КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Михаил Пришвин
(1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. (2)Михаил Михайлович Пришвин - это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома - в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба, — звали его просто «Михалычем». (3)И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине». (4)Жизнь Пришвина — пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». (5)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (6)Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник. (7)Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (8)Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (9)На это у него просто не хватило бы времени. (10)Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой. (11)Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал. (12)Для таких мастеров, как Пришвин, для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни. (13)А этих листьев падает множество. (14)Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя - те мысли, о каких Пришвин говорил, что они падают, как листья, без всяких усилий! (15)Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. (16)Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же, как и Пришвин, умевший наделять природу окраской человеческих дум и настроений. (17)Чем это объяснить? (18)Очевидно, тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, - очень русская, очень простая и небогатая. (19)И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости, и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. (20)На простоте яснее видна прелесть родной земли, острее делается взгляд и собраннее мысль. (К. Паустовский) 16. Среди предложений 1-3 укажите такое, в котором есть составное глагольное сказуемое. 17. Среди предложений 1-3 укажите такое, в котором есть составное именное сказуемое. 18. Укажите тап сказуемого в предложении 5. 19. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу. 20. Выпишите из каждого простого предложения, входящего в состав сложного предложения 11, подлежащее. 21. Какой частью речи выражено подлежащее СКОЛЬКО в предложении 14? 22. Укажите тип сказуемого в предложении 15. 23. Среди предложений 15-19 укажите неполное предложение или такое сложное предложение, в состав которого входит неполное. Задание В5 Текст (1)Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой... (2)Может быть, мы правы? (3)Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. (4)Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. (5)А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена. (6)То ли дело «волшебница зима»: все блестит, весело как-то, свободно — и по льду через речку можно перебежать, и с горы вмиг на лыжах слететь, как на крыльях... (7)Или лето: тепло, вольно; и в лесу и в поле — везде полежать и побродить можно. (8)Весной хоть грязно бывает, зато солнце такое веселое. (9)И так удивительно, когда голые деревья вдруг вспыхивают нежной зеленью... (10)Ну а осень? (11)Что в ней хорошего? (12)Путешествие в осень помогут совершить живопись, музыка, стихи. (13)Художники - искатели красоты. (14)Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны. (15)Каждый из них находит для осени свои краски. (16)Да и сама осень так разнообразна! (17)Осень красок. (18)Осень ветров, осень дождей. (19)Каждая пора прекрасна по-своему, но и в природе они не разграничены четко. (20)В мирную осень, полную красок, вдруг врываются дожди и ветры. (21)Но золото осени еще не тускнеет. (22)И после дождя она полна свежести и сияния. (23)Даже лужи прозрачны: золотые звезды кленовых листьев делают их похожими на ночное небо. (24)Да и поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет еще долго. (25)Но все же можно сказать, что есть три осени: осень красок, осень ветров, осень дождей. (26)Начинается осень с особенной тишины. (27)Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. (28)Все дела завершены; людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов и начинают собираться на юг, белки заготовили на зиму в уютном дупле много припасов. (29)И природа отдыхает. (30)Отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. (31)Эта мягкая задумчивость и тишина осени близка поэту А.К. Толстому. (32)Эту же тишину и ясную радость отдыха лучше всего передал на своих полотнах художник Левитан. (33)А помните стихотворение Тютчева, созвучное картине Левитана «Золотая осень». (34)Оно не повторяет ее, ибо близнецов в искусстве не бывает, так близко ей по настроению. (35)Ранняя осень заворожила многих художников. (36)Поленов тоже писал много картин об осени. (37)Среди них «Золотая осень», от которой веет такой же тишиной. (38)Но что-то в ней настораживает. (39)Отчего это? (40)Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. (41)Но плавное течение реки, не поддается легким ритмам. (42)Река уже подчинилась осени. (43)Неравномерность движения ее так ясно чувствуется в чуткой тишине и рождает тревогу. (По В. Маранцману) 1. Среди предложений 1-6 найдите предложение с вводным словосочетанием. 2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными сказуемыми. 3. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. 4. Среди предложений 7-12 найдите предложение с однородными дополнениями. 5. Среди предложений 13-21 найдите предложение с обособленным определением. 6. Среди предложений 22-25 найдите предложение с обособленным определением. 7. Среди предложений 29-34 найдите предложение с обособленным определением. Текст (1)Море уходит на сотни миль в черно-свинцовые дали. (2)Но нам не видно ни одного огонька, и не слышно ни одного всплеска. (3)Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (4)Здесь обрывается земля. (5)И поэтому кажется удивительным, что в доме спокойно горит свет, поет радио, мягкие ковры заглушают шаги, а на столах лежат раскрытые книги и рукописи. (6)Там, к западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы лежит, маленький рыбачий поселок. (7)Обыкновенный рыбачий поселок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с черными моторками, вытащенными на песок и доверчивыми собаками с косматой шерстью. (8)В поселке этом сотни лет живут латышские рыбаки. (9)Поколения сменяют друг друга. (10)Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обветренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжелые платки. (11)Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами. (12)Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. (13)И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. (14)Особенно осенью, когда Балтика свирепствует от штормов и кипит холодной пеной, как чертов котел. (15)Но сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, все равно надо и дальше делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и отцами. (16)Уступать морю нельзя. (17)В море около поселка лежит большой гранитный валун. (18)На нем еще давно рыбаки высекли надпись: (19)«В память всех, кто погиб и погибнет в море». (20)Эту надпись видно издалека. (21)Эта надпись мне показалась печальной, как все эпитафии. (22)Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал: (23)«Наоборот. (24)Это очень мужественная надпись. (25)Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать свое дело». (26)Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. (27)Для меня эта надпись звучит примерно так: (28)«В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море». (29)Я согласился и подумал, что этот же эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде. (30)Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. (31)Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать свое дело, завещанное предшественниками и доверенное современниками. (32)Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа. (33)Писательство не ремесло и не занятие. (34)Писательство - призвание. (35)Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. (36)Слово «призвание» родилось от слова «зов». (37)Человека никогда не призывают к ремесленничеству. (38)Призывают его только к выполнению долга. (39)Что же принуждает писателя к его прекрасному, но мучительному труду? (40)Прежде всего - зов собственного сердца. (41)Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. (42)Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. (43)Писателем человек становится не только по зову сердца. (44)Голос сердца чаще всего мы слышим в юности, когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам мир наших чувств. (К. Паустовский) 8. Среди предложений 1-5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. 9. Среди предложений 1-7 укажите предложение с уточняющим обособленным членом предложения. 10. Среди предложений 6-11 укажите простое(-ые) предложение(-я), осложненное(-ые) обособленным(-ми) определением(-ями), выраженным(-ми) причастным оборотом. 11. Среди предложений 12-33 укажите предложение с однородными причастными оборотами. 12. Среди предложений 32-36 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 13. Среди предложений 37-44 укажите предложение с однородными подлежащими. Текст
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |