Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 17 страница




В отдельные периоды, когда рост заработной платы и цен начинал превышать среднестатистические показатели, правительства «замораживали» заработную плату путем ее ограничения. Такая политика используется государством в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национального производства, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

В условиях инфляции регулярно осуществляется индексация_за-работной платы и иных доходов населения. В одних странах эти меры носят общегосударственный характер, в других - проводятся на уровне отраслей и фирм путем заключения коллективных соглашений и коллективных договоров.

Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких доходов до незначительной - самых высоких. В большинстве иромышленно развитых стран централизованно индексация распространяется на минимальную заработную плату и фиксированные доходы. В остальных случаях индексация осуществляется при заключении коллективных договоров. В России индексация доходов населения законодательно установлена с 1991 г. и распространяется на заработную плату в бюджетной сфере, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Для обоснования индексации доходов осуществляется подсчет индекса потребительских цен. При этом учитываются изменения розничных цен на товары и услуги, которые покупаются населением. Наиболее часто споры между правительством и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на оплату ЖКХ, продукты питания, одежду и обувь, транспорт и отдых. В ряде стран Западной Европы стали вводиться временные паузы в индексации доходов, устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется. В условиях кризиса правительство России решило не проводить индексацию заработной платы в бюджетной сфере в 2010 г.

Важным направлением социальной политики государства является достижение согласования интересов участников рыночной экономики, которое реализуется в форме социального партнерства. В разных странах оно определяется такими терминами, как «социальный диалог», «двух- и трехсторонние консультации субъектов трудовых отношений», «трипартизм». Равноправными партнерами здесь выступают правительство, национальное объединение работодателей, а также работники в лице профсоюзов. Отношения между ними строятся на основе учета интересов сторон, добровольности принятия сторонами на себя обязательств, контроля за выполнением договоренностей и др. В содержание генерального соглашения, принимаемого на национальном уровне, входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, социального страхования и т.п.

 

§3. Государственное пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение является важнейшей социальной гарантией стабильного развития общества, поскольку затрагивает интересы практически всего населения, как трудоспособного, так и нетрудоспособного.

Под пенсионным обеспечением понимаются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, установленным законодательством страны.

В практике большинства экономически развитых государств выделяются следующие основные составляющие системы пенсионного обеспечения:

- социальная пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан страны в случае наступления пенсионного возраста, т.е. предоставляется тем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе или не смогли приобрести права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.);

- трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам, исходя из размера страхового взноса и трудового стажа (независимо от принципа, по которому они учитываются - солидарно-распределительному или накопительному);

- дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателей в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.

Государственная система пенсионного обеспечения в таких странах, как Великобритания, Дания, Нидерланды, предполагает назначение всем жителям страны в зависимости от проживания на ее территории общей (универсальной) пенсии в твердом размере, одинаковом для всех. В Бельгии и Франции лицам, которые не имеют права на иную пенсию, назначаются социальные пенсии.

Интересы финансового обеспечения лиц пенсионного возраста наилучшим образом обеспечиваются, если развиваются три пенсионные системы:

- управляемая государством распределительная система, предусматривающая обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых граждан;

- находящаяся в частном управлении обязательная накопительная система;

- добровольная накопительная система.

Наилучшие результаты дает комбинация различных пенсионных систем, позволяющая учесть их достоинства и сгладить недостатки. Фактически многие развитые страны перешли к пенсионной системе, сочетающей управляемые государством пенсионные схемы с теми, которые находятся в частном управлении.

В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

- из государственных средств (в рамках государственного социального обеспечения);

- из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионного страхования);

- из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).

Современное пенсионное законодательство России предусматривает следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Трудовая пенсия по потери кормильца состоит только из базовой и страховой частей. Размер базовой части трудовой пенсии по старости в 2009 г. составил 1950 руб. в месяц, что в процентном отношении к величине прожиточного минимума пенсионера равняется 48,2%. Правительство наметило дальнейшее повышение размера базовой части пенсии. Страховая часть пенсии определяется в зависимости от стажа работы и отчислений от заработанных средств работника, а третья часть - накопительная - до 2012 г. пока не участвует в формировании размера трудовой пенсии и зачисляется на лицевой счет будущего пенсионера.

Пенсия по инвалидности (111 степени) в 2009 г. составила 3900 руб. в месяц.

Государство путем создания системы правовых актов регулирует условия и нормы материального обеспечения пенсионных систем и гарантирует их неукоснительное исполнение. Это касается как государственного контроля за сбором и уплатой страховых взносов, так и специальных органов, управляющих институтом пенсионного страхования.

Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пенсий, то государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечивать выполнение пенсионных обязательств по закону.

Демографический спад и старение населения практически во всех развитых странах обусловили необходимость реформирования систем пенсионного обеспечения с целью его адаптации к сложившейся ситуации. В тех странах, где довольно высокая продолжительность жизни, повышается возраст выхода на пенсию. Эта мера рассматривается и для России, но в условиях низкой продолжительности жизни она может привести к тому, что значительная часть населения просто не доживет до пенсии.

 

§4. Организация здравоохранения

В странах с развитой рыночной экономикой государство играет активную роль в организации здравоохранения. При всем многообразии систем здравоохранения государственная политика во всех развитых странах направлена на развитие научных исследований в области медицины, мед- и биотехнологий, производства лекарственных препаратов и изделий медицинской техники, ранней диагностики заболеваний, на организацию жесткого и эффективного контроля за качеством лекарственных препаратов и продуктов питания и др.

Используя в разных пропорциях средства обязательного медицинского страхования и бюджетов различных уровней, государство создает условия для предоставления медицинской помощи большинству населения.

Система здравоохранения в большинстве стран строится на основе трех моделей. Первая - модель государственного (бюджетного) здравоохранения, или модель Бевериджа. Данная модель названа в честь Британского экономиста У. Бевериджа, создавшего национальную службу здравоохранения Великобритании и предложившего программу социального обеспечения населения, в соответствии с принципами которой расходы на здравоохранение оплачиваются государством из налоговых поступлений. Помимо стран Британского содружества данная модель функционирует в Ирландии, Норвегии, Швеции и Дании.

В Швеции медицинское обслуживание одинаково доступно всему населению, финансируется из общественных средств и характеризуется высокой степенью децентрализации. Ответственными за финансирование и предоставление медицинского обслуживания являются ландстинги и муниципалитеты. Роль государства в системе здравоохранения состоит в том, чтобы формировать принципы, основополагающие установки и направления политики здравоохранения в виде законопроектов или соглашений с ассоциацией муниципалитетов и ландстингов.

Вторая модель - модель страховой медицины, или модель Бисмарка. Эта модель получила свое название в честь канцлера Германии О. Бисмарка, предложившего создать в Германии «государство всеобщего благосостояния». Она применяется в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии и ряде стран Латинской Америки. Отличительная черта данной модели - совместное финансирование здравоохранения работниками и работодателями за счет отчислений от заработной платы. Контроль за поступлением средств, их регулирование, распределение и т.д. производятся правительственными учреждениями.

Одной из лучших в мире признана система здравоохранения Франции, которая позволяет всем жителям страны пользоваться как традиционными терапевтическими услугами, так и новейшими научными достижениями. Почти для 96% граждан терапевтические услуги бесплатны или полностью возмещаются. Тесное сотрудничество между государственными и частными структурами в оказании медицинской помощи населению обеспечивает высокий уровень обслуживания населения.

В таких странах, как Италия, Испания, Португалия и Греция, здравоохранение обладает чертами как страховой медицины, так и государственного финансирования.

Смешанная (частно-общественная) модель системы здравоохранения применяется в США, большинстве стран Латинской Америки, Азии и Африки.

Система здравоохранения США практически полностью регулируется на уровне штатов, но Федеральное правительство финансирует медицинскую помощь пожилым людям и ветеранам, инвалидам, слепым, частично малоимущим, а также воздействуя на факторы риска - качество окружающей среды, питания, питьевой воды. Через бюджет финансируются фундаментальные и прикладные разработки в области медицины, а также федеральная помощь пожилым людям -Медикэр и федерально-штатные программы помощи малоимущим -Медикейд. При этом только 20% услуг пациенты оплачивают непосредственно, остальные оплачиваются страховыми компаниями, а также федеральными, штатными и местными органами власти. До того как в марте 2010 г. в США вступил в силу закон, кардинально изменивший структуру здравоохранения, это государство считалось образцом модели «добровольного медицинского страхования». Тем не менее свыше 30 млн населения этой страны были лишены доступа к бесплатной медицинской помощи. С принятием нового закона более 90% населения США будут застрахованы и получат доступ к медицинским услугам. Программа модернизации здравоохранения рассчитана на 10 лет, но по большинству пунктов она должна быть завершена к 2014 г.

В 2008 г. доля от ВВП расходов на здравоохранение по различным странам составила: В Австрии - 10,5%, в Великобритании -8,7%, в Германии - 10,5%; в Италии - 9,1%; в Нидерландах - 9,9%; в США - 16,0%; во Франции 8,9%; в Швеции - 9,4%[82]. Государственные расходы в Западной Европе составляют более 75%, а в Норвегии -более 90%о всех расходов на здравоохранение. В Канаде финансирование здравоохранения обеспечивается в основном из государственных фондов.

В Советском Союзе был законодательно утвержден принцип всеобщей бесплатной медицинской помощи. Однако с переходом к рыночной экономике система здравоохранения в России претерпела ряд крупномасштабных реформации. С 1991 г. введено медицинское страхование граждан, создана бюджетно-страховая модель здравоохранения. Новая организационная структура здравоохранения в соответствии со статьей 14 Конституции РФ представлена тремя уровнями - государственными, муниципальными и частными медицинскими учреждениями. Политика государства в области здравоохранения обеспечивается бюджетами всех уровней и системой обязательного медицинского страхования, что направлено на предоставление всем гражданам доступа к медицинскому обслуживанию в основном на бесплатной основе. С января 2011 г. вступает в силу новый порядок оказания медицинской помощи гражданам, который предполагает усилить ответственность органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медицинской помощи. Вводится система государственного финансирования медицинского обслуживания граждан в рамках утвержденных стандартов при развитии самостоятельности медицинских учреждений в оказании дополнительных услуг. В 2009 г. расходы на здравоохранение в России составили 5,3%> ВВП, в ближайшее время их планируется увеличить до 6%.

С 2005 г. в стране стартовал проект «Здоровье», направленный на повышение качества медицинской помощи в РФ и укрепление здоровья граждан. За последние пять лет на его реализацию было выделено более 590 млрд руб., а в ближайшие три года планируется инвестировать еще более 400 млрд руб[83]. Предпринимаются меры по стимулированию фармацевтической промышленности и производству отечественных лекарственных препаратов, ведется работа по контролю качества лекарств. Значительные средства направляются на повышение оплаты труда врачей и медсестер, обеспечение специализированным транспортом службы «Скорой помощи», снабжение медицины передовыми технологиями и разработками и др.

 

§5. Политика государства в сфере образования

В современных условиях возрастает роль образования как фактора формирования человеческого капитала, адекватного современному этапу развития общества. Научно-техническая революция, развитие новых технологий обусловливают необходимость наличия высококвалифицированной рабочей силы как условия повышения конкурентоспособности страны и государственной безопасности. Также определяющей является роль образования в совершенствовании личности человека, развитии его социальных и духовных потребностей, раскрытии творческого потенциала и самореализации. К этому следует добавить, что образование способствует сглаживанию социальных и имущественных различий между членами общества. В соответствии с этим государственная политика в сфере образования большинства стран направлена на создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечение ее соответствия социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. За последнее время практически во всех развитых странах проводились реформы национальных систем образования, вкладывались значительные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, поскольку пришло осознание того, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.

В большинстве стран организация системы образования связана с постоянным поиском оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении образованием, путей повышения его эффективности, преодоления периодически возникающих кризисных состояний и достижения нового качественного уровня в соответствии с общими функциями образования и его целями. Государство ведет активную работу по получению наибольшей отдачи от многоканальной системы финансирования системы образования, в которой государственное финансирование из бюджетов разных уровней играет ведущую роль.

Как правило, во всех странах начальное и среднее образование общедоступно, обязательно и бесплатно, хотя желающие могут посещать и частные школы. Во Франции, например, государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены, имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра. В Великобритании все образовательные учреждения находятся под регулярным наблюдением и инспектируются различными государственными комиссиями, правительство определяет суммы расходов на образование, которые выделяются муниципалитетами, изымающими их из доходов от местных налогов или грантов от правительства. Департамент науки и образования непосредственно финансирует все университеты, а также колледжи и техникумы. В Швеции управление системой образования возложено на государственное министерство образования и создаваемые им комиссии, разрабатывающие отдельные образовательные программы и готовящие реформы отдельных ступеней образования. По своему статусу образовательные учреждения относятся к государственному сектору. Образование на всех уровнях бесплатное. Государственное планирование предусматривает охват всего населения средним образованием и сведение к минимуму ограничений приема в высшие учебные заведения.

Усилия государства направлены на обеспечение того, чтобы как можно больше членов общества имели доступ к высшему образованию. Наряду с бесплатным образованием широкое распространение имеет государственная поддержка кредитования высшего образования, открывающая доступ к нему практически для всех слоев населения. Образовательные кредиты предоставляются по льготным ставкам, даются отсрочки по выплатам кредитов. В США, например, государство гарантирует возврат кредитов и берет на себя выплату процентов в случае отсутствия работы, прохождения военной службы или отпуска по уходу за ребенком.

Расходы государства на цели образования свидетельствуют об осознании правительствами ключевой роли образования в современном мире. Так, в начале XXI в. доля государственных расходов на образование в ВВП по разным странам составляла: в Австрии 5,4%, в Норвегии - 7,2%, в Швеции - 7,1%, в США - 5,3%, в Финляндии - 6,4%, во Франции - 5,7%о. В других странах государственные расходы на образование составляли от 4 до 7% ВВП[84].

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Основные принципы образовательной политики в России определены в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. В 2010 г. государственные расходы на образование составили 4,4% ВВП[85].

В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Сегодня страна активно участвует во многих международных проектах, проводит обмен учащимися, профессорско-преподавательским составом с образовательными учреждениями во всем мире, осваивает традиции и нормы мирового образования. Происходит культурная трансформация общества, выражаемая, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой - развитием национальной самобытности. Новые требования к системе образования предъявляет переход к информационному обществу, что обусловливает особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности. Исходя из этого, целью государственной образовательной политики является формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его прорыв к новому качеству жизни страны.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Осуществляется переход к 12-летнему среднему образованию, введен единый стандартизированный федеральный выпускной экзамен, на основе которого проводится зачисление в вузы, что направлено на повышение уровня образования и выравнивание возможностей в его получении. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

В 2005 г. стартовал приоритетный Национальный проект «Образование». Основными направлениями его являются:

- поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;

- внедрение современных образовательных технологий;

- создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня;

- повышение уровня воспитательной работы в школах;

- развитие системы профессиональной подготовки в армии.

В рамках Национального проекта «Образование» государство осуществляет инвестиции в улучшение материально-технической базы образования, компьютеризацию школ, обеспечение доступа в Интернет, предоставление школьного транспорта, поощрение лучших педагогов и школ. Также проводится реформа финансирования образования и системы оплаты труда педагогов, направленная на повышение заработной платы и установление ее связи с качеством работы.

Приняты меры по преобразованию системы довузовского профессионального образования. На государственной основе осуществляется поддержка внедрения инновационных образовательных программ, приобретения современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, обеспечивающего их реализацию. Внедрены современные формы и методы обучения, а также отработан новый формат институциональных отношений бизнеса и образования - модели частно-государственного партнерства, когда к подготовке кадров привлекаются заинтересованные бизнес-структуры.

Также осуществляются меры по совершенствованию системы высшего образования. Государство оказывает поддержку внедрению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ, применению информационных технологий, активных методов обучения. Особое внимание уделяется применению критериев оценки качества и востребованности оказываемых образовательных услуг, созданию условий для модернизации образовательных учреждений как инструментов подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной сферы экономики. Выделяются значительные средства для финансирования научных исследований в вузах, привлечения ведущих ученых и молодежи к реализации наиболее перспективных проектов.

Важным направлением повышения качества высшего образования является создание семи федеральных университетов, стратегическая миссия которых состоит в формировании и развитии конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах, в укреплении связей образовательных учреждений с экономикой и социальной сферой регионов. На их базе внедряются новые системы управления, а сами университеты становятся комплексами образования, науки и бизнеса, центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. На их основе отрабатывается модель перспективного российского университета для распространения на другие регионы, выхода отечественного образования на передовые позиции в мире.

Следует сказать о конкурсном отборе программ развития университетов с целью присвоения категории «Национальный исследовательский университет». Главной задачей исследовательских университетов является возрождение вузовской науки, обеспечение не только уровня образования, но и соответствующего мировым стандартам уровня исследовательских работ.

В сфере высшего образования государство оставляет за собой бюджетное финансирование значительного числа высших учебных заведений, зачисление в которые осуществляется на конкурсной основе по итогам единого государственного экзамена, а также по результатам олимпиад, что дает возможность наиболее способным и подготовленным учащимся получать высшее образование бесплатно. В то же время значительная часть студентов обучается на платной основе. Для них существует система льгот по налогообложению.

При этом встает проблема того, что состав и структура трудовых ресурсов на перспективу в несколько лет определяются самими обучающимися и их родителями. Для преодоления этой тенденции необходима государственная составляющая, ориентирующая на потребности экономики. Поэтому важное значение приобретает выработка тех принципов, на которых будет осуществляться государственная и общественная поддержка платного образования. Здесь необходимо обеспечить государственную финансовую поддержку большинству нуждающихся студентов в виде грантов и стипендий, покрывающих затраты на обучение, либо в форме кредита, предусматривающего его полное или частичное списание в случае трудоустройства выпускника в соответствии с потребностями общества. Определенным шагом в этом направлении является решение о предоставлении льготных кредитов студентам 56 вузов по 286 специальностям с десятилетним сроком его погашения после окончания института, где гарантом выступает государство. Также в задачи государства входит создание условий для формирования корпоративных и общественных источников грантов на обучение.

В целом следует сказать, что наряду с широкомасштабными мерами по совершенствованию всей системы образования государство активно поддерживает наиболее перспективные учебные заведения, а также творческих, инициативных работников системы образования, призванных обеспечить модернизацию образования в стране и вывести его на новый качественный уровень.

 

§6. Государственная политика в решении жилищной проблемы

Обеспечение безопасным и отвечающим современным требованиям жильем имеет исключительно важное значение для физического, психологического и социально-экономического благополучия членов общества. Право на надлежащее жилье является одним из основных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах об экономических, социальных и культурных правах. Поэтому политика государства в жилищной сфере направлена на предоставление жилья значительной части населения. Инструменты жилищной политики в каждой стране определяются уровнем развития экономики, национальными особенностями и поэтому отличаются разнообразием.

В Великобритании созданы специальные некоммерческие организации - жилищные ассоциации, деятельность которых регулируется и финансируется правительством через централизованный орган - Жилищную корпорацию. Правительство тщательно следит за равномерным выделением денежных ресурсов по всей территории страны с тем, чтобы обеспечить программы государственной поддержки приобретения жилья гражданами с невысокими доходами -кранами, учителями, воспитателями, пожарными, полицейскими, а также другими малоимущими слоями населения.

Форма содействия в приобретении жилья семьям с невысокими доходами применяется в ряде ипотечных программ США. От заемщика требуется внесение первоначального взноса, который выдается в виде субсидии. Чаще всего финансовые средства, используемые в таких программах, предоставляет федеральное правительство в рамках жилищной программы.

Другая форма государственной поддержки - субсидирование процентной ставки ипотечного жилищного кредита. В Финляндии и Норвегии предоставляется государственный жилищный кредит с процентной ставкой ниже рыночной, а в Дании и Швеции чаще используют субсидирование этой процентной ставки со стороны государства. В целом в скандинавских странах получили большое распространение государственные гарантии на кредитование жилищного строительства.

В ряде стран социальным категориям заемщиков государство предусматривает налоговые льготы при приобретении жилья. Например, в Испании муниципалитеты принимают на себя субсидирование малоимущих заемщиков.

Во многих странах хорошо зарекомендовала себя накопительная система приобретения жилья через строительные сберегательные кассы, вкладчикам которых оказывается солидная государственная финансовая поддержка. Немецкая система стройсбережений предполагает накопление в общей кассе, и при достижении 40 или 50% от стоимости жилья на остальную сумму выдается ссуда с рассрочкой от 6,5 до 18 лет. В Германии широко применяется государственное стимулирование накоплений собственного капитала на жилищное строительство - посредством предоставления ежегодных премий. Вкладчик немецкой стройсберкассы знает, что через пять лет сто деньги вырастут на 35-40%.

В Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, а также в Казахстане приняты законодательные акты, регулирующие деятельность строительных сберегательных касс и предусматривающие государственную поддержку вкладчикам этих касс в виде поощрительных премий.

Также в странах с развитой рыночной экономикой на средства государственных структур (муниципалитет, субъект федерации или программы госбюджетного финансирования) возводится социальное жилье, которое является общественной собственностью и на льготных условиях предоставляется социально незащищенным слоям населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.