о недобросовестной конкуренции (Германия, Швейцария, Греция). В концепции англосаксонской модели общего права приоритет полностью отдается судебным прецедентам и саморегулированию (США, Великобритания, Ирландия).

В этом смысле Федеральный закон от 18.07.1995 №108-ФЗ «О рекламе» был почти уникален. Из европейских стран только Испания ранее приняла специальный закон - «Общий закон о рекламе» от 11 июля 1988 г. (его дополняли и развивали пять кодексов саморегулирования для отдельных видов рекламы). В Германии действовал отдельный закон лишь относительно фармацевтической рекламы - «О рекламе лекарственных препаратов» (1990).

Российское законодательство в области рекламной деятельности имеет свою историю. До вступления в силу Федерального закона «О рекламе» рекламная деятельность регулировалась целым рядом нормативных актов. В Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», законах РФ «О средствах массовой информации», «О сертификации продукции и услуг», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», указах Президента Российской Федерации «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», «О защите интересов инвесторов» содержались отдельные положения, регламентировавшие в зависимости от специфики законодательного акта те или иные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Такое регулирование носило фрагментарный характер, обусловленный отсутствием закона, устанавливающего единый понятийный аппарат и единую систему регулирования правоотношений, складывающихся в сфере рекламной деятельности.

В основу Закона «О рекламе» был положен проект, подготовленный Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Существовал еще один проект, представленный комитетом Госдумы по связям с общественностью и информационной политике, который отражал в основном интересы рекламного бизнеса. Принятию закона предшествовали активные дискуссии и споры, которые не утихают до сих пор. Противники закона расценили его как шаг назад в формировании основ рыночной экономики. Они предлагали делать ставку на общественное регулирование рекламы. За спорами часто прослеживались финансовые интересы рекламистов и рекламодателей. Это было особенно заметно в случае обсуждения целесообразности запрета на телевидении рекламы табачных и алкогольных напитков, ограничения рекламы пива. Российская общественность положительно восприняла принятие закона. Отечественный Закон «О рекламе» получил высокую оценку Европарламента и был рекомендован в качестве образца для других европейских стран.

В целях преодоления недостатков вышеназванного закона и активизации регулирования рекламы в нашей стране 13 марта 2006 г. была принята новая редакция Федерального закона «О рекламе» (№38-Ф3). Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг. Он применяется к рекламе независимо от места ее производства, если ее распространение осуществляется на территории России. Закон не распространяется на объявления юридических и физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, на вывески и указатели не рекламного характера, информацию для потребителей, являющуюся в соответствии с законодательством обязательной, на политическую рекламу. Он призван обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы. Его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушений законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Закон трактует рекламу как «информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[145]. Объектами рекламы могут быть товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие. По закону не считается рекламой упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце товара, которое органично интегрировано в произведение науки, литературы или искусства и само по себе не является сведениями рекламного характера.

Закон определяет основных участников рекламного процесса: рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя и потребителя рекламы, предъявляет общие и специальные требования к рекламе, затрагивающие все элементы рекламного продукта. Он не вмешивается в сам процесс производства рекламы и имеет разрешительный характер, т.е. базируется на принципе: все разрешено, что не запрещено. Закон требует, чтобы реклама была легко и непосредственно распознаваема благодаря предваряющим ее сообщениям (типа пометки «на правах рекламы»). Реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, считается ненадлежащей. Ее распространение запрещено.

Среди общих требований к рекламе первостепенное значение Закон придает требованиям добросовестности и достоверности. Недобросовестной признается реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с другими, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию лица, в том числе конкурента, представляет собой рекламу товара, который запрещено рекламировать данным способом, в данное время или в данном месте, если данная реклама осуществляется под видом рекламы другого товара, рекламы его производителя или продавца. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения. В соответствии с Законом реклама также не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц, употреблять иностранные слова и выражения, которые могут привести к искажению смысла информации. Реклама также должна соответствовать этическим нормам. Законом запрещена скрытая реклама, т.е. реклама, которая с помощью специальных приемов оказывает неосознаваемое потребителями воздействие на их сознание.

Специальные требования к рекламе установлены в зависимости от способов ее распространения, особенностей рекламируемых товаров и услуг, специфики круга лиц, которым она предназначена. Эти требования касаются рекламы в радио- и телепрограммах и передачах, в периодических печатных изданиях, при кино- и видеообслуживании, распространяемой по сетям электросвязи и размещаемой на почтовых отправлениях, наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах и с их использованием, рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, алкогольной продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг и ценных бумаг, услуг по заключению договора ренты. В законе дается перечень товаров, реклама которых запрещена. Особые требования предъявляются к рекламе в связи с защитой несовершеннолетних при ее производстве, размещении и распространении.

В этой части закона можно обнаружить определенные недоработки. Известно, что в брендингс активно используется антропоморфизм (одушевление) торговых марок для установления сильной эмоциональной связи между потребителем и брендом. В целях недопущения формирования подобной связи в рекламе пива запрещено использовать образы людей и животных, в том числе выполненных с помощью мультипликации. В рекламе же алкогольной продукции и табачных изделий ограничение касается только использования образов несовершеннолетних.

Закон определяет круг прав и обязанностей рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, их ответственность за ненадлежащую рекламу и прочие нарушения[146]. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. По решению государственного органа реклама нарушителя может быть полностью или частично приостановлена.

Новая редакция закона, сохранив ранее действующие концептуальные подходы в регулировании отношений в рассматриваемой сфере, включила ряд новых положений, изменивших отдельные аспекты правового регулирования рекламы. В законе появились нормы, направленные на предупреждение завуалированной рекламы товаров, реклама которых ограничена, а также дополнительные требования к рекламе (например, введено запрещение демонстрировать процессы курения и потребления алкогольной продукции и пива). Впервые включены требования к рекламе товаров при их дистанционном способе продажи, а также к рекламе сообщений о проведении стимулирующих мероприятий, конкретизирован порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций (контроль за их незаконной установкой передан органам местного самоуправления), уточнены требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и биологически активных добавок, а также финансовых услуг. Претерпели изменения и отдельные полномочия контролирующих органов.

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе возложен на Федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. В настоящее время это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Этот орган предупреждает, выявляет и пресекает факты ненадлежащей рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выдает нарушителям предписания о прекращении нарушений, предъявляет в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения ненадлежащей рекламы и иски о публичном опровержении недостоверной рекламы. В последнем случае нарушителя могут обязать дать за свой счет контррекламу (публичное опровержение), форму и сроки размещения которой определяет суд или арбитражный суд.

В октябре 2004 г. при ФАС РФ был образован Экспертный совет по применению законодательства о рекламе[147]. В его состав вошли специалисты ФАС, представители других федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, эксперты и специалисты в отдельных областях знаний. Экспертный совет является консультативно-совещательным органом, цели которого - рассмотрение вопросов, связанных с применением законодательства о рекламе, а также выработка предложений по его совершенствованию. Основной задачей Экспертного совета является экспертиза и оценка соответствия рекламы требованиям законодательства, а также этическим нормам. Решения совета имеют рекомендательный характер.

Тенденцией последних лет в России стал рост нарушений законодательства о рекламе, связанных с рекламой финансовых услуг, который был обусловлен повышением активности в данном секторе экономики, в частности развитием потребительского кредитования и расширением предоставления страховых услуг. В последние годы немало претензий у ФАС было и к рекламе фармацевтических препаратов, услуг игорного бизнеса.

Федеральная антимонопольная служба активно ведет диалог с представителями различных бизнес-сообществ, что позволяет снять на системном уровне возможные претензии к тем или иным игрокам рынка. Стоит особо отметить практику предупреждения нарушений в области рекламы трех бизнес-сообществ: производителей табачных изделий, пива, а также банковского сектора. Диалог и взаимодействие государства и бизнеса позволяют обеспечить предсказуемость действий ФАС и создают условия, препятствующие нарушениям законодательства.

 

§3. Государственная защита прав потребителей

Производитель (продавец) и потребитель - две стороны рыночных отношений, действующие на основе принципа экономической свободы, которая предполагает право выбора и одновременно наличие связанных с ним рисков. Потребитель, приобретая товары, рискует своими деньгами, здоровьем, а иногда и жизнью. Кроме того, он рискует впустую потратить время и получить в результате испорченное настроение и потрепанные нервы. Из-за неисправного товара может пострадать и имущество потребителя. Следовательно, недобросовестными участниками рынка потребителю может быть причинен финансовый, физический и моральный ущерб.

Каждая из сторон имеет свой экономический интерес, заключающийся в максимизации получаемой выгоды. Эти интересы противоречивы. Одна из сторон может реализовать свой интерес в ущерб интересу другой. Причем злоупотребления возможны как со стороны производителя (продавца), так и со стороны потребителя.

В силу противоречивости интересов и возможности конфликтов в отношениях главных участников рынка эта сфера нуждается в регулировании. В цивилизованном мире оно осуществляется в двух основных формах - общественного и государственного. Общественное регулирование предполагает саморегулирование бизнеса на основе принятия и добровольного соблюдения компаниями кодексов поведения, а также влияния на бизнес общественных организаций и общественного мнения.

Этика современного бизнеса и философия зрелого маркетинга предполагают, что во главу угла должны быть поставлены интересы потребителей. Реализация лозунга «Клиент всегда прав!» нивелирует противоречия и способствует достижению целей обеими сторонами, поскольку предприниматель обеспечивает себе доверие и устойчивые предпочтения покупателей. Потребительская лояльность оборачивается для него увеличением прибыли. Но это в идеале.

Позиция потребителя во взаимоотношениях с производителем (продавцом) более уязвима. Налицо пример одного из изъянов рыночной экономики - информационной асимметрии. Именно потребитель чаще становится объектом недобросовестной конкуренции, обмана и злоупотреблений со стороны производителя (продавца). Он вынужден доверять качеству товаров и услуг, не имея возможности убедиться в нем до момента потребления. Вступая в сделку купли-продажи, производитель (продавец) получает реальную ценность -деньги, а покупатель - «кота в мешке». Поэтому потребитель нуждается в особой защите. На страже его интересов и прав стоят сегодня общественные организации потребителей и государство - две основные силы современного консьюмеризма[148].

История государственной защиты прав потребителей. Традиция защиты прав потребителей зародилась достаточно давно. Так, в средневековой Австрии закон предписывал производителям добавлять крахмал в маргарин, чтобы его можно было определить по вкусу и невозможно продавать под видом масла. Издавна существовала и система наказания нерадивых участников рынка. В той же Австрии продавец разбавленного или прокисшего молока в наказание должен был его выпить, а во Франции в XVI в. купившие протухшие яйца имели право и даже были обязаны закидать ими продавца. Во многих странах еще в давние времена существовала должность рыночного инспектора.

Государственное регулирование отношений в области прав потребителей находит свое воплощение в принятии соответствующего законодательства и создании государственных органов, в ведение которых входят рассматриваемые вопросы. Подобное законодательство впервые появилось в США в конце XIX в. и было связано с нарастающими монополистическими тенденциями. Антитрестовский закон Шермана (1890 г.) способствовал поддержке конкуренции, защищал рынок от монополистической практики крупного капитала. В 1906 г. в стране была учреждена Администрация по продуктам питания и лекарствам. В 1914 г. был принят Федеральный закон о торговой комиссии (Federal Trade Commission), в задачи которой вошло обеспечение конкурентного функционирования национальных рынков, преследование нечестной рыночной практики, отмена незаконных актов, способствование потребительскому образованию, проведение расследований, инициированнных письменными обращениями потребителей или компаний, запросами Конгресса. Вмешательство комиссии может привлечь также статьи в прессе, затрагивающие тему прав потребителей. Если комиссия обнаруживает нарушение законов, она может попытаться добиться от компании добровольного устранения нарушений, заключив с ней согласительный договор. Если таковой не может быть подписан, начинается формальное расследование со сбором доказательств, свидетельских показаний. Результатом может стать приказ комиссии «О запрещении продолжения противоправного действия», который нарушитель вправе оспорить в Апелляционном и даже Верховном суде. Комиссия может также потребовать возмещения нанесенного потребителям вреда. При некоторых обстоятельствах (обычно в случаях непрекращающегося нарушения, регулярного обмана потребителей) ей дано право непосредственно обращаться в суд. Комиссия также обладает правом формулировать Правила торговли, которые приобретают силу закона. Она устанавливает четкие правила для выявления фактов недостоверной рекламы. Помимо Федеральной торговой комиссии вопросами защиты прав потребителей в разных областях занимаются в США также Комиссия по безопасности потребительских товаров, Агентство по защите окружающей среды, Администрация по продуктам питания и лекарствам.

Особой датой в истории государственной и общественной защиты прав потребителей стало 15 марта 1962 г.[149] В этот день, выступая в Конгрессе с посланием, названным «Специальное сообщение по защите интересов потребителей», президент США Дж. Кеннеди впервые дал официальное определение понятия «потребитель»[150], выдвинул идею особого Билля (закона) о правах потребителей и выделил четыре таких права: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. В послании содержалось официальное признание на государственном уровне специфических интересов потребителей и правомерности учета их точки зрения при формировании социально-экономической политики правительства. С этого времени началась также государственная поддержка общественных организаций по защите прав потребителей, привлечение их к выработке решений и принятию серии законов, призванных защищать потребительские интересы. В 1962 г. по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 г. в Управление по делам потребителей. Его директор стал специальным помощником президента. В число обязанностей Управления была включена координация всех потребительских программ. В различных комитетах Конгресса США (по торговле, науке и транспорту, банкам и финансам, энергетике и др.) были созданы подкомитеты по проблемам потребителей, которые должны были проводить слушания с привлечением широкого круга причастных и заинтересованных лиц, в том числе представителей потребительских организаций общенационального и регионального уровней.

Постепенно складывалась система государственной защиты прав потребителей и в других экономически развитых странах. В европейских странах активное формирование этой системы относится к 1970-м гг. Так, в Великобритании были приняты законы о справедливой торговле (1973 г.), о потребительском кредите (1974 г.), о ценах (1974 г.), о несправедливых условиях контракта (1977 г.), о продаже товаров (1979 г.), о финансовых услугах (1986 г.). Закон о защите потребителей (1987 г.) привел британское законодательство о безопасности товаров и услуг в соответствие с требованиями ЕС, а также обеспечил юридическую защиту от поставок недоброкачественных потребительских товаров. Закон о безопасности продовольственных товаров (1990 г.) модернизировал предшествующее законодательство в этой области и предусмотрел новые меры по обеспечению безопасности продуктов и защите потребителей. В первой половине 1970-х гг. в стране было создано несколько правительственных и неправительственных органов, в компетенцию которых входит решение потребительских проблем. В 1973 г. правительство учредило Комиссию по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей (в него вошли представители потребителей, промышленников, органов власти и независимые эксперты). В 1975 г. правительство учредило Национальный потребительский совет - независимый орган, представляющий потребителей на уровне центральных и местных органов власти. В ФРГ отделы по проблемам потребителей были созданы в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения. Они должны были участвовать в разработке законов и регулирующих норм, представляющих интерес для потребителей. Во Франции наряду с Национальным комитетом потребителей, в котором поровну представлены потребительские организации и органы власти, в ряде министерств (сельского хозяйства, здравоохранения) были созданы подразделения, отвечающие за защиту прав и интересов потребителей. Потребители представлены также во многих консультативных органах.

Начиная с 1970-х гг. поэтапно складывалась и политика в области защиты прав потребителей на уровне Европейского союза (ЕС). В 1973 г. на XXV-ой сессии Консультативная (ныне Парламентская) ассамблея Евросоюза приняла «Хартию защиты потребителей», в рамках Комиссии ЕС был создан специальный орган - Консультативный комитет по защите прав потребителей. Позднее появились общие программные документы органов ЕС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС (о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах), способствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг. В первой программе ЕС по защите прав потребителей и информационной политике, принятой в 1975 г., провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов, говорилось, что потребитель - это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В программе провозглашались пять основных прав потребителей:

- на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;

- на защиту экономических интересов;

- на возмещение причиненного ущерба;

- на информацию и просвещение;

- на представительство (право быть услышанным).

Вторая программа, принятая ЕС в 1981 г., распространила политику учета прав потребителей на сферу услуг. Третья программа сообщества, одобренная в 1986 г., ознаменовала новый подход в деле защиты прав потребителей, который заключался в интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности[151].

Международное значение проблемы прав потребителей было подтверждено принятием в апреле 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей», которые предлагались в качестве основы для разработки государственной политики и законодательства в рассматриваемой области.

Современное законодательство в области защиты интересов потребителей предусматривает более широкий по сравнению с первоначальным перечень потребительских прав, соответствующий принципам ООН и перечню, признаваемому Всемирной организацией союзов потребителей. Этот перечень включает:

- право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);

- право на безопасность (быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья или жизни);

- право на информацию (на защиту от ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах; на получение данных о товаре и его изготовителе, необходимых для обоснованного выбора);

- право на выбор (возможность доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);

- право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным, отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);

- право на возмещение (на удовлетворение обоснованных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);

- право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);

- право на здоровую окружающую среду (право на физическое окружение, способное повышать качество жизни, на защиту от экологических опасностей, над которыми отдельная личность не имеет контроля)[152].

Вместе с тем государство признает и права производителей:

- право выпускать любой товар при условии, что он не входит в перечень запрещенных государством и не несет угрозу здоровью потребителя, а если несет, то предлагать его с надлежащим предостережением;

- право назначать любую цену при условии отсутствия какой-либо дискриминации по отношению к кому-либо из покупателей;

- право распространять любую информацию о товаре при условии, что эта информация не вводит покупателя в заблуждение по отношению к сущности этого товара или его использования;

- право применять любые методы стимулирования при условии, что эти методы не являются нечестными или вводящими в заблуждение.

В цивилизованных странах правительства оказывают прямую финансовую поддержку организациям потребителей. Преимущественно из средств государственного бюджета финансируются многочисленные консультационные и информационные центры. Из этого же источника поступают основные средства на специальные учебные курсы в школах, в системе образования взрослых, на подготовку работников консультационных служб.

Государственная защита прав потребителей в России имеет свою историю. В Советском Союзе существовала правовая защита интересов потребителей, однако в силу всеобщего дефицита товаров она была неактуальна. Актуализация этой проблемы началась в конце 1980-х гг. вместе с перестройкой, проведением рыночных реформ,

изменением характера экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями. Указанные процессы потребовали принятия нового законодательства в области защиты прав потребителей, которые относятся к числу прав, гарантируемых Конституцией РФ.

Закон РФ «О защите прав потребителей» (№2300-1) был принят 7 февраля 1992 г. С тех пор в данный закон было внесено немало поправок и дополнений. Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) и в перечне потребительских прав соответствует мировой практике.

Закон дает определение ряда важных понятий: потребитель, качество товара, срок службы и срок годности, гарантийный срок, моральный вред и т.д. Он предлагает конкретные механизмы реализации прав потребителей, выделяя основания потребительских претензий, круг лиц, ответственных за нарушения прав потребителей и последствия их нарушения. Особенностью отечественного закона является широкий круг ответственных за нарушение потребительских прав. К их числу отнесены изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер. Характер возмещения определяется потребителем. Расширение прав потребителей с течением времени выразилось во внесении поправок, которые отменили обязательное наличие у потребителя товарного или кассового чека как условие реализации его прав.

Закон предусматривает возможность защиты потребительских прав во внесудебном и судебном порядке. Внесудебный порядок состоит в том, что потребитель может предъявить требования непосредственно другой стороне отношений, не обращаясь с иском в суд. Этот порядок предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а ответственное лицо добровольно удовлетворить требования потребителя. Он позволяет быстро восстановить нарушенное право и избежать судебных расходов.

Отстаивая свои права, потребители помимо суда могут обращаться за помощью в государственные и муниципальные органы власти, а также в общественные организации потребителей[153].

Основной государственный орган, который занимается вопросами защиты прав потребителей в России, - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), сформированная в 2004 г. Данной службе была передана часть функций ряда министерств. Роспотребнадзор призван осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов в рассматриваемой области, давать официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, направлять предписания изготовителям и другим ответственным за соблюдение потребительских прав участникам рынка и налагать штрафы за их неисполнение, направлять материалы в суд и в государственные органы (лицензирующие органы, органы прокуратуры, МВД и др.) для принятия мер в соответствии с их компетенцией. В числе приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора в настоящее время:

- защита населения от недоброкачественной продукции;

- эффективный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции;

- усиление контроля за содержанием пищевых добавок в продукты питания;

- контроль за содержанием ГМО в продуктах питания;

- контроль за безопасностью детских игр и игрушек[154].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.