Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 14 страница




Российский рынок ценных бумаг в этот период также способствовал в основном только покрытию бюджетного дефицита и перераспределению собственности в процессе приватизации, а не финансированию реального сектора. Только после краха системы государственного заимствования, отвлекающего финансовые ресурсы из реального сектора экономики, в августе 1998 г. российский фондовый рынок начинает выполнять свою основную макроэкономическую функцию - финансирование инвестиционного процесса. Так, начиная с 1999 г. впервые на российском фондовом рынке стали размещать свои облигации крупнейшие российские эмитенты.

 

§2. Понятие, виды и цели регулирования

Одним из условий эффективного функционирования фондового рынка является хорошо налаженная система его регулирования, которая охватывает всех участников фондового рынка и обеспечивает осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами.

Регулирование рынка ценных бумаг - это процесс воздействия на деятельность всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников фондового рынка, и контроль всех видов сделок между ними со стороны уполномоченных на это организаций. Данный процесс охватывает все виды операций на фондовом рынке: инвестиционные, эмиссионные, посреднические, залоговые, трастовые, спекулятивные и др.

Различают внутреннее и внешнее регулирование рынка ценных бумаг. Под внутренним понимают подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам, таким, как устав организации, внутренние правила и другие нормативные документы, которые определяют правила деятельности данной организации и ее сотрудников.

Что касается внешнего регулирования, то оно представляет собой подчиненность данной организации нормативным актам государства, различных организаций, имеющих на это право, международным нормам и соглашениям. В настоящее время, как правило, выделяют три его уровня:

- со стороны государства;

- со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, т.е. саморегулирование рынка;

- со стороны общества, с использованием механизма общественного мнения.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

В базовом документе Международной организации комиссии по ценным бумагам «Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг» отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту. В нем определены три цели регулирования в этой области: а) защита инвесторов (против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических и инсайдерских практик); б) справедливость, эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик); в) сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг).

В экономической литературе рассматриваются следующие цели регулирования рынка ценных бумаг:

- защита общественных интересов, т.е. воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей;

- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех его участников;

- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

- обеспечение соблюдения участниками рынка ценных бумаг законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на финансовые инструменты на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности[64];

- обеспечение экономической и финансовой безопасности национальной экономики.

Таким образом, цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости и эффективности. Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг в каждый данный момент определяются текущей социально-экономической и бюджетной политикой, темпами экономического роста и рядом других факторов.

Чтобы реализовать указанные цели, необходимо создание стройной системы регулирования фондового рынка, которая, как правило, включает в себя следующие основные элементы:

- создание нормативно-правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов;

- отбор профессиональных участников рынка посредством аттестации специалистов фондового рынка и лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка;

- контроль за соблюдением всеми участниками рынка ценных бумаг норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами государственной власти и саморегулируемых организаций;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на фондовом рынке[65].

 

§3. Формирование системы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг как система формируется лишь в середине XX в., однако прецеденты регулирования в этой сфере отмечались еще в феодальной Англии.

Первые меры в области регулирования рынка ценных бумаг, принятые английской короной, практически носили цеховой характер и вводили некоторые ограничения на профессиональную деятельность участников фондового рынка. Так, статут XIV в. требовал, чтобы брокеры получали от властей соответствующее разрешение на право заниматься брокерской деятельностью и не вводили в заблуждение клиентов.

Несколько столетий спустя тяжелые финансовые потери, вызванные недобросовестной посреднической деятельностью на рынке ценных бумаг, явились причиной принятия в 1697 г. парламентом Великобритании «Акта», ограничивающего число и недобросовестную деятельность брокеров и других участников фондового рынка. Согласно этому документу брокеры должны были давать клятву проводить лишь честные операции. Количество брокеров в Англии не должно было превышать 100, их комиссионные могли составлять не более 10% от стоимости сделки, и каждый из брокеров должен был иметь при себе соответствующее металлическое удостоверение личности установленного образца. Таким образом, появились первые стандартные ограничения для посреднической деятельности и вводилась сертификация данного вида деятельности.

Наделение правами собственности большого числа владельцев акционерных обществ создавало благоприятные условия и для привлечения свободных денежных средств населения в качестве заемных. Выпуск облигаций торговых компаний с конца XVII в. явился эффективным средством для финансирования процесса колонизации и развития новых отраслей промышленности. Однако проведение регулярных операций с акциями и облигациями на Лондонской фондовой бирже зачастую приводило к росту злоупотреблений и различных махинаций со стороны самих эмитентов долговых обязательств. В итоге в 1720 г. парламент Великобритании принял так называемый «Акт о мыльных пузырях», направленный на защиту интересов инвесторов. Этот акт обязывал эмитентов обнародовать информацию о персоналиях тех, кто стоял во главе компаний, привлекающих денежные средства.

По мере развития акционерных обществ происходило и совершенствование законодательства. Так, в 1844 г. парламент Великобритании принял «Закон о компаниях», направленный на дополнительную защиту прав внешних инвесторов прежде всего в сфере раскрытия информации об эмитенте. В этом же акте утверждался перечень наказуемых деяний на фондовом рынке и перечислялись санкции к нарушителям (от штрафов до тюремного заключения). В дальнейшем этот закон неоднократно дополнялся. Возрастали требования к раскрываемой информации, ответственность за нарушение прав инвесторов получила более четкую трактовку. В результате Закон 1844 г. постепенно видоизменялся, уточнялся и обрел тот облик, который он сохранил вплоть до 1960-х гг.

Таким образом, первоначальные основы системы регулирования фондового рынка возникли в Великобритании. Английское законодательство создало систему доступа потенциальных инвесторов к информации об эмитенте. Остальные ограничения и регулирующие нормы рассматривались как производные этого базового подхода.

С конца XIX в. центром формирования системы регулирования рынка ценных бумаг становятся США. Английский опыт нормотворчества явился отправной точкой, с которой началось развитие рынка ценных бумаг и его регулирование в США. Однако следует иметь в виду, что в Великобритании регулирование считалось прерогативой центральных властей, а в США регулирование фондового рынка долгое время относилось к компетенции властей отдельных штатов.

В конце первого десятилетия XX в. под влиянием крупных финансовых потерь, вызванных недобросовестной деятельностью брокеров, которые воспользовались биржевой паникой 1907 г. в собственных интересах, в США появились так называемые законы голубого неба (blue sky laws). Первый такой закон был принят в 1911 г. в штате Канзас. Затем многие другие штаты последовали примеру Канзаса и также приняли подобные законы, имевшие одни и те же цели - обеспечение доступа к информации об эмитенте и о его ценных бумагах[66].

После Первой мировой войны участились случаи выпуска ничем не обеспеченных акций, кроме того, имели место чисто спекулятивные действия и махинации со стороны профессиональных участников: тайный сговор при купле-продаже ценных бумаг, использование инсайдерской информации, манипулирование ценами. Широкие масштабы получила практика создания финансовых пирамид, когда успех в привлечении акционеров достигался за счет их прямого обмана и фальсификации финансовой отчетности. Все это способствовало усугублению кризиса, который начался в 1929 г. Комиссия по изучению биржевого кризиса выявила многочисленнее махинации на фондовом рынке США.

В результате правительство в большинстве развитых стран пришло к выводу, что поддержание экономической и политической стабильности в обществе неразрывно связано с созданием механизма защиты прав инвесторов как одного из основных элементов системы регулирования фондового рынка.

С тех пор начинает формироваться современная система государственного регулирования рынка ценных бумаг, которая в настоящее время находится в постоянном развитии. По мере того как участники рынка разрабатывают новые, более сложные фондовые инструменты, а также более эффективные стратегии своего поведения на рынке, увеличиваются потребности в использовании новой, более эффективной технологии государственного надзора и регулирования их деятельности.

 

§4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его методы

Государственное регулирование рынка ценных бумаг представляет собой многоуровневый процесс сознательного воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами регулирования со стороны органов государственной власти. Этот процесс включает широко диверсифицированный комплекс: правовых, административных, экономических, функциональных, институциональных, технических и других методов и способов регулирования фондового рынка[67].

Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время является бесспорной и признается всеми в отечественной литературе. Дискуссионными остаются вопросы, связанные с определением целей государственного регулирования, его масштабов и методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Согласно Федеральному закону «О рынке цепных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- государственной регистрации выпусков (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии[68].

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать национальные интересы и финансовую безопасность страны. В настоящее время особенно активное участие государство должно принимать в разработке новой модели и концепции развития фондового рынка.

На рынке ценных бумаг государство должно играть роль экономического интегратора, который объединяет части сложной системы, способствуя ее стабильности и жизнеспособности.

Анализ конкретной российской практики 1990-х гг. в России показал, что концепция самоформирования рынка, которой придерживались государственные органы, регулировавшие рынок ценных бумаг, приводит к большим значениям рыночного риска, к деформациям рынка, к невыполнению рынком своих базовых функций.

Государство, будучи одним из активных участников рынка ценных бумаг в 1990-е гг., подчинило его функционирование своим экономическим и политическим целям в ущерб финансовым интересам всех остальных участников. Так, функционирование фондового рынка в период с 1993 по 1998 г. привело к формированию гипертрофированного рынка государственных ценных бумаг в ущерб корпоративному.

В настоящее время и в зарубежной практике регулирования, и в российской можно выделить различные способы воздействия государства на рынок ценных бумаг. Так, к ним можно отнести административные, - как правило, это прямые методы регулирования и экономические методы, которые могут быть как прямыми, так и косвенными.

Административное регулирование осуществляется уполномоченными на это органами государственной власти и саморегулируемыми организациями. Административное регулирование реализуется путем принятия нормативно-правовых актов, отражающих определенные требования, предъявляемые к участникам рынка ценных бумаг.

В русле административного регулирования имеется широкий комплекс требований к участникам рынка ценных бумаг.

Во-первых, это требования о достаточности капитала, которые являются очень важным элементом в системе мер по защите прав инвесторов. Требования о достаточности капитала устанавливают тот минимальный размер капитала, который будет гарантировать инвесторам возврат их активов в случае несостоятельности компании. Вопрос о необходимости введения стандартов достаточности капитала возник после ряда случаев банкротства инвестиционных компаний, фондов и банков, что заставило регулирующие органы обратить внимание на обязательное установление минимального размера собственного капитала с учетом того, что фирмы привлекают средства клиентов.

Во-вторых, это лицензирование профессиональной деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» осуществление всех видов профессиональной деятельности на рынке цепных бумаг (брокерской, дилерской и др.) возможно только на основании лицензии. Лицензирование данных видов деятельности проводится для того, чтобы установить жесткий контроль за профессиональными участниками рынка цепных бумаг и не допустить образования фирм, осуществляющих мошеннические операции для привлечения капитала. Лицензирование является одним из способов допуска на фондовый рынок и требуется для профессиональных участников, которые совершают сделки на рынке. Основным лицензирующим органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Функции лицензирования кредитных организаций на рынке цепных бумаг осуществляет Центральный банк (ЦБ) РФ по генеральной лицензии, полученной ЦБ от Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

В-третьих, регистрация эмиссии ценных бумаг, которая является одним из важных инструментов регулирования и контроля за рынком ценных бумаг. С помощью регистрации эмиссии обеспечивается первый уровень защиты прав инвесторов - при первичном размещении ценных бумаг. Кроме того, предотвращается ничем не обеспеченный выпуск ценных бумаг, который практиковался и который могут практиковать финансовые пирамиды, выпуская ничем не обеспеченные собственные акции и облигации.

Первоначально регистрацию эмиссии ценных бумаг осуществляло Министерство финансов РФ. Затем согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» эти функции перешли к ФКЦБ России. После реорганизации ФКЦБ в ФСФР эти функции перешли к ФСФР России. В настоящее время ФСФР осуществляет регистрацию выпусков и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг российских акционерных обществ в соответствии с международными стандартами.

Кроме того, если государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг, то каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации (Федеральный закон от 30.12.2006 №282-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. 19.2.).

В-четвертых, требования обеспечения гласности и информированности всех участников рынка ценных бумаг и поддержания правопорядка. Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга и принимали решения, основываясь на своих собственных оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для улучшения инвестиционного климата для отечественных инвесторов, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций. Раскрытие информации должно включать в себя получение инвесторами сведений не только об эмитентах, но также о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и коллективных инвесторах. Раскрытие информации и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг являются основными функциями ФСФР.

Экономическое регулирование, которое может выступать как косвенное и прямое, осуществляется государством через имеющиеся в его распоряжении экономические рычаги.

В зарубежной и отечественной экономической литературе выделяют следующие способы экономического регулирования рынка ценных бумаг:

- налоговое регулирование;

- валютное регулирование;

- кредитно-денежное регулирование;

- управление государственным капиталом и собственностью;

- антимонопольное регулирование.

Налоговое регулирование фондового рынка имеет существенное значение для его развития, эффективности и стабильности, поскольку налоговая политика государства на рынке ценных бумаг может быть как активным стимулятором для его развития, так и создавать значительные преграды для роста его объемов. Для развивающихся рынков особенно важную роль должен играть особый налоговый режим, подразумевающий, с одной стороны, усиление контроля над совершением операций с ценными бумагами и имуществом, отчуждаемым с целью оплаты приобретаемых ценных бумаг, а с другой в некоторой степени снижение налогового бремени с участников рынка. Оно заключается в основном в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, которые действуют в определенных экономических условиях. Увеличение налогов может способствовать уменьшению количества операций и повышению ставок комиссионных и иных сборов. Наоборот, сокращение налогов на доходы приведет к расширению операций и может содействовать снижению затрат. Поэтому налоговая политика представляет собой достаточно эффективный инструмент финансового регулирования процесса функционирования фондового рынка и деятельности его участников.

Согласно российскому законодательству объектами налогообложения на вторичном рынке ценных бумаг могут являться доходы: от владения ценными бумагами; от купли-продажи ценных бумаг; доходы, получаемые профессиональными участниками при оказании услуг по купле-продаже ценных бумаг.

На сегодняшний день налоговое регулирование рынка ценных бумаг многими специалистами признается неэффективным и не способствующим усилению инвестиционной привлекательности фондового рынка. Для повышения эффективности функционирования рынка ценных бумаг необходимо формирование налоговых систем, при которых невыгодно массовое занижение прибылей и доходов, искусственная убыточность, дробление бизнеса в целях уклонения от уплаты налогов. И наоборот, выгодным должно стать создание крупного прозрачного бизнеса.

Валютное регулирование также являепся важным инструментом развития фондового рынка. Оно оказывает влияние на функционирование фондового рынка в нескольких направлениях. Во-первых, валютный курс имеет непосредственное отношение к стабильности национального фондового рынка. При стабильном курсе валюты инвестор может рассчитывать доходность от своих вложений в ценные бумаги и сравнивать эту доходность с доходностью, получаемой на валютном рынке.

Во-вторых, существенное воздействие на фондовый рынок оказывают правила валютного регулирования операций, связанных с движением капитала, в частности правила инвестирования в национальные ценные бумаги нерезидентами, правила инвестирования резидентами в иностранные ценные бумаги. Если, например, существует множество ограничений на вложение нерезидентами капиталов в ценные бумаги российских эмитентов, а также на вывоз возможных доходов от операций с ценными бумагами, объем капиталов будет сокращен, а следовательно, и спрос на рынке ценных бумаг будет значительно меньше.

Необходимость валютного регулирования сделок с ценными бумагами обусловливается двойственным влиянием иностранных инвесторов, т.е. нерезидентов, как на валютный, так и на фондовый рынок. С одной стороны, приток иностранных капиталов особенно необходим для поддержания ликвидности вторичного рынка ценных бумаг в условиях недостаточности внутренних инвестиционных ресурсов, с другой - он способен вызывать дестабилизирующие побочные эффекты как на фондовом рынке, так и в масштабах всей экономики в целом.

Валютное регулирование фондового рынка государством состоит, во-первых, в определении оптимального соотношения резидентов и нерезидентов на рынках государственных и корпоративных ценных бумаг, исходя из необходимости обеспечения экономического роста; во-вторых, в установлении ряда требований к порядку осуществления сделок вложений по купле-продаже ценных бумаг иностранными инвесторами.

Кредитно-денежное регулирование оказывает значительное влияние на динамику развития фондового рынка во всех странах.

Основным инструментом кредитно-денежного регулирования, оказывающим влияние на функционирование фондового рынка, является ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования не имеет прямого отношения к фондовому рынку, но она оказывает непосредственное воздействие на кредитно-денежную сферу и, следовательно, на величину капиталов, обращающихся на фондовом рынке, на активность участников фондового рынка. Как инструмент воздействия на фондовый рынок она применяется почти во всех странах. Обычно ЦБ страны объявляет о повышении этой ставки с целью снижения предложения денег в стране, снижения объемов операций на фондовом рынке и уменьшения «перегрева» фондового рынка путем повышения стоимости привлекаемых ресурсов.

Одним из способов регулирования рынка ценных бумаг, а точнее, его корпоративного сегмента является выпуск государственных долговых обязательств. Государственные ценные бумаги, как правило, характеризуются большей надежностью, а если обладают большой доходностью, то, конечно же, являются более привлекательными. В этом случае происходит уменьшение спроса на корпоративные ценные бумаги и их рынок фактически сужается, замирает, а все свободные денежные средства устремляются на рынок государственных ценных бумаг. В этом смысле эти два сегмента рынка ценных бумаг (корпоративный и государственный) являются конкурентами по отношению друг к другу. В ситуации, когда нет чрезмерного дефицита государственного бюджета, как это было в 1990-е гг. в России, у государства нет необходимости в средствах, привлекаемых при помощи государственных ценных бумаг, поэтому их выпуск становится менее масштабным и уменьшается доходность по ним, что в конечном счете может стимулировать развитие рынка корпоративных ценных бумаг.

Управление государственным капиталом и собственностью как инструмент регулирования фондового рынка также имеет крайне важное значение. Так, состояние бюджета, т.е. его дефицит или профицит, определяет кредитную политику государства. При дефиците бюджета увеличиваются внутренние заимствования, что в свою очередь, как правило, ведет к уменьшению объема корпоративного сегмента рынка ценных бумаг.

Очень важным является формирование инвестиционной направленности бюджетов, которая может быть выражена в двух аспектах; во-первых, в более высокой доле государственных и муниципальных расходов на прямые инвестиции; во-вторых, во вложении в корпоративные ценные бумаги: а именно активное замещение прямого денежного финансирования реального сектора из бюджета покупкой акций и долговых ценных бумаг предприятий.

Управление государственной собственностью наряду с другими экономическими методами регулирования рынка ценных бумаг влияет на конъюнктуру рынка. Государство является активным участником рынка ценных бумаг, будучи владельцем пакетов акций и долговых ценных бумаг коммерческих предприятий.

Государство может воздействовать на рынок посредством купли-продажи уже имеющихся в его распоряжении ценных бумаг или приобретения новых пакетов акций. Таким образом, государство может увеличить предложение на рынке ценных бумаг или повысить спрос на корпоративные ценные бумаги. Кроме того, изменение структуры собственности оказывает сильное влияние на процессы, происходящие на рынке ценных бумаг. Существующая ныне в России структура акционерного капитала, при которой значительную долю составляют контрольные и крупные пакеты акций, которые находятся в том числе и в государственной собственности, делают невозможным развитие массового ликвидного вторичного рынка акций.

В целях предотвращения монополизации экономики через рынок ценных бумаг необходимо государственное регулирование процесса экономической концентрации хозяйствующих субъектов. Введение государственного контроля за образованием монопольных объединений с помощью инструментов фондового рынка, а именно акций, позволяет регулировать финансовые потоки, процесс сосредоточения собственности, предупреждать монополизацию отдельных рынков и содействовать развитию конкуренции.

Практика антимонопольного регулирования подразумевает контроль за прямым или опосредованным приобретением инвестором определенных долей и контрольного пакета акций корпораций.

Раскрытие информации также используется федеральным антимонопольным органом с целью контроля за хозяйствующими субъектами, акции которых приобретены компанией с целью предотвращения развития конкуренции.

 

§5. Основные субъекты государственного регулирования на рынке ценных бумаг

Субъекты государственного регулирования - это совокупность организаций, осуществляющих регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с законодательными нормами и целями государственной политики на рынке ценных бумаг.

К субъектам, осуществляющим регулирование российского фондового рынка, относятся:

- государственные органы исполнительной власти;

- саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- общественные организации, отстаивающие интересы владельцев ценных бумаг.

К субъектам государственного регулирования следует отнести регулирующие органы исполнительной власти, правоохранительные органы, службы контроля профессиональных участников рынка, саморегулируемые организации и местные органы законодательной власти. Все они имеют возможность влиять на развитие фондового рынка либо на федеральном уровне, либо на уровне субъекта федерации.

Основными государственными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг в России, являются:

- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР);

- Министерство финансов РФ;

- ЦБ РФ;

- Федеральная антимонопольная служба;

- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» четко регламентирует полномочия федерального органа исполнительной власти, регулирующего фондовый рынок[69].

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом государственной власти, регулирующим рынок ценных бумаг с марта 2004 г. Новый государственный орган исполнительной власти во многом унаследовал функции и полномочия от упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

ФКЦБ России внесла существенный вклад в создание регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг и его институтов, в организацию раскрытия информации, защиты прав инвесторов, в формировании системы надзора за рынком. Поэтому необходимо рассмотреть основные направления деятельности такого органа исполнительной власти, как ФКЦБ, который практически с момента становления рынка ценных бумаг регулировал его деятельность, тем более что новый государственный орган исполнительной власти (ФСФР) во многом унаследовал практику регулирования фондового рынка ФКЦБ.

Основными целями деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» являлись, во-первых, проведение государственной политики в сфере рынка ценных бумаг; во-вторых, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; в-третьих, регулирование деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг, в том числе путем определения ФКЦБ России стандартов эмиссии ценных бумаг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.