Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возврат к Пушкину




(1)Пушкин - это покой, ясность и уравновешенность; Пуш­кин - это какая-то странная вечность. (2)В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыно­симым утомлением и скукою, «Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, будто они теперь бы­ли бы написаны. (3)Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. (4)Это - чудо. (5)Пушкин нисколько не состарился, по идеям, по взглядам некоторым, - Пушкин ни в чем не уста­рел. (6)И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и со­временнее Толстого, Достоевского. (7)Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. (8)«Просто - поэт», как он и определял себя в стихотворении «Эхо». (9)На все благородное давший благородный отзвук. (10)Скажите, когда это станет «не нужно»? (11)Это же невозможно, как и то, чтобы «утратили пре­лесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи; Пушкин был в высшей степени не социален ни в чем: и отсюда-то - его вечность и общественность.

(12)Пушкин всегда с природой и уклоняется от человека вез­де, где он уклоняется от природы. (13)В самом человеке он взял только природно-человеческое - то, что присуще мудрейшему из зверей, полубогу и полуживотному. (14)Вот - старость, вот -детство, вот - потехи юности и грезы девушек, вот труды за­мужних и отцов, вот - наши бабушки. (15)Все возрасты взяты Пушкиным, и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. (16)И все -немногословно. (17)Пушкина нужно знать «от доски до доски».

(18)Купите, господа, сегодня своим детям Пушкина и отбе­рите у них разные «новейшие произведения». (19)Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте.

(20)К Пушкину, господа! - к Пушкину снова!

(По В. В. Розанову)

38. Укажите номер предложения, в котором есть глагол в ус­ловном наклонении.

39. Среди предложений 11-20 укажите такие, в которых есть глаголы в повелительном наклонении.

40. Среди предложений 3-7 укажите такие, в которых есть глагол (или глаголы) в форме прошедшего времени.

41. Из предложений 7 и 8 выпишите глаголы в форме настоящего времени.

Текст

(1)Какую роль Москва играла в жизни известных писателей и поэтов?

(2)Наша столица постоянно была для русских писателей ис­точником, питающим творческую жизнь, дающим вдохновение. (3)Она была городом, где их силы сплачивались и крепли в спо­рах и в идейной борьбе.

(4)Изменились облик зданий, колорит улиц, настрой и ритм жизни города, а нас все влекут к себе дома, где были написаны фрагменты «Горя от ума» или повесть «Степь». (5)Сила притя­жения памятных мест безгранична: завораживают понятия «дом, где жил Пушкин» или даже - «место, где стоял дом, в котором родился Лермонтов». (6)Каждый из нас бывает взволнован, ко­гда, например, оказавшись на Арбатской площади, вспомнит, что это ведь та самая, хотя и почти до неузнаваемости изменившаяся площадь, на которой герой романа «Война и мир» Пьер Безухов увидел комету 1812 года, сулившую большие несчастья.

(7)Различны были истоки любви литераторов к Москве; для А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского она была родиной, а для А.П. Чехова, родившегося в Таганроге и впервые приехавшего в древнюю столицу, семнадцатилетним юношей, сила ее духовного воздействия была столь значительной, что его девизом стали слова: «Я - навсегда москвич». (8)В творчестве одних писателей, например А.П. Чехова, В.А. Гиляровского, об­раз Москвы отразился многократно, и этих писателей называют московскими. (9)Однако известны другие примеры, когда и не московские писатели Ф.М.Достоевский, А.А. Блок неоднократ­но обращались к великому городу в своем творчестве.

(10)Москва- сердце нашей страны. (11)Мы воспринимаем ее как символ Родины. (12)Многие литераторы писали о Москве:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(А. С. Пушкин)

(13)Из рассеянных в произведениях разных авторов зарисо­вок и создается литературный портрет Москвы.

(14)Отношение литераторов к Москве запечатлелось не только в художественных произведениях, но и в мемуарах, в эпистолярном наследии, в дневниковых заметках. (15)Облик го­рода динамичен, разнолик. (16)Шли годы, сменяя поколения, и каждое по-своему воспринимало то, что было сказано о Москве несколько десятилетий назад, давало свою интерпретацию этим картинам.

(17)Русские писатели давали глубокие и точные характери­стики разных районов Москвы. (18)Известно, предметом какого пристального внимания наших литераторов на протяжении мно­гих десятилетий являлись Кремль и Красная площадь.

(19)Каждый этап развития Кремля осмысливался литератора­ми. (20)Строки летописей, образы, связанные с Кремлем, создан­ные русскими писателями, соединяясь в нашем воображении с об­ликом сегодняшнего Кремля, складываются в величественную картину его становления, развития и современной жизни. (21)«И стоит Москва и сердце Москвы - Кремль» - так заключает одну из своих исторических повестей Вс. Иванов. (22)Художественный образ Кремля и Красной площади создан А. Пушкиным, М. Лер­монтовым, Л. Толстым, А. Чеховым, А. Блоком, А. Твардовским, Р. Рождественским.

(23)Велика была духовная связь наших писателей с Кремлем и Красной площадью. М. Лермонтов отмечал: «Москва не есть обыкновенный город каких тысяча. (24)Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись... богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением Для ученого, патриота и поэта!..»

(25)Необычно интересными для нас являются поэтические картины Кремля в творчестве А.С. Пушкина. (26)Поэт знал и любил Кремль как замечательный памятник русской истории. (27)С самого раннего детства часто бывал на кремлевских пло­щадях, в монастырях и храмах. (28)Очевидно, под впечатлением детских воспоминаний в ранней своей поэме он поселил старца в монастыре в лесной глуши под Москвой:

(29)Невдалеке от тех прекрасных мест,

Где дерзостный восстал Иван-Великий,

На голове златой носящий крест...

(30)В кишиневской ссылке, мысленно обращаясь к Москве, поэт представлял ее древние памятники, среди которых, вероят­но; ему виделся и Кремль:

На тихих берегах Москвы

Церквей, венчанные крестами,

Сияют ветхие главы...

(31)Подзаголовки отдельных сцен трагедии «Борис Годунов» точно определяют место действия: «Кремлевские палаты»; «Кремль. Дом Борисов».

(32)Исполненный внутренней динамики и страсти, образ Кремля мы находим у Лермонтова:

«Что сравнить с этим Кремлем, который, окружаясь зубча­тыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?

(33)Он - алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества».

(34)Образ Кремля неоднократно возникает в романе «Война и мир» в связи с событиями 1812. (35)Отношение к Кремлю Л.Н. Толстого связано с раздумьями о судьбах России. (36)Одиннадцатилетним мальчиком он написал о Кремле: «Какое великое зрелище представляет Кремль! (37)Иван Великий стоит, как ис­полин, среди других соборов и церквей и напоминает этого хит­рого похитителя престола. (38)Этот странный теремок как бы свидетельствует о бурных временах Иоанна Грозного. (39)Эти белые каменные стены видели стыд и поражение непобедимых полков наполеоновских».

(40)А. Блок для создания образа этого замечательного па­мятника нашел слова «прозрачная нежность».

(41)Да и сейчас на Красную площадь к Кремлю приходят люди, потому что, соприкасаясь с этим памятным местом, мы черпаем уверенность в себе.

(По К. В. Стародуб, В. В. Емельяновой, И. В. Краусовой)

42. Из предложений 1-4 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

43. Из предложений 4-7 укажите такое, в котором есть деепричастие.

44. Из предложений 5, 6 выпишите причастия совершенного вида.

45. Из предложений 10-13 выпишите страдательное причастие.

46. Из предложений 14-16 выпишите деепричастие.

47. Из предложения 20 выпишите деепричастие.

48. Из предложений 20-22 укажите такое, в котором есть краткое причастие.

49. Из предложений 25-30 укажите такое, в котором есть деепричастие несовершенного вида.

50. Из предложений 30-33 выпишите страдательные причастия.

51. Среди предложений 33-36 выпишите краткое причастие.

52. Среди предложений 37-41 укажите такое, в котором есть деепричастие.

Текст

(1)Если вы хотите укрепить здоровье, закалиться и попра­виться, послушайте советы опытных физкультурников и про­верьте их.

(2)Не ждите, пока выдастся теплый день. (2)Он может скоро и не выдаться. (3)Начинайте заниматься физкультурой в любую погоду. (4)А вот обтираться лучше всего начинать в мае месяце. (5)Для этого научитесь не бояться комнатного воздуха, не мень­ше месяца приучайтесь к прохладе и занимайтесь гимнастикой в хорошо проветренной комнате. (6)Если вам удастся легко преодолеть воздушное закаливание, то и водное должно хорошо удаться.

(7)Остерегайтесь поддаться соблазну сразу обливаться хо­лодной водой. (8)Тот из вас, кто не поддастся этому, сумеет в те­чение небольшого отрезка времени перейти от обтирания ком­натной водой к душевым процедурам, а затем переключиться и на холодные ванны.

(9)Старайтесь особенно активно использовать летнее время (10)Ранним утром отправьтесь к речке. (11)Позаботьтесь о еде: после купания аппетит особенно хорош.

(12)Около речки присядьте на песчаный бережок, отдохните (13)Спрячьте в прохладное место ваш завтрак. (14)Разденьтесь, пробежитесь по бережку несколько раз, затем бросьтесь в воду (15)Никогда не бойтесь окунуться сразу, не мучьте себя посте­пенным водяным охлаждением. (16)Не бойтесь простудиться, оставьте ваши страхи, обнаружьте силу воли! (17)Вы ведь уже зимой приучили себя к прохладе и водным обтираниям.

(18)Вас обдаст здоровым холодком, но не трусьте, отправь­тесь вплавь к другому бережку. (19)Через несколько минут тело ваше загорится приятным, радостным теплом. (20)Как следует изучите дно реки, пруда или озера, отметьте все глубокие места и никогда не лезьте в прибрежные камышовые заросли или в осоку: можно порезаться. (21)Несмотря на большое желание, по­началу плавайте недолго. (22)После купания лягте на горячем песчаном бережку.

(23)Если вы систематически будете купаться, то станете сильным, выносливым, перестанете бояться охлаждения, простуды. (24)Думайте о своем здоровье и закаляйте его!

(По Н.С. Волгиной)

53. Из предложений 1-5 выпишите предлоги.

54. Из предложений 6-9 выпишите производный предлог.

55. Укажите значение предлога ОКОЛО из предложения 12.

56. Из предложений 17-23 выпишите производный предлог.

57. Из предложений 23 и 24 выпишите непроизводный предлог.

Текст

(1)Можно по-разному определять цель своего существова­ния, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.

(2)Надо иметь принципы в жизни. (3)Хорошо их даже изло­жить в дневнике. (4)Но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только.

(5)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. (6)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

(7)В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

(8)Точка отсчета; так вот, задача каждого человека и в круп­ном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. (9)И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. (10)Но главным образом - окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уро­вень счастья можно повысить просто, легко, без забот. (11)А кро­ме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и все­го человечества, в конце концов. (12)Способы различные, но для каждого что-то доступно. (13)Если недоступно решение государ­ственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. (14)У каждого есть такая воз­можность. (15)Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. (16)Творчество тоже можно творить. (17)Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. (18)Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозри­тельности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. (19)Вот это и есть творчество.

(20)Творчество - оно беспрерывно. (21)Так что жизнь - это и есть вечное созидание. (22)Человек рождается и оставляет по себе память. (23)Какую он оставит о себе память? (24)Об этом нужно заботитъся уже не только с определенного возраста, но и, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в лю­бой миг. (25)И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

(Д.С.Лихачев)

58. Из предложений 1-4 выпишите союзы.

59. Из предложений 5-7 выпишите подчинительные союзы.

60. Из предложений 9 и 10 выпишите противительный союз.

61. Из предложения 13 выпишите составной союз.

62. Из предложения 15 выпишите подчинительные союзы.

63. Из предложения 16 выпишите союз.

Текст

(1)Только миновав дремучие заросли, мы перешли вброд речонку, на берегу которой заметили следы углежога. (2)Вот ступенчатый склон. (3)Как он интересно сложен, по-видимому, ис­кусным каменщиком. (4)Скоро увидели домишко с крышей из оцинкованного железа, а вот и ветхий дощатый заборишко, за ко­торым видны молодые вишенки и яблоньки. (5)Тут же находилось и все немудреное хозяйство: десяток кур и воинственный петушишка, взлетевший зачем-то на крыльцо. (6)Робко и не надеясь, что кто-то захочет призреть незваных и нежданных гостей, мы постучали в дверь, обшитую циновкой. (7)Неужели мы можем рассчитывать на теплый прием? (8)Но хозяева приняли нас радушно. (9)Хозяйка Мария Саввична потчевала то топленым моло­ком, то печеной в золе картошкой и все не уставала нянчиться с нами. (10)(Ах, как это было ей приятно!) (11)Хозяин Филипп Кузьмич охотно рассказывал о своем хозяйстве, где он зная, ка­залось, каждое из своих бессчетных деревьев. (12)Скоро пришел его сын, застенчивый парень-стажер, который хочет быть преем­ником отца. (13)(Пускай перенимает отцовский опыт!) (14)У Фе­дора (так звали сына лесника) оказалось много граммофонных пластинок, и мы с удовольствием слушали музыку в грамзаписи.

(15)У отворенного окна лежали аккуратно сложенные свеже­выстроганные топорища, и от них в течение ночи шел сильный пряный запах.

(16)Наутро мы изъявили благодарность хозяевам и отправились в путь, рассчитывая к вечеру быть на базе.

(По А. Опришко)

64. Из предложения 1 и 2 выпишите частицу со значением ограничения.

65. Из предложения 1 и 2 выпишите частицу со значением ука­зания.

66. Из предложений 3-5 выпишите частицу со значением восклицания.

67. Из предложений 4 и 5 выпишите модальную частицу

68. Из предложений 6-8 выпишите частицу со значением вопроса.

69. Из предложений 9-12 выпишите междометие.

70. Из предложения 13 выпишите формообразующую частицу.

Задание В3

Текст 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.