Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Михаил Пришвин




(1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к чело­веку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

(2)Михаил Михайлович Пришвин - это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома - в избах объ­ездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба, — звали его просто «Михалычем». (3)И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».

(4)Жизнь Пришвина — пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только «по велению сердца». (5)В таком образе жизни заключается ве­личайший здравый смысл. (6)Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обо­гатитель и художник.

(7)Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (8)Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (9)На это у него просто не хватило бы времени. (10)Природа требует пристально­го глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой.

(11)Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал.

(12)Для таких мастеров, как Пришвин, для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни. (13)А этих листьев падает множество. (14)Сколько же листьев упало, унося с собой невы­сказанные мысли писателя - те мысли, о каких Пришвин гово­рил, что они падают, как листья, без всяких усилий!

(15)Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. (16)Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же, как и Пришвин, умевший наделять природу окраской человеческих дум и настроений.

(17)Чем это объяснить? (18)Очевидно, тем, что природа вос­точной части Орловщины, природа вокруг Ельца, - очень рус­ская, очень простая и небогатая. (19)И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости, и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. (20)На простоте яснее видна прелесть род­ной земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.

(К. Паустовский)

16. Среди предложений 1-3 укажите такое, в котором есть составное глагольное сказуемое.

17. Среди предложений 1-3 укажите такое, в котором есть составное именное сказуемое.

18. Укажите тап сказуемого в предложении 5.

19. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.

20. Выпишите из каждого простого предложения, входящего в состав сложного предложения 11, подлежащее.

21. Какой частью речи выражено подлежащее СКОЛЬКО в предложении 14?

22. Укажите тип сказуемого в предложении 15.

23. Среди предложений 15-19 укажите неполное предложение или такое сложное предложение, в состав которого входит неполное.

Задание В5

Текст

(1)Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскли­вой порой... (2)Может быть, мы правы? (3)Осенью короче ста­новятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. (4)Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. (5)А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена.

(6)То ли дело «волшебница зима»: все блестит, весело как-то, свободно — и по льду через речку можно перебежать, и с горы вмиг на лыжах слететь, как на крыльях...

(7)Или лето: тепло, вольно; и в лесу и в поле — везде поле­жать и побродить можно.

(8)Весной хоть грязно бывает, зато солнце такое веселое. (9)И так удивительно, когда голые деревья вдруг вспыхивают нежной зеленью...

(10)Ну а осень? (11)Что в ней хорошего? (12)Путешествие в осень помогут совершить живопись, музыка, стихи.

(13)Художники - искатели красоты. (14)Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушны. (15)Каждый из них находит для осени свои краски. (16)Да и сама осень так разнообразна! (17)Осень красок. (18)Осень ветров, осень дождей. (19)Каждая пора прекрасна по-своему, но и в при­роде они не разграничены четко. (20)В мирную осень, полную красок, вдруг врываются дожди и ветры. (21)Но золото осени еще не тускнеет. (22)И после дождя она полна свежести и сия­ния. (23)Даже лужи прозрачны: золотые звезды кленовых листь­ев делают их похожими на ночное небо. (24)Да и поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет еще долго. (25)Но все же можно сказать, что есть три осени: осень красок, осень ветров, осень дождей.

(26)Начинается осень с особенной тишины. (27)Тишина та­кая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. (28)Все дела завершены; людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов и начинают собираться на юг, белки за­готовили на зиму в уютном дупле много припасов. (29)И приро­да отдыхает. (30)Отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойно­го лета, от стремительных и гулких августовских гроз.

(31)Эта мягкая задумчивость и тишина осени близка поэту А.К. Толстому. (32)Эту же тишину и ясную радость отдыха луч­ше всего передал на своих полотнах художник Левитан. (33)А помните стихотворение Тютчева, созвучное картине Левитана «Золотая осень». (34)Оно не повторяет ее, ибо близнецов в ис­кусстве не бывает, так близко ей по настроению.

(35)Ранняя осень заворожила многих художников. (36)Поленов тоже писал много картин об осени. (37)Среди них «Золо­тая осень», от которой веет такой же тишиной. (38)Но что-то в ней настораживает. (39)Отчего это? (40)Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремитель­но и зовет вдаль. (41)Но плавное течение реки, не поддается легким ритмам. (42)Река уже подчинилась осени. (43)Неравномерность движения ее так ясно чувствуется в чуткой тишине и рождает тревогу.

(По В. Маранцману)

1. Среди предложений 1-6 найдите предложение с вводным словосочетанием.

2. Среди предложений 1-6 найдите предложение с однород­ными сказуемыми.

3. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обоб­щающим словом при однородных членах.

4. Среди предложений 7-12 найдите предложение с одно­родными дополнениями.

5. Среди предложений 13-21 найдите предложение с обо­собленным определением.

6. Среди предложений 22-25 найдите предложение с обо­собленным определением.

7. Среди предложений 29-34 найдите предложение с обо­собленным определением.

Текст

(1)Море уходит на сотни миль в черно-свинцовые дали. (2)Но нам не видно ни одного огонька, и не слышно ни одного всплеска.

(3)Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю ту­манной бездны. (4)Здесь обрывается земля. (5)И поэтому кажет­ся удивительным, что в доме спокойно горит свет, поет радио, мягкие ковры заглушают шаги, а на столах лежат раскрытые книги и рукописи.

(6)Там, к западу, в сторону Вентспилса, за слоем мглы лежит, маленький рыбачий поселок. (7)Обыкновенный рыбачий поселок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким ды­мом из труб, с черными моторками, вытащенными на песок и доверчивыми собаками с косматой шерстью.

(8)В поселке этом сотни лет живут латышские рыбаки. (9)Поколения сменяют друг друга. (10)Светловолосые девушки с застенчивыми глазами и певучим говором становятся обвет­ренными, кряжистыми старухами, закутанными в тяжелые плат­ки. (11)Румяные юноши в щегольских кепках превращаются в щетинистых стариков с невозмутимыми глазами.

(12)Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. (13)И так же, как и сотни лет назад, не все возвращают­ся обратно. (14)Особенно осенью, когда Балтика свирепствует от штормов и кипит холодной пеной, как чертов котел.

(15)Но сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнают о гибели своих товарищей, все равно надо и дальше делать свое дело - опасное и тяжелое, завещанное дедами и от­цами. (16)Уступать морю нельзя.

(17)В море около поселка лежит большой гранитный валун. (18)На нем еще давно рыбаки высекли надпись: (19)«В память всех, кто погиб и погибнет в море». (20)Эту надпись видно изда­лека.

(21)Эта надпись мне показалась печальной, как все эпита­фии. (22)Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал:

(23)«Наоборот. (24)Это очень мужественная надпись. (25)Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать свое дело». (26)Я бы поставил эту надпись эпигра­фом к любой книге о человеческом труде и упорстве. (27)Для меня эта надпись звучит примерно так: (28)«В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».

(29)Я согласился и подумал, что этот же эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.

(30)Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгода­ми и отступить перед преградами. (31)Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать свое дело, завещанное предшествен­никами и доверенное современниками. (32)Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

(33)Писательство не ремесло и не занятие. (34)Писательство - призвание. (35)Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл.

(36)Слово «призвание» родилось от слова «зов».

(37)Человека никогда не призывают к ремесленничеству. (38)Призывают его только к выполнению долга.

(39)Что же принуждает писателя к его прекрасному, но му­чительному труду?

(40)Прежде всего - зов собственного сердца. (41)Голос со­вести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю про­жить на земле, как пустоцвет, и не передать людям всего огром­ного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого.

(42)Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

(43)Писателем человек становится не только по зову сердца. (44)Голос сердца чаще всего мы слышим в юности, когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам мир наших чувств.

(К. Паустовский)

8. Среди предложений 1-5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.

9. Среди предложений 1-7 укажите предложение с уточняющим обособленным членом предложения.

10. Среди предложений 6-11 укажите простое(-ые) предложение(-я), осложненное(-ые) обособленным(-ми) определением(-ями), выраженным(-ми) причастным оборотом.

11. Среди предложений 12-33 укажите предложение с однородными причастными оборотами.

12. Среди предложений 32-36 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

13. Среди предложений 37-44 укажите предложение с однородными подлежащими.

Текст




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.