Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 19 страница




Пример успешного использования этого рычага преодоления бедности - Южная Корея, которая в 1950-е гг. сумела утроить расходы на образование. Эта мера позволила резко повысить охват населения базовым школьным образованием, что привело к повышению квалификации рабочей силы и значительному росту производительности труда. Именно этот фактор стал конкурентным преимуществом страны в период быстрой индустриализации. Сегодня все население имеет начальное школьное образование, а уровень подушевого дохода вырос с 890 до 17690 долл. США в 2006 г.[106]

О том, насколько значимой может быть эта мера для развивающихся стран, свидетельствует тот факт, что даже в конце 1990-х гг. в этих странах 43% мужского населения в сельских районах было неграмотно. На Тайване после 1968 г., когда было введено бесплатное обязательное среднее образование, выросла как занятость беднейшего населения, так и уровень получаемого ими дохода. Внимание, уделяемое государством вопросам образования в Индонезии, Южной Африке, Ботсване, Перу, Ямайке и на Филиппинах, позволит уже в ближайшем будущем приблизиться к полному охвату населения начальным образованием. При этом особое внимание уделяется образованию девочек.

Государство может также с помощью кредитной и бюджетно-налоговой политики поощрять развитие в частном секторе производств с применением трудоинтенсивных технологий для создания большего числа рабочих мест и решения проблемы безработицы в национальной экономике. Оно может и должно также координировать образовательную политику со структурой спроса на рынке труда для реализации экстерналий, генерируемых в экономике повышением общего образовательного уровня населения.

В целом стратегия развития, ориентированная на уменьшение бедности, перераспределение доходов и экономическое развитие, должна основываться на пяти элементах:

- первоначальном перераспределении производственных активов;

- крупных инвестициях в человеческий капитал;

- достижении устойчивого быстрого роста подушевого дохода;

- формировании местных институтов, позволяющих беднякам участвовать в производственной деятельности;

- обеспечении максимального использования в экономике трудоинтенсивных технологий.

В заключение можно отметить, что проанализированные возможные направления воздействия государства на первичный и личный доход населения свидетельствуют о наличии широкого поля деятельности для национального государства, если оно реализует концепцию эгалитарного развития. Последняя означает создание равных возможностей для развития различных слоев населения, что в конечном итоге идет во благо национальной экономике и ведет к ускорению экономического роста и развития. Вместе с тем сегодня огромное значение, особенно для развивающихся стран, имеет концепция скорректированного располагаемого дохода, т.е. дохода, учитывающего налоговую полигику государства и текущие социальные трансферты в натуральной форме, т.е. государственные расходы на образование, здравоохранение и т.п. С учетом этой компоненты возможности влияния государства на доходы населения повышаются еще больше, и особую роль в контексте преодоления неравенства в широком смысле начинает играть социальная политика государства и институциональные преобразования.

 

Литература

1. Бедность: пути выхода. Роль частной инициативы и частных предприятий в развивающихся странах. - Вашингтон, 2001.

2. Доклад о развитии человека за 1997 г. •- Нью Йорк, 1997.

3. Ваrro R. Inequality, growth and investment // NBER Working Paper 7038.-Cambridge, 1999.

4. Benabou R. Inequality and growth // NBER Working Paper 5658. - Cambridge, 1996.

5. Gundlach E. Human Capital and Economic Development: A Macroeconomic Assessment // INTERECONOMICS, Heidelberg, 1997. - January/February.

6. Sahlins M. The Original Affluent Society // www.eco-action.org.

7. World Development Report 1997: The State in a Changing World. -N.Y., 1997.

8. World Development Report 2000/2001. Attacking Poverty. -N.Y,2001.

9. World Development Report 2008: Agriculture for Development. - Washington, DC, 2007.


Глава 11 Антимонопольное регулирование и формирование конкурентной политики

§1. Экономические основы конкуренции

С экономической точки зрения классическая конкуренция максимизирует благосостояние всего общества: потребители выигрывают от снижения цен и расширения ассортимента в результате эффективного распределения ресурсов и оптимальной организации производства, предприниматели в условиях честной борьбы снижают издержки и внедряют новейшие достижения науки, техники и управленческих решений.

Плодотворная конкуренция на внутреннем рынке заставляет местные компании пробиваться на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста и завоевания новых рынков. Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения таких инноваций, которые повышают международную конкурентоспособность компаний, таким образом содействуя росту конкурентных преимуществ страны.

Обеспечение открытой конкуренции является ядром современных моделей государственного устройства в большинстве стран мира. Так, развитие и поддержание конкуренции рассматривалось учредителями Европейских сообществ как важнейшее условие эффективного развития национальных экономик и Европы в целом. В одной из первых статей Римского договора об образовании ЕЭС (часть I - «Принципы Римского договора», статья 3f) указывается, что деятельность Сообщества предполагает «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на общем рынке будет носить нормальный характер». Этот принцип сохранился и в после-дующих редакциях основополагающих документов ЕС[107].

Существует несколько подходов к определению конкуренции, в том числе «совершенная», «эффективная» и т.д. Согласно западной экономической доктрине[108] конкуренция считается «совершенной» при наличии следующих условий:

- функционирование на рынке большого числа продавцов и покупателей, не способных в индивидуальном порядке влиять на рыночную цену;

- отсутствие барьеров для входа и существования на рынке;

- возможность свободного доступа экономических агентов к информации о производстве и потреблении;

- однородность обращающихся на рынке товаров;

- неспособность отдельного товаропроизводителя влиять на цены вследствие того, что он может купить или продать несравнимо малое количество товара на данном рынке.

Следует обратить внимание, что модель совершенной конкуренции - яркий пример проявления закона отрицания отрицаний в экономике. Стараясь абстрагировать концепцию конкуренции до предела, очистить соперничество на рынке от любых препятствий, ученые обнаружили, что на их идеальном рынке «совершенной конкуренции» она отсутствует как таковая. А поскольку достижимость указанных условий практически невозможна, и, чтобы не ломать представление о классической модели, рядом экономистов было высказано предложение, что целью конкурентной политики должно быть достижение не «совершенной», а «эффективной» конкуренции ("workable competition"), характерными чертами которой являются множественность предприятий в отрасли, противозатратный характер их развития и др.

Многочисленные дискуссии относительно определения и сущности конкуренции в современных условиях не позволили выработать единого подхода в отношении этого понятия. Например, авторы Римского договора, говоря о задачах конкурентной политики и формирования конкурентной среды, избежали характеристики конкуренции как «совершенной» или «эффективной», оперируя термином «нормальная» конкуренция, подчеркивая такое состояние рынка, при котором компании ведут независимую борьбу за потребителя с целью получения максимально возможной прибыли.

В российской хозяйственной практике конкуренция определяется как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[109]/

По теории американского экономиста М. Портера суть конкуренции (в любой отрасли экономики, на внутренних и внешних рынках) раскрывается с помощью пяти элементов:

- угроза появления новых конкурентов;

- угроза появления товаров или услуг-заменителей;

- способность поставщика комплектующих изделий торговаться;

- способность покупателей торговаться;

- соперничество уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждого из пяти факторов меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей.

Важно понимание того факта, что конкуренция представляет собой не статичное явление и постоянно развивающийся процесс. Как признавал много десятилетий назад известный экономист Й. Шум-петер, в конкуренции нет равновесия, так как она - непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые способы маркетинга, новые производственные процессы и рыночные сегменты. Для того чтобы сохранить преимущества в конкурентной борьбе, фирма должна практиковать «созидательное разрушение», она должна своевременно разрушать свои старые преимущества путем создания новых[110].

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики очень важна и заключается в активизации развития производительных сил, НТП и повышения общественного благосостояния. Глубокий анализ конкуренции американского экономиста Ф. Хайека показывает ее системообразующую роль, независимо от степени рыночности экономики той или иной страны: «Конкуренция представляет собой процедуру открытия... присущую эволюции во всех ее формах, заставляющую человека помимо собственной воли вписываться в новые ситуации... Дело не в том, что вся эволюция держится на конкуренции; непрерывная конкуренция необходима даже для сохранения уже достигнутого»[111].

Исторически конкуренция испытывает на себе существенное влияние со стороны монополий, а взаимодействие этих сил прошло в своем развитии значительную эволюцию.

В домонополистический период экономика западных стран базировалась на рыночной конкуренции, а самому рынку была присуща «атомистическая» структура со свойственной ей конкуренцией множества товаропроизводителей. К началу XX в. «атомистическая» структура рынка сменилась этапом «жесткой монополии» с отраслевым господством ряда крупнейших компаний, которые получили возможность воздвигать барьеры для вступления на их рынок, затрудняя тем самым процессы выравнивания отраслевой нормы прибыли. Господство монополий, однако, не означало исчезновения конкуренции как таковой - просто характер конкуренции претерпел серьезные изменения. Вместо свободной конкуренции разрозненных товаропроизводителей решающее значение приобрела конкуренция между крупнейшими компаниями внутри отдельных рынков, а также между монополизированными и немонополизированными секторами экономики.

Период «жесткой монополии» просуществовал сравнительно недолго - к середине XX в. в большинстве западных стран ситуация на рынке уже характеризовалась как олигополистическая (за исключением сельского хозяйства, где до последнего времени преобладала атомистическая структура рынка). Олигополистическая рыночная структура не означала утраты крупнейшими компаниями своей мощи - они продолжали концентрировать в своих руках значительную, а иногда и преобладающую долю отраслевого производства.

Эти изменения не привели к устранению конкуренции: свободная конкуренция трансформировалась в так называемую «цивилизованную», «организованную» конкуренцию, определяющую динамичное равновесие двух начал на современном рынке - конкурентного и монопольного. Эти начала представляют еще один пример диалектической связи. В свое время В.И. Ленин, развивая представления о взаимосвязи монополии и конкуренции, отмечал, что «...свободная конкуренция есть основное свойство капитализма и товарного производства вообще; монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции, но эта последняя на наших глазах стала превращаться в монополию... монополии, вырастая из конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая при этом ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов»[112].

Однако в современных условиях, когда главные позиции на рынке принадлежат крупным компаниям, возможность саморегуляции рынка значительно ослаблена. С одной стороны, крупные компании могут вступать в сговор между собой. С другой стороны, даже при функционировании значительного числа малых и средних предприятий, самим фактом своего существования обеспечивающих конкуренцию, их экономическая самостоятельность на деле оказывается фиктивной. Все больше предприятий этого масштаба втянуты в прочные субподрядные отношения с крупными компаниями, превращаясь, по сути, в их неформальные филиалы.

Наблюдаемая в настоящее время конкуренция развивается благодаря целенаправленной государственной политике, которая чаще всего обозначается как «конкурентная», «антитрестовская» (в США) или «антимонопольная». Цель такого рода государственных действий - создание условий для эффективности экономики с помощью эффективной конкуренции - такой конкуренции, которая приводит к наивысшему уровню экономического благосостояния, которое представляет собой сумму потребительских полезностей и прибылей фирмы, причем фирма не получает сверхприбыли, а товары и услуги предоставляются по наименее возможным ценам. Такая точка зрения зафиксирована в «Руководстве по анализу конкуренции на финансовых рынках» британского Управления финансовых услуг.

Отличительной чертой экономического развития на современном этапе является возрастание роли транснациональных корпораций (обороты которых сравнимы с оборотами целых государств), обострение международной конкуренции, перенесение центра тяжести борьбы между компаниями с национального на региональный и международный уровень. Происходящая в последние десятилетия транснационализация хозяйственных связей и глобализация рынков приводит к обострению конкурентной борьбы между сверхкрупными компаниями за рынки и сферы влияния, способствует возникновению, с одной стороны, новых форм конкурентной борьбы, а с другой - новых видов монопольной практики, сдерживающих конкуренцию.

 

§2. Основные элементы антимонопольной политики и практики

На современном этапе развития экономики России защита конкуренции приобретает особую значимость, так как результатом разрушения конкурентных начал хозяйственной деятельности является замедление экономического роста, снижение эффективности экономики и, как следствие, ухудшение условий жизни граждан.

Быстро меняющиеся условия развития российской экономики, накопленный опыт антимонопольного регулирования с учетом мировой практики в этом направлении, а также грядущее вступление России во Всемирную торговую организацию на фоне усиливающихся процессов глобализации мировой экономики обусловили необходимость совершенствования национальной антимонопольной политики и практики.

Антимонопольная политика государства - это экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Проведение антимонопольной политики направлено на поддержание конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Антимонопольная политика по своей экономической природе является структурной и направлена на оптимизацию отраслевой структуры экономики. Антимонопольное регулирование по частоте воздействия на рынок предполагает эпизодическое вмешательство в деятельность отдельных рыночных субъектов, а ее цель заключается во внесении корректировок таким образом, чтобы результативность поведения экономических агентов обеспечивалась автоматически.

В большинстве экономически развитых стран антимонопольная политика преследует задачи:

- обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;

- предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных ситуаций (например, картелей);

- помощь одним группам экономических агентов за счет других (как правило, это помощь малому бизнесу).

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 100 странах мира, лежит законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, общей целью которых является содействие развитию рыночных структур в рамках национального государства или группы государств по поводу ограничения монопольной власти.

Антимонопольное законодательство именуется по-разному в разных странах. В США это антитрестовское законодательство; в Японии - антимонопольное; в большинстве стран - членов ЕС - законодательство по обеспечению борьбы с ограничительной деловой практикой, в том числе Германии, Австрии, Швейцарии - картельное законодательство; в России - антимонопольное законодательство, регулируемое соответствующей законодательной базой, основу которой составляет Федеральный закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

При всем разнообразии национальных особенностей можно выделить три «классических» блока антимонопольного регулирования, присущих большинству стран. Эти элементы определяются основными современными видами ограничительной деловой практики и представляют собой совокупность мер, направленных на:

- предупреждение и пресечение антиконкурентных (ограничительных) соглашений;

- устранение злоупотреблений доминирующим положением на рынке;

- контроль за экономической концентрацией.

Указанные элементы составляют суть антитрестовского законодательства США, конкурентной политики Европейского союза, а также стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы, России и др. Однако картина антимонопольного регулирования была бы неполной без еще двух важных составляющих:

- системы контроля за государственными органами;

- относительного нового элемента в теории и практике антимонопольной политики - адвокатировании конкуренции.

Вместе с тем каждая страна по-своему содержательно решает задачи антимонопольного регулирования, однако в любом случае незаконными считаются следующие действия фирм:

- вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции, т.е. давление на поставщиков или потребителей продукции или на другие фирмы с целью принудительного навязывания партнерам своих правил поведения;

- связанные продажи, т.е. продажа одного товара клиенту при условии, что он приобретет еще какой-либо продукт данной фирмы;

- ограничение покупки или продажи, т.е. запрет заказчикам или поставщикам покупать или продавать товар в другом месте;

- групповой бойкот, т.е. согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка;

- недобросовестная реклама и маркировка товара.

Все остальные действия фирм априори незаконными не считаются, а признаются в суде отрицательно влияющими на рыночную ситуацию. Считается, что при проведении антимонопольной политики государство исходит, прежде всего, из последствий для всего общества, учитывая при этом интересы конкретных фирм и отраслевых рынков.

Пресечение ограничительных соглашений - один из самых трудных практических аспектов действия антимонопольного законодательства. Из общего смысла российского закона о конкуренции следует, что соглашение - это достигнутая договоренность как в письменной, так и в устной форме о координации тех или иных аспектов предпринимательской деятельности, результатом которой могут явиться ограничение или устранение конкуренции и ограничение прав потребителей на каком-либо рынке. Российский закон о конкуренции делает различия между ограничительными соглашениями и согласованными действиями, что является несомненным достижением этого закона. Для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными законодатель предлагает использовать два критерия, одновременное выполнение которых является обязательным. Во-первых, таких субъектов объединяет результат действий, который соответствует интересам каждого из них и заранее им известен. Во-вторых, действия каждого предприятия вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все фирмы на конкретном рынке.

Ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия, если их последствиями могут явиться:

- установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

- раздел товарного рынка по различным принципам;

- экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами/покупателями, если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми или судебными актами;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос и др.

Основные трудности в принятии решений в рамках подобных действий осложняются рядом факторов. Во-первых, трудно ожидать от участников согласованных действий письменных соглашений, которые могут быть неоспоримыми доказательствами подобного противозаконного поведения. Во-вторых, определенным признаком сговора может быть одновременное повышение цен.

Существует, однако, важный критерий, который мог бы позволить успешно противодействовать таким противоправным действиям. Это определение того, не является ли новая повышенная цена монопольной - здесь речь идет об определении с помощью установленных методов уровня цены, диктуемой равновесием между спросом и предложением.

Вторым важным элементом антимонопольной практики является пресечение злоупотреблением доминирующим положением на рынке. В отечественном законодательстве действия группы лиц рассматриваются как действия единого хозяйствующего субъекта[113]. Доминирование на рынке предоставляет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, а также возможность устранять с этого рынка или затруднять доступ на этот рынок другим фирмам.

Признаками доминирующего положения экономического субъекта являются следующие факты.

1) Совокупная доля трех самых крупных фирм на рынке определенного товара превышает 50% или совокупная доля пяти самых крупных фирм превышает 70%. Данное положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%.

2) Фиксированная менее 50% доля на рынке определенного товара, неизменная в течение года относительно долей остальных фирм, и затрудненный доступ на соответствующий рынок.

3) Реализуемый или приобретаемый товар не имеет близких заменителей, а рыночная информация о таком товаре доступна неопределенному кругу лиц.

По закону хозяйствующий субъект может предоставлять как в антимонопольный орган, так и в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не является доминирующим. Лишены такой возможности естественные монополии[114], положение которых на рынке признано законом однозначно доминирующим.

Следует отметить, что законодательно установленное пороговое значение в 50% доли рынка в качестве признака доминирования соответствует практике большинства стран - членов ЕС. Так, например, в антимонопольном законодательстве Великобритании юрисдикционный барьер составляет 25% - и такая доля компании на рынке является основанием для проведения расследования, но не предположения ее вины. В целом размер доли, определяющий доминирование компании на рынке, варьируется по странам - членам ЕС от 30 до 60%. В экономически развитых странах под доминирующим положением на рынке понимается не только положение одного предприятия, но и ситуация, когда рынок контролируется несколькими заодно действующими предприятиями. Такого критерия придерживается Комиссия ЕС и суд первой инстанции, что применялось при решении по делу слияний компаний «Нестле» и «Перье» в 1992 г.

До последнего времени дела в отношении монополизации остаются достаточно редким явлением в практике зарубежных антимонопольных органов ввиду крайней сложности квалификации действий компаний как «злоупотребление». Однако процесс, возбужденный американскими властями в 1998 г. против компании Microsoft о монополизации рынка, был сразу назван «делом века». В предварительном порядке суд определил, что эта компания, занимающая 90-95% рынка операционных систем персональных компьютеров, использовала нечестные методы конкуренции для устранения с рынка своего основного соперника - компании Netscape.

Нечестными методами было признано бесплатное интегрирование функций веб-обозревателя (браузера) Internet Explorer в операционную систему Windows, используемую производителями персональных компьютеров. Однако до сих пор остается спорным, можно ли квалифицировать эти действия компании Microsoft как злоупотребление. Существует мнение, что эти действия являлись обоснованными с точки зрения технологического процесса и эффекта синергии, к тому же они не закрыли полностью рынок для конкурента: Netscape продолжала распространять бесплатно свою систему веб-обозревателя Navigator, которая могла быть свободно приобретена любым пользователем. В силу этого пример с Microsoft может рассматриваться и как мера пресечения здорового предпринимательства. Решение Окружного суда, вынесенное по делу Microsoft, предписывало разделить компанию на две: специализирующиеся на операционных системах и на прикладных программах, что должно привести к усилению конкуренции на рынке. Такое решение уже имело аналог в судебной практике США: в 1982 г. по решению суда телефонная компания «АТТ» была разделена на восемь региональных компаний, что обеспечило по некоторым оценкам расцвет телекоммуникационной индустрии в США и снижение цен на услуги.

Контроль за экономической концентрацией является третьим основным элементом антимонопольной деятельности государства. Значительный рост слияний, присоединений и поглощений в 1990-е гг. привел к активизации соответствующего законодательства во многих странах мира. Если в начале 1990-х гг. лишь 20 стран имели законодательную базу для контроля за экономической концентрацией, то в настоящее время около 50 стран, включая страны Южной Америки, Азии и Восточной Европы, активно применяют такое законодательство.

Антимонопольные законы запрещают, как правило, слияния, поглощения, совместные предприятия и другие формы достижения контроля, включая объединенное руководство, независимо от их горизонтального, вертикального или конгломеративного характера, когда получаемая в результате такой операции доля на рынке приводит к приобретению предприятием доминирующего положения или значительному снижению конкуренции на рынке, на котором доминирует ограниченное число предприятий.

Однако если в США контроль за концентрацией изначально являлся одним из главных направлений антитрестовского регулирования экономических процессов, то в странах ЕС система контроля за концентрацией была введена лишь в 1989 г. с последующими дополнениями в 1997 г.

Федеральный закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» выделяет пять категорий действий, осуществляемых с предварительного согласия антимонопольного органа. Также в законе расширен перечень случаев, когда требуется предварительное соглашение антимонопольного органа. Ранее необходимость такого согласия устанавливалась только для слияния и присоединения коммерческих организаций и определялась на базе балансовой стоимости активов.

В настоящее время в результате применения Закона РФ «О защите конкуренции» существенно сократилось число сделок, требующих предварительного согласования с антимонопольным органом - в соответствии с законодательством не осуществляется контроль за созданием некоммерческих организаций и в значительной части сократился контроль в области создания финансовых организаций.

В целом можно говорить о тенденции к устранению излишних административных барьеров, препятствующих хозяйственной деятельности экономических субъектов в российской экономике, что достигается за счет следующих основных мер:

- уменьшения перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа;

- увеличения числа критериев/пороговых значений, на основе которых определяется, подлежит ли сделка предварительному контролю.

Антимонопольное законодательство почти всегда предусматривает ответственность за несоблюдение установленных правил контроля экономической концентрации, чаще всего - в виде штрафов за непредоставление своевременно нотификаций (сведений) о сделках, а также за осуществление сделки до ее разрешения. В ЕС сумма такого штрафа колеблется от 1 до 5 тыс. евро в первом случае и до 10% совокупного оборота во втором случае. В Канаде непредоставление сведений (ненотификация) даже считается уголовным преступлением, за которое еще и взимается штраф в размере 50 тыс. канадских долларов.

Для некоторых правовых систем, например стран ЕС, Восточной Европы и стран СНГ, включая Россию, характерен тот факт, что предметом регулирования являются не только действия предприятий, но и действия государственных органов, ограничивающие конкуренцию.

Антимонопольной контроль в данной области осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это контроль за предоставлением государственной помощи. Во-вторых, это пресечение действий государственных органов власти, ограничивающих конкуренцию, например, посредством введения ограничений для отдельных предприятий на определенные виды деятельности.

Общая цель нормативного регулирования государственной помощи состоит в том, чтобы на допускать государственного субсидирования отдельных хозяйствующих субъектов или групп лиц, так как это приводит к нарушению условий конкуренции на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.