Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 16 страница




Опыт развитых экономик со сформировавшимся фондовым рынком говорит о необходимости использования метода саморегулирования. Дело в том, что сами участники рынка лучше представляют себе реальные проблемы, с которыми им приходится постоянно сталкиваться. Они не менее, а может, даже более других регулирующих органов заинтересованы в существовании на рынке определенных правил поведения, соблюдаемых всем профессиональным сообществом. Кроме того, принадлежность того или иного профессионального участника к саморегулирусмой организации может быть своеобразной визитной карточкой, подчеркивающей возможности участника. Наконец, от саморегулируемых организаций, объединяющих многих участников рынка, к государственным регулирующим органам могут поступать сигналы о необходимости совершенствования законодательства, улучшения системы мониторинга, выработки стандартов поведения участников рынка, а именно эмитентов, инвесторов и др. участников. Главное, чтобы при этом осуществлялась единая государственная политика в отношении саморегулируемых организаций.

В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства, как показывает конкретная практика, по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, со снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности. Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование.

Таким образом, механизм саморегулирования и механизм государственного регулирования должны работать во взаимодействии.

При этом саморегулирование не подменяет собой государственное регулирование, оно является его дополнением. Саморегулирование открывает возможности для достижения соответствия между потребностями участников рынка ценных бумаг и регулирующей деятельностью государственных органов управления. Для полноценного функционирования фондового рынка необходима эффективная система координации государственного регулирования и саморегулирования.


Глава 10

Социальная политика государства

Под социальной политикой понимается система мер, обеспечивающая сохранение или изменение социального положения и уровня благосостояния населения в целом, классов, социальных групп и слоев общества. Независимо от того, в каких исторических условиях осуществляется социальная политика, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных проблем, на решение которых она направлена. Данные проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, условий жизни различных социальных групп. В соответствии с этим определяются основные функции социальной политики:

- обеспечение социальной устойчивости общества и его социальной безопасности;

- обеспечение политической устойчивости власти;

- обеспечение справедливого, по мнению большинства населения, распределения ресурсов в обществе;

- обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищенности членов общества.

На реализацию социальной политики влияют традиции того или иного общества, экономическая конъюнктура, расстановка политических сил, однако основным субъектом социальной политики является государство. Это связано с тем, что многообразные и противоречивые факторы функционирования рыночного механизма порождают многие социальные проблемы, для решения которых необходим корректирующий регулятор.

Возникновение социальной политики государства связано с тем, что становлению капиталистических отношений и укреплению рыночных основ хозяйствования сопутствовало массовое обнищание населения и нарастание социального протеста. В этих условиях только карательные меры не могли урегулировать ситуацию. Для снижения напряженности в обществе стали разрабатываться меры, направленные на поддержание социальной безопасности путем достижения компромисса интересов работодателей и работников на долгосрочной и законодательной основе.

В середине XIX в. в Германии появилось понятие «социальное государство». Были разработаны основные положения, определяющие роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, в заботе о нетрудоспособных, в прогрессивном развитии общества. В соответствии с этим государство начало принимать меры по улучшению положения трудящихся, стала развиваться система социального страхования работников, которая обеспечивала им материальную поддержку в случае утраты трудоспособности или потери работы, делало доступным медицинское обслуживание. Опыт Германии нашел широкое распространение в странах Западной Европы и США. При этом социальная политика постоянно совершенствовалась и модернизировалась, включая новые направления, в соответствии с требованиями текущего времени и ориентацией на перспективу.

Качественно новым этапом в развитии социальной политики государства было возведение ее положений в конституционные нормы ряда европейских стран. В 1949 г. Конституция ФРГ провозгласила Германию демократическим и социальным федеральным государством; в 1958 г. Конституция Франции определила, что Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой; в 1978 г., в соответствии с Конституцией Испания была объявлена «правовым, демократическим, социальным государством».

Значительное влияние на социальную политику государства оказали международные документы о социальном развитии и правах человека, такие как:

- Всеобщая декларация прав человека (Организация Объединенных Наций (ООН), 1948 г.);

- документы, составляющие Международный билль о правах человека;

- Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995 г.);

- документы Совета Европы, в том числе Европейская социальная хартия;

- документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Россия в соответствии со ст. 7 Конституции 1993 г. провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная политика государства представляет собой действия государства в социальной сфере, направленные на определенные цели, соответствующие конкретным историческим обстоятельствам, обеспеченные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты. Среди них: рост благосостояния народа, формирование среднего класса, социальная поддержка лиц со сниженной трудовой активностью, наращивание совокупного спроса, социально приемлемое распределение доходов, развитие отраслей социальной сферы.

Рассмотрим основные направления социальной политики государства, которые способствуют достижению социальной справедливости и повышению уровня благосостояния членов общества.

 

§1. Сглаживание дифференциации доходов и борьба с бедностью

Любой экономической системе, в том числе и рыночной, присуще неравенство в распределении доходов и имущества. По мере развития общества задача преодоления дифференциации различных групп населения по уровню доходов и имущества становится все более актуальной для государства.

Государственная политика в области снижения дифференциации доходов населения и борьбы с бедностью начала проводиться в развитых странах в конце XIX - начале XX в. В этот период в Германии, Великобритании, США были приняты законы в области социального страхования по болезни, по безработице, по старости. Однако более широко социальная политика государства стала разворачиваться с конца 1940-х - начала 1950-х гг., когда официальной доктриной правительств многих стран становится концепция «государственного благосостояния».

Согласно этой концепции наряду с программами социального страхования, охватывающими все слои населения, принимается система мер по поддержке доходов малообеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособия по безработице; дополнительные программы государственной помощи неполным семьям с детьми, инвалидам и т.п. Они предусматривают, помимо денежных выплат, продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца. Она была предложена американским экономистом М.О. Лоренцом в 1905 г. При построении данной кривой по оси абсцисс откладывается доля семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доля доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода) (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Кривая Лоренца

 

Если мы разделим все население страны на 5 частей (квинтилей), т.е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, и предположим, что 20%, 40%, 60% семей получают соответственно 20%, 40%, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут располагаться на биссектрисе, которая называется линией абсолютного равенства. В данном случае речь идет о теоретической возможности равного распределения доходов, когда любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Кривая Лоренца показывает, как фактически распределены доходы (сплошная линия). Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами - 15% и т.д. Область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца показывает степень неравенства доходов: чем она больше отклоняется от биссектрисы, тем больше неравенство в распределении доходов. Также па рис. 3 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (0BA). Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов до вычета налогов и получения различных социальных выплат. Но после уплаты налогов и получения выплат мы можем построить новую кривую Лоренца -кривую для располагаемого дохода (на рис. 3 она обозначена пунктиром). Она менее вогнутая, поскольку произошло перераспределение доходов и уменьшилось первоначальное неравенство в их уровне. Таким образом, чем активнее социальная политика государства по сглаживанию дифференциации доходов, тем менее вогнута кривая Лоренца. Отличие кривых Лоренца для личных и располагаемых доходов обусловливается конкретными социальными программами и системами налогообложения, применяемыми в разных странах. Например, в США сглаживание дифференциации в распределении располагаемых доходов достигается не столько налоговой системой, сколько различными выплатами, которые доходят до 75% дохода малообеспеченных слоев населения. В то же время значительная роль налоговой политике отводится в Скандинавских странах.

Также распределение совокупного дохода между группами населения характеризуется индексом концентрации доходов населения (коэффициентом Джини). Он тесно связан с кривой Лоренца и рассчитывается как отношение площади фигуры, находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади треугольника, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства. Этот показатель изменяется в пределах от 0 до 1 и приближается к единице в том случае, когда очень высока степень поляризации общества, а в случае выравнивания доходов он стремится к нулю.

В развитых странах коэффициент Джини находится в диапазоне 0,25-0,35. В странах, относящихся к социально-ориентированным (скандинавские страны, Австрия), коэффициент Джини существенно ниже, чем в странах Латинской Америки, а также во многих посткоммунистических странах, где величина этого показателя превышает 0,45. Примечательна динамика этого показателя для России. Если в дореформенный период для СССР в 1991 г. он составлял 0,260, то в 1993 г. - уже 0,496. За последние годы удалось несколько снизить экономическое неравенство, и в 2007 г. коэффициент Джини для России составил 0,422 с максимальным значением в Москве 0,556 и минимальным в республике Алтай - 0,310. Следует отметить, что официальная статистика не учитывает теневые доходы, что позволяет предполагать, что в России коэффициент Джини является большим, чем представленные данные.

Довольно распространенным показателем дифференциации доходов является децильный коэффициент, который выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан. И здесь важную роль в выравнивании доходов населения играет социальная политика государства. Так, например, в Швеции до вычета налогов и выплаты трансфертных платежей соотношение доходов между самыми богатыми и самыми малообеспеченными слоями населения составляет 1:100, однако соотношение располагаемых доходов составляет 1:4. Для России этот разрыв очень высок даже при учете социальной политики - 1:16, хотя по различным регионам этот показатель достигает еще больших значений.

В целях сглаживания сильной дифференциации доходов государство проводит политику перераспределения доходов через государственный бюджет путем, как правило, прогрессивного налогообложения различных доходных групп, а также социальных выплат. При этом часть национального дохода переходит от высокодоходных слоев населения к малообеспеченным гражданам. В настоящее время практически во всех развитых странах мира создана система социальной поддержки низко доходных слоев населения.

Важным элементом этой системы являются социальные трансферты, под которыми понимаются меры по оказанию безвозмездной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Социальные трансферты обеспечиваются изъятием в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и осуществляются в виде пособий беднейшим слоям и нетрудоспособным членам общества, а также безработным.

При выявлении части населения, которая имеет право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие порог бедности. Представители экономической науки, статистические службы правительства, профсоюзы занимаются определением уровня бедности. От этого зависят масштабы и направления перераспределения доходов, разработка налоговых систем, пенсионное обеспечение и др. Однако бедность - это понятие относительное. Для разных семей, живущих в различных социально-экономических условиях и в разных странах, представления о бедности значительно различаются. П. Самуэльсон и В. Нордхаус считают бедностью такой уровень дохода, который достаточен для того, чтобы поддерживать прожиточный минимум. К бедным обычно относят те семьи, которые тратят более 1/3 дохода на продукты питания. Увеличив эту величину в три раза, можно получить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного минимума. Таким образом, показателем бедности является прожиточный минимум, представляющий собой социальный минимум средств, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Подчеркнем, что прожиточный минимум - это не физиологический минимум, который можно определить как уровень дохода, необходимого для физического выживания. Он включает затраты на продовольственные и непродовольственные товары и услуги, такие как одежда, белье, обувь, лекарства, посуда, культтовары, а также оплата услуг ЖКХ, транспорта, связи и уплата налогов и сборов.

В России величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется ежеквартально и устанавливается Правительством РФ. Так, величина прожиточного минимума во втором квартале 2010 г. в целом по России в расчете на душу населения составила 5625 руб. В стоимость потребительской корзины, составляющей 5246 руб., входят: продукты питания - 2162 руб., непродовольственные товары - 881 руб., услуги - 2203 руб.; на обязательные платежи и сборы отводится 379 руб. Прожиточный минимум дифференцирован по разным группам населения: трудоспособное население - 6070 руб., пенсионеры - 4475 руб., дети - 5423 руб. Существуют различия в величине прожиточного минимума по регионам страны - от 3735 руб. на Юге до 10879 руб. на Севере и Дальнем Востоке[81]. К сожалению, значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Так, в 2010 г. столь низкий уровень доходов имели 18,5 млн чел., что составляло 13,6% населения. Основным источником доходов этой социальной группы является заработная плата, а также социальные трансферты (до 50% совокупного дохода).

В зависимости от соотношения доходов и минимальных социальных стандартов, принятых в стране, низко доходные группы населения имеют право на получение социальной помощи на основе адресного, избирательного подхода. Для получения помощи необходимо представить документы об уровне дохода, размерах личного имущества, семейном положении, состоянии здоровья и т.д. Социальная помощь оказывается в различных видах - денежные пособия, льготы при оплате услуг, бесплатные лекарства, талоны на продовольствие и др.

Однако в последние годы данная политика столкнулась с растущей социальной нагрузкой на государственный бюджет, что привело к росту его дефицита. Кроме того, возникла проблема стимулов поиска работы гражданами, получающими помощь государства. Довольно развитая система социальной помощи в странах с развитой рыночной экономикой обеспечивала такой уровень жизни малоимущим гражданам, который сопоставим с уровнем жизни, обеспечиваемым заработками. Для решения этой проблемы ряд экономистов предложили ввести систему негативного (отрицательного) подоходного налога (НПН), целью которого было заменить многочисленные денежные и натуральные выплаты единой системой денежной поддержки бедных семей.

Суть НПН состоит в том, чтобы гарантированный минимум платить тем гражданам, которые совсем не имеют дохода. Если же человек находит работу и начинает получать какой-то доход, то НПН будет сокращать выплаты с определенным коэффициентом. Например, коэффициент равен 50%. В этом случае полученный заработок сокращается на 50%, и полученная величина вычитается из гарантированного дохода. Пусть гарантированные выплаты составляют 8000 долл., а заработок составил 4000 долл. США. В этом случае мы определяем величину вычета как 50% от заработанных средств (4000 х 0,5 = 2000 долл. США), и эти 2000 долл. США вычитаем из гарантированного минимума. В результате общий полученный доход составит 4000 + (8000 - 2000) = 10000 долл. США. С ростом заработка негативный подоходный налог уменьшает сумму выплат, сводя ее постепенно к нулю. При дальнейшем росте заработков выплачивается обычный подоходный налог. Основная задача заключается в том, чтобы правильно определить коэффициент снижения пособия, не подрывая стимулов к труду.

Развитие программ социальной помощи обусловливает возникновение дилеммы эффективности и справедливости, т.е. не может ли стремление к большему равенству, обеспечиваемому ростом налогов и их перераспределением, обернуться для общества потерями в экономической эффективности.

Во-первых, члены общества, получающие большие доходы, теряют заинтересованность в активной деятельности, поскольку значительную их часть они вынуждены отдавать в виде налогов. В то же время снижаются стимулы к труду и у тех, кто получает пособие, если можно прожить, не работая. Так, в развитых странах существование на пособия становится образом жизни для определенной части семей и передается из поколения в поколение.

Во-вторых, существуют потери непосредственно в ходе процесса перераспределения доходов. А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи, поскольку значительная часть средств идет на содержание высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По его подсчетам, из 350 долл. США, полученных от состоятельных граждан в виде налогов, 250 долл. США теряются в процессе передачи бедным. Даже если эта цифра несколько завышена, как полагают некоторые исследователи, все равно плата за равенство весьма высока.

В-третьих, замечено, что в результате принимаемых мер по борьбе с бедностью количество людей, относимых к этой категории, может возрастать. Это касается в первую очередь тех людей, доходы которых незначительно превышают порог бедности. Для них может оказаться более выгодным не работать, а получать пособие. Негативными могут стать и последствия программы помощи неполным семьям с детьми, когда получение пособия может быть обеспечено разводом.

Тем не менее общество готово платить некоторым снижением эффективности за более равномерное распределение доходов, так как решение проблемы борьбы с бедностью в стране обеспечивает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и преступности, а также стимулирует повышение совокупного спроса в экономике.

 

§2. Политика государства в трудовой сфере

Важнейшее значение имеет политика государства в трудовой сфере. Основными направлениями этой политики являются:

- регулирование рынка труда;

- установление минимального размера оплаты труда;

- введение верхнего предела увеличения номинальной заработной платы;

- индексация заработной платы и др. доходов населения;

- участие в социальном партнерстве.

Неотъемлемой составляющей социальной политики государства является регулирование рынка труда, который выполняет две основные социально-экономические функции:

- распределение трудовых ресурсов по различным видам занятости (по профессиям, предприятиям, отраслям, территориям);

- распределение доходов как стимулов к труду.

Реализация этих функций рынка зруда содействует росту производительности и эффективности труда, раскрытию потенциала трудовых ресурсов, увеличению доходов членов общества, обеспечению равных возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке, поддержке временно незанятого населения.

Различают пассивную и активную политику на рынке труда.

Пассивная политика предполагает следующие меры: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

Наиболее распространенной формой является страхование от безработицы, которое решает проблемы стабилизации потребления, обеспечивая жизненными средствами безработного и его семью и давая ему возможность поиска новой работы. Размер пособия по безработице значительно различается по странам. С января 2009 г. пособие по безработице в России установлено в следующих размерах: минимальный - 850 руб. в месяц, максимальный - 4900 руб. в месяц, а в среднем размер пособия по безработице составляет около 1500 руб. в месяц. Пособие по безработице в США в среднем составляет 520 долл. США в месяц, в Испании - 1250 долл. США, в Канаде - 1350 долл. США, в Японии - 1530 долл. США, в Польше -170 долл. США и в Китае - 29 долл. США.

Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности человека при поиске рабочего места на основе обучения, переподготовки, содействия самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности. Это комплекс мер, нацеленных на содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду и включающих:

- помощь при трудоустройстве;

- содействие в профессиональной подготовке;

- развитие самостоятельной занятости;

- профессиональное консультирование и др.

Важнейшим институтом, реализующим активную политику занятости на рынке труда, является государственная служба занятости. Главная задача службы занятости состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда на основе распространения информации о вакансиях, что сокращает время поиска рабочих мест безработными и работников предпринимателями в соответствии с их запросами по квалификации, условиям труда и его оплаты.

Кроме того, служба занятости выполняет целый ряд функций:

- профессиональная подготовка, переподготовка и обучение новым специальностям;

- квотирование рабочих мест для групп безработных, нуждающихся в социальной защите: инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и др.;

- территориальное перераспределение рабочей силы;

- содействие занятости многодетным и одиноким родителям, беженцам и др.;

- содействие предпринимательству и самостоятельной занятости безработных;

- организация общественных работ;

- поддержание доходов безработных граждан и членов их семей;

- осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений;

- обеспечение доступности статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, о возможностях трудоустройства.

Эффективными и популярными направлениями работы службы занятости в России явились организация ярмарок вакансий, специальных молодежных и женских бирж труда, ряда других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие места.

Профессиональная подготовка, переподготовка и обучение новым специальностям занимают особое место в активной государственной политике на рынке труда. Развитие производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и связанная с этим структурная перестройка экономики требуют все новых вложений в человеческий капитал - освоение новых профессий, знаний, навыков. В связи с этим в большинстве стран ведется разработка различных программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. Эти программы направлены на тех, чья прежняя профессия не соответствует структурным преобразованиям в экономике, а также на молодежь, женщин и инвалидов.

Разработка и осуществление программ подготовки и переподготовки кадров ведется при участии государства, предпринимателей и профсоюзов. Государственная служба занятости организует специальные центры и учебные курсы, обеспечивает обучающихся стипендиями.

Важным направлением работы службы занятости является содействие самостоятельной занятости населения, обучение основам предпринимательства и создание малого бизнеса. Оно включает оценку бизнес-планов, предоставление консультационных услуг, льготных кредитов, помощь в обеспечении производственными помещениями, сырьем, в налаживании связей с поставщиками и сбыте готовой продукции.

Также служба занятости организует временную занятость безработных и общественные работы, которые позволяют снизить негативные экономические и психологические последствия безработицы. Эти программы впервые возникли в США в период Великой депрессии. Они предоставляют безработным возможность занятости без специальной профессиональной подготовки и ориентированы на строительство и ремонт дорог, мостов, лесопосадки, уборку территорий, а также уход за престарелыми, инвалидами и другие виды подобной деятельности.

Государство регулирует первичное распределение денежных доходов от трудовой деятельности членов общества. Оно обеспечивает определенные гарантии в оплате труда, с одной стороны, устанавливая минимальный размер оплаты труда, с другой - вводя некоторые ограничения на ее рост. Это обусловлено тем, что заработная плата является основным источником доходов для большинства населения, влияет на издержки производства и служит важным компонентом совокупного спроса.

Минимальная заработная плата определяет затраты на воспроизводство неквалифицированной рабочей силы, выполняющей простые работы в нормальных организационно-технических и природных условиях. Критериями установления размеров минимальной заработной платы в соответствии с Конвенцией Международной организации труда №131 от 1970 г. «О минимальной заработной плате» являются:

- потребности работника и его семьи с учетом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат, доходов других социальных групп;

- факторы экономического характера (объем и темпы роста национального дохода, уровень занятости и др.).

Для некоторых категорий трудящихся допускается оплата труда ниже минимальных ставок, например для молодежи или инвалидов.

Практика установления минимальной заработной платы разнообразна. В России, США, Бельгии, Франции, Нидерландах она устанавливается на национальном уровне. В Великобритании, Германии, Италии, Дании минимальный уровень оплаты труда устанавливается коллективными договорами между предпринимателями и профсоюзами на уровне отраслей, которые пересматриваются каждые один-два года.

В России минимальный уровень оплаты труда с 2009 г. установлен в размере 4330 рублей в месяц, что в процентном отношении к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 78,8%. Это значительно ниже, чем в развитых странах, например, в США до кризиса минимальная ставка заработной платы была 7,24 долл. в час.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.