Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест на закрепление. Двоеточие и тире в бессоюзном




Сложном предложении

Двоеточие и тире в бессоюзном

1) В сложном бессоюзном предложении обычно ставится двоеточие:

1) если вторая часть предложения раскрывает содержание первой и перед второй частью можно вставить а именно Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, легкая лень смыкает глаза.
2) если вторая часть предложения указывает основание, причину того, о чем говорится в первой (между частями можно вставить союзы потому что, так как и т.п.) Он покраснел: ему было стыдно убить безоружного человека.
3) если вторая часть предложения дополняет содержание первой (между частями обычно можно вставить союз что) Михаил чувствовал: надо скрывать от товарищей тревогу.

В других случаях в бессоюзных сложных предложениях используются иные знаки препинания.

2) В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности или последовательности простые предложения отделяются друг от друга запятой, например: Бледные щеки впали, глаза сделались большие, губы горели.

3) В сложном бессоюзном предложении обычно ставится тире:

1) если вторая часть противопоставляется первой (между частями обычно можно вставить союзы а, но) Попробовал бежать — ноги от страха не двигались.
2) если первая часть предложения указывает на условие или время совершения действия, о котором говорится во второй (между частями обычно можно вставить если, когда) Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем.
3) если вторая часть предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой (между частями обычно можно вставить следовательно, значит) Я бы в летчики пошел — пусть меня научат.
4) если во второй части предложения содержится указание на быструю смену событий Дунул ветер — все дрогнуло, ожило и засмеялось.

4) В сложном бессоюзном предложении ставится точка с запятой, если его части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

с несколькими вариантами ответа

1. Установите смысловые отношения между частями сложного предложения и определите, какой знак следует поставить на месте пропуска.

1) Природа искусства такова _ художник не может страдать в одиночку. 2) Учатся на своих ошибках _ на чужих же делают карьеру. 3) Стал Высоцкий знаменит_ появилось много людей, которые сидели с ним за одной партой. А. Во втором предложении — пояснение или дополнение, двоеточие Б. Противопоставление, тире В. Вывод или следствие, тире Г. В первом предложении – условие, тире  

2. Установите смысловые отношения между частями сложного предложения и определите, какой знак следует поставить на месте пропуска.

1) История повторяется дважды _ сначала в виде трагедии, потом — в виде фарса. 2) Машины должны работать _ люди должны думать. (Девиз компании «IВМ») 3) Не можешь одолеть конкурента_ объединись с ним. А. Во втором предложении — пояснение или дополнение, двоеточие Б. Противопоставление, тире В. Вывод или следствие, тире Г. В первом предложении – условие, тире  

3. Установите смысловые отношения между частями сложного предложения и определите, какой знак следует поставить на месте пропуска.

1) Нет красивых женщин _ есть некрасивые и хорошо накрашенные. 2) Политика стала дорогим занятием _ даже провалиться на выборах стоит немалых денег. 3) В полдень пройди по южной улице _ ни души не встретишь. А. Во втором предложении – пояснение, дополнение или причина, двоеточие Б. Противопоставление, тире В. Вывод или следствие, тире Г. В первом предложении – условие, тире  

4. Установите смысловые отношения между частями сложного предложения и определите, какой знак следует поставить на месте пропуска.

1) Раньше актрисы старались стать кинозвездами _ теперь кинозвезды пытаются стать актрисами. 2) Красивая женщина не должна быть слишком умна _ это отвлекает внимание. 3) Теперь так много пишут о вреде курения _ вот я и решил бросить читать. А. Во втором предложении – пояснение, дополнение или причина, двоеточие Б. Противопоставление, тире В. Вывод или следствие, тире Г. В первом предложении – условие, тире  

5. На месте пропуска

А — необходимо поставить двоеточие

Б — необходимо поставить тире

В — не следует ставить никакого знака

1) Человек и вправду схож с обезьяной _ чем выше залезет, тем заметнее голая задница.

2) Я закончил рассказ _ можете печатать его.

3) История как мясной паштет _ лучше не знать, как его готовят.

6. На месте пропуска

А — необходимо поставить двоеточие

Б — необходимо поставить тире

В — не следует ставить никакого знака

1) В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике __ быть дождю.

2) Затопили печь _ в комнатах сразу же появился приятный резковатый запах.

3) Есть оружие пострашнее клеветы _ это оружие — истина.

7. На месте пропуска

А — необходимо поставить двоеточие

Б — необходимо поставить тире

В — не следует ставить никакого знака

1) Я мысленно твердил одно _ или она вернет мне эту ночь, это утро, или не жить нам обоим!

2) Кузьма Кузьмич повыспросил у нее почти все _ об отце, докторе Булавине, о муже, красном командире Иване Ильиче Телегине, о сестре Кате.

3) Единственный способ сделать человека заслуживающим доверия _ доверять ему.

8. На месте пропуска

А — необходимо поставить двоеточие

Б — необходимо поставить тире

В — не следует ставить никакого знака

1) Мы с утра до вечера сидели на турецком диване в столовой почти всегда в одиночестве _ доктор спал или куда-нибудь уезжал.

2) Истинный показатель цивилизации _ не уровень богатства и образования, не величина городов, а облик человека.

3) Глаза ее смеялись, а Петру казались они страшными _ вспоминалась давняя история и жестокость бывшей подруги.

9. На месте пропуска необходимо поставить двоеточие в предложении

1) Потом опять что-то случилось с ней она стала ко мне так ласкова и добра, что я почти потерял голову.

2) По дороге к станции мы проходили мимо почерневших от времени покосившихся крестьянских домов, уютных дачных домиков, спрятавшихся за кустами шиповника.

3) Здесь все мне ведомо, знакомо _ и зверя след, и веток хруст.

10. На месте пропуска необходимо поставить двоеточие в предложении

1) Небо заволокло тучами _ все краски в природе поблекли, а вскоре и дождь пошел.

2) Только в рыбачьей гавани в полдень оживленно _ уходят на лов рыбаки, шумят провожающие их мальчишки.

3) Кто-то вслух пожалел, что не было музыки _ она тут же появилась.

11. На месте пропуска необходимо поставить двоеточие в предложении

1) Хорошая литература подобна айсбергу_ семь восьмых скрыто под водой.

2) Здесь уцелели _ скальные и подземные дома, церкви и мазанки из туфа.

3) Добыть каучук из этого растения оказалось очень легко _ он не растворен в соку растения, а лежит в стволе и листьях в виде сухих частиц.

12. На месте пропуска необходимо поставить двоеточие в предложении

1) Всю неделю льется с неба вода _ на поля вскоре нельзя будет ни войти, ни въехать.

2) Особенно драгоценным казался писателю этот стол _ за ним работал когда-то его отец.

3) Он был совершенно лишен шаблонных качеств писателя _ не было ни внешней красоты, ни капли позы, ни глубокоумных бесед.

13. На месте пропуска необходимо поставить тире в предложении

1) Я прочитал несколько его замечательных рассказов мне стало ясно, что это талант.

2) Все прочли его рассказ и смутились печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

3) Любишь кататься _ люби и саночки возить.

14. Тире на месте пропуска необходимо поставить в предложении

1) Потом прилетел бархатный шмель _ черный, с золотой полоской на брюшке вечный странник.

2) Вместо подушки хозяин дал ему разбитую черепицу _ в таких условиях Грин почти не спал.

3) Вскоре капитан ссадил Грина с парохода _ писатель не мог платить за продовольствие.

15. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Одна из статей написана как будто по незначительному поводу — надзиратель тюрьмы был уволен за то, что дал маленькому голодному ребенку-арестанту несколько сухарей.

2) Здесь пряно и терпко пахло: ванилью, финиками, кофе, чаем.

3) Дело это требовало от него любви к природе, романтического отношения к действительности, выносливости.

16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Все это сохраняло основную окраску степи: цвет желтой степной травы.

2) Анфиса совсем было уж собралась, но передумала: в городе оставались неоконченные дела.

3) Приближался самый приятный момент в выходные дни – вечер субботы.

17. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Перед глазами проплывали: пароходы, шикарные женщины, капитаны, налетчики и итальянские примадонны.

2) В беседе они забрались в такие заумные чащи, что из них оставался только один выход — бегство от собеседника.

3) Жена долго не возвращалась из города — Игорь отчаянно скучал без нее.

18. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) На набережной резко и остро пахло морем, водорослями, жареной рыбой из многочисленных маленьких ресторанчиков.

2) Гражданка с книгой изумилась — в зелени трельяжа возникла белая фрачная грудь и клинообразная борода флибустьера.

3) Раз позволишь себе пожалеть себя — не хватит сил преодолеть жизненные препятствия, которых довольно еще встретится на твоем пути.

19. В предложении «Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак с окровавленного кургана» тире ставится по правилу

1) тире между подлежащим и сказуемым

2) обособление приложения

3) обобщающее слово при однородных членах предложения

4) в сложносочиненном предложении при изображении резкой смены событий во второй части

20. В предложении «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье» тире ставится по правилу

1) тире между подлежащим и сказуемым

2) обособление приложения

3) обобщающее слово при однородных членах предложения

4) в неполном предложении при пропуске одного из чле­нов предложения

21. В предложении «Вышел в люди — будь человеком!» тире ставится по правилу

1) тире между подлежащим и сказуемым

2) обособление приложения

3) в бессоюзном сложном предложении при отношениях причины (условия) – следствия

4) в неполном предложении при пропуске одного из чле­нов предложения

22. В предложении «Бедствием немого кино были ненужные надписи, бедствием нынешнего — ненужные диалоги» тире ставится по правилу

1) тире между подлежащим и сказуемым

2) обособление приложения

3) обобщающее слово при однородных членах предложения

4) в неполном предложении при пропуске одного из чле­нов предложения

23. В предложении «Красоту только тронь небрежной рукой — она исчезнет навеки» тире ставится по правилу

1) тире между подлежащим и сказуемым

2) обособление приложения

3) в бессоюзном сложном предложении при отношениях причины (условия) – следствия

4) в неполном предложении при пропуске одного из чле­нов предложения

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 7009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.