КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 15 страница
Проведение государственной политики в области рынка ценных бумаг предполагает следующее: - разработку и совершенствование направлений государственной политики в области рынка ценных бумаг; - разработку направлений развития рынка ценных бумаг; - согласование направлений государственной политики с заинтересованными органами власти; - подготовку направлений государственной политики для закрепления в виде нормативного акта; - обеспечение реализации государственной политики. Что касается контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, то в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» рассматривается определение порядка их деятельности. Постановлениями ФКЦБ России регламентируется осуществление различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Определение стандартов эмиссии ценных бумаг рассматривается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» в качестве одного из основных направлений деятельности ФКЦБ. В соответствии с п.1 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг дополнительно в качестве четвертой цели деятельности ФКЦБ России рассматривается обеспечение прав инвесторов, акционеров и вкладчиков[70]. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» были определены основные функции и полномочия ФКЦБ России. Иные функции и полномочия ФКЦБ могут быть определены другими федеральными законами и указами Президента РФ. Так, например, на ФКЦБ были дополнительно возложены функции по разработке и утверждению стандартов страхования и гарантий на рынке ценных бумаг, по установлению порядка и осуществлению лицензирования деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, по обеспечению раскрытия информации о деятельности, связанной с управлением имуществом ПИФов[71]. Основные функции ФКЦБ России: - координационная; - нормотворческая; - по осуществлению допуска к деятельности на рынке ценных бумаг (т.е. лицензирование профессиональной деятельности); - контрольная; - информационная. Как показывает мировой опыт, один из наиболее радикальных и эффективных путей реформирования системы государственного регулирования рынка - создание так называемого мегарегулятора финансового рынка, представляющего собой государственный орган по упорядочению различных сегментов финансового рынка. Реальные действия по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были сделаны в марте 2004 г. в рамках административной реформы, начало которой было положено Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данным документом была ликвидирована ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Кроме того, новому регулятору российского фондового рынка были переданы некоторые направления деятельности других государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда РФ - контроль за негосударственными пенсионными фондами[72]. Основными направлениями деятельности ФСФР являются: - осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг; - обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; - осуществление в рамках федерального законодательства функции контроля и надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных и паевых инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, а также в отношении товарных бирж; - обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в правительство предложений о его совершенствовании, разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов[73]. ФСФР - совершенно особая структура в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министра РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР уже сегодня практически имеет возможность выступать его мегарегулятором. В то же время ФСФР пока еще не мегарегулятор, поскольку в настоящее время вне его прямого влияния остаются страховые компании, аудиторы и банки. Однако по мере развития фондового рынка и совершенствования системы государственного регулирования оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, могут быть переданы в ведение ФСФР. Вместе с тем, выступая в некоторой степени как мегарегулятор финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу - федеральная служба, т.е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения на финансовом рынке. ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, а разработка проектов правовых актов -это еще не принятие их. Для ФСФР остается единственно возможный путь нормотворчества - это через постановления Правительства РФ. Подобное положение дел, как считают эксперты, способно привести к снижению результативности государственного регулирования финансового рынка и как следствие - к снижению степени эффективности функционирования самого рынка. Министерство финансов РФ выступает на рынке ценных бумаг в качестве эмитента, осуществляющего от имени государства выпуск государственных ценных бумаг. Министерство финансов РФ выступает также в качестве государственного органа, регулирующего рынок ценных бумаг в сфере государственных и муниципальных ценных бумаг, а также частично в сфере корпоративных ценных бумаг. Министерство финансов РФ определяет правила проведения операций на рынке ценных бумаг, правила учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, осуществляет лицензирование производства и ввоза на территорию РФ бланков ценных бумаг. Оно также осуществляет государственную регистрацию выпусков облигаций акционерных обществ, эмитируемых с целью реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом. ЦБ РФ на рынке ценных бумаг контролирует деятельность кредитных организаций, является участником рынка государственных ценных бумаг, во многом определяет кредитно-денежную и валютную политику государства. Основные направления деятельности ЦБ в отношении кредитных организаций на рынке ценных бумаг состоят в следующем. Во-первых, в регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций. ЦБ также осуществляет регистрацию правил выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций. Во-вторых, в лицензировании профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг на основании генеральной лицензии, выданной Банку России ФСФР. В-третьих, в осуществлении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего законодательства в сфере рынка ценных бумаг. В-четвертых, в применении санкций к нарушителям законодательства РФ в сфере рынка ценных бумаг. ЦБ является также активным участником на рынке государственных ценных бумаг, осуществляя следующие действия: 1) размещение государственных займов, выполняя функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения государственных ценных бумаг (при этом, вкладывая в государственные ценные бумаги собственные ресурсы, ЦБ выступает в качестве дилера); 2) формирование вторичного рынка государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, который работает по поручению правительства; 3) оказание услуг по учету, хранению и расчетам по операциям с государственными ценными бумагами, выступая в качестве депозитария, клирингового и расчетного центра; 4) ведение расчетов по выплате процентов и погашению государственных ценных бумаг; 5) использование операций с государственными ценными бумагами в качестве инструмента кредитно-денежной политики. Наряду с активным участием на рынке государственных ценных бумаг Банк России, проводя кредитно-денежную политику, определяет ставку рефинансирования, тем самым влияя на объем средств, которые могут быть использованы в качестве инвестиций. Кроме того, ЦБ России определяет валютную политику государства, в том числе курс национальной валюты по отношению к мировым валютам, стабильность которого является определяющей для развития рынка ценных бумаг. При помощи проведения определенной валютной политики ЦБ может регулировать объемы поступлений иностранных капиталов, а также контролировать экспорт и импорт капитала[74]. Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль за процессом концентрации капитала при помощи операций, проводимых на рынке ценных бумаг. Регулирование этого процесса происходит путем согласования вопросов, связанных с: - крупнейшими выпусками ценных бумаг; - приобретением крупных пакетов акций одного эмитента; - созданием холдинговых компаний и акционерных обществ при преобразовании государственных предприятий, определением пакета акций как контрольного, а также с созданием финансово-промышленных групп; - регулированием обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов. Реализация интересов государства как собственника обеспечивается Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Значительное влияние на рынке ценных бумаг оказывает поведение государства как акционера, обладающего достаточно крупным пакетом акций той или иной корпорации и имеющего возможность определять основные направления деятельности компании в соответствии с целями государственной политики. В качестве субъектов государственного регулирования на рынке ценных бумаг также выступают правоохранительные органы и суды. Следует признать, что судебная система, существующая в нашей стране, тормозит формирование полноценного фондового рынка. Проблема состоит не только в противоречивости сегодняшней законодательной базы, в отсутствии механизмов реализации правовых норм, но и в несовершенстве сложившейся судебной системы. Невозможность правового решения хозяйственных вопросов приводит к поиску других вариантов, к избирательности выносимых судебных решений. Это отрицает равенство всех сторон перед законом и не способствует формированию эффективного рынка, который предполагает равенство всех участников. Таким образом, анализ конкретной российской действительности показывает, что структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг, несмотря на ее реформирование, все же остается довольно сложной. Подчас ни эмитенту, ни инвестору не удается разобраться во всех хитросплетениях такой громоздкой системы, состоящей из многих ведомств. Не исключены споры отдельных ведомств за полномочия в сфере регулирования, так, как это было в конце 1990-х гг. Возможно, в ближайшее время идея создания классического мегарегулятора приобретет более реальные очертания и все основные функции по регулированию финансового рынка перейдут к одному государственному органу. Однако следует отметить, что единого подхода к созданию мегарегулятора в России пока нет, как нет еще и объективных условий для формирования мегарегулятора в его классическом понимании.
§6. Саморегулируемые организации на российском рынке ценных бумаг В настоящее время важная роль на рынке ценных бумаг принадлежит создаваемым по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым организациям: дилеров, брокеров, депозитариев, регистраторов - и другим специализированным институтам, функционирующим на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг - это добровольные объединения профессиональных участников, созданные для выработки общих правил поведения и защиты интересов участников фондового рынка. Институт саморегулирования давно стал одним из составляющих элементов социально-экономической системы постиндустриальных стран. Анализ зарубежной мировой практики показывает, что в Великобритании, Франции, США и ряде других стран накоплен значительный позитивный опыт работы саморегулируемых организаций. В настоящее время саморегулируемые организации действуют на международном, национальном и региональном уровнях. Они признаются государством в качестве организаций, которые берут на себя выполнение части государственных функций в области регулирования рынка ценных бумаг, а также являются основными представителями профессионального сообщества участников рынка ценных бумаг. На рынке ценных бумаг различают следующие виды саморегулируемых организаций: международные и национальные организации. Примером международной организации может служить Международная организация фондовых бирж (Federation International des Bourses de Valeurs). К национальным организациям в большинстве стран относят саморегулируемые организации, которые претендуют на представительство интересов прежде всего профессионального сообщества, работающего на финансовом рынке той или иной страны. Так, в США это, например, Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD). Национальная ассоциация инвестиционных дилеров существует в США уже более 60 лет. NASD является неприбыльной корпорацией, члены которой - компании по ценным бумагам (брокеры, дилеры), зарегистрированные Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам США в качестве профессиональных участников фондового рынка. Члены организации должны удовлетворять квалификационным требованиям, установленным NASD. К числу международных стандартов деятельности профессиональных участников и системы регулирования рынков ценных бумаг отнесен программный документ Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) «Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг» 1998 г.[75] В соответствии с принципами, которые декларируются относительно саморегулируемых организаций, IOSCO признает, что саморегулируемые организации (СРО) могут предложить участникам фондового рынка более эффективный опыт функционирования рынка и его регулирования. Они имеют возможность значительно быстрее, чем правительственные структуры, подстраиваться к изменениям рыночных условий. Изучение международного опыта регулирования финансовых рынков показывает, что сейчас контроль за внедрением стандартов регулирования переходит в сферу международного сотрудничества. Деятельность IOSCO направлена на то, чтобы повысить доверие инвесторов к финансовым рынкам, обеспечить и улучшить эффективность работы этих рынков, координировать действия регуляторов различных стран. Однако IOSCO в настоящее время, конечно, не может предложить единую модель регулирования финансового рынка, так как не считает, что все страны готовы и должны использовать, например, британскую модель с единым регулятором или модель с двумя регуляторами, как в Австралии. В настоящее время необходимо использовать различные формы деятельности саморегулируемых организаций, приемлемые для каждой конкретной страны с учетом ее специфики. Анализ российской практики показывает, что в России понятие саморегулируемых организаций (СРО) было включено в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», принятый в апреле 1996 г. По существу СРО представляют собой одну из форм совместной деятельности профессиональных участников фондового рынка по его организации в интересах всего профессионального сообщества. В России регулирование деятельности саморегулируемых организаций осуществляется на основе Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в котором отмечается, что наряду с методами непосредственно государственного регулирования предполагается также использование метода саморегулирования. Согласно этому закону саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов[76]. С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Согласно данному закону саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, создаваемая в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. По российскому законодательству саморегулируемыс организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов и профессиональных общественных организаций. Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике и заключаются: - в саморегулировании деятельности участников на рынке ценных бумаг; - в разработке и установлении правил и стандартов профессиональной деятельности; - в контроле за деятельностью своих членов на предмет соблюдения правил и стандартов; - в привлечении к ответственности своих членов за нарушение требований,правил и стандартов; - в защите профессиональных интересов своих членов в отношениях с органами государственной власти и потребителями, а также в защите интересов клиентов профессиональных участников; - в анализе информации о деятельности своих членов; - в поддержании высоких профессиональных стандартов и организации профессионального обучения; - в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг; - в проведении совместных научных разработок; - в обеспечении профессиональной общественной экспертизы законопроектов и проектов нормативных актов Правительства РФ и иных государственных органов. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» саморегулируемые организации вправе: - получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; - разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами; - осуществлять контроль за соблюдением своими членами принятых правил,стандартов и операций; - разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг учебные программы и планы и выполнять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; - выдавать квалификационные аттестаты[77]. Для учреждения СРО необходимо иметь не менее 10 профессиональных участников, статус саморегулируемой организации присваивается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг - ФСФР. Саморегулируемая организация должна разработать совокупность следующих правил и нормативных положений: - правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности; - правила, ограничивающие манипулирование ценами; - требования к профессиональной квалификации персонала; - правила вступления и выхода из организации; - порядок получения доходов и осуществления расходов в организации; - порядок ведения и виды документации; - порядок защиты прав клиентов; - порядок проведения контроля; - требования к минимальной величине собственных средств; - обязательства ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц; - соблюдение порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации[78]. Кроме того, саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо требований, названных выше, установить и соблюдать следующие правила: - заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами; - проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных операций); - оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами; - разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные; - процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объемах сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации; - оказания услуг лицам, не являющимся членами организации[79]. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» «саморегулируемая организация обязана представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организации, с обоснованием причин и целей таких изменений». В 1996 г. согласно Указу Президента были утверждены положения «Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» и «Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ». Эти положения устанавливали обязательное членство профессиональных участников в саморегулируемых организациях. С середины 1998 г. членство в саморегулируемой организации стало обязательным условием получения лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Однако с 2000 г. членство профессиональных участников рынка ценных бумаг в саморегулируемых организациях является добровольным. При этом в качестве приоритетов регулирования были избраны чрезмерная регламентация органами государственного регулирования профессиональной деятельности, увеличение объемов отчетности и рост других формальных требований к эмитентам и участникам рынка ценных бумаг. Первые саморегулируемые организации участников фондового рынка были созданы в России в 1994 г., еще до принятия Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Так, в конце 1994 г. в России была создана Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР) как объединение брокеров и дилеров, состоящее из 15 компаний, и Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев. Фактически ПАУФОР с конца 1995 г. стала выступать как Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). В настоящее время на финансовом рынке России действуют пять саморегулируемых организаций, фактически признанных ФСФР России. Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) была учреждена в 1994 г. С 1997 г. она является саморегулируемой организацией регистраторов и депозитариев, а с 2000 г. - также и клиринговых организаций и специализированных депозитариев. Ее цель - содействие развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг в сфере регистрационных и депозитарных услуг. Она разрабатывает правила и стандарты ведения регистрационной и депозитарной деятельности, участвует в работе по выдаче квалификационных аттестатов. Одним из основных преимуществ ПАРТАД как саморегулируемой организации является принцип осуществления нормотворческой деятельности Ассоциации через специальные рабочие органы - комитеты. Это позволяет вовлекать всех членов Ассоциации в процесс нормотворчества и обмена интеллектуальными продуктами профессиональной деятельности. Следует отметить, что ПАРТАД принимает активное и непосредственное участие в подготовке различных предложений по внесению изменений в федеральные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Так, в 2006-2007 гг. в регулирующие органы был направлен целый ряд поправок к Федеральному закону «Об инвестиционных фондах», которые содержали предложения по уточнению деятельности специализированных депозитариев, а также предложения, уточняющие и расширяющие функции саморегулируемых организаций на рынке коллективных инвестиций. Важным направлением деятельности ПАРТАД в области раскрытия информации является составление на основе полученной информации рейтингов и ренкингов специализированных депозитариев. Эта информация позволяет негосударственным пенсионным фондам, акционерным и паевым инвестиционным фондам и управляющим компаниям принимать более обоснованное решение при выборе специализированного депозитария для осуществления контроля за размещением активов. Одним из определяющих направлений деятельности саморегулируемых организаций является участие в совершенствовании нормативно-правовой базы, в том числе и в сфере регулирования рынка коллективных инвестиций. Рабочим органом ПАРТАД, координирующим и направляющим деятельность Ассоциации па рынке коллективных инвестиций, является Комитет по контролю за коллективными инвестициями. В настоящее время Комитет является общественным органом и объединяет в своих рядах представителей 14 крупнейших специализированных депозитариев и трех регистраторов, которые осуществляют ведение реестра владельцев паев паевых инвестиционных фондов. Одним из результатов деятельности Комитета явилась разработка стандартов деятельности специализированных депозитариев и ведения реестра владельцев паев паевых инвестиционных фондов. Сегодня интересы специализированных депозитариев и регистраторов - членов ПАРТАД представлены во многих рабочих органах действующих на рынке коллективных инвестиций. Так, представители Комитета и правления ПАРТАД входят в состав Экспертного совета по коллективным инвестициям при ФСФР России, представитель ПАРТАД является членом Совета по военной ипотеке при Министерстве обороны РФ. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), как уже отмечалось, была создана в 1995 г. В настоящее время НАУФОР является СРО брокеров, дилеров, доверительных управляющих, а также депозитариев. Национальная фондовая ассоциация (НФА) была образована в 1996 г. НФА с 2000 г. является саморегулируемой организацией кредитных организаций, осуществляющих брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами. Национальная лига управляющих (НЛУ) образована в 2001 г. Она осуществляет саморегулирование профессиональных участников фондового рынка, которые занимаются деятельностью по управлению ценными бумагами, а также акционерными и паевыми инвестиционными фондами. Национальная лига управляющих объединяет на добровольной основе компании, управляющие активами акционерных и паевых инвестиционных фондов, пенсионными резервами, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. В соответствии с законодательством РФ основными направлениями деятельности НЛУ являются: - совершенствование законодательства и системы регулирования деятельности инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, компаний, осуществляющих управление ценными бумагами, активами негосударственных пенсионных фондов, а также страховых компаний; - разработка и совершенствование правил и стандартов деятельности по управлению ценными бумагами, активами акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний; - контроль за соблюдением членами Лиги правил и стандартов деятельности по управлению активами; - контроль за исполнением членами Лиги законодательства РФ о защите прав и законных интересов клиентов - членов Лиги; - разработка учебных программ и планов в соответствии с квалификационными требованиями, установленными федеральными органами власти; - подготовка должностных лиц и персонала управляющих компаний[80]. В состав участников вышеназванных организаций, кроме профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут еще входить коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения. На финансовом рынке также функционирует Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), которая была образована в 2000 г. С 2004 г. НАПФ является саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов. Все названные организации являются саморегулируемыми организациями в юридическом смысле, поскольку все они имеют соответствующие лицензии от федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, т.е. от бывшей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Однако на рынке ценных бумаг имеются и другие добровольные объединения профессиональных участников, которые также выполняют регулятивные функции на финансовом рынке, но не имеют юридического статуса СРО. К такого рода организациям можно отнести, например, Ассоциацию участников вексельного рынка (АУВЕР), а также некоммерческое партнерство «Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций» (ОПИАК) и др. Саморегулирование направлено на достижение высоколиквидного рынка ценных бумаг и предполагает установление квалификационных стандартов и этических норм для его участников, их ответственности перед клиентами, а также контроль за соблюдением норм и правил поведения на фондовом рынке, выработку предложений по развитию рынка ценных бумаг.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |