Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Утечка мозгов — беда или удача?




(1)В один и тот же день центральные газеты ударили в набат по одному и тому же поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема. (3)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала — даже президент выразил тревогу.

(5)Говорят, из России уезжают самые одаренные — доктора наук, кандидаты, аспиранты. (6)Говорят, отставание и в культу­ре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (7)Говорят, через пару поколе­ний... (8)Впрочем, стоит ли повторяться? (9)Все слышали, что говорят.

(10)Теперь вопрос: а что делать? (11)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (12)Или повы­сить нашим умникам зарплаты раза в двадцать два? (13)Оно бы и не плохо — да где деньги?

(14)Видите, сколько вопросов.

(15)Однако оптимизм ситуации в том, что на свете не одна страна, а двести. (16)Многие из них нашими нынешними простуда­ми переболели и живыми остались. (17)Так что есть к кому обра­титься за опытом.

(18)Вот, например, Турция. (19)Мозги из нее вот уже несколько десятилетий назад начали утекать со страшной разрушительной си­лой в масштабах, которые нам пока что и не снились. (20)Нищие турки, запрятав поглубже свои дипломы, мели мостовые в Берлине, горбатились на стройках в Стокгольме, убирали гостиничные номе­ра в Вене и Цюрихе. (21)Не тысячи, не сотни тысяч — миллионы турецких гастарбайтеров, оставив за спиной бедную родину, запол­няли в сытой Европе рабочие места, которыми местные чистюли брезговали.

(22)Ну, и как существует нынче эта бедняжка Турция? (23)Существует она вот как: промышленность и сельское хозяйство сделали резкий рывок, в стране строительный бум, а в сфере туриз­ма Турция вошла в число мировых лидеров.

(24)Как это случилось? (25)Вопреки утечке мозгов?

(26)Не вопреки — благодаря.

(27)Дело в том, что смышленые турецкие гастарбайтеры в бла­гополучных европейских державах не только зарабатывали на хлеб себе — они учились. (28)Год, проведенный в чужой стране, это как минимум курс университета. (29)Турецкие мужики не просто таска­ли кирпичи на стройках Италии или Бельгии — они перенимали са­мые передовые методы строительства, овладевали качеством рабо­ты, еще не известным на родине. (30)И домой они привозили не одни лишь деньги, скопленные по грошу, но и нечто куда более цен­ное — опыт.

(31)В течение нескольких веков мозги утекали из Англии: самая смелая, самая предприимчивая, самая авантюрная молодежь уст­ремлялась в Америку, в Канаду, в Южную Африку, в Индию и в со­всем уж далекую Австралию. (32)Потом все колонии и отделились, от владычицы морей остался лишь компактный островок на краю Европы. (33)И — очень высоким жизненный уровень. (34)И — эко­номические связи со всем белым светом. (35)И — счастливейшая возможность объехать мир, везде говоря на родном английском.

(36)А Китай? (37)Как вы думаете: сумел бы он добиться нынешних успехов в экономике, если бы не двадцать, или тридцать или пятьдесят миллионов эмигрантов, которые помогли историче­ской родине не столько капиталами, сколько умением вести бизнес в десятках как развитых, так и экзотических, но по-своему перспек­тивных странах?

(38)Ну а наша Россия? (39)Чем реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?

(40)На этом имеет смысл остановиться подробней.

(4])Прежде всего — кто уезжает? (42)Мысль, что родину поки­дают самые талантливые, кажется мне более чем спорной. (43)Если говорить об искусстве, называют десяток прекрасных имен: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксенов, Тарковский, Солженицын, Нуриев, Войнович, Владимов. (44)Но, во-первых, практически всех их где силой, где подлостью выдавили из страны. (45)Во-вторых, из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (46)А в-третьих, почти все, дожившие до краха диктатуры, вернулись на родину. (47)Если же говорить о науке... (48)Попробуйте назвать пять имен ученых высшего класса, которые эмигрировали, — вряд ли что получится. (49)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одаренные сверст­ники, кто не смог реализовать себя дома — словом, научные работ­ники второго, третьего, пятого ряда. (50)Конечно, покидали страну и подлинно талантливые. (51)Но вспыхнула ли среди российских ученых-эмигрантов хоть одна суперзвезда?

(52)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия рос­сийской культуры в мир. (53)Во многом исправляется тяжкая ошиб­ка семи десятилетий диктатуры.

(54)В течение трех четвертей века у великой мировой державы фактически не было диаспоры — зарубежные соотечественники числились в дезертирах, предателях, врагах отечества. (55)От них ждали только вреда — и им вредили, как могли. (56)Не говорю уж о том, что их сторонились, как прокаженных. (57)Теперь у России, наконец, появилась диаспора — и не маленькая, не слабая. (58)Думается, одна из главных наших нынешних задач — максимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.

(59)А как быть с теми, кто уезжает сегодня или уедет завтра?

(60)Наверное, так же, как соседи и сослуживцы поступают с пе­риферийными работниками, которых приглашают на работу в центр: свой человек в столице еще никому не вредил. (61)Так что провожать их следует, как лучших друзей, радоваться их успехам, гордиться их достижениями и регулярно звать в гости — читать лекции, делиться опытом. (62)А если захотят вернуться — помогать всем, чем можем. (63)И считать, что каждый новый соотечествен­ник за границей — это еще одна форточка в большой мир...

(64)Мозги из страны утекают только тогда, когда за их владель­цем наглухо захлопывается дверь.

(По Л. Жуховицкому)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, про­пущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Проблема утечки мозгов из страны волнует многих, её обсуждают со всех сторон, о чём свидетельствует_______ (5, 6, 7 предложения). Прежнее враждебное отношение нашей державы к зарубежным соотечественникам передают______ («дезертиры, предатели, враги отечества») и ____(«сторонились, как прокаженных»). Автор не согласен с подобной оценкой, и_______(«тяжкая ошибка») подчеркивает остроту этой общественно-политической проблемы. Но время меняются, и_______ («форточка в большой мир») помогает читателю увидеть современное отношение к русским эмигрантам.

Список терминов:

1) гротеск

2) риторические вопросы

3) оксиморон

4) парцелляция

5) синтаксический параллелизм

6) метафора

7) эпитет

8) сравнение

9) инверсия

10) эпифора

11) однородные члены предложения

 

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Текст 1

Прочитайте тест и выполните задания 1-12

(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призвание всегда связано с боль­шой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поис­тине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежед­невно переживаемой им драме личной борьбы с интеллекту­альной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохране­ние, постоянное обновление, исправление, пересмотр резуль­татов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполага­ет смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой занимать­ся необходимо. (8)Исследовательская деятельность - мудрый педагог - воспитывает личность, развивает память и наблюда­тельность, точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше об­ществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой за­ниматься [...]. (13)Во-первых, потому, что преодолённая труд­ность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счас­тье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что иссле­довательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удоволь­ствие от самой черновой, собственноручно выполняемой рабо­ты.

(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17) «Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» - спросили одного учёного. (18) «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», - ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли... Музей червей, там посетителям предла­гают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лаби­ринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы горди­лись бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказы­вали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь нача­лось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.

(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и ра­дость от труда, сразу же - радость, не тогда, когда плоды и ре­зультаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожида­нии их и выращивании.

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных не приятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание - любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладе­вает пострадавшим сознанием.

(По В. Харченко)

1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложе­нии 12?

1) легко

2) тщетно

3) неприятно

4) приятно

2. Какой(-ие) тип(-ы)речи представлен(-ы) в предложениях 11 -15?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

3. Укажите, в каком значении употребляется слово ИСКУС­НЫЙ (предложение 29).

1) обладающий высоким мастерством

2) выполненный с большим умением и тонкостью

3) сделанный наподобие настоящего, природного

4) хорошо развитый, способный выполнять сложные задачи

4. Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ (предложение 4).

5. Из предложений 16-18 выпишите все союзы.

6. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕ­ЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).

7. Среди предложений 18-23 найдите сложное, частью кото­рого является(-ются) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого сложного предло­жения.

8. Среди предложений 4-10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 2-10 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

10. Среди предложений 4-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1-10.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из спис­ка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они запи­саны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой кле­точки.

«Автор статьи широко употребляет разнообразные синтаксические средства выразительности: такой приём, как______(предложения 20-23), и_____(предложения 8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства выразительности, как________(предложения 1, 6, 7,11,12) и________(«испытать сладость победы», «не позволять властвовать» и т.п.)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) литота

3) экспрессивный повтор

4) ирония

5) парцелляция

6) диалектизм

7) книжная лексика

8) диалог с читателем

9) восклицательные предложения

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргу­мента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается..

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 2

Прочитайте тест и выполните задания 1-12

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледенев­шей лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной рай­онной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо крича­щие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках из­мученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение лю­дей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недоволь­ство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12) «Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, го­лова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действо­вать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взгля­нула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в кори­дор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пять­десят рублей.

- (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в кар­ман халата.

- (21)Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

- (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряже­ния, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то не­свежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш до­верчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

- (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!

(30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пы­тался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь рас­пахнулась, и медсестра звонко крикнула:

- (33)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Ники­тин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

- (36)Никитин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

- (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я ото­шёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинто­ванной ручкой.

- (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди...

(По К. Акулинину)

1. Какое значение имеет описанный эпизод для автора текста?

1) Автор текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги.

2) Автор текста ощущает свою потерянность перед увиденным.

3) Автор текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно.

4) Очередь к врачу становится для автора текста испытанием на нравственную прочность.

2. Какой(-ие) тип(-ы)речи представлен(-ы) в предложениях 24-44?

1) рассуждение

2) описание

3) повествование и описание

4) повествование и рассуждение

3. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1)10 2)14 3)16 4)4

4. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ (предложение 7).

5. Из предложения 16 выпишите все предлоги.

6. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ (предложение 25).

7. Среди предложений 14-24 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого пред­ложения.

8. Среди предложений 21-31 найдите предложение с необособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 17-35 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.

10. Среди предложений 24-28 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным в рассказе К. Акулинина._______(«лампочка... разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении 24),______«женщины,... старики, старшеклассницы»),_______(«пушистую головку», «доверчивыми глазами») - все эти средства выразительности не случайны в тексте, как не случайны и_______, которые обусловлены включением в текст диалога.»

Список терминов:

1) антитеза

2) оксюморон

3) разговорные синтаксические конструкции

4) эпитет

5) диалектизмы

6) гипербола

7) градация

8) ряд однородных членов

9) метафора

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргу­мента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 3

Прочитайте тест и выполните задания 1-12

(1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, по­мнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двад­цатом веке - письма! (3)Как будто нет телеграфа и телефона. (4)Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рас­сказать, что нового у тебя.

(5)Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далёка», и «Письма русского путешественника». (6)Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и напи­сал два тома писем! (7)Тогда как во время современного пере­лета из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете и благополучном призем­лении. (8)Два слова вместо двух томов - вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.

(9)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомо­били и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10)Но произошёл уди­вительный парадокс. (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услуга­ми техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12)Да боже мой!

(13)Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14)По огневой уничтожающей и все­возможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15)Но вот вопрос, сделала ли техника бо­лее могучим просто человека, одного человека, человека как такового?

(16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17)Но это всё - мы. (18)Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реак­ций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра - про­сто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могуществен­нее всех своих предшественников по планете Земля?

(19)Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол каждый чело­век садится в отдельности.

(В. Солоухин)

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1)8 2)9 3) 16 4) 19

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический стиль; рассуждение

3) художественный стиль; описание

4) научный стиль; рассуждение

3. В каком, из перечисленных предложений есть фразеологизм?

1)1 2)2 3)11 4)16

4. В каком из перечисленных предложений использована антитеза?

1) 10 2) 13 3) 18 4) 19

5. Из предложений 6-7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксалъным способом.

6. Из предложения 7 выпишите все союзы.

7. Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

8. Среди предложений первого и второго абзацев найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

9. В первом и втором абзацах найдите предложения со вставными и вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

10. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

11. Среди предложений 16-18 найдите предложение, в котором контекстный антоним служит средством связи с предыдущим предложением.

12. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в 1-3 абзацах текста. (Цифры пишите в порядке возрастания.)

1) риторическое восклицание

2) градация

3) аллегория

4) эпитеты

5) ряды однородных членов

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргу­мента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст 4

Прочитайте тест и выполните задания 1-12

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, нена­стную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые со­звездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасатель­ные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушён­ные ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антен­нами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бес­страшные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вооб­ще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения при­роды, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старо­модность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасо­ва, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не толь­ко вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глуби­ной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучитель­но ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного че­ловека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чув­ство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощу­щение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у дру­гих наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины!

(По В. Конецкому)

1. В каких предложениях автор открыто высказывает свою точку зрения на предназначение искусства?

1) 3, 4 2) 11, 13 3) 17, 18 4) 20,23

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи редставлен(-ы) в предложениях 21-25?

1)рассуждение и описание

2)рассуждение и повествование

3)рассуждение

4)повествование

3. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?

1)усталые (предложение 4)

2)белые (предложение 8)

3)пробуждение (предложение 15)

4)скрывается (предложение 17)

4. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксалъным способом.

5. Из предложений 21-23 выпишите все предлоги.

6. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочета­ние со связью ПРИМЫКАНИЕ.

7. Среди предложений 16—23 найдите сложное, все части ко­торого являются односоставными безличными предложениями. На­пишите номер этого сложного предложения.

8. Среди предложений 1-10 найдите предложение с обо­собленным приложением. Напишите номер этого предложе­ния.

9. Среди предложений 10-19 найдите сложноподчинённое пред­ложение, в котором есть однородные придаточные. Напишите но­мер этого сложного предложения.

10. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое соединя­ется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как_______(«деревья проснулись»), _________(«вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов...» в предложении 11) и_________(«пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как_______(предложение 25).»

Список терминов:

1)лексический повтор

2)олицетворение

3)синтаксический параллелизм

4)парцелляция

5)эпитет

6)литота

7)просторечное слово

8)риторическое обращение

9)сравнительный оборот

10)риторическое восклицание

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргу­мента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Текст 5

Прочитайте тест и выполните задания 1-15

(1)Выросла рябинка при дороге.

(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обо­чине, у высокого дощатого забора. (3)Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окра­шенных. (6)Деревце запылало, как костёр на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись на­встречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длин­ные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

(8)Шла мимо девочка.

(9)Увидела рябинку, поахала.

(10) - Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12)И она была по-своему права.

(13)Ехал на машине усатый дядька.

(14) - Ух ты... (15)Прямо картинка... (16) Шикарно!

(17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки ряби­ны так и затрещали под его сильной рукой.

(19) - Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20)Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21)Под вечер шли туристы.

(22) - Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23)Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24)3ря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25)Мы народ организованный, должны подавать пример...

(26)Шёл в сумерках влюблённый.

(27) - Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, ко­торую никто, видимо, не смог достать. (30)Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31)Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет...

(32)А Люсенька обрадуется.

(33)На другой день приехал хозяйственник.

(34) - Что это ещё за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) - Убрать. (36)Срубить. (37)А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39)В этой истории все правы. (40)Виноватых нет. (41)Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)

1. Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний.

1) У каждого человека своя правда.

2) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

3) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

4) Надо беречь красоту.

2. Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?

1)11 2) 19 3)25 4) 37

3. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль; повествование

2) разговорный стиль; повествование

3) художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения

4) разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием.

4. Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении?

1) согнулись (предложение 5)

2) запылало (предложение 6)

3) смеялись (предложение 7)

3) протягивали (предложение 7)

5. Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?

1)2 и 3 2)5 и 6 3)9 и 10 4) 13 и 17

6. В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?

1)1 2)4 3)19 4)29

7. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ОРГАНИЗОВАННЫЙ в предложении 25.

8. Из предложения 7 выпишите производный предлог.

9. Среди предложений 1-5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер этого предложения.

10. Из предложений 8—10 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.

11. Среди предложений 28-41 найди нераспространённое(-ые) безличное(-ые) предложение(-я). Напишите его(их) номер(а).

12. В первых трёх абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите его (их) номер(а).

13. В первых трех абзацах текста (№ 1-7) найдите предложение(-я),в котором есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.

14. Сколько придаточных в предложении 7?

15. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргу­мента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 4426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.215 сек.